Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика развития быстроты одиночного движения и частоты движений.




Быстрота одиночного движения проявляется в способности с высокой скоро­стью выполнять отдельные двигательные акты. Это, например, скорость движения руки при метании копья, ударе по волейбольному мячу, уколе в фехтовании, ско­рость движения ноги при ударе по футбольному мячу или клюшки при выбрасыва­нии в хоккее с шайбой. Наибольшая быстрота одиночного движения достигается при отсутствии добавочного внешнего сопротивления.

С увеличением внешнего сопротивления повышение скорости движений дости­гается за счет повышения мощности проявляемых при этом усилий. Последняя оп­ределяется взрывными способностями мышц. В данном случае развитие быстроты одиночного движения целесообразно проводить совместно с развитием силовых способностей. С этой целью широко используются упражнения с отягощениями. К примеру, применяют пояса и жилеты с дозированными разновесами или утяжелен­ную обувь при выполнении прыжков и беговых ускорений, свинцовые манжеты в игровых действиях руками, утяжеленные перчатки при выполнении боксерских уда­ров, снаряды более тяжелого веса в легкоатлетических метаниях.

Все эти предметы следует применять лишь после того, как будет хорошо освое­на техника основного навыка без отягощения. Величина дополнительного отягоще­ния должна быть такой, чтобы оно не искажало технику движений и позволяло вы­полнять действия с максимально возможной скоростью. Как правило, оптимальную величину отягощения в каждом конкретном случае определяют эмпирическим пу­тем. В данном случае, для развития быстроты одиночного движения в упражнениях, связанных с преодолением дополнительных отягощений, используется метод ди­намических усилий (см. лекцию 9).

Наряду с усложнением условий выполнения упражнений за счет внешних отяго­щений используются также облегченные условия, способствующие повышению ско­рости однократных движений. В этом случае, в частности, применяют метание об­легченных снарядов, прыжки с наклонной дорожки, проведение отдельных приемов в борьбе с более легким партнером и др.

Если при затруднении условий выполнения упражнений активизируется сило­вой компонент движения, то при облегчении задача заключается в повышении их скорости.

Эффективным методом повышения скоростных возможностей является и кон­трастный (вариативный) метод, предполагающий чередование выполнения скоро­стных упражнений в затрудненных, обычных и облегченных условиях. Суть его зак­лючается в том, что после тонизирующей работы выполняются соревновательные упражнения с установкой на максимальное проявление быстроты движений.

Например, показано, что выполнение толчков набивного мяча весом от 5 до 10 кг стимулирует повышение быстроты последующих ударов в боксе. Эксперименталь­но обоснована методика использования гантелей для развития быстроты движе­ний боксера. С гантелями выполняется имитация ударов: прямых (вес до 4 кг), бо-

______________________ Лекция 10 Скоростные способности и методика их развития

ковых снизу (вес 1,5-2 кг) - 5-6 раз, каждой рукой, а также защит: уклоны и нырки влево и вправо, отклоны назад (вес до 4 кг) - 5-6 раз в каждую сторону. Затем те же движения выполняются без отягощения. В обоих случаях необходимо уделять вни­мание умению расслаблять мышцы перед началом выполнения упражнения: мгно­венно начинать движения и моментально расслабляться после выполнения упраж­нения.

В беге, плавании, гребле, велоспорте и в других видах двигательной деятельно­сти большую роль играет другая разновидность скоростных способностей - высо­кий темп движений, т.е. максимальная частота движений в единицу времени. Так, мы говорим о темпе ходьбы -120-140 шагов в минуту, о темпе гребли - 30-40 греб­ков в минуту, о темпе спринтерского бега - 4,9-5,0 шага в сек. и т.д.

Следует иметь ввиду, что понятие "темп" близко связано с понятием "скорость", но они не тождественны. Можно, например, поднимать руку на разную высоту и опус­кать в одинаковом темпе, скорость же движения руки при этом будет разная. Раз­личной будет и скорость бега при одинаковой частоте, но разной длине беговых шагов. Вместе с тем, вполне очевидно, что скорость бега зависит как от длины, так и от частоты шагов. Для каждого бегуна большое значение имеет определение оп­тимальных взаимоотношений длины и частоты беговых шагов.

Установлено, что между результатами в спринтерском беге и показателями тем­па на различных участках дистанции существует определенная взаимосвязь. Меж­дутемпом движений и результатом бега на участке дистанции 1-15 м. достоверная взаимосвязь отсутствует. Объяснить этот факт можно тем, что техника-стартового разгона настолько сложна, что ошибки и нестабильность в его выполнении наблю­даются даже у сильнейших спортсменов мира. Это, в свою очередь, приводит к боль­шой вариативности при выполнении первых циклов движений.

Наибольшие величины связи между результатом и темпом наблюдаются в груп­пе спортсменов по сравнению с неспортсменами на участках 35-50 и 51-65 м. На участке 86-100м. данная связь несколько уменьшается. Это свидетельствует о том, что с повышением квалификации результаты в спринте все более зависят от пока­зателей наивысшего темпа движений, проявляемого на одном из участков дистан­ции.

Большое значение в поддержании высокого темпа имеет способность человека быстро сокращать и расслаблять мышцы, а также предельно быстро "выключать" мышцы антагонисты. У лиц с высокой частотой движений, латентное время напря­жения и расслабления мышц короче, чем у лиц, обладающих более низким её уров­нем.

Методический путь развития этой способности - повторное выполнение движе­ний с возможно большой частотой, но без излишнего напряжения. Длительность таких упражнений определяется временем, в течение которого может быть сохра­нена данная частота движений. При снижении темпа упражнение следует прекра­щать. С увеличением темпа движения требования к скорости расслабления мышц возрастают.

При недостаточной быстроте расслабления мышц возникает "скоростная напря­женность", т.е. состояние, при котором мышцы, не успев расслабиться, должны вновь сокращаться. В результате нарушается координация в сокращении и расслаблении антагонистических групп мышц. Нередко они оказываются напряженными одновре­менно. Все это в значительной мере лимитирует увеличение скорости передвиже­ния. Нарушение четкого чередования напряжения одних групп мышц и расслабле­ния других является причинами большинства мышечных травм.

Развитие способности к расслаблению мышц должно идти по трем основным

137 Теория и методика физической культуры

направлениям:

1. Максимальное уменьшение напряженности мышц, не принимающих участия в данном движении. К примеру, в скоростном беге на коньках это касается прежде всего мышц спины, шеи, рук и туловища.

2. Устранение напряжения мышц-антагонистов, возбуждение которых противо­действует основному движению, уменьшая его амплитуду и внешнее проявление силы мышц-антагонистов (в беге на коньках к ним относятся приводящие мышцы бедра, сгибатели голени).

3. Овладение целесообразным ритмом чередования напряжения и расслабле­ния мышц, обеспечивающих выполнение двигательного действия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...