Общие принципы формирования физической культуры человека
Принципы формирования физической культуры человека - это исходные идеи, теоретические положения, регламентирующие все основные стороны педагогического процесса в сфере физической культуры. В своей основе они имеют объективные закономерности физической культуры, многократно проверенные на практике и обоснованные научно. К наиболее общим (социальным) принципам относят: • принцип гармонического развития личности:» принцип связи с жизнедеятельностью: • принцип оздоровительной направленности. Помимо общих еще установлены методические принципы, которые регламентируют порядок педагогических воздействий в процессе формирования физической культуры личности. По направленности педагогических воздействий условно выделяют: - принципы обучения двигательным действиям - принципы развития физических способностей - принципы воспитания личностных качеств Содержательно каждый из общих принципов раскрывается через ряд требований, относящихся к основным направлениям в формировании физической культуры личности и связанными ними особенностями педагогического процесса и педагогических воздействий. Принцип гармонического развития личности Суть данного принципа заключается в том, что физическая культура в жизни человека должна занимать место соразмерное, с одной стороны, - с потребностями общества, а с другой, - с интересами самой личности. Общество на каждом историческом этапе своего развития предъявляет к человеку комплекс требований, среди которых значимое место занимает наличие крепкого здоровья и владение умением его формировать и поддерживать. Но эти моменты должны органически дополнять другие стороны жизнедеятельности. В противном случае (если представить, что это стало предметом основной деятельности всех членов общества), - произойдёт упадок производства материальных и духовных ценностей.
Отдельный человек, исходя из своих интересов, иногда отходит от господствующего представления об усредненном (типичном) индивиде и до предела увеличивает место процесса физического совершенствования в своей жизни (это характерно для высококвалифицированных спортсменов). Однако полностью игнорировать потребности общества могут очень немногие - это социальная патология. Требования принципа всестороннего развития личности: I. Формирование физической культуры личности должно идти сопоставимо с другими сторонами воспитания. Реализацией этого требования является комплексное развитие интеллектуальных, физических, нравственных и эстетических основ личности. Недопустимо одностороннее развитие физических начал человека в ущерб его духовным качествам. //. Педагогический процесс должен обеспечить всесторонность физического воспитания. Из этого следует, что в процессе физического воспитания следует использовать такие педагогические воздействия, которые гарантировали бы целенаправленное развитие всех основных физических способностей и формировали бы важнейшие двигательные умения и навыки. Преимущественно это проявляется в органическом единстве общей и специальной физической подготовки. ///. В течение всей жизни человека должны постоянно использоваться разнонаправленные формы педагогических воздействий. Данное требование основывается на учете объективных закономерностей онтогенеза (индивидуальное развитие организма) человека и проявляется в определенной последовательности решения воспитательных и образовательных задач физического воспитания, определяемой полом, возрастом, особенностями жизнедеятельности и другими факторами.
Принцип связи с жизнедеятельностью Высвечивает прикладную функцию физической культуры в обществе, - подготавливать членов общества к деятельности в сфере производства, а при необходимости, - к участию в военно-боевых действиях. Требования принципа связи с жизнедеятельностью: I. Формирование физической культуры личности должно направляться на созда -ние психофизиологических предпосылок к жизнедеятельности. Из этого следует, что при разработке и реализации программ физического воспитания необходимо определяющее внимание уделять становлению и совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков, а также развитию основных физических способностей. //. Педагогический процесс должен способствовать освоению новых форм двигательной деятельности. Данное требование установлено в силу того, что все возможные условия жизнедеятельности предусмотреть невозможно. Поэтому рациональнее на основе разностороннего физического образования, развития координационных и других двигательных способностей, расширения функциональных возможностей организма создавать предпосылки для освоения новых видов деятельности. ///. Педагогические воздействия, направленные на формирование физической культуры личности, должны производить прикладной эффект. В этой связи необходимо использовать средства соотносящиеся (медико-биологически, биомеханически, психологически и т. д.) с основной (настоящей или будущей) деятельностью человека Принцип оздоровительной направленности Отражает гуманистическую направленность физической культуры в обществе. Смысл данного принципа состоит в том, что физическая культура должна содействовать укреплению здоровья. Требования принципа оздоровительной направленности: I. Формирование физической культуры личности должно соотноситься с ее пси-хо-физиологическими возможностями. Реализацией этого требования является построение процесса физического воспитания с учетом половозрастных особенностей организма и уровня физического развития и подготовленности человека. //. Педагогический процесс должен планироваться и регулироваться в соответствии с научно-обоснованными подходами к укреплению здоровья. При этом первостепенное значение имеют методические принципы физического воспитания, а также объективные данные различных видов контроля (педагогического, медико-биологического, биомеханического, психологического и др.),
///. Возможность использования в занятиях любого педагогического воздействия должна определяться его оздоровительной ценностью. Данное требование предполагает, что любое средство или метод перед применением должны быть оценены на предмет их влияния на состояние здоровья человека. Все перечисленные принципы формирования физической культуры личности органически взаимосвязаны и содержательно перекликаются друг с другом. Их реализация происходит параллельно вне зависимости от контингента занимающихся.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|