Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интеллектуально-познавательное развитие




Вопросы для обсуждения:

Определение понятий «интеллектуальное развитие», «когнитивное развитие», «интеллект», «познавательные процессы», «познание», «сознание», «умственная активность».

Особенности развития познавательных процессов и познавательной деятельности у детей в дошкольном возрасте.

Задачи, содержание и средства умственного воспитания дошкольников.

Умственное воспитание детей раннего возраста. Педагогические условия умственного воспитания детей первого и второго года жизни.

Формирование у детей дошкольного возраста системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.

Формирование навыков и умений умственной деятельности, развитие познавательных процессов и способностей.

Формирование познавательных интересов, любознательности и умственной активности у детей дошкольного возраста. Методы и приемы формирования умственной активности у дошкольников (дидактические игры, игры-головоломки, моделирование, проблемные ситуации, опыты и т.д.).

Роль различных видов деятельности в умственном воспитании детей дошкольного возраста.

Диагностика умственного развития детей дошкольного возраста.

Литература

Диагностика умственного развития дошкольников / Л.А.Венгер, В.В.Холмовская, Н.Б.Венгер и др. – М., 1978.

Поддъяков Н.Н. Некоторые общие вопросы развития мышления дошкольников // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н.Поддъякова, А.Ф.Говорковой – М., 1985.

Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н.Поддъякова, Ф.А.Сохина. – М., 1988.

Пороцкая Е. Дошкольный возраст: основные этапы развития познавательных способностей // Дошкольное воспитание. – 1995.-№2.

Дьяченко О., Булычева А. Возможности образовательной работы с умственно одаренными дошкольниками 5-7 лет // Дошкольное воспитание. – 1995.-№3.

Щербакова Е., Голицин В. К вопросу о развитии познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 1991.-№10.

Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А.Венгера. – М., 1986.

Кулагина Л. Учить логически мыслить // Дошкольное воспитание – 1994. -№11.

Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., 1989.

Котырло В.К., Дудкевич Т.В. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности дошкольников // Вопросы психологии. – 1991-№2.

Крылов Е. ТРИЗ - школа творческой личности // Дошкольное воспитание. – 1992, №7, 8, 9.

Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978.

Аляева И., Капина У. Кроссворды в работе с детьми // Дошкольное воспитание.- 1992, № 9-10.

Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М., 1991.

Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей). – М.: Знание, 1984.

Венгер Л.А. Угадай-ка // Дошкольное воспитание. - 1991.- №3-5, 7-9.

Умственное развитие дошкольников в игре / Сост З.М.Богуславская, О.Е.Смирнова. – М., 1990.

Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах. – М., 1991.

Ревенко Н.В. Малышам о географических открытиях. – М., 1989.

Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996.

Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей. – Ярославль, 1996.

Годовикова Д.Б. Общение со взрослым и познавательная активность детей // Дошкольное воспитание. – 1977.-№9.

Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте / Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М., 1995.

Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М., 1994.

Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений / Сост. М.Н.Ильина, Л.Г.Парамонова, Н.Я.Головнева – СПб, 1997.

Ращикулина Е. Игры-головоломки в развитии мышления дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1999.-№3.

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1998.

28.Куликова Т.А. О воспитании познавательных интересов // Дошкольное воспитание. – 1976.-№9.

Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. – СПб.- 1993.

Житникова Л.М. Учите детей запоминать. – М., 1985.

Чего на свете на бывает?: Занимательные игры для детей от трех до шести лет.- М., 1991.

Одаренный ребенок. Программа воспитания и обучения детей.

Тема 2. Интеллектуально-познавательное развитие

Учебно-исследовательские задания:

Выписать существующие определения основных понятий темы. Проанализировать определения понятий по следующим показателям: какие исходные позиции легли в основу понятия; какие важные компоненты включены в определение; какое определение понятия наиболее полно раскрывает сущность данного явления. На основе проведенного анализа попытайтесь сформулировать свое представление о понятии.

Выделить основные линии познавательного развития на разных этапах дошкольного детства.

Составить картотеку игр для детей раннего возраста (первого или второго года жизни), в которых происходит развитие умственных способностей, с указанием задач и содержания работы.

Изучить игры и упражнения по развитию познавательных процессов (память, мышление, воображение) детей дошкольного возраста. Подготовить одну из игр к проведению на занятии.

На основе изученной литературы систематизировать педагогические условия развития познавательных интересов и активности детей дошкольного возраста.

Доказать на примерах, что умственное воспитание осуществляется в разных видах деятельности: игровой, конструктивной, учебной, познавательной. На основе анализа литературы обоснуйте возможности каждого вида деятельности.

Изучить методы диагностики умственного развития детей дошкольного возраста. Апробировать некоторые из них на практике.


 

Формирование познавательного интереса у старших дошкольников на материале ознакомления с техникой

Вопросы для обсуждения:

Психолого-педагогические аспекты формирования познавательных интересов к технике у дошкольников. Мир техники, мир открытий и изобретений – источник творческого развития личности ребенка.

Роль взрослого в приобщении детей к миру техники.

Методика ознакомления дошкольников с техникой. Этапы формирования у ребенка интереса к изобретательской деятельности:

развитие познавательного интереса к миру техники, миру открытий и изобретений;

формирование устойчивого интереса к обобщенному образу человека-изобретателя через показ конкретной личности изобретателя;

развитие собственной «изобретательской» деятельности, деятельности экспериментирования в мире открытий и изобретений.

Методика ознакомления детей с технической игрушкой. Классификации технической игрушки. Требования к технической игрушке.

Литература

Альтов Г.С. И тут появился изобретатель.- М., 1987.

Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ // Дошкольное воспитание. – 1995.-№10.

Богат В. Технология творчества// Дошкольное воспитание. – 1999.-№3.

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2001

Журавлева Л. Встреча ребенка с Чудом // Дошкольное воспитание. – 1995.-№4.

Князева О.А. Мои помощники // Дошкольное воспитание. – 2000.-№3.

Козлова С.А., Кожокарь С.В. Хочу быть … дворником, нет, лучше изобретателем // Дошкольное воспитание. – 2000.-№10.

Козлова С.А., Артамонова О. Как знакомить детей с творческой деятельностью взрослого (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. – 1993.-№10.

Кондраков И.М. Знакомим малышей с техникой.- М., 1996.

Литвиненко В.М., Аксенов М.Ф. Игрушка из ничего. –СПб., 2000.

Локуциевская Г. Некоторые особенности художественного и конструктивного решения технических игрушек // Дошкольное воспитание. – 1972.-№5.

Новоселова С.Л., Реуцкая Н.А. Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений: Аннотированный перечень.- М., 1997.

Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. – 1997.-№3-4.

Флерина Е.А. О технической игрушке // Дошкольное воспитание. – 1956.-№8.

Эйдельс Л.М. Техническая игрушка // Дошкольное воспитание. – 1961.-№7.

Падалко А. Букварь изобретателя. - М., 2001.

Поддъяков Н.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт.- М., 2000.

Петрович Н.Т. Беседы об изобретательстве. – М., 1978.

Бочкарева Л. Игры дошкольников с технической игрушкой // Дошкольное воспитание. – 1990.-№10.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...