Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия формирования личности.

Методики

Акцентуации характера
Опросник Шмишека

Согласно теории «акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при определенных условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств. У психопатов эти черты достигают особо большой выраженности. 88 вопросов.

Выделяют десять основных типов акцентуации (классификация Леонгарда).

1. Гипертимный — личности со склонностью к повышенному настроению. оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое,

2. Застревающие — со склонностью к «застреванию аффекта» и бредовым реакциям.

3. Эмотивные, аффективно лабильные.

4. Педантичные, с преобладанием черт ригидности, педантизма.

5. Тревожные.

6. Циклотимные, со склонностью к депрессивному реагированию.

7. Демонстративные, с истерическими чертами характера.

8. Возбудимые, со склонностью к повышенной, импульсивной реактивности в сфере влечений.

9. Дистимичные, с наклонностью к расстройствам настроения.

10. Экзальтированные, склонные к аффективной экзальтации.

Все эти группы «акцентуированных личностей» объединяются по принципу акцентуации свойств характера или темперамента. К акцентуации свойств характера относятся:

§ демонстративность (в патологии: психопатия истерического круга);

§ педантичность (в патологии: ананкастическая психопатия);

§ возбудимость (в патологии: эпилептоидные психопаты);

§ застревание (в патологии: паранояльные психопаты).

Остальные виды акцентуации относятся к особенностям темперамента и отражают темп и глубину эффективных реакций.

 

«Ценностные ориентации»
М. Рокич

Ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, составляют ядро ее мотивации, жизненной концепции и отражают отношение человека к себе, окружающему миру и другим людям. Предлагаемая методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М.Рокич разливает два класса ценностей. Первый класс включает ценности, важные для жизни человека в целом, как бы главные, конечные цели индивидуального существования личности. Второй класс составляют ценности, предпочитаемые человеком в любой жизненной ситуации. Это деление соответствует традиционному делению ценности - цели и ценности - средства.

Инструкция: Вам предлагается два списка ценностей: список А (ценности - цели) и список Б (ценности - средства). Работайте с ними последовательно, не спеша, вдумчиво и внимательно. Присвойте каждой ценности списка определенный ранговый номер, соответствующий тому значению, которое вы придаете данной ценности в жизни по сравнению с другими. Ранжируя ценности по каждому из списков, вы можете задавать себе вопрос: "В какой степени для меня важна и значима эта ценность, в какой степени я хочу ее реализовать в своей жизни?"

Закончив работу, проанализируйте результат ранжирования по каждому списку в отдельности. Определите главные для вас ценности, получившие первое, второе, третье ранговые места, сопоставьте их с тем, как они реализуются вами, что бы вы могли сделать для осуществления их в будущем. Обратите внимание и на ценности, которые оказались для вас менее значимыми, получили последние ранговые места, ответьте себе на вопрос: "Почему вы их так оценили?"

Сопоставьте результаты ранжирования по обоим спискам, рассмотрите, как соотносятся в вашем представлении ценности - цели и ценности - средства, каковы их сочетание и взаимосвязь. Вы многое можете узнать о себе, выполнив такую работу, она поможет вам сориентироваться в мире ваших собственных ценностей и решить, что вы сможете сделать для своего дальнейшего развития, самосовершенствования и личностного роста. Помните, что ценностные ориентации определяют содержание направленности личности, являясь отправным моментом ее поступков, мыслей и чувств. Другими словами, это то, чем человек живет, к чему стремится, как смотрит на себя и окружающий мир.

 

 

Тест Кеттелла 16 PF
(Форма А)

Опросник предназначен для измерения 16 факторов личности – личностных черт, свойств, отражающих относительно устойчивые способы взаимодействия человека с окружающим миром и самим собой. Выявляются эмоциональные, коммуникативные, интеллектуальные свойства, а также свойства саморегуляции, обобщающие информацию человека о самом себе (форма А).
Опросник содержит 187 вопросов, на которые предлагается ответить обследуемым (взрослым людям с образованием не ниже 8 – 9 классов). Длительность выполнения задания - 50-60 минут.
Испытуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос «да», «нет», «не знаю» (или «а», «в», «с»).
Тест может быть использован для многостороннего и углубленного изучения личности человека, его хаpактеpа, темперамента, интеллекта, эмоциональных, волевых, моральных, коммуникативных и других особенностей, что предполагает его применение в областях профориентации и расстановки кадров, медицинской психодиагностики, семейного консультирования, педагогики, научных исследований и т.д.

Инструкция. Вам предлагается ответить на ряд вопросов, цель которых – выяснить особенности Вашего характера, склонностей и интересов. Отвечая на вопрос, Вы можете выбрать один из трех предложенных вариантов ответов. Номер ответа на бланке должен соответствовать номеру вопроса. Выбрав ответ «а» – перечеркните крестиком левый символ, если ответ «в», то средний символ, ответу «с» соответствует правый символ. Отвечая, помните: не тратьте времени на раздумья, давайте первый естественный ответ, который приходит Вам в голову; старайтесь избегать промежуточных, «неопределенных» ответов; не пропускайте ничего, обязательно отвечайте на все вопросы подряд.

 

Опросник Юнга
для выявления типологических особенностей личности

Опросник предназначен для выявления типологических особенностей личности.

Инструкция: на каждый вопрос имеется два варианта ответа, необходимо выбрать ответ, который подходит Вам больше, и поставить букву, обозначающую этот ответ.

1. Что вы предпочитаете?

а) немного близких друзей;

б) большую товарищескую компанию.

2. Какие книги вы предпочитаете читать?

а) с занимательным сюжетом;

б) с раскрытием переживаний героев.

3. Что вы скорее можете допустить в работе?

а) опоздание;

б) ошибки.

4. Если вы совершаете дурной поступок, то:

а) остро переживаете;

б) острых переживаний нет.

5. Как вы сходитесь с людьми?

а) быстро, легко;

б) медленно, осторожно.

6. Считаете ли вы себя обидчивым?

а) да;

б) нет.

7. Склонны ли вы хохотать, смеяться от души?

а) да;

б) нет.

8. Считаете ли вы себя?

а) молчаливым;

б) разговорчивым.

9. Откровенны ли вы или скрытны?

а) откровенен;

б) скрытен.

10. Любите ли вы заниматься анализом своих переживаний?

а) да;

б) нет.

11. Находясь в обществе, вы предпочитаете:

а) говорить;

б)слушать.

12. Часто ли вы переживаете недовольство собой?

а) да;

б) нет.

13. Любите ли вы что-нибудь организовывать?

а) да;

б) нет.

14. Хотелось бы вам вести интимный дневник?

а) да;

б) нет.

15. Быстро ли вы переходите от решения к исполнению?

а) да;

б) нет.

16. Легко ли вы меняете ваше настроение?

а) да;

б) нет.

17. Любите ли вы убеждать других, навязывать свои взгляды?

а) да;

б) нет.

18. Ваши движения:

а) быстры;

б) замедленны.

19. Вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях:

а) часто;

б) редко.

20. В затруднительных случаях:

а) спешите обратиться за помощью к другим;

б) не любите обращаться.

Обработка результатов


Показатели экстраверсии: 1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6б, 7а, 8б, 9а, 10б, 11а, 12б, 13а, 14б, 15а, 16а, 17а, 18а, 19б, 20а.
Количество ответов подсчитать и умножить на 5.
Баллы: 0-35 - интроверсия; 36-65 - амбоверсия; 66-100 - экстраверсия.
Экстраверты ("вывернутые наружу") - легки в общении, имеют высокий уровень агрессивности, тенденцию к лидерству, любят быть в центре внимания, легко завязывают контакты, импульсивны, открыты, судят по людям «по внешности», не заглядывают внутрь; холерики, сангвиники.
Интроверты ("обращенные внутрь") - направлены на мир собственных переживаний, мало контактны, молчаливы, с трудом заводят новые знакомства, не любят рисковать, переживают разрыв старых связей, нет вариантов проигрыша и выигрыша, имеют высокий уровень тревожности и ригидности; флегматики, меланхолики.
Амбоверты - личности, в которых присутствуют слабовыраженные черты обоих типов.

 

 

Определение направленности личности
(Б. Басса)

Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967 г. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ "наиболее" получает 2 балла, "наименее" - 0, оставшийся невыбранным - 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.
С помощью методики выявляются следующие направленности:
1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.
2. Направленность на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
3. Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Инструкция: Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.
1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам равноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Вашему мнению и более всего ценен для Вас. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой "больше всего".
2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего стоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой "меньше всего".
3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются. Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет "хороших" или "плохих", поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является "правильным" или "лучшим" для Вас.

 

С давних времен зрелость считалось самым длинным периодом в жизненном цикле личности. Которое, как считал греческий философ Пятогор является периодом процветания сил. Обычно в психологической литературе период зрелости разделяется на три основных уровня, из которых первый это период ранней зрелости, который охватывает возраст от 23 до 35 лет и описывается как период резких перемен в жизни человека; формирование семьи, рождение ребенка, новая работа или изменение старой работы

Социальная ситуация развития в данный период характеризуется такими важнейшими событиями, как начало трудовой профессиональной деятельности, создание семьи и рождение детей. Конечно, в современных условиях дети и студенты начинают подрабатывать рано, но профессиональная деятельность в большинстве случаев связана с окончанием учения, то есть в 23-25 лет. Это уже работа, которая (по идее) обеспечивает экономическую независимость и самостоятельную жизнь, отдельную от родителей. И жениться (выйти замуж) можно в период юности и молодости. Но семья как самостоятельная ячейка общества, со своим укладом, с заботами о детях и их обеспечении создается в период после 23-25 лет. Верхнюю границу возраста можно обозначить в 33-35 лет. Именно в этот период работающего перестают считать молодым специалистом, а в учебных заведениях он теряет право учиться на дневном бюджетном отделении, то есть объективно человек попадает в другую возрастную категорию, категорию зрелого возраста. Это период реального осуществления жизненных планов и стратегий, когда мечты, идеалы и принципы становятся ориентиром в практической деятельности, и, конечно, реальность вносит серьезные поправки в идеалистические настроения молодости. Период от 20 до 30 лет считается сензитивным для познания себя в различных профессиональных ситуациях. Общественное мнение склонно считать, что в это время пора сделать карьеру. К 30 годам уже определяются представления о возможностях роста в данной профессиональной сфере. И если эти представления негативны, человек начинает думать о смене профессии, а иногда - и всей стратегии жизни. Наблюдается кризис перехода 30 лет, один из самых острых кризисов развития. Психологическое его содержание - переоценка пройденного пути и возможностей дальнейшего развития, потребность в ощутимых переменах. Это период становления родительства со всей ответственностью за жизнь и развитие детей. Но кризис охватывает и семейные отношения. Пик разводов приходится на период после 6 лет совместной жизни, когда возраст мужа 31, жены - 26 лет (Г. С. Абрамова, 1997). Признав свой выбор неудачным, супруги в этом возрасте считают, что еще есть время начать все снова и создать более счастливую семью, поэтому легче решаются на развод.

 

Условия формирования личности.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Имея в виду то, что человеческую личность формируют в своем единстве генетическая и социальная программы, отметим существование субъективных и объективных условий становления личности, ее совершенствования в ходе жизни, а также в результате развития и воспитания.

Биологические факторы: наследственность (передача от родителей психофизиологических свойств и задатков: цвет волос, глаз, кожи, темперамент, скорость психических процессов, а также способность к речи, мышлению, прямохождению — общечеловеческие признаки и национальные особенности) в значительной степени определяют субъективные условия, влияющие на формирование личности. Строение психической жизни личности и механизмы ее функционирования, процессы формирования как отдельных, так и целостных систем свойств составляют субъективный мир личности.

Человек - это живой организм, жизнь которого подчинена как общим законам биологии, так и специальным законам анатомии и физиологии. Но по наследству передаются не качества личности, а определенные задатки. Задатки - природная расположенность к той или иной деятельности. Различают задатки двух видов - общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов); индивидуальные различия природных данных (особенности типа нервной системы, анализаторов и т.п.).

Природные особенности обусловливают разные пути и способы формирования психических свойств. Они могут влиять на уровень, высоту достижений человека в какой-либо области. При этом их воздействие на личность не прямое, а косвенное. Ни одна врожденная особенность не является нейтральной, так как она социализируется, пронизывается личностным отношением (например, карликовость, хромота и т.п.). Роль природных факторов неодинакова на разных возрастных этапах: чем меньше возраст, тем в большей мере природные особенности сказываются на формировании личности.

Природные особенности являются важными предпосылками, факторами, но не движущими силами формирования личности. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание - продукт общественного бытия человека. Чем сложнее по своему психическому строению образование, тем меньше оно зависит от природных особенностей.

Но влияние биологических факторов всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными условиями. Формирование личности идет в единстве с объективными условиями, на него влияющими. Психическая деятельность человека, будучи детерминирована внешними условиями, развивается по своим специфическим внутренним законам. [5, 15c.] «Идея, чувства и верования, — говорил Г. В. Плеханов, — сочетаются по своим особым законам. Но эти законы приводятся в действие внешними обстоятельствами, не имеющими ничего общего с этими законами».[2, 113c.]

Социальные факторы (они же — «внешние обстоятельства»): общественно-экономические условия жизни, семья и целенаправленное воспитание образуют, систему объективных условий, влияющих на формирование личности. Именно среда — вся окружающая человека социальная действительность, в условиях которой происходит его развитие и становление личности, — является объективным условием формирования его личности, определяющим чисто человеческие задатки — мышление и речь. Объективные условия дают возможность развиться человеческим задаткам посредством общения с людьми. Поскольку если изолировать ребенка после рождения от общества, у него будет характер, темперамент, способности и ряд других свойств личности, но личностью он не будет, так как будет развиваться вне человеческих отношений, человеческого общества.[16, 35c.]

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь.

Социализация осуществляется как система двух взаимодействующих факторов:

1) воздействие общества на личность в процессе воспитания, образования, общения с родителями, сверстниками, в процессе пользования средствами массовых источников информации;

2) собственная личная активность, проявляющаяся как в распредмечивании явлений и предметов, так и в опредмечивании их.

Действительно, социальный индивид не получает своего общественного содержания наследственно и вынужден приобретать его в онтогенезе и в ходе всей своей жизни.[4, 198c.] Условно процесс социализации имеет три периода:

- первичная социализация, или социализация ребенка;

- промежуточная социализация, или социализация подростка;

- устойчивая, целостная социализация, то есть социализация взрослого, сложившегося в основном человека.

Являясь важным фактором, воздействующим на механизмы формирования личности, социализация предполагает развитие в человеке его социально-обусловленных свойств (убеждения, мировоззрение, идеалы, интересы, желания).

Воспитание так же выступает важным фактором в развитии личности. Оно обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание — это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания. Ему присущи такие функции:

- диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития;

- организация учебно-воспитательной деятельности детей;

- использование положительных факторов в развитии качеств личности;

- содержания воспитания, средств и условий социальной среды;

- воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний;

- формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил в разных сферах деятельности: научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и т.д.

Итак, личность всегда живет и действует в составе определенной нации, класса, социальной группы, коллектива и разделяет с другими материальные и культурные условия жизни и, что вполне естественно, психологию социальной группы, в состав которой она входит. Это обстоятельство определяет особенное в психическом облике личности (национальные черты характера, потребности, интересы, отношение к различным сторонам социальной жизни).

Психологический момент формирования личности обусловлен микросредой — частью среды и теми условиями, в которых человек живет непосредственно (например, семья). Микросреда объективно влияет на психический облик человека. Как следствие этого влияния, обнаруживаются индивидуально неповторимые черты, отражающие конкретный жизненный путь отдельной личности.[18,111c.]

Рассмотрение вопроса о влиянии объективных условий на формирование личности будет неполным, если не отметить решающее значение в развитии человека социальной наследственности. Каждая личность представляет в той или иной мере весь человеческий род; в ее человеческой, телесной организации воплощен итог развития не только рода человеческого, но и ближайших его предков. Общечеловеческая природная организация личности формировалась по законам биологии, а потому и выступает как общественно-детерминированная природа человека.[5, 59c.]

Человек наследует от предыдущих поколений орудия труда и опыт организации производства, материальные и духовные ценности, традиции и т. п. Овладевая всем этим, он приобщается к общечеловеческой и национальной культуре, становится способным к труду, творческому развитию оставленного ему наследства.

Что является определяющим условием приобщения человека к социальному опыту, заставляющим его становиться личностью?

К. Маркс, определяя сущность человека, пишет, что «она есть совокупность всех общественных отношений».[9, 25c.] Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, и, прежде всего, отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных и духовных благ. Эти отношения являются основными и определяющими в вопросе приобщения человека к социальному опыту. Таким образом, речь идет о потребностях человека. Общеизвестно, что потребности лежат в основе человеческой деятельности. М. С. Каган назвал деятельность способом существования человека. Именно деятельность призвана обеспечить биологическую и социально-культурную жизнь человека.[4, 187c.] И именно в деятельности человек раскрывает свое особое место в мире и утверждает себя в нем как существо общественное.

Деятельность охватывает материально-практические, интеллектуальные, духовные операции, внешние и внутренние процессы общества в целом и личности в частности. Таким образом, деятельность пронизывает объективные и субъективные факторы формирования личности, являясь одновременно и условием вышеназванных факторов. Поскольку основной функцией деятельности является обеспечение сохранения и непрерывного развития человеческого общества, сложнейшая совокупность различных конкретных форм, сплетающихся друг с другом самым причудливым образом, классифицируется в четыре основных вида:

1) Преобразовательная деятельность (труд) — все формы человеческой деятельности, которые ведут к изменению, реальному или идеальному, созданию того, чего прежде не существовало. Именно трудовая деятельность явилась определяющим условием становления человека. Развитие трудовой активности существенно изменило природную, биологическую организацию человека, повлекло за собой развитие новых качеств человека.

2) Познавательная деятельность (постижение сути объекта).

3) Ценностно-ориентировочная (специфическая форма отражения субъектом объекта; объективно-субъективная информация о ценностях, а не о сущностях).

4) Коммуникативная деятельность (общение) — социальная природа человека делает общение людей условием труда, познания и выработки системы ценностей. Общение — вид деятельности, опосредствующий три других, но ими же порождаемый и стимулируемый. [4, 250-257c.]

Процесс формирования личности осуществляется благодаря объединенности видов деятельности, когда каждый из перечисленных видов, являясь относительно самостоятельным, включает в себя три других. Посредством такой совокупности видов деятельности и действуют механизмы становления личности и ее совершенствования в ходе жизни человека.

Личность возникает в обществе. Человек вступает в историю (и ребенок вступает в жизнь) как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями, и личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Иначе говоря, в отличие от индивида, личность ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к деятельности человека, как и его сознание, личность порождается деятельностью. Исследование процесса порождения и трансформаций личности человека в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях, и является ключом к подлинному научному пониманию личности.[6, 91c]

Процесс формирования личности человека начинается с первых лет его жизни. И, как уже отмечалось, процессы трансформации личности осуществляются в деятельности, вернее, в сложнейшей совокупности различных ее форм. При этом определенному периоду человеческой жизни соответствует вид деятельности, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и в особенностях личности в данный период развития. С рождения до кончины вся жизнь человека изменяется в зависимости от ведущей деятельности, которая задана ему обществом и которую человек осваивает.

Подчеркивая значимость деятельности в механизмах формирования личности, выделим ведущий ее вид в различные возрастные периоды человека, опираясь на классификацию видов деятельности М. С. Кагана, а также отметим субъектно-объектный характер процессов становления и развития личности.

До года — младенчество. Ведущий вид деятельности — непосредственное эмоциональное общение. Определяющую роль в механизмах формирования личности играют объективные факторы, а именно — непосредственное окружение ребенка — микросреда.

От года до трех лет — раннее детство. Ведущий вид деятельности — предметно-манипулятивный, сочетающий в себе познавательный и коммуникативный виды деятельности. По-прежнему наиболее влиятельными остаются объективные условия — среда, которая, однако, уже не ограничивается лишь микросредой (семьей). Влияние среды на личность осуществляется преимущественно посредством воспитания. Именно в это время начинается период социализации, когда ребенок через общение с взрослыми уясняет для себя, что можно, что нельзя, что нужно, что должно. Благодаря предметно-манипулятивной деятельности ребенок овладевает общественно выработанными способами употребления предметов.

От трех до семи лет — дошкольник. Ведущий вид деятельности — игра. Это совершенно особый вид деятельности, прямо или косвенно связанный со всеми основными видами деятельности. Игра способствует овладению детьми способами практической и умственной деятельности, выработанными человечеством, усвоению нравственных норм взаимоотношений между людьми. Игра всегда развивается и совершенствуется под руководством взрослых, поэтому решающая роль объективных условий в формировании личности сохраняется. Однако намечающаяся и развивающаяся тенденция к самостоятельности создает условия для проявления субъективного фактора, о чем свидетельствует развитие сознания и самосознания. В этом возрастном периоде, а именно к 4—5 годам уже закладываются основные черты личности.

Семь — одиннадцать лет — младший школьник; двенадцать — пятнадцать лет — подросток. Ведущий вид деятельности — познавательная (учебная) и коммуникативная (общение). Влиятельны объективные условия формирования личности, реализующиеся посредством институтов семьи и школы через целенаправленную организацию систем развития, обучения и воспитания. Происходит дальнейшее формирование сознания и самосознания, что является мощным стимулом для вмешательства субъективных факторов в механизмы формирования личности. На первый план начинает выступать проблема самосовершенствования. Не последнюю роль в самопознании и самовоспитании человека играют общественные институты (в частности, школа), поскольку общество, в конечном счете, заинтересовано в человеке, ориентированном на собственное всестороннее развитие как самоцель.

Пятнадцать — восемнадцать лет — ранняя юность. Возраст гражданской зрелости, о чем свидетельствует готовность к труду, самообразованию, семейной жизни и способность к исследовательской деятельности. Ведущим видом выступает учебно-профессиональная деятельность как разновидность познавательной. Происходит обращение личности к общечеловеческим мотивам и ценностям. Человек серьезно задумывается о выборе профессии, сознательно формирует характер. К этому периоду относится начало самостоятельной трудовой деятельности. Определяющим в процессе формирования личности становятся субъективные условия.

Далее, без указания на конкретный возрастной период человека, обобщенно имеем в виду зрелость, соответствующую третьему периоду социализации. Образование закончено, профессия выбрана, место в жизни определено, уже сложилась сравнительно устойчивая и стройная система взглядов, умение владеть собой, чувствовать окружающую обстановку. Ведущая деятельность — преобразовательная. Возникает проблема самореализации, решение которой в основном зависит от самой личности — действующего существа, все глубже проникающего в действительность, познавая и, вместе с тем, переделывая ее. [4, 298c.] Самореализация личности, самосовершенствование и саморазвитие детерминированы, то есть обусловлены потребностями жизни и деятельности личности в обществе. Общественное и личное взаимно проникают друг в друга, составляя органическое единство. Развитие общества невозможно без роста требования к себе каждой личности и без самовоспитания, реализующего эти требования. Понятно, что самосовершенствование личности играет большую роль в жизни социума, во всестороннем развитии человека, максимально умеющего использовать объективные условия и субъективные силы.

Таким образом, формирование личности — сложный длительный, обусловленный социализацией процесс, в котором внешние воздействия и внутренние силы, постоянно взаимодействуя, меняют свою роль в зависимости от стадии развития. Базисом личности является совокупность ее общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются; а они реализуются ее деятельностью, точнее, совокупностью ее многообразных деятельностей.

 

Проблема формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Лишь охарактеризовав основные силы, воздействующие на формирование личности, включая социальное направление образования и общественного воспитания, то есть, определив человека как объект общественного развития, мы можем понять внутренние условия его становления как субъекта общественного развития. В этом смысле личность всегда исторична, она продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих историю общества и ее собственного жизненного пути.

Итак, формирование личности – это очень сложный процесс, длящийся всю нашу жизнь. Некоторые особенности личности в нас уже заложены при рождении (биологический фактор развития личности), другие мы вырабатываем в процессе нашей жизни. И в этом нам помогает окружающая среда. Это сложный длительный, обусловленный социализацией процесс, в котором внешние воздействия и внутренние силы, постоянно взаимодействуя, меняют свою роль в зависимости от стадии развития. Базисом личности является совокупность ее общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются; а они реализуются ее деятельностью, точнее, совокупностью ее многообразных деятельностей. Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, внутренних и внешних, социальных и психологических.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...