Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общественное движение 40-х гг




5.1. Славянофильство как течение общественной мысли появилось в начале 1840-х гг. Его идеологами были литераторы и философы А.С. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы., Ю.Ф. Самарин и др.

Славянофильство можно охарактеризовать как российский вариант национал-либерализма. Развивая идею самобытности русской истории, славянофилы, в отличие от защитников теории официальной народности, главной ее движущей силой считали не самодержавие, а православный народ, сплоченный в сельские общины. С другой стороны, полемизируя с Чаадаевым, они доказывали, что именно православие предопределило великую будущность России, придало всей ее истории подлинно духовный смысл. Основные положения теории славянофильства:

­ идея народности, обоснование того, что в основе самобытного российского пути развития лежат православие и национальный русский характер;

­ гармония власти и народа в России в противоположность Европе, где обострены социальные конфликты. Самодержавие, по мнению славянофилов, избавляло российское общество от политической борьбы, в которой погрязла Европа;

­ общинный строй в деревне, коллективизм, соборность - основы русской общественной жизни;

­ ненасильственный путь развития России;

­ преобладание духовных ценностей над материальными в России;

­ критика Петра I за насильственные методы внедрения опыта, механически заимствованного у Запада, что привело к нарушению естественного развития России, породило крепостничество и социальные конфликты;

­ необходимость ликвидации крепостного права, но при сохранении общины и патриархального уклада жизни;

­ созыв Земского Собора для определения пути дальнейшего развития;

­ объединение всех славян под эгидой России;

Славянофилы отрицали революцию и радикальные реформы, считая возможным лишь постепенные преобразования, проводимые сверху под давлением общества по принципу царю - сила власти, народу - сила мнения.

5.2. Западничество оформилось как идейное течение в работах и деятельности историков, юристов и литераторов Т.Н. Грановского, К.Д. Кавелина, П.В. Анненкова, С.М. Соловьева, В.П. Боткина, В.Г. Белинского. Как и славянофилы, западники стремились к превращению России в передовую державу, к обновлению ее общественного строя. В то же время, представляя собой российский вариант классического либерализма, западничество отличалось оценкой характера развития страны и методов ее переустройства.

Основные идеи западничества:

­ отставание от Запада России, развивающейся по универсальным законам истории;

­ необходимость восприятия опыта и ценностей Запада, ликвидация исторического отставания;

­ утверждение в России либеральных идеалов свободы личности, гражданского общества и, в перспективе, конституционной монархии;

­ развитие рыночных отношений, предпринимательства, промышленности и торговли;

­ отмена крепостного права, передача крестьянам земли за выкуп;

­ развитие образования и распространение научных знаний;

Западники основными методами своей деятельности считали формирование общественного мнения для подготовки преобразования России путем реформ "сверху".

Революционная демократия

5.3.1. Особенностями этого идейного течения явилось совмещение ряда идей западничества (свобода личности, гражданские права и свободы, единство мирового исторического развития), славянофильства (идеализация общинного строя, русское и славянское мессианство, коллективизм) и европейского социализма.

Цель движения заключалась в создании общества социальной справедливости - социализма. В качестве метода достижения цели были избраны радикальные реформы или массовая революция.

5.3.2. Теория "русского социализма" (народничество). Основоположником теории выступил А.И. Герцен, другими идеологами - Н.Г. Чернышевский, Н.П. Огарев, Н.А. Добролюбов, М.А. Бакунин, которые ставили своей целью достижение социализма как общества справедливости.

Основные идеи Герцена заключались в следующем:

­ достичь цели можно, используя сельскую общину с ее коллективизмом и самоуправлением;

­ России необходимо миновать капитализм, пороки которого разъедают Европу, а потому ей следует двигаться по некапиталистическому пути: от крепостничества - к социализму.

­ желательно избежать кровавой революции, а преобразования провести с помощью радикальных реформ сверху. Правда, было время, когда Герцен считал, что Россию надо звать к топору. Но окончательный его вывод сводился к тому, что стране необходима лишь метла (т.е. он осознал всю опасность крестьянской революции, которая в условиях России с неизбежностью приняла бы формы все разрушающего бунта, и рассчитывал лишь на реформы.)

­ надо ликвидировать крепостничество, дать землю крестьянам без выкупа, но сохранить общину.

­ следует ввести гражданские свободы и демократическое правление.

5.3.3. Практическая деятельность. Герцен издавал в Лондоне альманах "Полярная звезда" и газету "Колокол", в которых критиковал русскую действительность и обосновывал теорию "русского социализма". Бакунин участвовал в европейской революции 1848-1849 гг., работал в Первом Интернационале, создал на Западе ряд революционных организаций, стал теоретиком анархизма. Чернышевский, став крупным журналистом, развивал и пропагандировал в России идеи "русского социализма".

 

5.4. Петрашевцы

Члены кружка, собиравшегося на квартире М.В. Буташевича-Петрашевского (1845-1849), в составе Н.А. Спешнева,М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Н. Плещеева, Ф.М. Достоевского и др. вели просветительскую деятельность, говорили о необходимости отмены крепостного права, изучали и пропагандировали произведения Ш. Фурье и других европейских социалистов. Небольшая часть петрашевцев склонялась к идее создания тайного общества и подготовки народного восстания, но до практических шагов дело не дошло. В 1849 г. кружок был разгромлен, а многие его члены после суда оказались на каторге.

5.5. Основные черты периода. О бщественная жизнь в стране активизировалась. Расширилась социальная база общественного движения, увеличилось число людей, на которых оно воздействовало. Произошло идейное оформление славянофильства, западничества и революционной демократии, что привело к оформлению различных течений оппозиционных правительству сил.

6. "МРАЧНОЕ СЕМИЛЕТИЕ" 1848-1855 гг

После европейских революций 1848-1849 гг. политика подавления инакомыслия, проводившаяся Николаем I, усилилась: запрещен был выезд российских подданных за рубеж, ввоз иностранной литературы и т.д. В результате интенсивность общественного движения понизилась. Начало тяжелой для России Крымской войны 1853-1856 гг. также не способствовало его активизации.

Лишь в эмиграции наблюдалась некоторая активность. В Лондоне Герцен основал в 1853 г. Вольную русскую типографию, где печатались листовки и с 1855 г. альманах "Полярная звезда".

ИТОГИ

Ø Несмотря на реакцию (т.е. по словам А.И. Герцена - внешнее рабство), благодаря общественному движению в стране удалось сохранить внутреннюю свободу - независимость и свободомыслие духовной элиты.

Ø Происходит усложнение общественной мысли, появляются самостоятельные и самобытные, учитывающие национальную специфику течения.

Ø Начинается дифференциация общественно-политических направлений, которые подготавливают интеллектуальную и нравственную почву для дальнейшего развертывания освободительного движения в России.

Ø В обществе и даже части бюрократии создается духовная атмосфера, позволившая приступить к подготовке ликвидации крепостничества.

Ø Общественное движение страны оказывает значительное влияние на развитие русской культуры и, особенно, литературы. С другой стороны, русская литература, берущая на себя функции негласного духовного парламента России, придает общественно-политическим идеям художественную форму и тем самым усиливает их воздействие на общество.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...