Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности развития русской культуры в XIX в.




Культура России в XIX веке.

 

План:

 

Введение

1. Наука и образование России XIX века

1.1 Развитие образования в России

1.2 Развитие российской науки

2. Искусство России XIX века

2.1 Особенности развития русской культуры

2.2 Литература

2.3 Музыкальная культура России

2.4 Русский театр

2.5 Изобразительное искусство и архитектура

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение.

Первый год нового XIX столетия ознаменовался для России рядом событий, резко изменивших направление ее внутренней и внешней политики. На престол России взошёл молодой монарх Александр I. Для укрепления своего положения он вынужден был искать новые общественные силы, которые он мог бы противопоставить и деятелям павловского времени и сановной оппозиции екатерининских вельмож. Так, в 1801 году Александр и «молодые друзья» императора составили неофициальное совещание, так называемый Негласный комитет, который, как предполагалось, должен был изучить состояние государства и разработать ряд реформ по важнейшим вопросам экономической, социальной и культурной жизни.

Россия продолжала расширять свои территории. Она стала не просто огромной, но поистине необъятной страной — империей. Начатые Петром I преобразования также продолжались. Россия медленно и как бы нехотя выходила из своего средневекового прошлого и все больше втягивалась в Новое время. Вместе с тем ее развитие шло неравномерно.
Наиболее глубокие и впечатляющие изменения происходили в духовной культуре. В этой области XIX столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета. Если в XVIII в. Россия громко заявила всему миру о своем существовании, то в XIX в. она буквально ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из самых высоких и почетных мест.

 

Наука и образование России XIX века

 

Развитие образования в России

Наряду с крестьянским вопросом и реорганизацией государственного аппарата большое внимание Негласного комитета было уделено народному просвещению.

В августе 1802 года было создано министерство народного просвещения, первоочередной задачей которого стала подготовка и проведение полной реорганизации всех звеньев учебного процесса в России.

 

В 1804 году вышли два устава – «Устава университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам».

 

Народное образование в России делилось на четыре ступени:

1) приходские училища

2) уездные училища

3) гимназии

4) университеты

Все эти ступени в учебном и административном плане были связаны между собой.

 

Начальным звеном школы становились приходские училища, которые были предназначены дать в течение одного года детям «низших слоев» религиозное воспитание и навыки чтения, письма и счета, подготовив их к поступлению в уездное училище.

Уездные училища с двухгодичным сроком обучения создавались в уездных и губернских городах и предназначались для детей ремесленников, мелких торговцев, зажиточных крестьян. Учебный план уездных училищ был рассчитан на то, чтобы подготовить учеников к поступлению в гимназию.

Гимназии должны были открываться в губернских городах. Курс обучения в них длился 4 года. Целью обучения была подготовка детей дворян к государственной службе или поступлению в университет.

Завершали систему обучения университеты.

 

Реформа учебных заведений 1804 года, безусловно, отличалась рядом прогрессивных черт, отражала влияние идей русских просветителей XVIII века и передовой общественности начала XIX века. Значительным шагом вперед в области просвещения было установление преемственности различных ступеней низшей, средней и высшей школы, расширение учебных программ, утверждение более гуманной и прогрессивной методики преподавания и, главное, бесплатность обучения.

Все это создавало видимость буржуазной реформы школы, доступности образования для всех сословий Российской империи. Однако видимость эта была обманчивой, и буржуазный характер проводимых мероприятий значительно ограничивался сохраняемыми феодальными чертами.

При Николае I официальная политика в области просвещения была направлена на то, чтобы воспитать образованных людей, необходимых стране, избежав при этом распространения «революционной заразы».

Николай I основал Учительский институт и Главный педагогический институт. Цель его состояла преимущественно в ограждении русской молодежи от влияния иностранных учителей. Запрещено было посылать молодых людей учиться за рубеж, кроме исключительных случаев, в которых испрашивалось особое разрешение. В учрежденных правительством учебных заведениях отдавали преимущество русскому языку, литературе, статистике и отечественной истории. Особенно заботились о военных учебных заведениях, корпусах, военных академиях.

Под влиянием общественного движения 60-х годов XIX века были проведены школьные реформы, предусматривающие централизацию управления школами; началось превращение сословной школы в школу буржуазную.

По Уставу 1864 г. было утверждено два типа средней школы: классическая гимназия с 7-летним сроком обучения, готовившая к поступлению в университеты, и реальные гимназии с 6-летним сроком обучения, дававшие право поступления в высшие технические учебные заведения.

 

Известное развитие получило женское образование (женские гимназии, женские училища).

Женские гимназии основаны в 1858 г. под покровительством царствовавшей императрицы. Их было 26. Министерство народного просвещения, в свою очередь, открыло в 1871 г. по тому же образцу 56 гимназий и 130 прогимназий с 23404 воспитанницами.

Были организованы Высшие женские курсы с университетской программой в Москве (проф. В. И. Герье), в Петербурге (проф. К. Н. Бестужев-Рюмин – вошли в историю как Бестужевские), Казани, Киеве.

В 60–70-е годы основаны первые земские и правительственные учительские семинарии. С 1872 г. учреждены реальные и воскресные училища; получают распространение церковно-приходские школы.

В результате реформ если в начале XIX в. в России было всего лишь тридцать две гимназии, то к середине века их стало около ста, к концу века – полтораста (точнее, 165), а в 1915 г. средних учебных заведений в России было около двух тысяч (точнее, 1798)4.

И все-таки, несмотря на такой, казалось бы, бурный рост числа учебных заведений, четверо из пяти жителей страны оставались неграмотными. Относительно первоначального обучения Россия уступала любой из европейских держав.

Развитие российской науки

 

«Развитие производительных сил, особенно начавшийся переход мануфактуры в фабрику, становление капиталистического уклада в экономике оказывали благоприятное влияние на научную жизнь страны, активизировали русскую научную и техническую мысль, способствовали началу сближения науки с производством».

Центрами научной мысли стали Академия наук, университеты и научные общества (Общество истории и древностей российских, Археографическая комиссия, Общество испытателей природы, Русское географическое общество и др.).

 

Русские ученые в первой половине XIX в. сделали ряд выдающихся открытий. Великий математик Николай Иванович Лобачевский (1792–1856), ставший в 23 года профессором, создал учение о «неэвклидовой геометрии». Он доказал, что математические законы являются не категориями человеческого сознания, а отражением реальных отношений, существующих в природе.

 

Ученый П. Ф. Горянинов сделал вывод, что все растения и животные, обладая единым принципом строения, состоят из клеток. Он стал одним из основоположников «клеточной теории».

 

Профессор химии Н. Н. Зинин впервые получил анилин – красящее вещество из каменноугольного дегтя. Он положил начало созданию синтетических материалов.

 

Металлург П. П. Аносов раскрыл тайну древнего булата, создал сверхтвердую сталь, основал новую науку – металлографию.

 

Физик В. В. Петров доказал возможность применения электричества для освещения и для плавки 154 металлов, он, по сути, явился основоположником электрохимии и электрометаллургии.

 

Академик Б. С. Якоби работал над превращением электрической энергии в механическую, сконструировал электромотор, открыл метод гальванопластики, обосновал возможность телеграфа.

Изобретения и открытия Л. Шиллинга (электромагнитный телеграф), П. П. Аносова, П. М. Обухова, В. С. Пятова (металлургия) соответствовали уровню развития мировой науки.

Известный всему миру астроном В. Я. Струве создал под Петербургом Пулковскую обсерваторию, которую стали называть «астрономической столицей мира».

 

Знаменитый хирург Н. И. Пирогов – участник обороны Севастополя – предложил применение антисептических средств, обезболивающих веществ и эфирного наркоза при операциях. Его метод спас жизнь тысячам раненых.

Русские мореплаватели ученые Ф. Ф. Беллинсгаузен, Г. И. Невельской, М. П. Лазарев, В. М. Головнин совершили несколько кругосветных путешествий, открыли Антарктиду, многие острова в Тихом океане, внесли большой вклад в развитие географической науки.

 

Придворный историограф Н. М. Карамзин написал «Историю государства Российского».

 

Во второй половине XIX в. жил и работал гениальный русский ученый Д. И. Менделеев (1834 – 1907). Он открыл периодический закон химических элементов (1869), предсказал свойства и атомный вес многих неизвестных элементов. Книга ученого «Основы химии» была переведена на все европейские языки.

 

Другой русский химик А. М. Бутлеров (1828–1886) создал теорию химического строения вещества. Она стала основой учения об органических соединениях.

 

Русские ученые внесли большой вклад в развитие эволюционной теории Ч. Дарвина, подкрепили ее новыми экспериментами и специальными исследованиями.

 

Великий исследователь жизни растений К. А. Тимирязев (1843–1920) был горячим сторонником и пропагандистом дарвинизма. Он сделал ценнейшие открытия в области фотосинтеза растений, положил начало русской школы физиологии растений, заложил научные основы агрономии.

 

Физиолог И. М. Сеченов (1829–1905) исследовал физиологию человеческого мозга. Его труд «Рефлексы головного мозга» произвел подлинный переворот в представлении ученых о психической деятельности человека.

 

Биолог И. И. Мечников (1845–1916) создал эволюционную эмбриологию, сделал ряд открытий в области микробиологии.

 

Больших успехов добиваются русские математики. П. Л. Чебышев (1821–1894) сделал важные открытия по теории машин и механизмов. Он ввел в математическую науку новые понятия и явился основателем петербургской математической школы.

 

Русский изобретатель, офицер флота Александр Федорович Можайский (1825–1890) работал над созданием летательного аппарата тяжелее воздуха.

В 1883 г. он сконструировал первый в мире самолет. Его идеи легли в основу самолетостроения.

 

А. С. Попов (1859–1905) изобрел радиосвязь. В мае 1895 г. он выступил с публичным докладом, во время которого демонстрировал работу первого в мире радиоприемника.

 

Среди ученых-физиков выделяется имя А. Г. Столетова (1839–1896), автора трудов по теории электричества и магнетизма. Ему принадлежит открытие первого закона фотоэффекта.

 

Открытия в области техники принесли мировую славу русским ученым. Это изобретение П. Н. Яблочкова (1847 – 1894) – дуговая лампа и разработанная им система освещения. А. Н. Лодыгин (1847 –1923) изобрел электрическую лампу накаливания, впервые применив вольфрам.

 

Всему миру известны выдающиеся русские путешественники. П. П. Семенов-Тян-Шанский (1827–1914) совершил ряд путешествий в горы Тянь-Шаня, в Среднюю Азию. Как руководитель императорского географического общества он организовал ряд крупных экспедиций в Центральную Азию под руководством М. М. Пржевальского (1839– 1888), совершившего в эти края пять путешествий. Его произведения познакомили европейцев с Монголией, Китаем и Тибетом. Н. Н. Миклухо-Маклай (1846–1888) также с помощью Семенова-Тян-Шанского путешествовал по Канарским островам, Марокко, по побережью Красного моря, по островам Тихого океана.

 

Все это свидетельствует о том, что творчество русских ученых второй половины XIX в. заняло значительное место в мировой науке.

Искусство России XIX века

Особенности развития русской культуры в XIX в.

Культура - важнейшая составная часть общественной жизни. Как всякое историческое явление, она отражает те изменения, которые происходят в обществе в определенную эпоху. Вместе с тем культура хранит и национальные традиции, в ней наиболее полно отражаются национальный характер и национальное самосознание народа.

Основными деятелями русской культуры первой половины XIX в. были представители дворянской интеллигенции. Огромное воздействие на нее оказала общественно-политическая мысль века Просвещения как в России, так и за рубежом. Особенно велика заслуга в этом русских писателей - Д. И. Фонвизина, А. Н. Радищева, Н. И. Новикова, просветителей рубежа XVIII-ХIХ вв. и декабристов. В крепостной России доступ трудовым массам к знаниям и приобщению к высоким культурным ценностям был затруднен.

Наиболее благоприятные материальные и социальные условия для получения образования и культурного развития имели привилегированные сословия, прежде всего дворянство.

Этим в значительной мере объясняется тот факт, что большинство выдающихся русских писателей, поэтов, композиторов и ученых того времени принадлежали к дворянскому сословию. Но сословное происхождение и положение деятеля литературы, науки и искусства еще не является определяющим фактором содержания и направленности его творчества.

Передовая русская культура, хотя и представленная преимущественно дворянами, выступала против сословного неравенства, крепостного угнетения крестьянства, против самодержавного произвола и чиновничьей бюрократии.

Даже писатели, придерживавшиеся консервативных политических воззрений, своим глубоким, реалистическим изображением жизни разоблачали пороки современных им общественно-политических порядков и призывали к их изменению.

Бесспорно, крепостное право, державшее в темноте и забитости крестьянство, самодержавный произвол и цензурные гонения, подавлявшие всякую живую, свободную мысль, наконец, общее экономическое отставание крепостной России от западноевропейских стран стояли на пути социального и культурного прогресса.

И тем не менее Россия в XIX в. сделала поистине гигантский скачок в своем культурном развитии. XIX в. справедливо получил название «золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся место в общемировой культуре.

Чем объяснить этот феномен? Важным фактором, способствовавшим развитию русской национальной культуры, явилось тесное общение и взаимодействие ее с культурой многих стран и народов. Для первой половины XIX в. характерно значительное расширение культурных связей России с другими странами. Существенно возросли и личные контакты представителей русской культуры с зарубежными писателями, учеными, художниками, мыслителями. Подолгу жили за границей многие русские писатели; как правило, большинство русских ученых и художников выезжали на стажировку в Германию, Италию и другие западноевропейские страны.

Русская культура воспринимала достижения культуры других стран и народов (в том числе и народов, входивших в состав многонациональной Российской империи), не теряя при этом своей самобытности и, в свою очередь, оказывая большое влияние на развитие культуры других народов.

Культурно-исторический процесс в России XIX в. имеет свои особенности. Заметно ускорение его темпов, обусловленное отмеченными выше факторами. При этом, с одной стороны, происходила дифференциация (или специализация) различных сфер культурной деятельности (особенно в науке), а с другой - усложнение самого культурного процесса, т. е. большее взаимовлияние различных областей культуры, например философии и литературы, драматургии и музыки, живописи и архитектуры; в различных сферах культурного процесса использовались новейшие научно-технические достижения.

К особенностям культурного развития России в XIX в. можно отнести процесс демократизации культуры. Он проявлялся в том, что деятелями культуры постепенно становились не только представители дворянства (хотя они продолжают занимать ведущее место), но и выходцы из непривилегированных сословий, в том числе и из среды крепостного крестьянства, но преимущественно из разночинцев. Демократизация культуры проявлялась также в изменении тематики произведений литературы, живописи, музыки: примерно с 30-40-х гг. XIX в. в них уже сильнее звучат темы, связанные с изображением жизни простого народа, «бедных людей».

Демократически настроенная разночинная интеллигенция выступает как представительница интересов простого народа, ориентируется в своем творчестве на широкого читателя и зрителя из непривилегированных слоев населения. Конечно, степень «демократизации» культуры не следует преувеличивать. Речь идет лишь о самом начале этого процесса, который получит значительное развитие уже в пореформенный период, когда разночинец станет ведущей фигурой в общественно-политической и культурной жизни России, а тема «мужика» и жизни деревни особенно широко будет представлена в литературе и в искусстве.

В XIX в. и расширение круга «потребителей» культурных ценностей происходило главным образом за счет разночинца, ибо основная масса трудового народа оставалась неграмотной.

Литература

Ведущей областью культуры стала литература. Складывается современный литературный язык.

Для русской литературы первой половины XIX в. характерна быстрая смена различных эстетических направлений: классицизм XVIII в. на короткое время сменяется сентиментализмом, который затем уступает место романтизму, а на смену романтизму приходит реализм. Смена этих литературных направлений происходила в рамках одного-двух поколений, так что некоторые писатели в своем творчестве отдавали дань различным направлениям.

 

Сентиментализм в русской литературе получил распространение на рубеже XVIII-ХIХ вв. В произведениях писателей этого направления противопоставлялись богатство и нищета, городская цивилизация и идиллия сельской жизни, иногда звучали и антикрепостнические мотивы.

 

Наиболее видным представителем сентиментализма в русской литературе был Н. М. Карамзин. Широкую известность Карамзину-писателю принесла его повесть «Бедная Лиза» (1790). В ней и других своих произведениях 90-х гг. XVIII в. Карамзин любовно изображал сельскую жизнь, быт и нравы простых «поселян», рисовал идиллическую картину отношений между помещиками и крестьянами. Большую популярность получил издаваемый Карамзиным с 1802 г. литературно-общественный журнал «Вестник Европы». Значительны заслуги Карамзина в развитии русского литературного языка, в освобождении его от архаики, характерной для классицизма, в приближении его к живой, разговорной речи.


«Гроза двенадцатого года» и последующие события мирового значения способствовали утверждению в России нового литературного направления - романтизма. На формирование и развитие русского романтизма заметное влияние оказал западноевропейский романтизм, в особенности немецкий, английский и французский.

Выдающимся представителем романтизма в русской литературе был поэт В. А. Жуковский, который в своих ранних произведениях отдавал дань и сентиментализму. К представителям романтизма относились поэты- декабристы К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев (Марлинский), А. И. Одоевский.

Романтизмом были проникнуты ранние произведения Пушкина и Лермонтова. Романтизм носил различную окраску. Если у Жуковского он был насыщен меланхолическими мечтаниями, уходом от острых жизненных проблем, даже неким налетом мистицизма, то романтизм декабристов, Пушкина и Лермонтова характеризуется глубоким оптимизмом, героикой, призывом к борьбе за идеалы свободы и достоинство человеческой личности, горячим патриотизмом.

В 30-40-х годах XIX в. в русской литературе утверждается реализм. Критический реализм займет господствующее положение во второй половине XIX в.

Становление реализма в русской литературе на рубеже 30-40-х гг. XIX в. связано с именами А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, а дальнейшее его развитие в 40-50-х гг. - с началом творческого пути Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова- Щедрина, И. А. Гончарова, А. Н. Островского, Л. Н. Толстого.

Пушкин по праву считается основателем русского реализма. Его роман «Евгений Онегин», который Белинский назвал «энциклопедией русской жизни», явился наивысшим выражением реализма в творчестве великого поэта.

Выдающимися образцами реалистической литературы являются его историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», исследование «История пугачевского бунта».

Традиции Пушкина продолжил его младший современник и преемник М. Ю. Лермонтов. Роман Лермонтова «Герой нашего времени» по праву считается вершиной лермонтовского реализма, он во многом созвучен с пушкинским романом в стихах «Евгений Онегин».

С особой силой обличительная тенденция проявилась в творчестве Н. В. Гоголя, который придал русскому реализму ярко выраженную критическую направленность. Гоголь считается основателем так называемой натуральной школы в русской литературе (этим термином тогда обозначалось литературное направление критического реализма).

30-40-е г. XIX в. Н. Г. Чернышевский называл «гоголевским периодом» русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - образно заметил Ф. Достоевский, имея в виду повесть Гоголя «Шинель», которая оказала большое влияние на развитие литературы этого направления.

В глубоко реалистических пьесах великого драматурга А. Н.Островского, вступившего в русскую литературу в начале 50-х гг., обличались «темное царство» купечества с его невежеством, самодурством и ханжеством, забитость и безысходность бедных людей. С большой обличительно- сатирической силой в пьесах Островского изображены и типы самодовольного барства. С неизменным сочувствием драматург изображает крестьян, ремесленников, бедных мещан, интеллигенцию.

По существу, зачинателем русской литературной критики явился В. Г. Белинский, который отстаивал общественное назначение русской литературы, выступал в своих статьях за утверждение в ней принципов реализма, демократии и подлинной народности.

В 40-50-х гг. в русской литературе видное место заняла тема крепостной деревни, ее быта и нравов. Нищета темного и забитого крепостного крестьянина изображена в повестях Д. В. Григоровича «Деревня» и «Антон-Горемыка», в рассказе «Бобыль».

Крупным событием в русской литературе было появление в 1847-1852 гг. цикла «Записок охотника» И. С. Тургенева. В них Тургенев обличал произвол, жестокость и лицемерие помещиков. Им противопоставлены изображенные с большой симпатией крепостные крестьяне.

Сонный и праздный быт помещика провинции показан в романе И. А. Гончарова «Обломов» (1859). «Обломовщина» стала нарицательным обозначением всего косного, неподвижного.

Утверждение реализма было связано с борьбой за подлинную народность в литературе - в противовес «официальной народности». В понимании передовых деятелей культуры подлинная народность означала верность изображения картин русской жизни и отражения особенностей характера и судеб русского народа.

Писатели-реалисты обращались в первую очередь к народным истокам, к сокровищам народного творчества. Отсюда они черпали сюжеты, даже приемы художественного изображения действительности, в своих произведениях они отражали народные чаяния и идеалы. Яркими примерами этого могут служить «Руслан и Людмила» и «Русалка» Пушкина.

Народность литературы выражалась и в формировании литературного языка на основе народной речи. Первая половина XIX в. считается временем складывания современного русского литературного языка. На смену тяжеловесному языку XVIII в. пришел литературный язык, который сформировался в борьбе сторонников «старого» и «нового» стиля. Выработка норм русского литературного языка была связана с усилением интереса русских писателей к русской истории, фольклору, народным традициям.

Огромную роль здесь сыграли классики русской литературы И. А. Крылов, Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, Н. В. Гоголь, но в первую очередь- А. С.Пушкин. Важной особенностью пореформенного периода явилось образование нового поколения читателей - «с общественными чувствами, общественными мыслями и интересами», в основном из разночинных кругов.

Ведущим направлением в 60-80-х гг. в художественной литературе стал критический реализм. Столкновение идей, нравственные проблемы, новые явления в общественной жизни, пути развития России - эти и другие проблемы волновали героев произведений И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И. А. Гончарова, А. Н. Островского.

Главными темами произведений русских писателей в 80-е - начале 90-х гг. по-прежнему было обличение существующих порядков и отражение жизни народа. Заметно усиливается социальная и философская направленность творчества величайшего гения, патриарха русской литературы Л. Н. Толстого (роман «Воскресение», повести «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», пьеса «Власть тьмы» и др.).

В полную силу разворачивается талант гениального беллетриста и драматурга А. П. Чехова (1860-1904) («Скучная история», «Дуэль», «Палата № 6»). В 80-е - начале 90-х гг. широкую известность приобретают произведения В. Г. Короленко (1853-1921), Д. Н. Мамина-Сибиряка (1852-1912), много пишет в эти годы Г. И. Успенский.

В начале 90-х гг. вступает в литературу А. М. Горький (1868-1936). Реализм, который нашел отражение в творчестве этих писателей, становится основным, но не единственным направлением в русской литературе 80-90-х гг.

Традиции русского романтизма продолжают поэты А. А. Фет (1820-1892 ), А. Н. Майков (1821-1897), Я. П. Полонский (1819-1898). Начинает оформляться русский символизм (Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус).

В конце века развитие литературы было во многом обусловлено и шло в русле традиций русской классической литературы XIX в., живым олицетворением которой был граф Л. Н. Толстой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...