Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внеклассные и внешкольные занятия физическими упражнениями.




Назначение - организация свободного времени учащихся, заполнение его целе-

229 Теория и методика физической культуры

сообразной двигательной деятельностью с целью всестороннего физического со­вершенствования, обеспечения активного отдыха. Признаки:

• временный коллектив;

• добровольный характер;

• проводятся на базе и вне школы.

Выделяют два вида внеклассных и внешкольных занятий:

Систематические (занятия в кружках физической культуры для младших школь­ников, занятия по видам спорта в секциях, занятия в группах общей физической подготовки).

Эпизодические (ежемесячные дни здоровья и спорта, соревнования, турпохо­ды, прогулки, экскурсии, спортивные праздники и развлечения, др.).

В общеобразовательной школе создаются также группы начальной подготовки ДЮСШ для учащихся, желающих заниматься избранным видом спорта. Специфи­ческие задачи:

1. Удовлетворение личных интересов, потребностей в области физической куль­туры.

2. Постепенный переход к спортивной специализации и последовательное со­вершенствование в избранном виде спорта.

3. Обучение элементарным организаторским и методическим знаниям, умени­ям, необходимым для самостоятельных занятий и для осуществления обществен­но-полезной деятельности в области физической культуры.

4. Воспитание потребности систематически выполнять физические упражнения. В процессе проведения внеклассных и внешкольных занятий обязательным явля­ется соблюдение общих и методических принципов, а также принципов спортив­ной тренировки.

18.4 Содержание учебного предмета "Физическое воспитание". Особенности методики обучения двигательным действиям школьников.

Содержание уроков физического воспитания определено программами, кото­рые разработаны для каждого класса, но составляют единство, обусловленное об­щей направленностью, задачами, атакже последовательным развёртыванием учеб­ного материала. Этим обеспечивается системность и целостность учебно-воспи­тательного процесса на протяжении всего периода обучения. Физическое воспита­ние включено в учебный план наравне с другими предметами. Его значение и равноправность подчеркнуты введением оценок в аттестат о среднем образовании.

С 1992 года в практику общеобразовательных школ введена так называемая "ком­плексная" программа по физическому воспитанию, которая содержит все формы занятий физическими упражнениями (четыре части). Общей структурой первой ча­сти программы, предназначенной для уроков физического воспитания, предусмот­рено следующее: цель и задачи, организационно-методические указания; пример­ное распределение часов, базовый раздел содержания; вариативный раздел. В на­стоящее время получили распространение различные варианты программ, к кото­рым следует относиться критически, т.к. они имеют существенные недостатки.

Обучение двигательным действиям в школьном возрасте направлено, преж­де всего, на формирование, углубление и расширение специальных знаний в виде

Лекция 18 Физическая культура я системе воспитания детей школьного возраста

представлений, обобщений и понятий, закономерностей, принципов и правил дви­гательной деятельности. Эти знания должны обеспечивать сознательную ориенти­ровку в явлениях физической культуры, целесообразное и своевременное исполь­зование её средств и форм в жизни, успешное овладение двигательными умения­ми, навыками и опытом применения их в многообразных условиях практики. В един­стве с обучением двигательным умениям совершенствуются интеллектуальные умения и способности наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать, оцени­вать движения и условия.

Важной предпосылкой успешности обучения двигательным действиям в школь­ном возрасте является своевременное определение объективных противоречий между задачами, требованиями к качеству действий и эффективности их примене­ния, с одной стороны, и имеющимся фондом знаний, умении, навыков, уровнем физического развития занимающихся - с другой; между личными интересами в об­ласти физической культуры и обязательными требованиями учебной программы. Выявление и регулирование этих противоречий, осмысливание их сути учениками -одно из важных условий мотивации и активизации учебной деятельности.

Искусство педагога заключается также в том, чтобы обучая движениям, после­довательно подводить учеников к решению всё более сложных задач. Создаваемые в процессе обучения трудности и противоречия должны быть соразмерными ре­альным возможностям учащихся конкретного возраста. В противном случае они осложнят обучение и могут стать тормозом в развитии способностей. Создавае­мые педагогом противоречия становятся активными рычагами учебной деятельно­сти лишь при условии, что они являются достаточно содержательными, имеющими конкретный смысл для ученика и что разрешение их становится для него осознан­ной необходимостью.

В соответствии с сутью физического образования, тесно связанного с физичес­ким развитием, правомерно выделять следующие компоненты содержания обуче­ния двигательным действиям:

• Создание педагогом предпосылок и стимулов учебной деятельности (опреде­ление очередных задач и заданий для учащихся, мотивация необходимости реше­ния этих задач и преодоления возникающих трудностей, опора на усвоенное ра­нее).

• Восприятие занимающимися нового учебного материала - наглядного, выпол­няемого по слову (при наличии двигательного опыта); анализ и осмысливание за­данного, достижение понимания сути и значения задач, заданий; усвоение соот­ветствующих понятий, принципов и правил практического использования изучен­ного, формирование на этой основе новых знаний и введение их в систему познан­ного; совершенствование используемых учеником методов познавательной деятельности, сопряжённое с этим развитие интеллектуальных способностей.

• Овладение, на основе приобретаемых знаний, полноценной техникой двига­тельных действий (в целом и по отдельным фазам, элементам, характеристикам); формирование и совершенствование в основном варианте соответствующих дви­гательных умений и навыков, сопряжённые с данной образовательной работой раз­вития двигательных качеств.

• Овладение опытом применения специальных знаний, двигательных умений и навыков в более сложных условиях, связанное, с одной стороны, с обучением само­стоятельной ориентировке в этих условиях, творческому решению задач и с воспи­танием интеллектуальных, моральных и волевых качеств, а с другой стороны - с обу­чением самостоятельному варьированию усвоенной техники соответственно новым задачам и условиям; сопряженные с этим содержанием развитие интеллектуаль-

231 Теория и методика физической культуры

ных, двигательных и волевых качеств.

• Сопряжённое с учебной работой формирование гармонического телосложе­ния, предупреждение нарушений осанки, попутное и специальное развитие двига­тельных качеств.

• Самоконтроль, анализ, взаимооценка и самооценка учащимися учебной дея­тельности и её результатов, отчёт в этом педагогу; контроль педагога за действия­ми и успеваемостью учащихся, оценочная информация, обсуждение достижений и недостатков.

Последовательность и полнота включения отмеченных компонентов в конкрет­ный педагогический процесс не являются стандартными. Они зависят от наличия и порядка решения частных задач, средств, уровня подготовленности занимающих­ся, внешних условий.

Сочетание компонентов учебного процесса в значительной мере зависит и от необходимости использовать незавершённые циклы возрастного развития с целью своевременной активизации прогрессивных изменений, повышения обучаемости двигательным действиям и развития других способностей.

Структура процесса обучения, рассчитанная на относительно длительные пе­риоды (в зависимости от сложности и доступности учебного материала - на несколь­ко занятий, недель, на год и более) в практике физического воспитания школьников сохраняет, в основном, общепринятые этапы, их направленность, специфические задачи и основное содержание. Однако на всех трёх этапах (начального разучива­ния, углублённого разучивания и совершенствования) компоненты содержания, методы и методические приёмы должны конкретизироваться в соответствии с воз­растными особенностями занимающихся.

Главное заключается в том, что схема:

ОТ НАЧАЛЬНОГО РАЗУЧИВАНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...