ВОПРОС №7 Объективная потребность, сущность и особенности политической власти
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Функции выборов 1. Выражение и представительство разнообразных интересов населения. 2. Контроль, за институтами власти. 3. Интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли. 4. Легитимизация стабилизация политической системы, а также легитимация конкретных институтов власти: парламента, правительства, президента и т. п. 5. Расширение коммуникаций, отношений представительства между институтами власти и гражданами. 6. Перевод политических конфликтов в русло их мирного урегулирования. 7. Мобилизация избирательного корпуса на решение актуальных общественных задач. 8. Политическая социализация населения, развитие его политического сознания и политического участия. 9. Формирование политической элиты. 10. Развитие, обновление общества посредством конкурентной борьбы альтернативных политических программ. 11. Формирование эффективной оппозиции, и ее подготовка к выполнению функций политического руководства Выборы базируются на основе следующих принципов: Принципы избирательного права Демократические принципы избирательного права включают: · Всеобщность — все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, богатства, образования, конфессии или политических убеждений, имеют активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидатов) право на участие в выборах. · Равенство — каждый избиратель имеет только один голос, который оценивается одинаково, независимо от его принадлежности тому или иному человеку. · Тайна выборов — решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно. Этот принцип обеспечивает свободу выбора, предохраняет граждан от возможных преследований, а также подкупа.
· Прямое (непосредственное) голосование — избиратель принимает решение непосредственно о конкретном кандидате на выборную должность, голосует за реального человека. В современном мире существуют два типа избирательных систем М ажоритарная Мажоритарная - от французского слова majorite (большинство). Победителем и, соответственно — обладателем соответствующего выборного поста становится тот из участников предвыборной борьбы, который получил большинство голосов избирателей. В качестве кандидата всегда выдвигается конкретный человек. достоинства мажоритарной системы: 1. можно избирать как отдельных представителей (президент, губернатор, мэр), так и коллективные органы государственной власти или местного самоуправления (парламент страны, муниципалитет города). 2. учитываются личные качества кандидата: его профессиональную пригодность, репутацию, соответствие нравственным критериям и убеждениям избирателя, и т.п. 3. Могут участвовать и побеждать наряду с представителями крупных политических партий представители небольших партий и даже беспартийные независимые кандидаты. недостатки мажоритарной системы: 1. “пропадают” и не преобразуются во властные полномочия голоса тех избирателей, которые были отданы за не победивших кандидатов; 2. с читают более дорогой, финансово затратной из-за возможного второго тура голосования; 3. большая вероятность формирования мало структурированных и поэтому плохо управляемых органов власти. Пропорциональная Депутатские мандаты распределяются прямо пропорционально количеству голосов избирателей, в процентном выражении. Основными субъектами избирательного процесса являются не отдельные кандидаты, а политические партии. 1. проводится только один тур выборов, вводится своеобразный “барьер проходимости”;
2. требует значительно меньших расходов; 3. голоса избирателей (а соответственно — стоящие за этими голосами депутатские мандаты) перераспределяются в пользу тех партий, которые сумели набрать проходной балл и могут рассчитывать на депутатские мандаты. ВОПРОС №7 Объективная потребность, сущность и особенности политической власти Власть представляет собой особый вид общественных отношений, присущий всем этапам, развития человечества. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. Таким образом, властные отношения служат механизмом регуляции общественной жизни, гарантом целостности различных обществ, древнейшей формой их организации. Власть является одним из фундаментальных принципов политического развития общества. Она имеет правовой, экономический, духовно-идеологический характер, существует везде, где имеются любые стойкие объединения людей, тесно связанная с политической сферой, является средством осуществления и способом утверждения определенной политики. Политическая власть возникла раньше власти государственной и определяет реальную способность социальной группы или индивида обнаруживать свою волю. Она является неотъемлемой составляющей общего определения власти как формы социальных отношений, которой свойственный всеобъемлющий характер, способность проникать во все сферы человеческой деятельности. Любая система имеет системообразующий компонент. Для политической системы – это политическая власть. Она интегрирует все элементы системы, вокруг нее продолжается политическая борьба, она - источник социального управления, которое, в свою очередь, является средством осуществления власти. Следовательно, власть является необходимым регулятором жизнедеятельности общества, его развития и единства. Через отношения власти выражается объективная потребность людей в саморегуляции и организации. Объективная потребность нормального функционирования и развития общества. Политическая власть обладает рядом особенностей:
ВОПРОС №8. Ресурсы власти Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Утилитарные ресурсы – это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Принудительные ресурсы – это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций. Нормативные ресурсы - включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований. В отечественной политологии наиболее распространенной является классификация ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни. Соответственно выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и политико-силовые ресурсы. Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент. Социальные ресурсы – это понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.
Культурно-информационные ресурсы – это знания и информация, а также средства их производства и распространения: институты науки и образования, СМИ и др. Как считает известный американский социолог О. Тоффлер, в 21 веке традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Они становятся важнейшим ресурсом власти. Силовые ресурсы – это оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества. Ресурсы власти могут использоваться для наказания, для поощрения, для убеждения и для принуждения. Наказание, поощрение, убеждение, принуждение – это методы осуществления власти.
ВОПРОС №42. Процесс принятия политических решений. Принятие политических решений - центральный элемент преобразования политических требований различных групп и граждан в приемлемые средства и методы регулирования социальных отношений. В настоящее время в политической науке сложилось два основных подхода к пониманию процесса принятия решений. Нормативная теория - процесс рационального выбора политических целей в сложных ситуациях. В качестве важнейших средств оптимизации такого выбора предлагаются различные математические модели, исследование операций и другие инструментальные приемы. Поведенческая теория - специфическое взаимодействие людей, сориентирована на описание разнообразных факторов, которые влияют на принятие решений в конкретной ситуации. Такого рода подходы отражают двоякий характер управленческого процесса. С одной стороны, они подчеркивают громадную роль и прерогативы институтов и органов управления, регламента и процедур принятия решений, роль технического персонала и материального обеспечения деятельности всех лиц, занятых в этом процессе, или, одним словом - значение тех внешних и внутренних факторов, которые выражают рациональность, технократизм этой формы политической деятельности людей.
С другой стороны, несмотря на большую роль, которую играют в этом деле регламенты и институты, как правило, в процессе принятия решений господствуют неформализованные процедуры, зависящие отличного опыта лиц, определяющих цели и средства их достижения, от интуиции и персональных знаний управляющих, их межличностных связей. Более того, поскольку в обществе, как правило, не существует какой-либо одной группы, способной целиком и полностью контролировать принятие решений, то этот процесс всегда представляет собой "компромисс и примирение соперничающих ценностей"140, что только усиливает роль субъективизма в этом деле. Таким образом, следует признать, что политическая власть реализуется через личное влияние управляющих и, несмотря, на регламентирующую роль правил и процедур принятия решений, привносит в этот процесс непредсказуемость и не прогнозируемость. В конечном же счете процесс принятия решений представляет собой симбиоз рациональности и иррациональности, рационально организованного взаимодействия структур и институтов власти и значительного субъективизма управляющих. Эти два начала соотносятся и взаимодействуют на различных этапах принятия решений - подготовительном, собственно принятия решений, реализации принятых решений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|