Социализация рыночной экономики означает
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
(ДГТУ)
Факультет Управление и предпринимательство
Кафедра Социальная работа
Заведующий кафедрой
______________ _ Н.И. Басина _
"___"__________________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине _ Б3.В.ДВ.7.1. Социальное развитие предприятия и социальное партнерство__
(шифр дисциплины по учебному плану, название)
По направлению (специальности) ____ 040400 Социальная работа__________________ ______
(код, название без кавычек)
Форма и срок освоения ООП: __ очная, заочная, нормативный_____________________ _______
(очная, заочная, нормативный, сокращенный, ускоренный)
Общая трудоемкость – ___ 2 ___ (з.е.)
Всего учебных часов – ____ 72____ час.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
| СЕМЕСТР
|
очная
| заочная
|
Экзамен
|
|
|
Зачет
|
|
|
КР
|
|
|
КП
|
|
|
Адреса электронной версии программы__________
Ростов-на-Дону
2012 г.
Лист согласования
Рабочая программа по дисциплине _ Социальное развитие предприятия и социальное партнерстсво______________________________________________________________________
(наименование)
составлена в соответствии с требованиями основной образовательной программы, сформированной на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) _____________________ 040400 Социальная работа _____________________________________,
(код направления, название без кавычек)
профиль (для программ бакалавриата), ______ социальный менеджмент ______
(если таковая имеется)
Дисциплина относится к циклу _________ Б3 _______________
(Б1, Б2, Б3 и т.д.)
Рабочая программа составлена к.п.н, доц. Смирновой С.Б. и рассмотрена на заседании кафедры " Социальная работа "
Протокол № _ 1 _ от "_ 30 _" __ августа __ 2012 г.
Зав. кафедрой "Социальная работа" _______________ Н.И. Басина
"___"_____________201__г.
Одобрена Научно-методическим советом направления 040400 Социальная работа
Председатель совета _______________ Н.И. Басина
"___" _____________201__г.
Рецензент: _____________________ __ Г.Н. Мезинова _____
"___" _____________201__г.
Структура и содержание рабочей программы
Раздел 1. Общие положения
1.1 Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.
Целью освоения дисциплины Социальное развитие предприятия и социальное партнерство является формирование целостного представления о социальном партнерстве как инновационного направления в социальной политике государства, предусмотренных ФГОС ВПО для данного направления.
В ходе изучения дисциплины перед студентами ставятся следующие задачи еѐ освоения:
1. уяснить сущность социального партнерства характеризующего весь спектр взаимоотношений между социальными субъектами, цель которых – достижение согласия и взаимный отказ от противоборства и конфронтации;
2. изучить социальное партнёрство – как способ интеграции интересов различных слоёв и групп работающего населения, работодателей и представителей власти, способ разрешения возникающих между ними противоречий путём достижения согласия и взаимопонимания, отказа от конфронтации и насилия;
3. изучить отечественный и зарубежный опыт формирования правовой базы социального партнерства;
4. знать особенности социального партнёрства как главного гаранта развития трудовых отношений на базе коллективных переговоров и консультаций, позволяющих защитить социально-трудовые права членов трудовых организаций, снизить социальную напряжённость в коллективе и в целом в обществе.
1.2 Связь с предшествующими и последующими дисциплинами.
Дисциплина "Социальное развитие предприятия и социальное партнерство" базируется на знаниях полученных в результате изучения дисциплин: "История", "Философия", "Социология" и в последствии развивается в дисциплинах: "Корпоративная культура учреждения социальной защиты", "Учреждение социальной защиты и управленческая документация", "Трудовое право".
Раздел 2. Компетенции обучающегося,
формируемые в результате освоения дисциплины и планируемые результаты обучения.
Студенты, завершившие изучение дисциплины "Социальное развитие предприятия и социальное партнерство" должны обладать следующими компетенциями:
- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- уметь использовать в своей деятельности нормативные правовые документы (ОК-5);
- быть способным к компетентному использованию законодательных и других нормативных актов федерального и регионального уровней (ПК-11).
Уровни освоения компетенций представлены в таблице:
ОК
| Знать
| Уметь
| Владеть
|
Уровень 1
| основные способы и средства самостоятельного получения информации в данной предметной области
| самостоятельно получать знания: работать с конспектами, учебной, учебно-методической, справочной литературой, нормативно-правовыми документами, другими информационными источниками, воспринимать, осмысливать информацию, применять полученные знания для решения учебных задач; ставить цели
| основами социально-правовой, политической, экономической культуры мышления, логикой рассуждений, навыками самостоятельного получения информации в данной предметной области.
|
Уровень 2
| основные способы и средства самостоятельного получения и анализа информации в данной предметной области
| самостоятельно получать знания: работать с конспектами, учебной, учебно-методической справочной литературой, нормативно- правовыми документами, другими информационными источниками; воспринимать, осмысливать, анализировать информацию, применять полученные знания для решения учебных задач; ставить цели и разбивать их на задачи
| основами социально-правовой, политической, экономической культуры мышления, логикой рассуждений, навыками самостоятельного получения и анализа информации в данной предметной области.
|
Уровень 3
| основные способы и средства самостоятельного получения, анализа и обобщения информации в данной предметной области
| самостоятельно получать знания: работать с конспектами, учебной, учебно-методической, справочной литературой, нормативно-правовыми документами и другими информационными источниками, воспринимать, осмысливать, анализировать и обобщать информацию, применять полученные знания для решения творческих задач, в том числе в профессиональной деятельности; ставить цели, разбивать их на задачи и выбирать пути их решения.
| социально-правовой, политической, экономической культурой мышления, логикой рассуждений, навыками самостоятельного получения, анализа и обобщения информации в данной предметной области.
|
ПК
| Знать
| Уметь
| Владеть
|
Уровень 1
| основные положения социально-правового обеспечения; основные законы и нормативные акты, регулирующие социально-правовые отношения как источники трудового права.
| выполнять типовые практические задания, отражающие основные положения дисциплины, ориентироваться в правовых нормах.
| основными понятиями, терминами данной предметной области, способами и формами представления правового обеспечения социальной работы, основной законодательной и нормативно-правовой базой в трудовой деятельности.
|
Уровень 2
| основные положения социально-правового обеспечения; основные законы и нормативные акты федерального и регионального уровней, регулирующие социально-трудовые отношения в различных социальных организациях.
| выполнять практические задания, требующие умений анализировать и решать правовые проблемы, используя законы и нормативные акты федерального и регионального уровней, регулирующих социально-трудовые отношения в различных социальных организациях.
| основными понятиями, терминами данной предметной области, способами и формами представления правового обеспечения социальной работы, законодательной и нормативно-правовой базой федерального и регионального уровней; приёмами выполнения типовых учебных заданий, навыками работы с библиотечными каталогами, методами использования информационной обработки литературных источников.
|
Уровень 3
| основные положения социально-правового обеспечения; законы и нормативные акты федерального и регионального уровней, регулирующие способы осуществления, защиты, ответственности за нарушение социально-трудовых отношений в различных социальных организациях, а так же в системе развития социального партнерства.
| выполнять практические задания, требующие своевременно и в полной мере использовать правовые средства - законы и нормативные акты федерального и регионального уровней, регулирующие способы осуществления, защиты и ответственности за нарушение социально-трудовых отношений в различных социальных организациях, а так же в системе развития социального партнерства;
составлять проекты важнейших договоров, основных процессуальных документов, владеть приемами осуществления процессуальных действий, обеспечивающих социальную защиту, помощь и поддержку граждан в трудовой сфере деятельности.
| основными понятиями, терминами данной предметной области, способами и формами представления правового обеспечения социальной работы, законодательной и нормативно-правовой базой федерального и регионального уровней;
приёмами выполнения типовых учебных заданий, навыками работы с библиотечными каталогами, методами использования информации, полученной из литературных источников для выполнения самостоятельной работы (доклад).
|
Раздел 3. Структура и содержание дисциплины
3.1 Тематический план дисциплины
№ п/п
| Раздел
(название)
| Название темы, литература
| Содержание
|
1.
| Социальное развитие предприятий
| 1.1 Сущность предприятия, его черты и функции. Основные концепции предприятия [6.1.1-6.1.4]
| Понятие предприятия, организации, фирмы. Основные черты предприятия. Задачи предприятия.
Основные концепции предприятия; законы и принципы.
|
|
| 1.2 Организационные формы предприятия [6.1.1-6.1.4]
| Предприятие – как хозяйствующий субъект, занимающийся производством и поставкой готовой продукции на рынок товаров и услуг.
Организационно-правовые формы предприятий по степени снижения финансовой ответственности их участников.
|
|
| 1.3 Внутренняя ивнешняя среда предприятия. Корпоративная культура предприятия
[6.1.1-6.1.4]
| Понятие внутренняя среда предприятия и ее характеристика.
Внешняя среда предприятия и ее характеристика.
Корпоративная культура как элемент внутренней организации, совокупность основных ценностей, норм, традиций и стандартов поведения, которые разделяются всеми людьми в организации и определяют приемлемое и неприемлемое поведение в организации.
Уровни корпоративной культуры. Функции корпоративной культуры.
|
|
| 1.4 Стратегия управления предприятием [6.1.1-6.1.4]
| Управленческая деятельность предприятия и ее характеристика. Функции управления. Менеджмент предприятия. Основные задачи менеджмента.
Предприятие и бизнес.
|
| Социальное партнерство
| 2.1 Теоретические основы социального партнерства
[6.1.1.-6.1.4]
| Развитие научной мысли о социальном партнёрстве в мире.
Развитие идей социального партнёрства в царской России.
Понятие социального
партнёрства.
|
|
| 2.2 Исторические предпосылки становления партнёрских отношений в дореволюционный период[6.1.1.-6.1.4]
| Рост самосознания рабочих и создание профсоюзов.
Создание корпоративных объединений промышленников.
Заключение коллективных договоров.
|
|
| 2.3 Законодательство о социальном партнёрстве
[6.1.1.-6.1.4]
| Закон "О порядке решения коллективных трудовых споров (соглашений)".
Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантии деятельности».
Закон «Об организации работодателей».
Закон «Об охране т руда».
|
|
| 2.4 Национальная служба посредничества и примирения[6.1.1.-6.1.4]
| 1.История возникновения Национальной службы посредничества и примирения.
Результаты её работы.
Работа Ростовского отделения НСПП.
|
Распределение бюджета времени по видам занятий
3.2 Лекционные занятия
№ рейтингового блока
| № темы
| Объем времени, час
|
норм. срок обучения
| сокращ.(ускорен.)
|
очная
| заочная
| очная
| заочная
|
|
|
|
|
|
|
| 1.1 Сущность предприятия, его черты и функции. Основные концепции предприятия
|
|
|
|
|
1.2 Организационные формы предприятия
|
|
|
|
|
1.3 Внутренняя ивнешняя среда предприятия. Корпоративная культура предприятия
|
|
|
|
|
1.4 Стратегия управления предприятием
|
|
|
|
|
| 2.1 Теоретические основы социального партнерства
|
|
|
|
|
2.2 Исторические предпосылки становления партнёрских отношений в дореволюционный период
|
|
|
|
|
2.3 Законодательство о социальном партнёрстве
|
|
|
|
|
2.4 Национальная служба посредничества и примирения
|
|
|
|
|
| Всего:
|
|
|
|
|
3.3 Практические (семинарские) и (или) лабораторные занятия
№ рейтингового блока
| Тема практического (семинарского) и (или) лабораторного занятия
| № темы
из раздела 2
| Объем времени, час
|
норм
| сокращ. (ускорен.)
|
очная
| заочная
| очная
| заочная
|
|
|
|
|
|
|
|
| Сущность предприятия
| 1.1
|
|
|
|
|
Стратегия управления предприятием
| 1.4
|
|
|
|
|
| Теоретические основы социального партнерства: генезис и современность
| 1.5
|
|
|
|
|
Законодательство о социальном партнёрстве
| 1.5
|
|
|
|
|
| Национальная служба посредничества и примирения
| 2.2
|
|
|
|
|
| Всего:
|
|
|
|
|
|
3.4 Самостоятельная работа студентов (СРС)
№ п/п
| Вид самостоятельной работы
| Объем времени, час
| Рекомендуемая литература
|
норм. срок обучения
| сокращ.
(ускорен.)
|
очная
| заочная
| очная
| заочная
|
|
|
|
|
|
|
|
| Усвоение текущего материала
|
|
|
|
| [6.1.1 - 6.2.3]
|
| Подготовка к практическим занятиям
|
|
|
|
| [6.1.1 - 6.2.3]
|
| Подготовка к рейтинговому контролю, экзамену
|
|
|
|
| [6.1.1 - 6.2.3]
|
| Выполнение контрольных работ
|
|
|
|
| [6.1.1 - 6.2.3]
|
| Экзамен
|
|
|
|
| [6.1.1 - 6.2.3]
|
| Всего:
|
|
|
|
|
|
3.5 Распределение баллов за текущую работу
Вид текущей учебной работы
| Количество баллов
|
1 рубежный рейтинг
|
Тестовый контроль
|
|
Подготовка к практическим занятиям
|
|
Итого:
|
|
2 рубежный рейтинг
|
Тестовый контроль
|
|
Подготовка к практическим занятиям
|
|
Написание рефератов
|
|
Итого:
|
|
Раздел 4. Образовательные технологии
Реализация программы предусматривает использование образовательных технологий, направленных на формирование элементов компетенций, в обеспечении которых участвует дисциплина «Социальное развитие предприятия и социальное партнерство». В процессе обучения реализуется лекционно-семинарско-зачетная система и используются следующие образовательные технологии:
4.1 Предметно-ориентированные технологии обучения:
4.1.1 Технология постановки цели
4.1.2 Технология полного усвоения
4.1.3 Технология педагогического процесса
4.1.4 Технология концентрированного обучения
4.1.5 Технология разноуровневого обучения
4.2 Личностно-ориентированные технологии обучения:
4.2.1 Технология обучения как учебного исследования
4.2.2 Технология коллективной мыследеятельности
4.2.3 Технология здоровьесбережения
4.3 Информационно-коммуникационные технологии
4.3.1 Чтение лекций в электронной форме - 75 %
4.3.2 Проведение интерактивных занятий - 25 %
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Социальная работа», квалификация "бакалавр" и принципами компетентностного подхода в учебном процессе по курсу "Социальное развитие предприятия и социальное партнерство" предусматривается использование интерактивных форм проведения занятий: проведение тренинга, дискуссии, учебных деловых игр (УДИ), подготовка письменных аналитических работ, метода анализа конкретной ситуации, кейс – метода, публикаций статей учебных конференций и пр.
В рамках данной дисциплины предполагается выполнение индивидуального творческого проекта в форме мультимедийной презентации одной из тем курса (тема определяется по выбору студента).
В рамках учебных занятий предусмотрены встречи с представителями государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Кроме свободной ориентации в теоретических вопросах, студенты должны закрепить ранее полученные на других курсах умения выделять и формулировать проблему, ставить исследовательские цели и задачи, подбирать методический инструментарий, проводить практическое исследование и анализировать его результаты.
Раздел 5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и самоконтроля по итогам освоения дисциплины.
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля, промежуточного контроля, экзаменов. Фонд включает:
- задания для текущего контроля, в том числе в тестовой форме;
- задания для контрольных работ,
- вопросы к зачету;
- критерии для оценки достижений результатов освоения дисциплины.
5.1 Перечень вопросов для подготовки к промежуточным аттестациям и зачету:
5.1.1 Комплект тестовых заданий
Социализация рыночной экономики означает
1. участие бизнеса в реализации социальных программ по остаточному принципу;
2. ориентация бизнеса на социальные приоритеты в ущерб экономической целесообразности;
3. стремление бизнеса к улучшению своей деятельности за счет своевременного решения социальных проблем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: