К данному обращению прикладываем приложение - «комментарии юриста касательно ситуации вокруг принятия ТР ТС 018/2011».
ОБРАЩЕНИЕ
С 01.01.2016 вступил в силу ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от от 9 декабря 2011 г. N 877) (далее - ТР ТС). С 01.06.2016 по территории РФ начались систематические облавы на автолюбителей, которые не внесли изменения в регистрационные документы транспортного средства, в случае изменения конструкции. В настоящее время участились случаи прекращения регистрации таких транспортных средств.
Хотим обратить особое внимание на то, что основная масса пострадавших — автолюбители с достатком ниже среднего, имеющие автомобили отечественного производства, существующие буквально на грани выживания и зарабатывающие весьма скудные деньги за счет собственного честного труда (сельское хозяйство, мелкое «кустарное» производство, разные работы по найму и т.п.). Введение дополнительных ограничений ТР ТС создает непреодолимую преграду для дальнейшей трудовой деятельности этой категории граждан, способствует обострению социальных, семейных проблем в обществе на почве возрастания фактической безработицы, косвенно создает предпосылки для ухудшения криминогенной обстановки.
Данный ТР ТС содействует процветанию коррупции в рядах сотрудников ГИБДД. Также действующий регламент, в силу его несовершенства, содержит в себе достаточно противоречий, чем пользуются сотрудники ГИБДД, вольно трактуя текст документа и, как следствие, — привлекают к ответственности любого автолюбителя, владеющего автомобилем с установленными «аналогами» заводских агрегатов и оборудования, несмотря на наличие сертификатов, указывающих на соответствие характеристик оборудования и агрегатов тех. требованиям завода – изготовителя автомобиля.
Например, пункт 74 ТР ТС гласит: «К находящимся в эксплуатации транспортным средствам не применяются требования настоящего технического регламента к наличию подлежащих проверке элементов конструкции, которые не были предусмотрены на транспортном средстве на момент его выпуска в обращение».
Это означает, что под данный техрегламент попадают только ТС сертифицируемые вновь и получающие одобрение типа ТС. На машины, стоящие на учете, данный пункт техрегламента не распространяется. Однако, в нарушение действующего законодательства, инспекторы ГИБДД продолжают привлекать к ответственности водителей без наличия события административного правонарушения. Это является прямым нарушением КоАП РФ и Закона «О полиции».
Благодаря действию текущего регламента активно сокращается парк автомобилей, оснащенных экологичным газобалонным оборудованием (далее — ГБО), что наносит вред экологии на территории РФ. Использование ГБО получается крайне дорогим и трудным в регистрации процессом. Автолюбители, купившие сертифицированное по всем необходимым стандартам ГБО, установившие его в в специализированном сервисном центре (имеющем все необходимые разрешительные документы на производство работ и подготовку исполнительной документации, выдачу свидетельств), в один день оказались вне закона. Теперь, чтобы узаконить имеющееся ГБО, необходимо полностью демонтировать его, пройти осмотр и две дорогостоящие экспертизы и снова установить ГБО. Стоит ли говорить, что это просто не по карману большей части россиян? Имеющиеся у них сертификаты на оборудование, приобретенное в рамках законодательства, они просто не могут использовать. Зачем проходить предварительные проверки на возможность установки ГБО, если такое оборудование уже сертифицировано изготовителем для установки на определенные модели или типы автомобилей? Для успешной сертификации какого-либо оборудования изначально необходима обязательная процедура согласования конструктивных изменений с заводом – автопроизводителем или иными уполномоченными органами. Требования ТР ТС в данном случае явно избыточны, при этом такая избыточность все равно не решает изначальной задачи контроля качества продукции и работ.
Во-первых, вспоминая про вольную трактовку ТР ТС со стороны ГИБДД, и имея ответ №22/4-2152 от УВД РФ по Вологодской области (УГИБДД) на обращение [ https://yadi.sk/i/Fz2A_HQfsZe6t ], понимаем, что ГИБДД трактует пункт 77 ТР ТС весьма своеобразно: оказывается, сертификация должна проводится в составе конкретного экземпляра авто, а не модели. Такой подход не учитывает имеющиеся сертификаты на отдельные компоненты оборудования или устройство в целом. Очевидно, что в расчет стоимости купленного и установленного оборудования (агрегатов) уже включены как затраты на его сертификацию производителем, так и издержки сервисной (монтажной) организации на получение необходимых разрешений на работы. Налицо неоправданное увеличение затрат конечного пользователя на формальные разрешительные процедуры.
Во вторых, даже если удастся оспорить эту трактовку ГИБДД в суде, то требование ТР ТС иметь общий сертификат на систему ГБО в целом полностью невыполнимо. Организации, производящие компоненты ГБО, далеко не всегда продают готовые «комплекты». Например, баллон для газового топлива часто подбирается отдельно под каждую модель автомобиля и в соответствии с желанием заказчика (безусловно учитывая требования безопасности). Зачастую компании, производящие электронику и сопутствующие компоненты ГБО, не производят топливные баллоны, этим занимаются другие компании, располагающие необходимыми производственными возможностями и соответствующим опытом. Многие установщики, в целях повышения безопасности системы ГБО в целом, улучшения её надежности и экономичности/экологичности, используют качественные комплектующие различных производителей, выбирая именно лучшие варианты из имеющихся.
Требование иметь сертификат на систему в целом, да еще в привязке не к модели автомобиля, а к конкретному транспортному средству априори невыполнимо, так как подразумевает сертификацию многих тысяч комбинаций различных (уже заранее индивидуально сертифицированных) компонентов систем ГБО и моделей автомобилей. Стоимость подобного комплекта (сертифицированного целой системой), с учетом неизбежных издержек на формальности действующего ТР ТС, будет абсурдно велика и абсолютно неконкурентоспособна в пересчете на стоимость эксплуатации авто (исчезнет основное преимущество ГБО). К тому же, данное требование ТР ТС противоречит правилам ЕЭК ООН, согласно которым топливные баллоны ГБО сертифицируются раздельно для категорий транспортных средств (M1, N1, G и т. д.). Крупнейшие мировые производители систем и компонентов ГБО затрудняются комментировать внесенные изменения в ТР ТС РФ, вынужденно констатируя своим клиентам факт, что новые требования необъяснимы никак с точки зрения требований безопасности и выглядит полностью нелогичным и невыполнимым. К примеру, стоимость одного «узаконивания» комплекта ГБО составляет от 4 и выше МРОТ 2016г. Учитывая реальные заработные платы той категории населения, о которой мы говорим — это от двух месячных зарплат, включая монтаж/демонтаж оборудования и две экспертизы.
Вне закона также оказываются прицепные устройства для гражданских прицепов, в ассортименте продающиеся на рынке, и имеющие все необходимые сертификаты, подтверждающие их безопасность. Если учесть федеральное значение ТР ТС, то фактически миллионы людей рискуют потерять работу, если она связана с перевозками грузов автомобилями категории «В» с использованием прицепов. Данная мера ставит под запрет использование прицепов в личных подсобных хозяйствах. Текущий ТР ТС обладает неопределенностью даже в простом вопросе: можно ли устанавливать на авто неоригинальные расходные материалы? Например, тормозные колодки явно влияют на безопасность движения и, согласно формулировке ТР ТС и толкованию данной формулировки некоторыми сотрудниками ГИБДД, оригинальные колодки могут быть установлены только автопроизводителем при производстве автомобиля, а значит установка любых колодок сторонних производителей вне заводских условий (несмотря на сертификаты соответствия качества и техтребованиям, наличие сервисов) без регистрации изменений конструкции является незаконной.
Аналогичная ситуация и с использованием устанавливаемых на крышу багажных механизмов. «Багажники» на крыше автомобилей являются неотъемлемым атрибутом жизни в сельской местности, особенно в глубинке и тем, кто не может позволить себе покупку прицепа либо пикапа. Автолюбители — путешественники оказались вообще в безвыходной ситуации, потому что им заменить эту конструкцию попросту нечем, а ее регистрация будет стоить дороже самой конструкции (а то и поездки)!
Посреди огня оказалась и другая крупная социальная прослойка граждан РФ — любители бездорожья, так называемые «джиперы». К ним относятся как поклонники «дикого» отдыха и путешествий, так и поклонники и участники спортивных дисциплин. Но если спорт нередко подразумевает серьезное вмешательство в конструкцию автомобиля и зачастую поэтому спортивные автомобили доставляются к месту соревнований спецтранспортом, то путешественники вынуждены снимать либо прятать лебёдки и шноркели, даже установленные с учетом всех возможных требований к безопасности. Под запретом оказались даже внутренние конструкции, призванные разместить в автомобиле нужные для поездок вещи и электрооборудование. Автомобили «УАЗ Хантер» не имеют в конструкции предусмотренных мест для крепления аудиомагнитолы, динамиков, радиостанции. Теперь же установка даже автомагнитолы в УАЗ «Хантер» вообще запрещена!
Для примера, на рынке присутствуют силовые бампера торговой марки «РИФ» для «Уаз Хантер, модель 469», обладающие сертификатами на соответствие требованиям ТР ТС 018/2011 (сертификат RU C-RU.OC13.B.00692). Данные сертификаты действительны, выдавшая их организация имеет лицензии, но ГИБДД категорически отказывается проводить упрощенную процедуру регистрации согласно пункта 77 ТР ТС, по указанной выше причине. Ситуация возникает противоречивая, спорная: люди, заплатившие немалые деньги за серийную сертифицированную продукцию, при разработке которой учитывались все требования безопасности, оказались безосновательно приравнены к лицам, самостоятельно изготовившим изделие того же назначения, не имеющих соответствующих лицензий и зачастую вообще не озабоченных требованиями безопасности конструкции в отношении других участников дорожного движения и пешеходов (ЕЕК ООН №26). Таким образом, с точки зрения ГИБДД, установка серийной сертифицированной продукции по безопасности использования приравнена к кустарным изделиям «гаражной» установки.
Подводя итог, необходимо отметить, что сложившаяся ситуация абсурдна. Это негативно влияет на как на взаимоотношения ГИБДД с автолюбителями, так в целом на отношение населения к результатам работы государственных органов законодательной власти. ГИБДД практически получает возможность в любой момент времени аннулировать регистрацию практически любого автомобиля — найти несоответствие ТР ТС можно везде. И ГИБДД этим уже пользуется, СМИ пестрят громкими заголовками, на ТВ нередки видеосюжеты о проблемах автолюбителей [ https://youtu.be/OKHJJ7d5-eg ] [ http://tv.m24.ru/videos/104082 ], особенно северных, аграрных регионов и регионов с сложным рельефом, где без некоторых изменений элементов конструкции проживание попросту невозможно.
В связи с вышеописанным, мы предлагаем: 1) Ввести упрощенную процедуру регистрации в ГИБДД изменений конструкции, связанных с использованием серийно производимой, сертифицированной продукции, призванной улучшить характеристики автомобиля. Например, произведенный для «УАЗ Хантер, 469» передний бампер «РИФ Автовентури» не может быть использован на другой модели автомобиля. Он изготовлен для УАЗ Хантер или УАЗ 469, он прошел сертификацию на требования по безопасности (ГИБДД этот сертификат не принимает во внимание либо потому, что требует сертификат для конкретного авто с конкретным VIN-кодом, либо требует более конкретных указаний в сертификате на модель, для которой выпущен бампер. Сертификат выпущен на ряд элементов продукции, элементы перечислены в сертификате, однако это не является для ГИБДД достаточным основанием для упрощенной регистрации изменений согласно 77 пункту 4-го раздела ТР ТС). На наш взгляд упрощенная процедура должна выглядеть следующим образом. Имея сертифицированное транспортное средство и сертифицированное производителем для установки на данную модель автомобиля оборудование целесообразно регистрировать изменения в конструкцию ТС на основании заявления собственника ТС, наличии карты ТО и имеющихся сертификатов на установленное оборудование. Правильность установки оборудования (соответствие требованиям изготовителя) может быть подтверждена как предоставлением свидетельств, выданных уполномоченными техцентрами (сервисами), так и непосредственно на пунктах ТО с получением обновленной (дополненной) карты ТО. Необходимо упразднить процедуру получения разрешения начальника МРЭО ГИБДД как логически неоправданную (чем может быть мотивирован запрет установки сертифицированного оборудования на сертифицированный автомобиль, если такая возможность уже предусмотрена при сертификации оборудования?). Также необходимо упразднить процедуры предварительной оценки возможности монтажа сертифицированного оборудования (по тем же причинам) и оценку качества его монтажа силами лицензированных организаций, как это происходит на данный момент.
2) Необходимо убрать из ТР ТС требование сертификации всей системы в целом для ГБО. Многие элементы не выпускаются в составе комплекта, а представляют собой отдельные узлы, спроектированные и изготовленные универсальными, с учетом требований других производителей ГБО и автозаводов. Газовые баллоны выбираются, исходя из требований заказчика и ситуации, не являются неотъемлемой частью комплекта. Данный сертификат попросту невозможно получить, если следовать требованиям ТР ТС. Существуют сертификаты на отдельные компоненты ГБО, например, форсунки либо редуктор. В этих сертификатах указаны модели автомобилей/двигателей, для которых производилась сертификация требованиям безопасности ТР ТС. Этого вполне достаточно, чтобы регистрировать данные изменения конструкции в упрощенном режиме, без проведения дополнительных проверок, согласно п. 77 ТР ТС. Установку элементов ГБО должно производить предприятие, имеющее необходимые для этого разрешения с выдачей соответствующих свидетельств о выполненных работах с заключением о безопасности их эксплуатации. Также, для автомобилей с уже установленным ГБО, убрать предварительную проверку всей системы в исходном виде (согласно п. 77 ТР ТС, «проверка»), которая влечет за собой нужду в демонтаже и повторном монтаже ГБО (это ухудшает показатели надежности необслуживаемых компонентов системы). При необходимости испытаний или освидетельствования (повторного) каких-либо элементов ГБО, демонтажу/монтажу в установленном порядке подлежат только эти элементы.
3) Составить список аксессуаров и мест, а также способов их установки, которые не ухудшают безопасность и могут быть установлены владельцем ТС самостоятельно, либо установлены взамен существующих элементов без регистрации в ГИБДД. Это относится как к расходным материалам, так и к элементам конструкции, не влияющим на безопасность, (в некоторых случаях – даже улучшающие её, например, мягкие пластиковые элементы обвеса), дополнения впускной системы (шноркель) для преодоления бродов и луж. Это самостоятельно изготовленные либо приобретенные и самостоятельно установленные травмобезопасные крепления для других второстепенных аксессуаров, используемых в движении, например, кронштейн радиостанции либо аудиомагнитолы, подиумы для громкоговорителей.
4) Разработать упрощенную процедуру регистрации изменений для автомобилей, уже имеющих эти изменения. т.к. оборудование уже установлено на автомобиль, имеет все необходимые сертификаты на отдельные элементы или устройство в целом, монтаж выполнен в соответствии с требованиями производителя допоборудования, эксплуатация допоборудования осуществляется в порядке, установленном производителем, обслуживание производится по установленному регламенту.
5) Провести среди сотрудников ГИБДД разъяснения относительно пункта 74 ТР ТС 018/2011, указав, что автомобили более раннего года выпуска, чем дата принятия ТР ТС 018/2011, не подлежат проверкам на соответствие оригинальной конструкции, согласно ст. 4 ГК РФ. До принятия ТР ТС 018/2011 установка сертифицированных в соответствующем порядке на тот момент аналогов заводских узлов и компонентов не являлась внесением изменений в конструкцию, ГБО и многое другое было «дополнительным оборудованием», соответственно установка и использование данного оборудования и компонентов на тот момент были абсолютно законными. Данный подход при корректировке ТР ТС позволит рационально и справедливо разграничить зоны ответственности всех сторон, участвующих в формировании безопасности дорожного движения и безопасности эксплуатации ТС, а именно: · производители допоборудования, узлов и агрегатов, влияющих на БДД, несут ответственность за соответствие своей продукции требованиям автопроизводителей (должны быть сертификаты), качество продукции и документацию по технологии монтажа; · установочные центры, автосервисы отвечают за соответствие выполненных работ требованиям технологии монтажа с выдачей соответствующих свидетельств установленного образца; · при самостоятельной установке (возможно для некоторых видов оборудования) свидетельство может быть выдано на пунктах ТО; · владелец ТС несет ответственность за контроль предыдущих пунктов, а также за правильность эксплуатации установленного оборудования, за его обслуживание согласно регламентам производителей оборудования и ТС.
При реализации указанных выше принципов исчезает коррупционная составляющая в специфике работы ГИБДД, минимизируется цепочка инстанций, куда требуется обратиться автолюбителю, снижаются накладные расходы потребителя в себестоимости установки дополнительного оборудования. В случае возникновения нештатных ситуаций, после проведения технической экспертизы упрощается выявление виновной стороны (производитель, автосервис, владелец ТС) с которой впоследствии взыскивается ущерб или назначается наказание.
От имени всех автомобилистов Российской Федерации выражаем глубочайшую просьбу к органам ГИБДД воздержаться от «слепой» буквальной трактовки ТР ТС (а тем более – «вольной»), пользуясь выше описанным несовершенством законодательной базы. Это дополнительно укрепит мнение россиян о справедливости ГИБДД с точки зрения сознательных, законопослушных граждан.
К данному обращению прикладываем приложение - «комментарии юриста касательно ситуации вокруг принятия ТР ТС 018/2011».
С Уважением, нижеподписавшиеся автолюбители. (В России 42% населения — автолюбители, две трети из них ездят на отечественных авто, по данным опроса ВЦИОМ)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|