Работа 1. Диагностика утомления
Стр 1 из 2Следующая ⇒ УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ для студентов лечебно-профилактического, педиатрического, стоматологического, фармацевтического факультетов
Тема занятия: ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НОТ
Цель занятия: Знакомство с основными составляющими научной организации труда, изучение физиологических и эргономических аспектов НОТ.
Продолжительность занятия: 4 часа.
Задачи занятия: 1. Научиться оценивать тяжесть и напряженность труда. 2. Освоить фотогониметрическукю методику оценки рабочих поз. 3. Приобрести навыки по рациональной организации трудового процесса.
Литература для самостоятельной работы: 1. Общая гигиена. Г.И.Румянцев и др., 1985, с.393-398. 2. Общая гигиена. Г.И.Румянцев и др., 2001, с.483-494. 3. Общая гигиена. А.А.Минх, 1984, с.
Оснащение занятия: 1. Учебное задание. 2. Список профессиональных заболеваний 3. Фотографии для оценки рабочей позы (по количеству студентов). 4. Комплект для составления эпюр (линейка, транспортир, калька). 5. Корректурные таблицы Анфимова.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Успешность работы зависит от правильной организации труда на производстве и в учреждениях, в том числе и лечебно-профилактических. Научная организация труда (НОТ) – это комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию трудового процесса. НОТ основывается на достижениях науки, в том числе гигиены, физиологии, психологии и передовом опыте. Правильно организованный трудовой процесс позволяет наилучшим образом использовать технику и людей, сократить потери рабочего времени, создать благоприятные условия для работы, это и способствует повышению работоспособности (способность выполнять определенное количество работы заданного качества) и производительности труда.
Как уже отмечалось, НОТ – комплекс мероприятий различного характера. Условно можно выделить следующие направления (слагаемые) НОТ: технические, экономические, организационные, гигиенические, эстетические, психологические, физиологические, эргономические.
Эстетические мероприятия – это цветовое оформление производственных помещений и художественное конструирование оборудования. Техническая эстетика занимается вопросами выбора и применения оптимальных цветов, то есть созданием цветового климата. В основном это группа цветов, имеющих малую насыщенность и сравнительно большой коэффициент отражения. Путем эстетического оформления обстановки можно целенаправленно воздействовать на формирование эмоционального положительного отношения к труду. Французский ученый М.Дереньер разработал специальную классификацию действия разного цвета на настроение человека: оранжевый – бодрит, стимулирует к активной деятельности; голубой и синий - освежает, уменьшает физическое напряжение, может регулировать ритм дыхания, успокаивает работу сердца; красный – возбуждает, привлекает внимание к окружающему миру; желтый – располагает к хорошему настроению; зеленый – цвет покоя и свежести, успокаивающе действует на нервную систему; фиолетовый – цвет утомленности и беспокойной взволнованности; серый – вызывает апатию и скуку. В результате творческого применения этих данных в ряде стран, в том числе и в России, были введены нормативы окраски, способствующие повышению производительности труда, эффективности производства. Цветовой оформление должно быть различным в зависимости от выполняемой работы, ориентации помещения, зоны. При умственной и физической работе, требующей сосредоточенности, рекомендуются зеленые и зелено-голубые тона. В оформлении интерьера широко используются также цветы, картины, слайды, фотообои, музыка, приятные запахи.
Гигиенические аспекты НОТ. Улучшение условий труда, устранение вредных производственных факторов отдаляет процесс утомления, способствует росту трудоспособности. Так, снижение шума позволяет увеличить производительность труда на 2-3%, улучшение условий освещения – на 1-2%. Хороший эффект дает нормализация метеорологических условий.
Основные психологические мероприятия: - мероприятия по созданию благоприятного психологического микроклимата в коллективе; - мероприятия по улучшению личного отношения к труду (моральная и материальная заинтересованность, привлекательность труда); - профессиональный отбор с учетом способностей, психических процессов, имеющих значение в производственной деятельности (память, внимание, скорость реакции). Профессиональный отбор имеет целью расстановку людей в производстве в соответствии с их индивидуальными психофизиологическими особенностями, склонностями и способностями. Профотбор обязателен для водителей всех видов транспорта.
Физиологическая сторона НОТ – это создание комфортных условий для функционирования всех систем и органов. Речь идет о рациональной рабочей позе, рациональном режиме дня, рациональной организации рабочего места. Рациональный режим труда и отдыха – это научно обоснованное чередование периодов работы и отдыха. Рациональный режим работы позволяет поддерживать высокую работоспособность без экономических затрат. При его организации решаются следующие вопросы: - когда устраивать отдых; - какова должна быть продолжительность перерыва; - как организовать отдых (чем занять работающих). Основные рекомендации сводятся к следующему. Отдых нельзя устраивать при высоком уровне трудоспособности, а только при ее снижении. В течение рабочей смены устраивают один большой перерыв продолжительностью 30-60 минут с учетом организации питания и несколько перерывов по 5-10 минут - при работах, требующих нервного напряжения и внимания или точных частых движениях рук, и более редких по 10-15 минут - при тяжелой работе, а также требующей нервного и зрительного напряжения. Отдых может быть пассивным, но лучший результат достигается при активном отдыхе: подбирают физические упражнения для тех мышц, которые не участвуют в трудовом процессе. Для внутрисменного и послесменного отдыха желательно оборудовать специальные помещения, оборудованные всем необходимым для физических упражнения или психологической разгрузки.
Оптимальная рабочая поза обеспечивает высокую работоспособность и производительность труда. Выполнение работы в неудобной позе способствует более быстрому развитию утомления. В трудовых процессах основными рабочими позами являются сидя и стоя, реже другие позы – в наклон, на корточках, на коленях. Выбор поз определяется величиной рабочих усилий, степенью точности движений, характером выполняемой работы. Работа стоя целесообразнее при необходимости передвижений, при большом размахе движений и прилагаемых усилиях более 10 кг. Она создает максимальные возможности для обзора и свободных движений. Но при работе стоя повышается нагрузка на мышцы нижних конечностей, повышается напряжение мышц в связи с высоким расположением центра тяжести на малой площадью опоры и увеличиваются энерготраты по сравнению с позой сидя. Очень неблагоприятно для организма перераспределение крови, ухудшающее кровообращение. Длительная работа стоя иногда сопровождается профессиональной патологией: варикозное расширение вен, тромбофлебиты, плоскостопие, геморрой. Работа в позе сидя более рациональная и менее утомительна, т.к. уменьшается высота центра тяжести над площадью опоры, повышается устойчивость тела, снижается напряжение мышц, уменьшается нагрузка на сердечно-сосудистую систему. В положении сидя обеспечивается способность выполнять работу, требующую точности движений. Однако в позе сидя могут возникать застойные явления в органах малого таза. При длительной работе сидя наблюдается статическое напряжение (а значит и утомление) мышц шеи, плечевого пояса, спины. Для снятия напряжения имеет значение перемена позы. Если совместимо с технологией, то следует предусматривать возможность выполнения работы как стоя, так и сидя. Смена позы приводит к перераспределению нагрузки на группы мышц, улучшению условий кровообращения, ограничивает элемент монотонности.
Эргономические требования. Эргономика – это наука, изучающая взаимоотношения в системе «человек-машина». Эргономические требования направлены на то, чтобы приспособить «машину» (оборудование, инструменты) к работающему человеку с учетом его анатомических и психофизиологических особенностей. Антропометрические данные учитывают при проектировании оборудования и рабочего места. Рабочее место – это часть производственной площади, оснащенной для выполнения определенного задания (оборудования, инструменты, вспомогательные устройства и материалы). С точки зрения психофизиологии рабочее место делят на две части: сенсорное поле (часть рабочего места, воздействующая на анализаторы работающего человека) и моторное поле (часть рабочего места, на которую человек воздействует своими движениями). Эстетическое оформление сенсорной зоны учитывает психологические особенности человека. В зоне пристального внимания и близкого обзора не должно быть утомительных отвлекающих красок. В зоне общего обзора, наоборот, лучше яркое, праздничное оформление. При обустройстве рабочего места учитывают положение тела, в котором выполняется работа и антропометрические данные. Например, глубина рабочей зоны должна соответствовать размаху верхних конечностей (30-50 см), высота рабочей поверхности устанавливается в зависимости от характера работы (тяжесть, точность), а также роста (рис.1). При рабочей позе сидя большое значение имеет конструкция стула: размеры, форма, площадь, наклон сидения, регулировка по высоте и даже масса тела. При рабочей позе стоя должна предусматриваться регулируемая подставка для ног. На основании биомеханики разработаны рекомендации по оптимальному положению тела (размеры углов в суставах), таблица 1. Таблица 1 Гониометрические показатели
Современные инструменты по форме, размеру и толщине рукояток должны соответствовать особенностям кисти. Таковы основные требования научной организации труда.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Работа 1. Диагностика утомления Для диагностики утомления можно использовать количественные и качественные показатели, характеризующие работоспособность человека. Очень просто это сделать по хронометражу (определяет продолжительность выполнения отдельных операций или количество сделанной продукции в единицу времени). Наиболее убедительны данные физиологических исследований, т.к. при развитии утомления увеличивается пульс, снижается внимание, память, замедляется реакция, нарушается координация, увеличивается число ошибок, т.е. возрастает «физиологическая стоимость работы». Наиболее часто используют следующие методики и показатели: 1) корректурные пробы (число просмотренных знаков и число ошибок); 2) определение внимания по таблице Платонова (время выполнения задания); 3) объем памяти (процент снижения); 4) координометрия (процент увеличения касаний); 5) хронорефлексометрия (увеличение времени зрительно-моторной и слухо-моторной реакции); 6) динамометрия (снижение статической выносливости). Совместно с преподавателем провести опыты по определению объема памяти, объема внимания, корректурные пробы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|