Главные элементы организации материально–технического снабжения.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Главными элементами организации материально–технического снабжения являются:
· оперативное планирование в производстве – своевременная подготовка складов, транспортных и других средств, обеспечивающих бесперебойное снабжение цехов материалами, заготовками и полуфабрикатами; · нормирование расхода материалов – определение нормы для изготовления деталей и изделий в требуемом количестве и ассортименте при осуществлении в производстве запроектированных технологических процессов; нормы расходов материалов определяют с учетом: полезного расхода на единицу продукции (чистая масса), неизбежных технологических отходов (припуск, стружка, усушка, угар и др.) и производственных потерь (некратность размеров листа, излишние припуски на подгонку при сборке); при нормировании материалов применяют коэффициенты, с помощью которых можно сравнивать нормы и фактический расход (например, коэффициент использования материала, равный отношению массы используемого материала к массе заготовки); · мероприятия по снижению сверхнормативных запасов – нормативная документация, разработанная технологами в период подготовки производства, является основанием для заказа материалов на строящиеся суда. Для головного судна чаще всего базой для расчета служит ранее строившееся однотипное судно–аналог, имеющее близкие размерения, для серийных судов – спецификации рабочих чертежей.
Основными задачами ОМТС на предприятии-строителе являются: правильное определение потребности в каждом материале; наблюдение за ходом выполнения договоров поставщиками; принятие мер по недопущению срыва поставок; создание оптимальных запасов материалов; экономия и замена дефицитных материалов; снижение издержек снабжения, расходов по заготовке, транспортировке и хранению материалов; контроль за расходом материалов по назначению; совершенствование планирования и организации материально-технического снабжения.
Особенно велика роль ОМТС в области планирования материально-технических ресурсов на предприятии-строителе. ОМТС определяет годовую, квартальную, месячную потребность в сырье, материалах, топливе и других предметах снабжения на основе следующих данных: норм расхода материально- технических ресурсов (МТР), расчетов потребности в МТР подразделения предприятия-строителя на ремонтно- эксплуатационные и топливно-энергетические нужды, новую технику, механизацию и автоматизацию производственных процессов и инженерно-управленческого труда. Кроме того, ОМТС составляет сводные заявки и расчеты на материалы, сырье, топливо, предметы снабжения для головных судов по заказным ведомостям проектанта, а для последующих судов – по ведомостям производственных норм ОГТ. Он же представляет эти заявки в вышестоящие организации по определенным формам в установленные сроки, а также защищает потребность в расходе с привлечением соответствующих (заявивших) служб предприятия. После этого ОМТС получает фонды на материально- технические ресурсы и планы материально-технического снабжения, доводит лимиты расхода материалов для всех служб предприятия-строителя по заявкам (расчетам) последних и производит систематический анализ отчетных (и оперативных) данных о фактическом расходе материалов за предыдущие периоды на производственно-эксплуатационные нужды и на отдельные суда. Однако в связи с изменением производственной программы, корректировкой заказной документации по строящимся головным судам, норм расхода МТР по непредвиденным работам и другим причинам ОМТС оформляет дополнительные заявки в установленном порядке и в определенные директивными документами сроки.
Для оперативного управления материальными ресурсами и выполнения плана материально-технического снабжения предприятия строителя ОМТС выполняет следующие функции:
· осуществляет оперативный контроль за поставками продукции (реализацией фондов) различными средствами связи; · составляет портфель заказов на поставку заказной продукции на основе нарядов-заказов снабженческо-сбытовых организаций и договоров с поставщиками; · заключает договоры с поставщиками на поставку сырья, материалов, не предоставляемых в порядке централизованного снабжения; · проверяет (по счетам поставщиков) соответствие отгруженной продукции по количеству и качеству договорным условиям поставки и установленным ценам и наценкам; · производит акцепт или отказ оплаты поставщикам на отгруженную продукцию; · составляет по установленным формам и в требуемые сроки претензии к поставщикам в связи с нарушениями условий поставки по количеству, качеству и срокам, указанным в нарядах-заказах или договорах; · осуществляет подготовку и представление в юридический отдел необходимых документов для передачи спорных вопросов в арбитраж; · доводит до сведения соответствующих служб предприятия- строителя дополнительные требования поставщиков по заказной продукции, согласовывает и подтверждает поставщикам (в официальном порядке) изменения условий поставки по количеству, качеству и срокам.
3. Источники и пути экономии материалов: · совершенствование конструкции с учетом предъявляемых технических требований: выбор технико-экономических показателей судов, обеспечивающих минимизацию материальных затрат; упрощение формы корпуса и геометрии деталей; сокращение количества деталей; рациональное снижение запасов прочности; рациональное снижение запасов на коррозию; повышение коэффициента использования заказного материала; · применение новых экономичных материалов и расширение их сортамента: применение экономичных профилей проката; применение качественного проката; применение железобетона и армоцемента; применение пластмасс-заменителей; применение синтетических материалов с новыми свойствами; применение материалов в рулонах;
· совершенствование технологии производства и минимизация отходов и потерь: механизация и автоматизация технологических процессов; расширение применения техпроцессов, обеспечивающих снижение расхода материалов, а также припусков и допусков; применение аналитических методов раскроя материалов; научно обоснованный анализ использования материалов; · совершенствование организации производства и его материально-технического обеспечения: комплексное использование отходов производства, организуемое «по горизонтали и вертикали» управления; развитие прогрессивных форм организации и планирования материально-технического снабжения; сокращение потерь в процессе транспортировки и хранения материалов; развитие специализации производства; совершенствование контроля за использованием материала; развитие прогрессивных форм материального стимулирования и ответственности за экономное расходование материалов; · улучшение эксплуатационных показателей судов для обеспечения минимизации материальных затрат: повышение качества судов; повышение надежности, долговечности конструкций, механизмов, устройств и т. д.; улучшение ремонтоспособности; повышение качества эксплуатации и обслуживания судов.
Рисунок 1. Снижение норм расхода материалов на серийных судах 1 — лесоматериалы; 2 — окрасочные материалы; 3 — стальной металлопрокат; 4 — стальные трубы.
1. Техническое перевооружение и реконструкция предприятия к постройке судов нового проекта – совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих постройку судов нового проекта сооружениями, необходимыми площадями, коммуникациями, средствами технического перевооружения и подъемно-транспортным оборудованием. Наиболее эффективный метод роста производства - его обновление на основе широкого внедрения научно-технических достижений. Наиболее рациональными путями такого обновления могут быть:
· увеличение доли капиталовложений, выделяемых на техническое перевооружение и реконструкцию производства. · необходимость планирования технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий при участии государственных структур.
Комплекс мероприятий по техническому перевооружению и реконструкции действующего предприятия должен обеспечивать:
· увеличение выпуска продукции и улучшение ее качества; · улучшение использования действующих производственных мощностей и их прирост; · рост производительности труда и сокращение рабочих мест; · снижение себестоимости продукции; · снижение материалоемкости и экономию материальных и топливно-энергетических ресурсов; · повышение технического уровня производства или отдельных его цехов, участков и агрегатов на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производственных процессов и инженерно-управленческого труда; · модернизацию и замену устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более прогрессивным; · устранение диспропорций между отдельными подразделениями предприятия-строителя на основе ликвидации «узких мест» в основном и вспомогательном производствах;
Основные направления технического перевооружения и реконструкции судостроительных предприятий с учетом масштабов проведения работ и степени влияния на отраслевые пропорции можно подразделить на три основные группы: · коренная реконструкция и широкое техническое перевооружение предприятия-строителя, вызванная изменением расчетной программы как в качественном, так и в количественном отношении, а также изменение профиля предприятия. Указанные мероприятия осуществляются, как правило, по единому комплексному проекту; · частичная реконструкция и техническое перевооружение предприятия-строителя, выражающиеся в техническом перевооружении или реконструкции отдельных цехов и объектов, связанных с постройкой судна нового проекта или с внедрением новой техники и новых организационно-технических методов постройки судна (мероприятия в данном случае могут осуществляться и по проектам и сметам на отдельные объекты); ·организационно-технологические мероприятия, направленные на повышение объема и эффективности производства в результате улучшения использования основных производственных фондов, частичного обновления оборудования или дополнительной его установки для ликвидации «узких мест», а также мероприятия по повышению уровня механизации и автоматизации производства, внедрения новой технологии на отдельных участках и т. п.
2. Экономическая подготовка – совокупность взаимосвязанных экономически эффективных процессов и решений, обеспечивающих сокращение сроков постройки судна, снижение трудовых и материальных затрат без ущерба качества продукции и сохранения заданных технико-экономических показателей. В сложном процессе создания головных судов: исследование – проектирование – подготовка производства – производство приходится рассматривать значительное количество вариантов проектирования и постройки из-за влияния многочисленных факторов, и выбор оптимального варианта зависит от уровня осуществления экономической подготовки. Установление технико-экономической целесообразности постройки судна с учетом степени перспективности и новизны основывается на расчете эффективности производства, заключающейся в анализе затрат по всем стадиям постройки судна, начиная с его проектирования и заканчивая испытанием и сдачей в эксплуатацию. Сроки и результаты постройки судов, эффективность использования финансовых ресурсов в значительной степени зависят от трудоемкости и цены судна. Трудоемкость и цена судна нового проекта определяются проектантом на стадии технического проектирования по укрупненным нормативам НИИ отрасли с участием предприятия-строителя и заказчика и оформляются совместным протоколом. Цена головного судна ориентировочная и подлежит уточнению в процессе создания его по фактическим затратам. Для серийного судна определяются предприятием-строителем и согласовываются с заказчиком твердорасчетная трудоемкость и цена постройки. Важным этапом экономической подготовки производства, помимо установления правильной цены судна, является определение сроков и источников финансирования работ по проектированию и постройке головного судна нового проекта и списании затрат. Постройка головного судна требует тщательной оценки и экономического анализа для нахождения наиболее эффективных решений на всех стадиях его создания, в том числе и в рациональной организации подготовки производства. Так как в процессе конструкторской и технологической подготовки производства закладываются в основном все технико-экономические показатели нового судна, его надежность и долговечность, а на этапе организационной и материально-технической подготовки определяются способы и средства, обеспечивающие минимальную материалоэнергоемкость, трудоемкость и себестоимость постройки судна, то в этом проявляется связь экономической подготовки со всеми видами комплексной подготовки производства.
1. Подготовка кадров - совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих постройку судов нового проекта необходимыми кадрами рабочих и инженерно-технических работников соответствующей квалификации. Подбор кадров, правильная их расстановка, создание наиболее рациональных условий использования в производстве - важнейшие организационные предпосылки высокого уровня профессиональной подготовки и использования кадров судостроителей, способных решать производственные задачи любой сложности с учетом возросших требований времени. В организации работы с кадрами необходимы планомерная подготовка, обучение и переподготовка, в связи с чем система профессионально-технического образования и производственного практического обучения рабочих приобретает решающее значение. Кадры рабочих для предприятий отрасли должны готовиться в профессионально-технических училищах и непосредственно на производстве путем практического обучения. Для этого на предприятиях должны создаваться учебно-производственные базы в виде учебных комбинатов или производственных мастерских, учащимся базовых профессионально-технических училищ должны предоставляются рабочие места для практического обучения по выбранной специальности во всех цехах основного и вспомогательного производств. Современные условия интенсификации производства характеризуются наличием большого числа профессий и сложностью специальности судостроителя. Требования к профессиональным навыкам и квалификации значительно возросли. Например, сборщик корпусов судов должен: уметь читать рабочие чертежи, т. е. знать конструкторскую документацию; знать технологию в соответствии с документацией; уметь пользоваться средствами механизации различного назначения; знать систему проверочных работ, средства и технологию их выполнения; знать систему припусков и допусков, специфику выполнения сварочных работ, возможных деформаций корпусных конструкций при правке и сварке; обладать знаниями в области экономики и т. д. Он должен овладеть рядом смежных профессий, получить право на совмещение нескольких профессий, в частности, газорезчика, сварщика-прихватчика, пневматика, разметчика. Даже при минимальных сроках подготовки квалифицированного сборщика корпусов судов 5-го разряда его необходимо готовить не менее 4-5 лет (с учетом теоретического и практического обучения), а высококвалифицированного бригадира (6-й разряд) не менее 8-10 лет, что предопределяет заинтересованность предприятий-строителей в сохранении кадров. Судовой сварщик высокой квалификации должен иметь хороший общеобразовательный уровень и специальную профессиональную подготовку. Он должен знать сварочное оборудование, аппаратуру регулирования и контроля, технологию сварки, металлургию сварки в среде различных защитных газов. В связи с высоким уровнем применения на судостроительном предприятии полуавтоматической и автоматической сварки различного назначения, в том числе гравитационной, электрошлаковой, лазерной, электронно-лучевой, а также новых марок присадочных материалов и флюсов каждый сварщик обязан овладеть комплексом знаний нового сварочного производства и технологии. Поэтому подготовка сварщика высокой квалификации производится не менее пяти лет, а переподготовка – с аттестацией его один раз в два года. В настоящее время еще нередко уровень квалификации наших инженеров не соответствует требованиям научно-технического прогресса. Инженерный «корпус» теряет былую престижность, и эта девальвация звания «инженер» произошла исторически, в частности, из-за постоянно возрастающей дифференциации технических отраслей знаний и специализированное инженерных разработок. Поскольку раньше узкой специализации не было, инженер выглядел крупномасштабно. С развитием науки и техники выросли новые отрасли промышленности, совершенствовалась технология. Возникли новые профессии, и труд инженера значительно усложнился. На помощь пришла отраслевая специализация. В какой-то мере это сузило широту инженерного кругозора, и резко упала эффективность инженерного труда. Головные суда отличаются большой конструктивной сложностью, что связано с необходимостью осваивать новые материалы и внедрять опытные образцы комплектующего судового оборудования и механизмов, а также вводить новые производственные мощности, более сложное и высокопроизводительное технологическое оборудование, требующие разработки и внедрения новых, прогрессивных технологических процессов. Поэтому организация систематизированной переподготовки и повышения квалификации кадров рабочих и ИТР представляет для предприятий отрасли серьезную практическую проблему, а освоение специалистами новейших областей знаний является одной из главных задач служб подготовки производства и кадров (отделов технического обучения) на предприятиях- строителях.
2. Социально-психологическая подготовка производства – совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих полную социально-психологическую готовность предприятия–строителя к постройке судов нового проекта в установленные сроки, заданного уровня качества с минимальными трудовыми и материальными затратами. Под социально-психологической готовностью понимают наличие на предприятии-строителе, в его подразделениях и службах благоприятного социально-психологического климата, обеспечивающего всестороннюю интенсификацию производства и повышение его эффективности на основе ускорения научно–технического прогресса, совершенствования хозяйственного механизма, внедрения научной организации труда путем воспитания ответственного отношения к труду и повышения роли человеческого фактора. Главной производственной силой всегда были и остаются люди. Поэтому от уровня проводимой социально-психологической подготовки производства, массово-разъяснительной и воспитательной работы по мобилизации творческих возможностей коллективов ИТР и рабочих на решение новых задач во многом зависят сроки, затраты и качество выполняемых работ как по организации комплексной подготовки производства, так и всего производственного процесса. Социально-психологическая подготовка включает: – активное, творческое участие в подготовке производства профсоюзных организаций коллективов служб и цехов, широких масс трудящихся предприятия-строителя; – глубокий научный подход к разработке проводимых социально-психологических мероприятий по воспитанию коллектива; – организацию пропаганды социально-экономических результатов комплексной подготовки производства; Связь социально-психологической подготовки с другими видами подготовки производства очевидна потому, что каждую из них осуществляет коллектив трудящихся. Производительность труда любого коллектива значительно возрастает, когда в нем здоровый психологический климат, когда стоящие перед ним задачи доведены до сознания каждого его работника, когда каждый участник процесса активно способствует достижению общей цели, работая добросовестно и творчески, с хорошим настроением.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|