Базовые принципы современной режиссуры.
Режиссерское искусство заключается в творческой организации всех элементов спектакля с целью создания единого, гармонически целостного художественного произведения. Этой цели режиссер достигает на основе своего творческого замысла, осуществляя руководство творческой деятельностью всех участников коллективной работы над сценическим воплощением пьесы. Режиссерское искусство в таком его понимании сформировалось сравнительно недавно. Лишь на рубеже XIX и XX столетий в историю мирового театра начали входить имена выдающихся режиссеров: Кронека и Рейнгардта в Германии, Антуана во Франции, Крэга в Англии, Ленского в России. До этого функции режиссера носили не столько художественно-творческий, сколько административно-технический характер и мало отличались от обязанностей нынешнего помощника режиссера. Творческие же функции брал на себя (обычно явочным порядком) кто-нибудь из наиболее авторитетных участников общей работы; автор пьесы, первый актер, художник, антрепренер. Но при такой случайной, "неофициальной" режиссуре разнобой между отдельными элементами спектакля в той или иной степени оказывался неизбежным. Это же происходило и в тех случаях, когда коллектив, не имея единоличного руководителя, сам пытался добиться творческой организации спектакля путем усилий всех участников. Раньше с этим по необходимости приходилось мириться, удовлетворяясь самыми незначительными успехами на пути создания спектакля как идейно-художественного единства. Теперь же никто не согласится признать спектакль полноценным произведением искусства, несмотря на отличное исполнение отдельных ролей и великолепные декорации, если этот спектакль будет лишен стилистического единства и общей идейной целеустремленности ("сверхзадачи"). А этого невозможно добиться без режиссера.
Поэтому одновременно с ростом идейно-эстетических требований к спектаклю расширялось и углублялось само понятие режиссерского искусства и роль его в сложном комплексе различных компонентов театра непрерывно возрастала. Говоря о необходимости добиваться единства всех элементов спектакля, К. С. Станиславский писал: "Эта большая, сплоченная и хорошо вооруженная армия воздействует одновременно общим дружным натиском на целую толпу зрителей театра, заставляя биться сразу, в унисон тысячи человеческих сердец". Кто же должен обучить, сплотить и вооружить эту армию, чтобы потом бросить ее в атаку? Разумеется, режиссер! Он призван объединить усилия всех, направляя их к общей цели — к сверхзадаче спектакля. Режиссерский замысел Художественное творчество всегда имеет своим исходным моментом определенный замысел будущего произведения. Это относится и к режиссуре. Режиссерский замысел (так называемый "план постановки") должен охватить и привести к художественному единству все стороны, все грани того необычайно сложного, синтетического произведения искусства, каким является спектакль. В состав режиссерского замысла входит: а) идейное истолкование пьесы (ее творческая интерпретация); б) характеристика отдельных персонажей; в) определение стилистических и жанровых особенностей актерского исполнения в данном спектакле; г) решение спектакля во времени (в ритмах и темпах); д) решение спектакля в пространстве (в характере мизансцен и планировок); е) определение характера и принципов декоративного и музыкально-шумового оформления. Очень важно, чтобы уже в процессе создания замысла у режиссера было ощущение целого, чтобы все элементы замысла вырастали из единого общего корня, или, как любил говорить Вл. И. Немирович-Данченко, из "зерна" будущего спектакля.
МХТ им. А.П. Чехова – современное состояние театра. Московский Художественный театр создан в 1898 году К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. Первоначально он назывался Художественно-общедоступный театр, с 1901 г. – Московский художественный театр (МХТ), в 1919 г. ему было присвоено звание академического (МХАТ). В 1987 г. коллектив разделился на две самостоятельные труппы – МХАТ им. А. П. Чехова (Камергерский пер., 3) и МХАТ им. Горького (Тверской бул., 22). В 2004 г. МХАТ им. А. П. Чехова вернулся к своему историческому названию – МХТ. Уже в момент основания МХТ стал не только истинно художественным театром, но и источником новаторства и величайших открытий. Чеховская чайка на занавесе театра – эмблема, выражающая свободный и вечный полет искусства. В театре начинали свой творческий путь великие режиссеры ХХ века – В. Мейерхольд, Е. Вахтангов, М. Чехов, а труппа всегда состояла из прославленных мастеров. Для Художественного театра писали пьесы А. П. Чехов, М. Горький, М. А. Булгаков; выдающиеся художники Серебряного века оформляли спектакли. Театр притягивал к себе лучшее, что было в русской жизни. Здание в Камергерском переулке – дар театру от легендарного мецената С. Т. Морозова и великого русского архитектора Ф. О. Шехтеля. В 1943 году при Художественном театре была открыта Школа-студия МХАТ, ставшая одной из ведущих театральных школ мира. Тридцать лет жизни театра (1970–2000) связаны с творчеством О. Н. Ефремова – выдающегося актера, режиссера и театрального деятеля. В 2000 году Художественный театр возглавил О. П. Табаков, взявший курс на полное обновление репертуара и привлечение в театр лучших актерских и режиссерских сил. В труппу МХТ входят около ста актеров, многие из которых являются настоящими звездами советского и российского театра и кинематографа. В 2001 году, в дополнение к Основной и Малой сценам, была открыта третья – Новая – сцена МХТ, предназначенная специально для экспериментальных постановок и расположенная в соседнем с театром здании (Камергерский пер., 3а). Театр при Олеге Табакове (2000—2018) [править | править код]
Вид на Камергерский переулок с Тверской улицы, 2009 год
Камергерский переулок | ||||||||||||||
Медаль к 150-летию Чехова[9] | ||||||||||||||
Памятник В. И. Немировичу-Данченко и К. С. Станиславскому[10] | ||||||||||||||
Памятник Антону Павловичу Чехову[11] |
Внешние изображения | |||||
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|