Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Присоединение к оппозиции: ' применение парадокса в случае с девиантным клиентом и его уступчивой семьей

ПАРАДОКС

 

Введение

Мы ежедневно сталкиваемся с парадоксом. Предписание "Де­лай, что считаешь нужным до тех пор, пока этим не вредишь дру­гому" является по своей сути парадоксальным. Если ты поступа­ешь так, как считаешь нужным, то, конечно, можешь навредить ближнему или действовать вопреки желанию других, тогда как оглядка на других будет препятствовать тому, чтобы ты делал то, что считаешь нужным.

Парадокс представляет собой противоречие, следующее за пра­вильным выводом из непосредственно согласующихся друг с дру­гом предпосылок. Наиболее знаменитым и наиболее часто упоми­наемым парадоксом является утверждение "Будь спонтанным!" Призыв быть спонтанным создает ситуацию, в которой в принци­пе не может быть победителей. Проигрывают все. Человек, отказы­вающийся действовать спонтанно, ведет себя произвольно. Одна­ко все, что имеет внешний по отношению к индивиду источник, по сути дела, представляет собой лишь реакцию на предписание и поэтому не является спонтанным. В качестве примера можно при-;* вести жену, которая хотела бы, чтобы муж изменил свое поведение,^ и убеждает его пойти вместе с ней на встречу с психотерапевтом. ОнД предписывает мужу определенные действия, тот действует соответ-1 ствующим образом. Жена же не принимает изменений в поведении | мужа, поскольку они исходят от терапевта, а не от самого МУЖа••| Противоречивые сообщения жены приводят к появлению "двой-^ ной связи" в отношениях всех участников драмы. Жена в принци­пе не может быть удовлетворена независимо от того, изменится ее муж или нет. Для мужа же все пути закрыты, а терапевт тершП фиаско, поскольку, что бы муж ни делал, жене это не нравится.

С древнейших времен явление парадокса было предметом изу^ чения философов. Творческие люди всегда, умышленно или неу мышление, использовали парадоксальные техники для того, чт' бы стимулировать поведенческие изменения. Вацлавик с коллег

ми (\Уа1г1алу1ск, \Уеак1ап<1, Р1&сп, 1974) приводит множество приме­ров этому. Учителя и родители давно открыли преимущества па­радоксальной психологии при взаимодействии с детьми. Уже в начале XX века психотерапевты начали разрабатывать парадоксаль­ные техники помощи клиентам, в особенности для преодоления оппозиционных и жестких поведенческих образцов. Например, Морита разработал и в 1920 году опубликовал в Японии систему парадоксальной терапии, основанную на философии дзэн.

Адлер (Оге1киг5, 1967) называл парадоксальные техники "анти­негативными, или плевками в суп клиента". Суть их, с точки зре­ния ученого, состояла в признании тех образцов поведения, кото­рых придерживаются клиенты, в принятии их, а затем в их пара­доксальном преувеличении. В этом контексте психотерапевт ско­рее присоединяется к клиенту, чем делает попытку ему противо­стоять. Клиенты, ранее занимавшие негативную позицию, стиму­лируются к тому, чтобы стать более позитивно-ориентированны­ми в этой своей негативной позиции. Присоединяясь к негатив­ной позиции клиента, Адлер, таким образом, принимает ее, а за­тем использует техники обращения. Он может, например, посове­товать матери ребенка, который отказывается что-то делать, стать гораздо более беспомощной и неадекватной, чем ее дитя, стимули­руя последнего к деятельности.

Франкл (Ргапк!, 1975) называет этот процесс "парадоксальной интенцией" и поощряет клиента подчеркивать, даже выпячивать симптомы, в качестве которых, например, выступают сомнитель­ные ценности или поведенческие образцы. Таким образом, клиент может контролировать симптом, сознательно намереваясь его вы­пячивать и всячески подчеркивать.

На первый взгляд, поведенческая теория противостоит парадок­су. Вместе с тем Гатри (НП1, 1977) предлагает техники, по крайней мере на практике, согласующиеся с некоторыми парадоксальными методами. Согласно Гатри, если мы можем научиться чему-то с од­ной попытки, сохраняя свежесть взгляда, то это более ценно, чем обучение посредством бесконечных повторений. Таким образом, продавец в кондитерском магазине, имеющий возможность есть конфеты до тех пор, пока его не вырвет, помнит не о тех приятных моментах, которые связаны у него с шоколадом, а о тех болезнен­ных ощущениях, которые имели место в конце устроенного им самому себе пира. Стампфл и Луис (51атрЯ, Ьемт, 1967) исполь­зовали эти техники, ориентированные на утомление клиентов, для

работы с фобиями. В процессе использования техники "Взрыв"^ напоминающей теорию катарсиса Аристотеля, равно как и техни-” ки, созданные Гатри, терапевт повторяет до бесконечности ужас­ную историю о сошедшем с ума на сексуальной почве гигантском пауке-каннибале (подобно сказкам братьев Гримм) до тех пор, пока клиент "будет думать не об ужасающих, гигантских пауках", а ско­рее "о пауках, связанных с прозаической'повседневной реальное-;

тью". Подобные процедуры должны проводиться до полного утом­ления клиента.

Моздзиерч (Мохоаегг, 1983), другой последователь Адлера, оп­ределяет парадокс как своеобразную поведенческую диалектику, приложенную к задачам психотерапии и рассматривающую чело­веческое поведение с точки зрения заключенных в нем противо­положностей. Таким образом, в пассивности присутствуют элемен­ты насилия. Сходным образом, люди, имеющие сильное позитив-;

нее ощущение своего Я, берут на себя бремя заботы о других и в то же время им комфортно сохранять адекватную межличностную дистанцию. Те, кто требует большей близости и стремится к ней, будут часто отвергать эту близость из-за страха лишиться индиви­дуальности.

Моздзиерч (там же) рассматривает людей, поведение которых. строится на жестких образцах, как экстремистов, думающих в ка­тегориях противоположностей "тезис — антитезис". Например, человек стремится к превосходству (тезис) для того, чтобы прео-| долеть свое чувство неполноценности (антитезис). Необходимое создать новый синтез (в данном случае равенство), в котором пре одолевалось бы мышление на основе дихотомий.

Каждый негативный или симптоматический поведенчески образец несет в себе позитивные и конструктивные возможное Терапевт может произвести рефрейминг значения данного повед ческого образца, изменив его позитивно и предоставив клиен] возможность по-новому взглянуть на него.

Парадоксальные техники были разработаны Моздзиерчем и е:

коллегами (Могоаегг, Масст1еШ, 1л51ес1а, 1976) как форма поощ­рения клиентов к достижению одновременно нескольких целей:

1) нейтрализовать попытки клиентов контролировать терапе;

та и других значимых в их жизни людей;

2) успокоить клиентов, стимулируя их без опасения рассма вать симптомы и продолжать их проявлять, снимая таким об стресс, связанный с ними;

3) зарядить клиентов энергией для новых действий. Клиенты помещаются в условия терапевтической "двойной связи", где если они подчиняются предписаниям терапевта, то взаимодействуют с ним, а если противостоят им, то взаимодействуют со своими близ­кими. Так же как и Милтон Эриксон, Моздзиерч использует сказ­ки, истории и шутки для создания метакоммуникационного прос­транства по отношению к симптому. Он рассматривает парадокс в качестве стимулирующего и поддерживающего процесса, способ­ствующего установлению позитивного морально-психологическо­го климата в семье.

Моздзиерч и другие там же кратко описали двенадцать парадок­сальных техник:

1) дать нейтральный ответ на возбужденную реплику, когда собеседник ожидает от вас агрессии и защиты;

2) разрешить клиентам поддерживать симптом как необходимую и желательную вещь;

3) стимулировать клиентов к тому, чтобы отложить принятие решения по острым значимым проблемам и, таким образом, жить в той кризисной ситуации, в которой они оказались;

4) запретить клиентам делать то, что они и так не делают для избежания неприятностей;

5) предсказать возвращение симптома;

6) подчеркнуть значение симптома, рассматривая его более се­рьезно, чем представляет клиент в своих жалобах;

7) защищать причину симптома для его поддержания;

8) переопределить симптом с негативного на позитивный;

9) предписать продолжение негативного поведения, но под конт­ролем и при сотрудничестве с терапевтом;

10) стимулировать клиентов к тому, чтобы больше проявлять свой симптом, и делать это все изощреннее;

11) рассматривать симптом как ценное качество, попросить кли­ентов обучить симптому терапевта;

12) провоцировать клиента, связав его негативное поведение с поведением, которым он гордится. Как он может так поступать?

Парадоксальные техники впервые начали активно использовать стратегические семейные терапевты, которые отталкивались от те­ории "двойной связи" Грегори Бейтсона (Вагевоп, 1972). Среди тех, кто изучал и описывал эти техники в недавнем прошлом, были Андерсон и Расселл (Апаегкоп, Ки58е11, 1982), Андолфи и друга (Ап(ю1п, 2луегш18, 1980; Ашюш, е1 а1., 1983), Де Шазер (Ое Зпахег, 1982), Дал (ПиЫ, 1983), Хейли (На1еу, 1980, 1984), Уикс и Л'Абзд (\Уеек5, Ь'АЬа1е, 1982), Л'Абат (Ь'АЬа1е, 1984), Маданес (Маоапеа” 1981, 1984), Пэпп (Рарр, 1983), Сельвини Палаззоли (5еМт Ра1аг гоЦ, 1978). Все они являются теоретиками в области системной се мейной терапии и считают, что симптомы вызваны стремление” сохранить баланс в семейной системе. Их главный вклад в исполь­зовании парадокса состоит в соединении симптома и той цели, ко­торой он служит в системе, с парадоксальной интервенцией. Они также много сделали для усовершенствования таких интервенций в рамках системного подхода. Однако имеются существенные раз­личия в основополагающих установках между разными теоретика­ми в данной области.

Для того чтобы дать общую иллюстрацию парадоксальных тех-| ник, коснемся позиции Пэпп (Рарр, 1984). Она постулирует три;

предположения:

1) семья представляет собой саморегулирующуюся систему;

2) симптом является механизмом саморегуляции семейной си­стемы;

3) следует ожидать систематического сопротивления изменениям! в семье, так как с уничтожением симптома в важной части семей­ной системы нарушается привычный порядок, что составляет угрозу семье в целом. Семья обычно хочет изменения симптома без из­менения системы, которая вызвала симптом. Но это невозмож­но. Поэтому психотерапия, по существу, представляет собой про­цесс преодоления сопротивления изменениям.

Если семья сотрудничает с психотерапевтом и принимает реко­мендованные изменения, психотерапевт помогает им с помощь* прямых предписаний, таких, например, как "неплохо было бы ДЛ| всей семьи ужинать вместе три раза в неделю". Если же семья о* клоняет прямые предписания или отказывается их выполнять, пЯ радоксальная работа может оказаться очень полезной. Она направ лена прежде всего на прекращение давно сформировавшихся 1 данной семье ригидных, повторяющихся паттернов поведения Причем семьи, требующие усиления своей структуры и функций контроля в ней, являются не слишком удачными кандидатами ДЯ применения парадоксальных техник.

Цель здесь — дать серию радикальных переопределений повв дения семьи, ведущего к кризису восприятия клиентов. В резул*

тате этого семья не в состоянии смотреть на свое поведение так же, как и раньше, или продолжать функционировать на основе тех же симптоматических поведенческих паттернов. Она должна двигаться к чему-то новому.

Пэпп (там же) описывает три главных этапа парадоксальной интервенции.

7. Переопределение. Проблематичному поведению дается другое название, и оно представляется семье в новом смысловом свете, который поддерживает то, что составляет внутреннюю логику се­мьи. Поведение каждого члена семьи описывается как позитивное взаимодействие, которое должно осуществляться в соответствии с интересами всей семьи. Психотерапевт указывает, что симптом необходим для существования и стабильности семьи. Гнев переоп­ределяется как забота, страдание как самопожертвование, а отда­ление как путь к сближению.

2. Предписание. Психотерапевт предписывает членам семьи про­должать вести себя так, как они вели себя раньше, потому что се­мья нуждается в том, чтобы все оставалось без изменений. Откры­тое и сознательное проигрывание цикла, лежащего в основе функ­ционирования системы, способствует тому, что семья теряет свою силу создавать симптом. Секретные правила раскрываются, и чле­ны семьи берут на себя ответственность за свои действия. Приме­ром здесь может служить отклоняющееся поведение ребенка, стре­мящегося вовлечь в семейный круг отдаленного от него отца/мужа. В качестве паттерна здесь выступает девиантное поведение ребен­ка. Мать кричит. Ее крик раздражает отца, он входит в комнату и присоединяется к матери, ругающей ребенка. Вскоре отец выходит из себя, а мать бросается защищать бедную крошку, отсылая отца на его обычную дистанцию от центра семейных проблем. Это рас­страивает ребенка, и обычный цикл начинается снова. Таким об­разом, симптом жестко связывается с функционированием семей­ной системы, в то время как ребенок стимулируется к тому, чтобы продолжать вести себя плохо и дальше, так как он скучает по отцу и хочет помочь ему присоединиться ко всей семье.

Согласно Пэпп, простое поощрение членов семьи продолжать вести себя так, как они ведут, не будет эффективным, если не свя­зать это поведение с функционированием семьи как целого. Пред­писание должно отражать самую суть функционирования данной семейной системы. Только в этом случае семья почувствует к нему отвращение и будет активно искать новые способы внутрисемей-ного функционирования.

3. Ограничение. Когда в семье начинаются изменения, психоте-1 рапевт предупреждает ее членов об опасности тех негативных пос­ледствий, которые они могут вызвать. Психотерапевт занимает па­радоксальную позицию и должен максимально ее придерживать­ся, в частности, неохотно принимать все изменения в семье. Ти­пичная реакция психотерапевта, получившего подготовку в облас­ти поведенческой теории, — положительно подкрепить желаемые поведенческие изменения, поскольку они уже реально произошли. Однако это действие не является парадоксальным, так как парадокс скорее связан с противодействием клиентов, чем с сотрудничеством. Поощряя клиентов практиковать новое поведение, психотерапевт может на деле стимулировать их к противоположному поведению, направленному на возвращение предыдущего паттерна.

Существуют интервенции, основанные на открытом неповино­вении, а также базирующиеся на "неповиновении — согласии", но как та, так и другая опираются на сопротивление клиентов изме­нениям.

Второй вид парадоксальной интервенции опирается как на чле­нов семьи, настроенных на противодействие, так и на членов семьи, настроенных на сотрудничество. Настроенным на сотрудничество членам семьи предлагается парадоксальная интервенция, а настро­енным на противодействие — прямая. Ожидается, что последние будут действовать вопреки рекомендациям. Например, молодая супружеская пара страдает от постоянного вмешательства своих родителей и других родственников, отвергающих все призывы огра­ничить их заботу. Супружеской паре дается инструкция поблаго­дарить родственников и родителей за помощь и попросить их про-;

являть еще больше внимания.

Л'Абат (1/АЬа1е, 1984) утверждает, что парадокс связан с вопро­

сом о контроле. Одним из парадоксов психотерапевтического про" цесса является то, что клиенты рассматривают свое поведение как по преимуществу не поддающееся волевому контролю, необъясни­мое, за которое они не могут нести ответственность. Второй пара-? доке заключается в том, что психотерапевту необходимо сохранять контроль для того, чтобы передать его клиентам. Контроль необ­ходим для эффективности. Когда контроль достигнут, он можеЧ быть передан клиентам, чтобы они тоже могли достичь эффекта”

ности. Психотерапевт берет под контроль свое поведение и таким образом помогает клиентам взять под контроль свое. Психотерапевт как бы составляет с семьей соглашение, спрашивая их о том, хотят ли они достичь контроля над своими симптомами. Если они гово­рят "нет", тогда нет и соглашения.

Л'Абат (там же) предлагает несколько путей достижения конт­роля.

1. Позитивное переопределение симптома. Это делает психоте­рапевта ответственным за симптом.

2. Начать проявлять симптом, если хочешь от него избавиться. Посредством притворства, исполнения соответствующих ролей или же прямого предписания клиентов просят предъявить симптома­тическое поведение. Если клиенты могут начать, они видят, что у них имеется сила и ответственность для этого. Лучше всего, если будет дана четкая инструкция как, когда и где это делать. Парадокс заключается в том, что, если дается предписание к симптоматичес­кому поведению, оно не происходит естественно, но находится те­перь под контролем клиентов.

Для достижения максимального контроля Л'Абат (там же) реко­мендует включать предписания наряду с указанием времени, мес­та и того, как члены семьи должны вести себя друг с другом. Эта последняя рекомендация дает возможность психотерапевту изме­нить существующие образцы взаимодействия в этой семье и, умень­шая выраженность симптома, двигаться к более эффективному, здоровому внутрисемейному взаимодействию.

Вопрос о контроле, кроме всего прочего, стоит в центре обсуж­дения критиков парадоксальной интервенции. Они утверждают, что эта манипулятивная операция осуществляется без ведома клиентов и поэтому, возможно, неэтична.

Авторы парадоксальных техник, напротив, считают, что их при­емы не более манипулятивны, чем другие терапевтические прие­мы — будь то зеркальное отражение чувств, применение разнооб­разных опросников или же интерпретация сопротивления клиен­тов. Входя в психотерапевтический кабинет, клиенты соглашают­ся с тем, что они хотят избавиться от симптомов и изменить свое поведение. И точно так же как психоаналитик интерпретирует по­ведение клиента, исходя из специфического понимания его пове­дения, так и профессионалы, использующие парадоксальные техники, дают свою интерпретацию поведению клиентов, исходя из внутренней логики их поведения, так, как они ее видят. У клиен­тов же всегда существует выбор — продолжать ли вести себя также или отказаться от этого способа поведения и действовать как-то по-другому. С этой точки зрения приверженцы парадоксальных тех­ник утверждают, что они уважают клиентов, а не манипулируют ими.

Парадоксальные техники обладают многими преимуществами.

1. Они позволяют терапевту полностью принять внутрисемей-ные паттерны и присоединиться к ним. Семья в этом случае ско­рее всего будет чувствовать, что ее поняли.

2. Они помогают созданию более позитивного климата в семье через позитивный рефрейминг значения поведенческих паттернов.

3. Приняв существующие паттерны поведения и позволив семье;

продолжать их проявлять, они уменьшают чувство вины и ставят психотерапевта в положение, отличное от положения всех других, советующих им прекратить это.

4. Рефрейминг смысла патологического поведенческого паттерна^ стимулирует как семью в целом, так и ее отдельных индивидуумов развивать новые перспективы и, как следствие этого, увидеть но­вые возможности.

5. Предписание симптоматического поведения делает семью ответственной за собственное поведение, стимулирует творчески относиться к жизни, а не проявлять беспомощность перед много­численными жизненными трудностями.

6. Парадоксальные техники особенно эффективны, когда име­ют дело с жесткими поведенческими образцами и высоким уров^ нем сопротивления, который препятствует эффективному прим” нению других терапевтических техник.

7. Терапевт, присоединяясь к симптоматическому поведе^ уклоняется от борьбы за власть, семья же в этом случае станов:

ответственной за любые изменения, происходящие с ней.

8. Парадоксальное предписание раскрывает скрытые п функционирования семейной системы.

Данная глава включает в себя такие парадоксальные техники, делать клиента ответственным за симптом; присоединение к опп' зиции; контаминация суицидальных фантазий; пари с подростк ми; предписанное бездействие; психотерапевт как режиссер семе] ной драмы и иллюзия альтернатив.

Рефрейминг Обоснование

Одна из задач адлерианской терапии состоит в изменении ми­нусов на плюсы. Рефрейминг является техникой, призванной из­менить негативные смыслы на позитивные. Она содержит в себе средства изменения ракурса суждения, причем фактическая сторона события при этом не подвергается изменениям (Раошю, МсОгаау, 1978).

Мать, которую обвиняют в сварливости, представляется психо­терапевтом как очень заботливая и небезразличная к судьбе детей. Беспокойный и тревожный ребенок описывается как исполняющий важную роль в семье — ее охранитель и защитник. Муж, обвиня­ющий жену в том, что она никогда ничего не хочет делать, и жена, жалующаяся на то, что прихоти мужа невозможно удовлетворить, представляются соответственно как взявшие на себя ответствен­ность беспокоиться о семье и ее безопасности.

Наблюдая язык семьи, ее взгляд на мир и уже имеющееся у них решение проблем (симптомы), психотерапевт возвращает клиентам их образец поведения, более позитивно изменив его, и таким об­разом клиенты могут увидеть этот образец поведения в новом све­те. Новый ракурс позволяет увидеть дополнительные возможнос­ти и помогает клиентам думать и чувствовать по-иному, в более оптимистическом ключе.

Эта техника активно используется многими психотерапевтами, вместе с тем она особенно важна в подходах, в основе которых лежат стратегические и адлерианские модели. Рефрейминг применяется для конструирования парадоксальных интервенций и является су­щественной составной частью адлерианской модели — прежде всего в поддержке клиента и подтверждении его самоценности.

В инструментальном плане рефрейминг — это извлечение како­го-то понятия из его логического класса и помещение его в дру­гую систему логических категорий без изменения фактов, стоящих за этим понятием. Ругань может быть интерпретирована как попыт­ки обучить чему-то новому, как небезразличие, интерес и забота о людях, которых ругают, как желание бороться за благо других, при­влечь этих людей к продуктивной деятельности, как стремление взаимодействовать с другими и т.д. Преобразовывая утверждения, с которыми приходит семья, в более конструктивные понятия, психотерапевт с помощью данной техники помогает семьям реструк-турировать их ситуацию и действовать по-иному. Во всех телеоло­гически ориентированных теориях симптом рассматривается как имеющий полезную цель. Переопределяя эту цель на что-то более позитивное, психотерапевт способствует изменению морально-пси­хологического климата в семье.

Процедура

Прежде всего психотерапевт должен присоединиться к семье и определить, что в данном случае является терапевтической реаль­ностью. Не всякая правда полезна в психотерапии. Наблюдая вза- ' имодействие членов семьи в рамках терапевтической системы, психотерапевт отбирает те данные, которые могли бы помочь в решении проблемы.

Любая психотерапия начинается со столкновения двух взглядов на реальность. В теории системной семейной терапии предполага­ется, что взгляд семьи на ее проблемы связан со склонностью под­держивать существующий порядок в данной системе, а психотера^1 певтический взгляд имеет в качестве цели более компетентное и< дифференцированное отношение семьи к их дисфункциональной] внутрисемейной реальности. ]

Только выявив образцы поведения, посредством которых каж-1 дый индивид поддерживает поведение другого, и поняв подлинные,! жалобы, психотерапевт в состоянии дать иное толкование значе­ния данного образца поведения, переведя его в другую конструк­тивную категорию. '

Пример

Этот случай связан с отклоняющимся поведением мальчика-| подростка. "Мне кажется, что в своей семье вы очень любите друг| друга", — обращается терапевт к членам семьи. Затем он продол-^ жает давать иное толкование ситуации, указывая на позитивную^ пользу симптоматики, реально присутствующей в семейной струк-^ туре. Отец жалуется на то, что мать не может справиться с сыном,}! а он сам слишком занят, чтобы заниматься ребенком. Терапевт об-^ ращается к мальчику: "Как ты думаешь, Джон, может быть, твощ

споры с мамой помогают ей яснее понять, чего она хочет и в чем нуждается в семье, и это дает ей силы бороться за осуществление своих желаний? В то же время мама, предъявляя требования сыну, вызывает его противостояние, тем самым помогая ему становить­ся более независимым. Когда вы вдвоем ссоритесь, это привлекает внимание папы. Вы ему небезразличны, поэтому он вмешивается. Таким образом, вся семья объединяется, а к этому вы все стреми­тесь, потому что иначе папа мог бы почувствовать себя лишним, ненужным".

Терапевт определяет значение ссор таким образом, что все про­исходящее воспринимается как помощь кому-то в семье, а семья в целом рассматривается как любящая и заботливая. В результате такого толкования возникает новый смысл: вместо ненависти и пренебрежения — гармония. Таким образом терапевт бросает вы­зов традиционной семейной структуре, подвергая сомнению вос­приятие реальности членами семьи. Семья либо примет рефрей-минг, либо откажется от него. В последнем случае терапевт может указать, что просто говорит им о том, что видит в их действиях, или если он готовится к парадоксальному предписанию, то сразу же переходит к нему.

Второй пример в адаптированном виде приводится из работы Герра и Уиклэнда (Негг, ^еаИапа, 1982).

Рассматриваемая проблема представляет собой конфликт меж­ду взрослой дочерью и ее престарелой матерью по поводу того, может ли мать продолжать водить машину. Мать настаивает на том, что она может это делать и что дочь просто издевается над ней. В то же время дочь утверждает, что это небезопасно и что мать из чистого упрямства отказывается принимать реальность своей ста­рости.

Терапевт дает другое толкование ситуации. "Забота дочери о матери воистину достойна восхищения. Редкий человек готов всюду возить мать на машине, заботясь о ее безопасности. Для большин­ства детей это покажется слишком тяжелой ношей. С другой сто­роны, забота матери о дочери тоже производит глубокое впечатле­ние. Она не хочет быть ни для кого обузой, стремясь как можно дольше сохранять свою независимость, даже если это сопряжено с определенной долей риска. Вы обе очень заботитесь друг о друге и защищаете друг друга".

Затем терапевт высказывает мысль о том, что люди старятся в разном возрасте и, возможно, врач сможет на основе обследования определить, насколько рискованным является сейчас для матери вождение машины, и дать профессиональную рекомендацию. Каж­дая из женщин стала лучше думать о другой; они увидели путь мирного окончания их "войны".

Терапевт говорит, что мать и дочь хорошие люди с добрыми намерениями, которые заботятся друг о друге. Затем им предлага­ется для рассмотрения новая возможность выбора. Рефрейминг помогает им изменить представления друг о друге — негативное;

отношение (упрямство, издевательство) изменяется на позитивное (забота, защита).

Использование

Рефрейминг изменяет смысл ситуации без изменения лежащих;

в ее основе фактов. С его помощью можно помочь семьям и суо- ружеским парам, "застрявшим" на каких-то повторяющихся пове-^ денческих образцах, найти новую цель и обрести надежду, лучше| понять друг друга. Рефрейминг изменяет качество восприятия кли­ентами ситуации их жизни — с негативного на позитивное. С по-, мощью данной техники психотерапевт приписывает всем членам! семьи хорошие намерения и позитивные цели их деятельности, подчеркивает самоценность клиентов как индивидов и как членой данной семейной системы. В конечном счете с помощью техники! "Рефрейминг" психотерапевт помогает членам семьи избежать ту-| пиков, которые ужесточают их проблемы.

Симуляция симптома Обоснование

Маданес (Майапек, 1981) разработала "игру", в ходе которой;

семья разыгрывает поступки, соответствующие существующему в реальности симптоматическому поведению ее членов. Николе (№сЬо15, 1984) также описывает и обсуждает данную технику, яв­ляющуюся парадоксальным вмешательством, направленным на достижения более мягкого эффекта изменений по сравнению с открытым неповиновением терапевту. Это ставит семью в парадок­

сальное положение, когда, претендуя на определенное поведение в игре, они уже не могут "на самом деле" вести себя подобным образом. Вы не можете одновременно изображать раздражение и на самом деле переживать его. Если при этом происходит моделиро­вание реакций других членов семьи, то вся ситуация становится игрой (ее напряжение менее серьезно, чем в реальной жизни), для осуществления которой необходимо сотрудничество всех членов семьи. Реальные ситуации оказываются частью разыгрываемого действия, это и снижает внутрисемейное напряжение. В игре чле­ны семьи начинают проявлять большую подвижность, изменяют свое поведение, тем самым внося изменения в семейную систему.

Предписание включает в себя организацию творческого игро­вого процесса взамен прежних конфликтных взаимодействий. При­чем успех здесь зависит от желания участников сотрудничать с психотерапевтом.

Процедура

Прежде всего необходимо получить ясную картину симптома­тики поведения — кто и какие совершает поступки, какие за этим следуют реакции, — пока не станут очевидны все паттерны.

Затем терапевт определяет вероятность того, что семья готова к сотрудничеству и будет выполнять его просьбы.

Третий шаг заключается в том, чтобы попросить участников разыграть определенную ситуацию. Инициатор представляет свои обычные поступки, а остальные участники — свои обыкновенные реакции на них.

В качестве четвертого шага терапевт просит еще раз проиграть всю ситуацию. Однако на этот раз участники должны определен­ным образом изменить свое поведение — изменить последствия или подчеркнуть значение симптома.

Пятый шаг заключается в предписании участникам в течение всего времени до следующей встречи регулярно повторять такое видоизмененное проигрывание проблемной ситуации.

Шестой шаг состоит в том, что во время следующей встречи семья рассказывает терапевту о событиях, происходивших дома. Если к этому моменту уже наблюдалось значительное изменение

поведения, терапевт может принять как данное, что в системе уже произошли необратимые изменения, или же закрепить изменения, парадоксальным образом предостерегая семью против слишком быстрых перемен и затем предлагая клиентам продолжать выпол­нять задание.

Пример

Маданес (Майапев, 1981, рр. 147—177) приводит следующий случай.

Семья состоит из матери-одиночки, двух старших дочерей, де­сятилетнего сына и сына-младенца. Мать обратилась к терапевту за помощью в связи с десятилетним сыном, которого мучили ноч­ные кошмары. Терапевт предположила, что мальчик беспокоился о матери, потерявшей двух мужей.

Она попросила всех членов семьи описать свои сны. Кошмары снились как матери, так и ее сыну. "Матери снилось, что кто-то проник в их дом, а мальчик видел во сне, что на него напала ведь­ма. Когда терапевт спросила, что делает мать, когда ее сыну снятся кошмары, она ответила, что обычно берет его к себе в постель и;

говорит ему, чтобы он молился Богу. Она объяснила, что считает } дьявола причиной его кошмаров".

Терапевт предположила, что страшные сны мальчика метафори­чески выражают страхи матери и его желание ей помочь. Когда он пугался, матери приходилось быть сильной, она адекватно реаги­ровала, пыталась ему помочь. В результате у нее не оставалось вре­мени, чтобы бояться за саму себя. Поведение мальчика помогало ', ей, переключало внимание. Однако ее представления о дьяволе;

пугали сына еще больше. Таким образом, в помощи друг другу? членов этой семьи наблюдалась определенная дисфункциональ-1 ность.

Для того чтобы заново разыграть эту ситуацию, "членов семьи попросили представить, что они находятся дома, и мать боится, что кто-то проникнет в дом, потому сын должен защитить мать. Таким образом, мать притворялась, что ей необходима помощь сына (вме-1 сто того чтобы действительно в ней нуждаться). Вначале семья6;

испытывала трудности в проигрывании этой сценки, так как мать* сама нападала на воображаемого вора, прежде чем сын оказывался! в состоянии ей помочь. Этим она демонстрировала, что может сама

о себе позаботиться, и ей не нужна защита сына. После того как сценка была разыграна правильно (сын нападал на вора), все уча­стники приступили к обсуждению. Мать объяснила, что ей было трудно играть эту роль, так как она — человек, который может сам постоять за себя. Терапевт обратилась к семье с просьбой в тече­ние недели каждый вечер повторять эту сцену. Если бы сын вновь стал кричать во сне, мать должна была разбудить его и вновь про­играть эту сцену. Терапевт также объяснила, как важно выполнять это задание, несмотря на усталость и поздний час. Вскоре ночные кошмары сына полностью исчезли".

Хотя с семьей еще надо было много работать, симулирование ночных кошмаров, а также борьба матери и сына с воображаемым вором парадоксальным образом уничтожили страхи.

Использование

Эту технику можно использовать с любой семьей или ее членом, которые готовы и способны выполнить просьбу терапевта описать и разыграть сцену. При этом участники становятся ответственны за наблюдаемый симптом, а терапевт получает возможность внес­ти модификацию в разыгрываемую сцену, драматизируя ее значе­ние и обеспечивая изменение в поведении. Эффективность мето­дики зависит от того, насколько адекватно терапевт способен по­нять смысл симптома и предложить такое изменение, которое рас­кроет этот смысл в разыгрываемой сценке. Игра переносит действие из реального мира в мир фантазии, где эксперименты восприни­маются гораздо менее угрожающе. Выполнение указаний терапев­та, предписывающего симуляцию симптома, в конце концов ведет к его исчезновению.

Иллюзия альтернатив Обоснование

Иллюзия альтернатив — это техника рефрейминга, которая пе­реносит вопрос о симптоме в новую логическую категорию, где все возможные выборы являются позитивными и функциональными. Этот старый метод был возрожден Милтоном Эриксоном и Джеем Хейли (На1еу, 1973) и описан Бритом, Вон-Ги Имом и Уилнеро] (Вге11, ЛУоп-СН 1т, ^Ипег, 1983). Он основан на рефрейминге (для понимания сути этого процесса см. технику "Рефрейминг" в этой главе).

Обычно люди считают выбор более приемлемым, чем приказ, и если предоставляется возможность выбора, то тем самым преодо­левается сопротивление клиентов. Большинство родителей трудных детей знакомы с этой техникой, которая перемещает акцент с того будет ли пациент сотрудничать, на то, как или когда он будет со­трудничать. Терапевт, принимая как данное желание пациента со­трудничать, и предлагает ему иллюзорный выбор. Эриксон понял, что такое иллюзорный выбор, в детстве, когда отец спрашивал егоз "Кого ты хочешь накормить вначале — цыплят или поросят?" (На­1еу, 1973).

Процедура

Терапевт производит диагностику системы и добивается опре­деленного понимания того, как в ней функционирует симптом Затем он помещает симптом в новую логическую категорию, бо" лее приемлемую в отношении ценностей и метафор данной семьи, Например, непослушный подросток характеризуется как человек использующий новые навыки для того, чтобы стать более незави* симым и самодостаточным. Потом терапевт предписывает позитив| ные выборы: "Хотел бы ты стать на этой неделе более независим мым, самостоятельно выполнять все свои домашние задания, доб” ровольно делать различную работу по дому или ты предпочел бй найти оплачиваемую работу?" Осуществляя выбор, клиент прими мает на себя ответственность за свое поведение и делает <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...