Присоединение к оппозиции: ' применение парадокса в случае с девиантным клиентом и его уступчивой семьей
ПАРАДОКС
Введение Мы ежедневно сталкиваемся с парадоксом. Предписание "Делай, что считаешь нужным до тех пор, пока этим не вредишь другому" является по своей сути парадоксальным. Если ты поступаешь так, как считаешь нужным, то, конечно, можешь навредить ближнему или действовать вопреки желанию других, тогда как оглядка на других будет препятствовать тому, чтобы ты делал то, что считаешь нужным. Парадокс представляет собой противоречие, следующее за правильным выводом из непосредственно согласующихся друг с другом предпосылок. Наиболее знаменитым и наиболее часто упоминаемым парадоксом является утверждение "Будь спонтанным!" Призыв быть спонтанным создает ситуацию, в которой в принципе не может быть победителей. Проигрывают все. Человек, отказывающийся действовать спонтанно, ведет себя произвольно. Однако все, что имеет внешний по отношению к индивиду источник, по сути дела, представляет собой лишь реакцию на предписание и поэтому не является спонтанным. В качестве примера можно при-;* вести жену, которая хотела бы, чтобы муж изменил свое поведение,^ и убеждает его пойти вместе с ней на встречу с психотерапевтом. ОнД предписывает мужу определенные действия, тот действует соответ-1 ствующим образом. Жена же не принимает изменений в поведении | мужа, поскольку они исходят от терапевта, а не от самого МУЖа••| Противоречивые сообщения жены приводят к появлению "двой-^ ной связи" в отношениях всех участников драмы. Жена в принципе не может быть удовлетворена независимо от того, изменится ее муж или нет. Для мужа же все пути закрыты, а терапевт тершП фиаско, поскольку, что бы муж ни делал, жене это не нравится.
С древнейших времен явление парадокса было предметом изу^ чения философов. Творческие люди всегда, умышленно или неу мышление, использовали парадоксальные техники для того, чт' бы стимулировать поведенческие изменения. Вацлавик с коллег ми (\Уа1г1алу1ск, \Уеак1ап<1, Р1&сп, 1974) приводит множество примеров этому. Учителя и родители давно открыли преимущества парадоксальной психологии при взаимодействии с детьми. Уже в начале XX века психотерапевты начали разрабатывать парадоксальные техники помощи клиентам, в особенности для преодоления оппозиционных и жестких поведенческих образцов. Например, Морита разработал и в 1920 году опубликовал в Японии систему парадоксальной терапии, основанную на философии дзэн. Адлер (Оге1киг5, 1967) называл парадоксальные техники "антинегативными, или плевками в суп клиента". Суть их, с точки зрения ученого, состояла в признании тех образцов поведения, которых придерживаются клиенты, в принятии их, а затем в их парадоксальном преувеличении. В этом контексте психотерапевт скорее присоединяется к клиенту, чем делает попытку ему противостоять. Клиенты, ранее занимавшие негативную позицию, стимулируются к тому, чтобы стать более позитивно-ориентированными в этой своей негативной позиции. Присоединяясь к негативной позиции клиента, Адлер, таким образом, принимает ее, а затем использует техники обращения. Он может, например, посоветовать матери ребенка, который отказывается что-то делать, стать гораздо более беспомощной и неадекватной, чем ее дитя, стимулируя последнего к деятельности. Франкл (Ргапк!, 1975) называет этот процесс "парадоксальной интенцией" и поощряет клиента подчеркивать, даже выпячивать симптомы, в качестве которых, например, выступают сомнительные ценности или поведенческие образцы. Таким образом, клиент может контролировать симптом, сознательно намереваясь его выпячивать и всячески подчеркивать.
На первый взгляд, поведенческая теория противостоит парадоксу. Вместе с тем Гатри (НП1, 1977) предлагает техники, по крайней мере на практике, согласующиеся с некоторыми парадоксальными методами. Согласно Гатри, если мы можем научиться чему-то с одной попытки, сохраняя свежесть взгляда, то это более ценно, чем обучение посредством бесконечных повторений. Таким образом, продавец в кондитерском магазине, имеющий возможность есть конфеты до тех пор, пока его не вырвет, помнит не о тех приятных моментах, которые связаны у него с шоколадом, а о тех болезненных ощущениях, которые имели место в конце устроенного им самому себе пира. Стампфл и Луис (51атрЯ, Ьемт, 1967) использовали эти техники, ориентированные на утомление клиентов, для работы с фобиями. В процессе использования техники "Взрыв"^ напоминающей теорию катарсиса Аристотеля, равно как и техни-” ки, созданные Гатри, терапевт повторяет до бесконечности ужасную историю о сошедшем с ума на сексуальной почве гигантском пауке-каннибале (подобно сказкам братьев Гримм) до тех пор, пока клиент "будет думать не об ужасающих, гигантских пауках", а скорее "о пауках, связанных с прозаической'повседневной реальное-; тью". Подобные процедуры должны проводиться до полного утомления клиента. Моздзиерч (Мохоаегг, 1983), другой последователь Адлера, определяет парадокс как своеобразную поведенческую диалектику, приложенную к задачам психотерапии и рассматривающую человеческое поведение с точки зрения заключенных в нем противоположностей. Таким образом, в пассивности присутствуют элементы насилия. Сходным образом, люди, имеющие сильное позитив-; нее ощущение своего Я, берут на себя бремя заботы о других и в то же время им комфортно сохранять адекватную межличностную дистанцию. Те, кто требует большей близости и стремится к ней, будут часто отвергать эту близость из-за страха лишиться индивидуальности. Моздзиерч (там же) рассматривает людей, поведение которых. строится на жестких образцах, как экстремистов, думающих в категориях противоположностей "тезис — антитезис". Например, человек стремится к превосходству (тезис) для того, чтобы прео-| долеть свое чувство неполноценности (антитезис). Необходимое создать новый синтез (в данном случае равенство), в котором пре одолевалось бы мышление на основе дихотомий.
Каждый негативный или симптоматический поведенчески образец несет в себе позитивные и конструктивные возможное Терапевт может произвести рефрейминг значения данного повед ческого образца, изменив его позитивно и предоставив клиен] возможность по-новому взглянуть на него. Парадоксальные техники были разработаны Моздзиерчем и е: коллегами (Могоаегг, Масст1еШ, 1л51ес1а, 1976) как форма поощрения клиентов к достижению одновременно нескольких целей: 1) нейтрализовать попытки клиентов контролировать терапе; та и других значимых в их жизни людей; 2) успокоить клиентов, стимулируя их без опасения рассма вать симптомы и продолжать их проявлять, снимая таким об стресс, связанный с ними; 3) зарядить клиентов энергией для новых действий. Клиенты помещаются в условия терапевтической "двойной связи", где если они подчиняются предписаниям терапевта, то взаимодействуют с ним, а если противостоят им, то взаимодействуют со своими близкими. Так же как и Милтон Эриксон, Моздзиерч использует сказки, истории и шутки для создания метакоммуникационного пространства по отношению к симптому. Он рассматривает парадокс в качестве стимулирующего и поддерживающего процесса, способствующего установлению позитивного морально-психологического климата в семье. Моздзиерч и другие там же кратко описали двенадцать парадоксальных техник: 1) дать нейтральный ответ на возбужденную реплику, когда собеседник ожидает от вас агрессии и защиты; 2) разрешить клиентам поддерживать симптом как необходимую и желательную вещь; 3) стимулировать клиентов к тому, чтобы отложить принятие решения по острым значимым проблемам и, таким образом, жить в той кризисной ситуации, в которой они оказались; 4) запретить клиентам делать то, что они и так не делают для избежания неприятностей;
5) предсказать возвращение симптома; 6) подчеркнуть значение симптома, рассматривая его более серьезно, чем представляет клиент в своих жалобах; 7) защищать причину симптома для его поддержания; 8) переопределить симптом с негативного на позитивный; 9) предписать продолжение негативного поведения, но под контролем и при сотрудничестве с терапевтом; 10) стимулировать клиентов к тому, чтобы больше проявлять свой симптом, и делать это все изощреннее; 11) рассматривать симптом как ценное качество, попросить клиентов обучить симптому терапевта; 12) провоцировать клиента, связав его негативное поведение с поведением, которым он гордится. Как он может так поступать? Парадоксальные техники впервые начали активно использовать стратегические семейные терапевты, которые отталкивались от теории "двойной связи" Грегори Бейтсона (Вагевоп, 1972). Среди тех, кто изучал и описывал эти техники в недавнем прошлом, были Андерсон и Расселл (Апаегкоп, Ки58е11, 1982), Андолфи и друга (Ап(ю1п, 2луегш18, 1980; Ашюш, е1 а1., 1983), Де Шазер (Ое Зпахег, 1982), Дал (ПиЫ, 1983), Хейли (На1еу, 1980, 1984), Уикс и Л'Абзд (\Уеек5, Ь'АЬа1е, 1982), Л'Абат (Ь'АЬа1е, 1984), Маданес (Маоапеа” 1981, 1984), Пэпп (Рарр, 1983), Сельвини Палаззоли (5еМт Ра1аг гоЦ, 1978). Все они являются теоретиками в области системной се мейной терапии и считают, что симптомы вызваны стремление” сохранить баланс в семейной системе. Их главный вклад в использовании парадокса состоит в соединении симптома и той цели, которой он служит в системе, с парадоксальной интервенцией. Они также много сделали для усовершенствования таких интервенций в рамках системного подхода. Однако имеются существенные различия в основополагающих установках между разными теоретиками в данной области. Для того чтобы дать общую иллюстрацию парадоксальных тех-| ник, коснемся позиции Пэпп (Рарр, 1984). Она постулирует три; предположения: 1) семья представляет собой саморегулирующуюся систему; 2) симптом является механизмом саморегуляции семейной системы; 3) следует ожидать систематического сопротивления изменениям! в семье, так как с уничтожением симптома в важной части семейной системы нарушается привычный порядок, что составляет угрозу семье в целом. Семья обычно хочет изменения симптома без изменения системы, которая вызвала симптом. Но это невозможно. Поэтому психотерапия, по существу, представляет собой процесс преодоления сопротивления изменениям. Если семья сотрудничает с психотерапевтом и принимает рекомендованные изменения, психотерапевт помогает им с помощь* прямых предписаний, таких, например, как "неплохо было бы ДЛ| всей семьи ужинать вместе три раза в неделю". Если же семья о* клоняет прямые предписания или отказывается их выполнять, пЯ радоксальная работа может оказаться очень полезной. Она направ лена прежде всего на прекращение давно сформировавшихся 1 данной семье ригидных, повторяющихся паттернов поведения Причем семьи, требующие усиления своей структуры и функций контроля в ней, являются не слишком удачными кандидатами ДЯ применения парадоксальных техник.
Цель здесь — дать серию радикальных переопределений повв дения семьи, ведущего к кризису восприятия клиентов. В резул* тате этого семья не в состоянии смотреть на свое поведение так же, как и раньше, или продолжать функционировать на основе тех же симптоматических поведенческих паттернов. Она должна двигаться к чему-то новому. Пэпп (там же) описывает три главных этапа парадоксальной интервенции. 7. Переопределение. Проблематичному поведению дается другое название, и оно представляется семье в новом смысловом свете, который поддерживает то, что составляет внутреннюю логику семьи. Поведение каждого члена семьи описывается как позитивное взаимодействие, которое должно осуществляться в соответствии с интересами всей семьи. Психотерапевт указывает, что симптом необходим для существования и стабильности семьи. Гнев переопределяется как забота, страдание как самопожертвование, а отдаление как путь к сближению. 2. Предписание. Психотерапевт предписывает членам семьи продолжать вести себя так, как они вели себя раньше, потому что семья нуждается в том, чтобы все оставалось без изменений. Открытое и сознательное проигрывание цикла, лежащего в основе функционирования системы, способствует тому, что семья теряет свою силу создавать симптом. Секретные правила раскрываются, и члены семьи берут на себя ответственность за свои действия. Примером здесь может служить отклоняющееся поведение ребенка, стремящегося вовлечь в семейный круг отдаленного от него отца/мужа. В качестве паттерна здесь выступает девиантное поведение ребенка. Мать кричит. Ее крик раздражает отца, он входит в комнату и присоединяется к матери, ругающей ребенка. Вскоре отец выходит из себя, а мать бросается защищать бедную крошку, отсылая отца на его обычную дистанцию от центра семейных проблем. Это расстраивает ребенка, и обычный цикл начинается снова. Таким образом, симптом жестко связывается с функционированием семейной системы, в то время как ребенок стимулируется к тому, чтобы продолжать вести себя плохо и дальше, так как он скучает по отцу и хочет помочь ему присоединиться ко всей семье. Согласно Пэпп, простое поощрение членов семьи продолжать вести себя так, как они ведут, не будет эффективным, если не связать это поведение с функционированием семьи как целого. Предписание должно отражать самую суть функционирования данной семейной системы. Только в этом случае семья почувствует к нему отвращение и будет активно искать новые способы внутрисемей-ного функционирования. 3. Ограничение. Когда в семье начинаются изменения, психоте-1 рапевт предупреждает ее членов об опасности тех негативных последствий, которые они могут вызвать. Психотерапевт занимает парадоксальную позицию и должен максимально ее придерживаться, в частности, неохотно принимать все изменения в семье. Типичная реакция психотерапевта, получившего подготовку в области поведенческой теории, — положительно подкрепить желаемые поведенческие изменения, поскольку они уже реально произошли. Однако это действие не является парадоксальным, так как парадокс скорее связан с противодействием клиентов, чем с сотрудничеством. Поощряя клиентов практиковать новое поведение, психотерапевт может на деле стимулировать их к противоположному поведению, направленному на возвращение предыдущего паттерна. Существуют интервенции, основанные на открытом неповиновении, а также базирующиеся на "неповиновении — согласии", но как та, так и другая опираются на сопротивление клиентов изменениям. Второй вид парадоксальной интервенции опирается как на членов семьи, настроенных на противодействие, так и на членов семьи, настроенных на сотрудничество. Настроенным на сотрудничество членам семьи предлагается парадоксальная интервенция, а настроенным на противодействие — прямая. Ожидается, что последние будут действовать вопреки рекомендациям. Например, молодая супружеская пара страдает от постоянного вмешательства своих родителей и других родственников, отвергающих все призывы ограничить их заботу. Супружеской паре дается инструкция поблагодарить родственников и родителей за помощь и попросить их про-; являть еще больше внимания. Л'Абат (1/АЬа1е, 1984) утверждает, что парадокс связан с вопро сом о контроле. Одним из парадоксов психотерапевтического про" цесса является то, что клиенты рассматривают свое поведение как по преимуществу не поддающееся волевому контролю, необъяснимое, за которое они не могут нести ответственность. Второй пара-? доке заключается в том, что психотерапевту необходимо сохранять контроль для того, чтобы передать его клиентам. Контроль необходим для эффективности. Когда контроль достигнут, он можеЧ быть передан клиентам, чтобы они тоже могли достичь эффекта” ности. Психотерапевт берет под контроль свое поведение и таким образом помогает клиентам взять под контроль свое. Психотерапевт как бы составляет с семьей соглашение, спрашивая их о том, хотят ли они достичь контроля над своими симптомами. Если они говорят "нет", тогда нет и соглашения. Л'Абат (там же) предлагает несколько путей достижения контроля. 1. Позитивное переопределение симптома. Это делает психотерапевта ответственным за симптом. 2. Начать проявлять симптом, если хочешь от него избавиться. Посредством притворства, исполнения соответствующих ролей или же прямого предписания клиентов просят предъявить симптоматическое поведение. Если клиенты могут начать, они видят, что у них имеется сила и ответственность для этого. Лучше всего, если будет дана четкая инструкция как, когда и где это делать. Парадокс заключается в том, что, если дается предписание к симптоматическому поведению, оно не происходит естественно, но находится теперь под контролем клиентов. Для достижения максимального контроля Л'Абат (там же) рекомендует включать предписания наряду с указанием времени, места и того, как члены семьи должны вести себя друг с другом. Эта последняя рекомендация дает возможность психотерапевту изменить существующие образцы взаимодействия в этой семье и, уменьшая выраженность симптома, двигаться к более эффективному, здоровому внутрисемейному взаимодействию. Вопрос о контроле, кроме всего прочего, стоит в центре обсуждения критиков парадоксальной интервенции. Они утверждают, что эта манипулятивная операция осуществляется без ведома клиентов и поэтому, возможно, неэтична. Авторы парадоксальных техник, напротив, считают, что их приемы не более манипулятивны, чем другие терапевтические приемы — будь то зеркальное отражение чувств, применение разнообразных опросников или же интерпретация сопротивления клиентов. Входя в психотерапевтический кабинет, клиенты соглашаются с тем, что они хотят избавиться от симптомов и изменить свое поведение. И точно так же как психоаналитик интерпретирует поведение клиента, исходя из специфического понимания его поведения, так и профессионалы, использующие парадоксальные техники, дают свою интерпретацию поведению клиентов, исходя из внутренней логики их поведения, так, как они ее видят. У клиентов же всегда существует выбор — продолжать ли вести себя также или отказаться от этого способа поведения и действовать как-то по-другому. С этой точки зрения приверженцы парадоксальных техник утверждают, что они уважают клиентов, а не манипулируют ими. Парадоксальные техники обладают многими преимуществами. 1. Они позволяют терапевту полностью принять внутрисемей-ные паттерны и присоединиться к ним. Семья в этом случае скорее всего будет чувствовать, что ее поняли. 2. Они помогают созданию более позитивного климата в семье через позитивный рефрейминг значения поведенческих паттернов. 3. Приняв существующие паттерны поведения и позволив семье; продолжать их проявлять, они уменьшают чувство вины и ставят психотерапевта в положение, отличное от положения всех других, советующих им прекратить это. 4. Рефрейминг смысла патологического поведенческого паттерна^ стимулирует как семью в целом, так и ее отдельных индивидуумов развивать новые перспективы и, как следствие этого, увидеть новые возможности. 5. Предписание симптоматического поведения делает семью ответственной за собственное поведение, стимулирует творчески относиться к жизни, а не проявлять беспомощность перед многочисленными жизненными трудностями. 6. Парадоксальные техники особенно эффективны, когда имеют дело с жесткими поведенческими образцами и высоким уров^ нем сопротивления, который препятствует эффективному прим” нению других терапевтических техник. 7. Терапевт, присоединяясь к симптоматическому поведе^ уклоняется от борьбы за власть, семья же в этом случае станов: ответственной за любые изменения, происходящие с ней. 8. Парадоксальное предписание раскрывает скрытые п функционирования семейной системы. Данная глава включает в себя такие парадоксальные техники, делать клиента ответственным за симптом; присоединение к опп' зиции; контаминация суицидальных фантазий; пари с подростк ми; предписанное бездействие; психотерапевт как режиссер семе] ной драмы и иллюзия альтернатив. Рефрейминг Обоснование Одна из задач адлерианской терапии состоит в изменении минусов на плюсы. Рефрейминг является техникой, призванной изменить негативные смыслы на позитивные. Она содержит в себе средства изменения ракурса суждения, причем фактическая сторона события при этом не подвергается изменениям (Раошю, МсОгаау, 1978). Мать, которую обвиняют в сварливости, представляется психотерапевтом как очень заботливая и небезразличная к судьбе детей. Беспокойный и тревожный ребенок описывается как исполняющий важную роль в семье — ее охранитель и защитник. Муж, обвиняющий жену в том, что она никогда ничего не хочет делать, и жена, жалующаяся на то, что прихоти мужа невозможно удовлетворить, представляются соответственно как взявшие на себя ответственность беспокоиться о семье и ее безопасности. Наблюдая язык семьи, ее взгляд на мир и уже имеющееся у них решение проблем (симптомы), психотерапевт возвращает клиентам их образец поведения, более позитивно изменив его, и таким образом клиенты могут увидеть этот образец поведения в новом свете. Новый ракурс позволяет увидеть дополнительные возможности и помогает клиентам думать и чувствовать по-иному, в более оптимистическом ключе. Эта техника активно используется многими психотерапевтами, вместе с тем она особенно важна в подходах, в основе которых лежат стратегические и адлерианские модели. Рефрейминг применяется для конструирования парадоксальных интервенций и является существенной составной частью адлерианской модели — прежде всего в поддержке клиента и подтверждении его самоценности. В инструментальном плане рефрейминг — это извлечение какого-то понятия из его логического класса и помещение его в другую систему логических категорий без изменения фактов, стоящих за этим понятием. Ругань может быть интерпретирована как попытки обучить чему-то новому, как небезразличие, интерес и забота о людях, которых ругают, как желание бороться за благо других, привлечь этих людей к продуктивной деятельности, как стремление взаимодействовать с другими и т.д. Преобразовывая утверждения, с которыми приходит семья, в более конструктивные понятия, психотерапевт с помощью данной техники помогает семьям реструк-турировать их ситуацию и действовать по-иному. Во всех телеологически ориентированных теориях симптом рассматривается как имеющий полезную цель. Переопределяя эту цель на что-то более позитивное, психотерапевт способствует изменению морально-психологического климата в семье. Процедура Прежде всего психотерапевт должен присоединиться к семье и определить, что в данном случае является терапевтической реальностью. Не всякая правда полезна в психотерапии. Наблюдая вза- ' имодействие членов семьи в рамках терапевтической системы, психотерапевт отбирает те данные, которые могли бы помочь в решении проблемы. Любая психотерапия начинается со столкновения двух взглядов на реальность. В теории системной семейной терапии предполагается, что взгляд семьи на ее проблемы связан со склонностью поддерживать существующий порядок в данной системе, а психотера^1 певтический взгляд имеет в качестве цели более компетентное и< дифференцированное отношение семьи к их дисфункциональной] внутрисемейной реальности. ] Только выявив образцы поведения, посредством которых каж-1 дый индивид поддерживает поведение другого, и поняв подлинные,! жалобы, психотерапевт в состоянии дать иное толкование значения данного образца поведения, переведя его в другую конструктивную категорию. ' Пример Этот случай связан с отклоняющимся поведением мальчика-| подростка. "Мне кажется, что в своей семье вы очень любите друг| друга", — обращается терапевт к членам семьи. Затем он продол-^ жает давать иное толкование ситуации, указывая на позитивную^ пользу симптоматики, реально присутствующей в семейной струк-^ туре. Отец жалуется на то, что мать не может справиться с сыном,}! а он сам слишком занят, чтобы заниматься ребенком. Терапевт об-^ ращается к мальчику: "Как ты думаешь, Джон, может быть, твощ споры с мамой помогают ей яснее понять, чего она хочет и в чем нуждается в семье, и это дает ей силы бороться за осуществление своих желаний? В то же время мама, предъявляя требования сыну, вызывает его противостояние, тем самым помогая ему становиться более независимым. Когда вы вдвоем ссоритесь, это привлекает внимание папы. Вы ему небезразличны, поэтому он вмешивается. Таким образом, вся семья объединяется, а к этому вы все стремитесь, потому что иначе папа мог бы почувствовать себя лишним, ненужным". Терапевт определяет значение ссор таким образом, что все происходящее воспринимается как помощь кому-то в семье, а семья в целом рассматривается как любящая и заботливая. В результате такого толкования возникает новый смысл: вместо ненависти и пренебрежения — гармония. Таким образом терапевт бросает вызов традиционной семейной структуре, подвергая сомнению восприятие реальности членами семьи. Семья либо примет рефрей-минг, либо откажется от него. В последнем случае терапевт может указать, что просто говорит им о том, что видит в их действиях, или если он готовится к парадоксальному предписанию, то сразу же переходит к нему. Второй пример в адаптированном виде приводится из работы Герра и Уиклэнда (Негг, ^еаИапа, 1982). Рассматриваемая проблема представляет собой конфликт между взрослой дочерью и ее престарелой матерью по поводу того, может ли мать продолжать водить машину. Мать настаивает на том, что она может это делать и что дочь просто издевается над ней. В то же время дочь утверждает, что это небезопасно и что мать из чистого упрямства отказывается принимать реальность своей старости. Терапевт дает другое толкование ситуации. "Забота дочери о матери воистину достойна восхищения. Редкий человек готов всюду возить мать на машине, заботясь о ее безопасности. Для большинства детей это покажется слишком тяжелой ношей. С другой стороны, забота матери о дочери тоже производит глубокое впечатление. Она не хочет быть ни для кого обузой, стремясь как можно дольше сохранять свою независимость, даже если это сопряжено с определенной долей риска. Вы обе очень заботитесь друг о друге и защищаете друг друга". Затем терапевт высказывает мысль о том, что люди старятся в разном возрасте и, возможно, врач сможет на основе обследования определить, насколько рискованным является сейчас для матери вождение машины, и дать профессиональную рекомендацию. Каждая из женщин стала лучше думать о другой; они увидели путь мирного окончания их "войны". Терапевт говорит, что мать и дочь хорошие люди с добрыми намерениями, которые заботятся друг о друге. Затем им предлагается для рассмотрения новая возможность выбора. Рефрейминг помогает им изменить представления друг о друге — негативное; отношение (упрямство, издевательство) изменяется на позитивное (забота, защита). Использование Рефрейминг изменяет смысл ситуации без изменения лежащих; в ее основе фактов. С его помощью можно помочь семьям и суо- ружеским парам, "застрявшим" на каких-то повторяющихся пове-^ денческих образцах, найти новую цель и обрести надежду, лучше| понять друг друга. Рефрейминг изменяет качество восприятия клиентами ситуации их жизни — с негативного на позитивное. С по-, мощью данной техники психотерапевт приписывает всем членам! семьи хорошие намерения и позитивные цели их деятельности, подчеркивает самоценность клиентов как индивидов и как членой данной семейной системы. В конечном счете с помощью техники! "Рефрейминг" психотерапевт помогает членам семьи избежать ту-| пиков, которые ужесточают их проблемы. Симуляция симптома Обоснование Маданес (Майапек, 1981) разработала "игру", в ходе которой; семья разыгрывает поступки, соответствующие существующему в реальности симптоматическому поведению ее членов. Николе (№сЬо15, 1984) также описывает и обсуждает данную технику, являющуюся парадоксальным вмешательством, направленным на достижения более мягкого эффекта изменений по сравнению с открытым неповиновением терапевту. Это ставит семью в парадок сальное положение, когда, претендуя на определенное поведение в игре, они уже не могут "на самом деле" вести себя подобным образом. Вы не можете одновременно изображать раздражение и на самом деле переживать его. Если при этом происходит моделирование реакций других членов семьи, то вся ситуация становится игрой (ее напряжение менее серьезно, чем в реальной жизни), для осуществления которой необходимо сотрудничество всех членов семьи. Реальные ситуации оказываются частью разыгрываемого действия, это и снижает внутрисемейное напряжение. В игре члены семьи начинают проявлять большую подвижность, изменяют свое поведение, тем самым внося изменения в семейную систему. Предписание включает в себя организацию творческого игрового процесса взамен прежних конфликтных взаимодействий. Причем успех здесь зависит от желания участников сотрудничать с психотерапевтом. Процедура Прежде всего необходимо получить ясную картину симптоматики поведения — кто и какие совершает поступки, какие за этим следуют реакции, — пока не станут очевидны все паттерны. Затем терапевт определяет вероятность того, что семья готова к сотрудничеству и будет выполнять его просьбы. Третий шаг заключается в том, чтобы попросить участников разыграть определенную ситуацию. Инициатор представляет свои обычные поступки, а остальные участники — свои обыкновенные реакции на них. В качестве четвертого шага терапевт просит еще раз проиграть всю ситуацию. Однако на этот раз участники должны определенным образом изменить свое поведение — изменить последствия или подчеркнуть значение симптома. Пятый шаг заключается в предписании участникам в течение всего времени до следующей встречи регулярно повторять такое видоизмененное проигрывание проблемной ситуации. Шестой шаг состоит в том, что во время следующей встречи семья рассказывает терапевту о событиях, происходивших дома. Если к этому моменту уже наблюдалось значительное изменение поведения, терапевт может принять как данное, что в системе уже произошли необратимые изменения, или же закрепить изменения, парадоксальным образом предостерегая семью против слишком быстрых перемен и затем предлагая клиентам продолжать выполнять задание. Пример Маданес (Майапев, 1981, рр. 147—177) приводит следующий случай. Семья состоит из матери-одиночки, двух старших дочерей, десятилетнего сына и сына-младенца. Мать обратилась к терапевту за помощью в связи с десятилетним сыном, которого мучили ночные кошмары. Терапевт предположила, что мальчик беспокоился о матери, потерявшей двух мужей. Она попросила всех членов семьи описать свои сны. Кошмары снились как матери, так и ее сыну. "Матери снилось, что кто-то проник в их дом, а мальчик видел во сне, что на него напала ведьма. Когда терапевт спросила, что делает мать, когда ее сыну снятся кошмары, она ответила, что обычно берет его к себе в постель и; говорит ему, чтобы он молился Богу. Она объяснила, что считает } дьявола причиной его кошмаров". Терапевт предположила, что страшные сны мальчика метафорически выражают страхи матери и его желание ей помочь. Когда он пугался, матери приходилось быть сильной, она адекватно реагировала, пыталась ему помочь. В результате у нее не оставалось времени, чтобы бояться за саму себя. Поведение мальчика помогало ', ей, переключало внимание. Однако ее представления о дьяволе; пугали сына еще больше. Таким образом, в помощи друг другу? членов этой семьи наблюдалась определенная дисфункциональ-1 ность. Для того чтобы заново разыграть эту ситуацию, "членов семьи попросили представить, что они находятся дома, и мать боится, что кто-то проникнет в дом, потому сын должен защитить мать. Таким образом, мать притворялась, что ей необходима помощь сына (вме-1 сто того чтобы действительно в ней нуждаться). Вначале семья6; испытывала трудности в проигрывании этой сценки, так как мать* сама нападала на воображаемого вора, прежде чем сын оказывался! в состоянии ей помочь. Этим она демонстрировала, что может сама о себе позаботиться, и ей не нужна защита сына. После того как сценка была разыграна правильно (сын нападал на вора), все участники приступили к обсуждению. Мать объяснила, что ей было трудно играть эту роль, так как она — человек, который может сам постоять за себя. Терапевт обратилась к семье с просьбой в течение недели каждый вечер повторять эту сцену. Если бы сын вновь стал кричать во сне, мать должна была разбудить его и вновь проиграть эту сцену. Терапевт также объяснила, как важно выполнять это задание, несмотря на усталость и поздний час. Вскоре ночные кошмары сына полностью исчезли". Хотя с семьей еще надо было много работать, симулирование ночных кошмаров, а также борьба матери и сына с воображаемым вором парадоксальным образом уничтожили страхи. Использование Эту технику можно использовать с любой семьей или ее членом, которые готовы и способны выполнить просьбу терапевта описать и разыграть сцену. При этом участники становятся ответственны за наблюдаемый симптом, а терапевт получает возможность внести модификацию в разыгрываемую сцену, драматизируя ее значение и обеспечивая изменение в поведении. Эффективность методики зависит от того, насколько адекватно терапевт способен понять смысл симптома и предложить такое изменение, которое раскроет этот смысл в разыгрываемой сценке. Игра переносит действие из реального мира в мир фантазии, где эксперименты воспринимаются гораздо менее угрожающе. Выполнение указаний терапевта, предписывающего симуляцию симптома, в конце концов ведет к его исчезновению. Иллюзия альтернатив Обоснование Иллюзия альтернатив — это техника рефрейминга, которая переносит вопрос о симптоме в новую логическую категорию, где все возможные выборы являются позитивными и функциональными. Этот старый метод был возрожден Милтоном Эриксоном и Джеем Хейли (На1еу, 1973) и описан Бритом, Вон-Ги Имом и Уилнеро] (Вге11, ЛУоп-СН 1т, ^Ипег, 1983). Он основан на рефрейминге (для понимания сути этого процесса см. технику "Рефрейминг" в этой главе). Обычно люди считают выбор более приемлемым, чем приказ, и если предоставляется возможность выбора, то тем самым преодолевается сопротивление клиентов. Большинство родителей трудных детей знакомы с этой техникой, которая перемещает акцент с того будет ли пациент сотрудничать, на то, как или когда он будет сотрудничать. Терапевт, принимая как данное желание пациента сотрудничать, и предлагает ему иллюзорный выбор. Эриксон понял, что такое иллюзорный выбор, в детстве, когда отец спрашивал егоз "Кого ты хочешь накормить вначале — цыплят или поросят?" (На1еу, 1973). Процедура Терапевт производит диагностику системы и добивается определенного понимания того, как в ней функционирует симптом Затем он помещает симптом в новую логическую категорию, бо" лее приемлемую в отношении ценностей и метафор данной семьи, Например, непослушный подросток характеризуется как человек использующий новые навыки для того, чтобы стать более незави* симым и самодостаточным. Потом терапевт предписывает позитив| ные выборы: "Хотел бы ты стать на этой неделе более независим мым, самостоятельно выполнять все свои домашние задания, доб” ровольно делать различную работу по дому или ты предпочел бй найти оплачиваемую работу?" Осуществляя выбор, клиент прими мает на себя ответственность за свое поведение и делает <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|