Глава 2. Разработка и апробация программы консультирования о выходе из религиозного нетрадиционного культа, учитывая индивидуально- психологические особенности личности.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 2.1. Объект исследования: Молодые люди, в количестве 50 человек, оказавшиеся участниками деятельности нетрадиционных религиозных организаций и обратившиеся за помощью с целью получения профессионального содействия в восстановлении социальной идентичности, помощи в уходе из культа, в возрасте от 14 до 18 лет, пребывающие в разных нетрадиционных религиозных культах от 1-го до 3-х лет. Работа проводилась с членами организаций: "Свидетели Иеговы". 2.2. Предмет исследования: Консультирование с учетом индивидуально-психологических особенностей личности. 2.3. Цель исследования: разработка программы консультирования о выходе, учитывая индивидуальные психологические особенности личности молодых людей, вовлеченных в нетрадиционный религиозный культ. 2.4. Задачи исследования: 1.Выявить психотипологические особенности жертв тоталитарных сект и особенности их поведения, 2.Разработать основы профилактической и просветительской работы, пути оказания реальной помощи выхода из культа, учитывая индивидуально-психологические особенности личности. 3.Разработка программы помощи жертвам нетрадиционных религиозных культовых организаций, учитывая их индивидуально-психологические особенности личности. Разработка программы включала в себя следующие этапы: 2.5. Диагностический этап: На начальных этапах было проведено диагностическое исследование 50 человек из культа "Свидетели Иеговы" на выявление их индивидуальных психологических особенностей личности. Групповое тестирование проводилось при помощи Патохарактерологического диагностического опросника (ПДО). [Батаршев, 1998, с.74]. Возрастной состав молодых людей, участвовавших в тестировании от 14 до 18 лет, находящиеся в культе от 1 до 3-х лет.
О целях тестирования молодые люди не знали. После обработки результатов тестирования наметились основные типологические особенности личности культистов. 55% - паранойяльные 20% - шизоидные 15% - эпилептоидные. Применительно к этим трем категориям культистов были разработаны три варианта программ работы. Апробация программ осуществлялась на выборке из 10 человек. Они согласились принять участие в консультирование о выходе. Расстановка их типологических особенностей испытуемых была следующей: 7 человек - паранояльный тип личности 1 человек - шизоидный тип личности 2 человека - эпилептоидный тип личности. Дальнейшая работа включала в себя следующие этапы: 2.6. Этап беседы: Цель этапа: этот этап включал в себя знакомство с культистами. 2.7. Этап консультирования о выходе: Цель этапа: рефлексивное осознание ситуации, расширение фокуса сознания, снижение диапазона неосознаваемого, сбор информации о том, что способствовало принятию решению ухода их культа, предоставление информации о возможном контроле сознания и внедрении различных страхов по поводу ухода из группы. Рефлексия, лат., психолог., вообще мышление, в частности - обращение внимания на собственную деятельность сознания, постижение психических процессов посредством внутреннего чувства. Основное моменты данного этапа: а) поддержание и углубление психологического контакта б) стимулирование на дальнейший рассказ и его углубление, Работу с каждым культистом мы проводили, учитывая индивидуально-психологические особенности личности. Паранояльный тип личности: Главная особенность данного типа — склонность к образованию сверхценных идей, влияющих на поведение личности. Это люди с узкими и односторонними интересами, недоверчивые и подозрительные, с повышенным самомнением и эгоцентризмом, упорные в защите своих убеждений, угрюмые и злопамятные, часто грубые и бестактные, готовые в каждом человеке видеть недоброжелателя. Подобные свойства, а также узость кругозора и односторонность мышления, малая пластичность психики, обусловливающая застревание на одних и тех же мыслях и аффектах, настойчивость, перерастающая в упрямство, побуждают таких субъектов к непрерывным конфликтам, домогательствам, борьбе с мнимыми врагами. Мышление их с одной стороны незрелое, детское, со склонностью к фантазиям, а с другой — со склонностью к резонерству. Соответственно бедному идеями и одностороннему мышлению аффективная жизнь определяется односторонними и сильными аффектами. Это люди действия, напора, бескомпромиссности, без чувства юмора, прямолинейные в суждениях, высокомерные и крайне самоуверенные. Содержание сверхценных идей может касаться переоценки своей личности со стремлением к изобретательству, реформаторству. Сверхценные идеи в отличие от бредовых имеют достаточное жизненное обоснование, более тесно связаны с реальными событиями и более конкретны по содержанию. Однако теоретические построения обычно вырастают из односторонне подмеченных и воспринятых фактов логика мышления субъективна, суждения ошибочны. Убеждениям, угрозам, просьбам он не поддается. Неудачи не останавливают, а лишь прибавляют сил для дальнейшей борьбы. [Прудченков,1994,с.12]. Содержание сверхценных идей, приводящих к сутяжному поведению, черпается из реальных бытовых или служебных конфликтов и благодаря эмоциональной охваченности дополняется интерпретацией все новых событий из окружающей жизни. Активность, стеничность и настойчивость «в борьбе за справедливость» проявляются в бесконечных письмах, жалобах, тяжбах и судебных разбирательствах. Сверхценное значение для паранойяльных психопатических личностей могут приобрести также идеи ревности, отношения, ипохондрические идеи. К психопатии параноического типа относятся и фанатики — люди, с исключительной страстью посвящающие себя одному делу. В отличие от крайне эгоцентричных параноических личностей, преследующих лишь собственные цели, фанатики преимущественно альтруисты, борющиеся за общие интересы. И тем, и другим свойственны очень большая аффективная напряженность и в то же время отсутствие душевной теплоты. В начале беседы с таким клиентом желательно отметить большое значение того дела, которому он посвящает большую часть своей жизни, отметить его достижения, попросить сформулировать те цели, которые он ставит перед собой на ближайшую перспективу. Не следует иронизировать над его перспективами, можно содержательно обсудить возможности их достижения и те планы, которые он разработал для достижения своих целей. [Личко, 1999, с.32].В рамках вовлечения в культы, клиенты этого типа считают себя глубоко верующими. Они стремятся на религиозные и духовные переживания и стремятся к ним. Они вовлекаются в культы потому, что переживают нечто, воспринимаемое ими как послание Божие. Уйти они могут только потому, что получили более сильное духовное послание.
В беседе с культистом данного типа личности, мы пытались узнать детальное описание того, как и когда он получил послание от Бога. Полные ответы мы получили на вопросы: Когда впервые услышал об этой группе, что именно побудило уверовать? Просим рассказать о своем духовном пути. Какие наиболее важные духовные переживания случались у него в жизни? Какими вопросами задавался, когда впервые вступил в группу? Что бы ты сделал, если бы молился сегодня вечером и пережил духовное озарение, ясно показывающее, что должен уйти из своей группы? Замешательство вызвали вопросы: Насколько сильно подвергался влиянию других духовных учителей и традиций? Состоял ли когда-либо в группе, лидер которой оказался недостойным доверия? Эпилептоидный тип: Эпилептоидный тип характеризуется сочетанием трех основных признаков: а) крайней раздражительностью, вплоть до ярости; б) приступами аффективных расстройств (тоски, гнева, страха) и в) моральными дефектами (асоциальными установками). Впрочем, последняя особенность может быть скрытой и обнаруживаться, напротив, в преувеличенной гипер-социальности, в подчеркнуто строгом соблюдении моральных норм, доходящем до ханжества. Эпилептоиды обычно очень активны, напряженно деятельны, настойчивы и даже упрямы, в общении – эгоистичны, нетерпеливы и крайне нетерпимы к мнениям других, резко реагируя на любые возражения. Характерная для них страстность и любовь к сильным ощущениям нередко выражается в отсутствии чувства меры (в азартных играх, коллекционировании, обогащении и т.д.). Их мышление – инертно, вязко, нечувствительно к новому опыту. [Личко, 1999,с.44]. В компаниях они стремятся к авторитарному лидерству, к власти, но если это не удается, жестокие к слабому, они заискивают перед сильными. Охотно упражняют свою физическую силу, тренируют ручные и др. навыки, предпочитая заниматься ими не в коллективе, а наедине и получая при этом особое чувственное удовольствие. Основной целью помощи этому психотипу является устранение условий, провоцирующих слабые стороны характера. Но помощь часто затруднена тем, что не воспринимаются советы и просьбы. Поэтому так важно установить контакт, взаимопонимание с этим клиентом.
Контакт с эпилептоидным целесообразнее всего устанавливать вне периодов аффективного напряжения, побуждая его в начале беседы «выговориться» на одну из наиболее интересных для него тем. Хорошо помогает доброжелательное авансирование его будущих успехов, поощрение его реальных достижений, которые помогают в самоутверждение. Культисты этого типа испытывали повышенную потребность в любви и одобрении группы. Ими не раз было замечено, что если они не повиновались групповым правилам, группа сразу высказывала неодобрение. Последовательное выражение любви, свободной от подобных условностей, а также побуждение культиста к честным поступкам, творческим стремлениям, совершенствованию себя и окружающего мира напоминает о нарушении обещаний со стороны секты. Любовь оказывается для таких культистов сильнее даже изощренных методов контроля сознания. Исходя из этого, мы интересовались следующими аспектами: - Как ты узнал, что эта группа для тебя, что она осуществит твои цели? Ты интересовался реальными достижениями группы, прежде чем присоединиться к ней? Интересовался ли ты какими-нибудь другими организациями, прежде чем решился посвятить себя этой? Какие именно? Какие конкретные цели группы изначально привлекали тебя? О каких событиях и действиях тебе сказали, что они приведут к их достижению? Были ли они достигнуты? Устанавливал ли ты для себя точную дату осуществления конкретной цели, пообещав себе, что в противном случае ты выйдешь из группы? Сделаешь ли ты все, что прикажет группа?
Что, если это будет нечто такое, чего ты не хочешь делать? Сделаешь ли ты это вопреки своему желанию? Если да, то почему? Почему нет? Что, если тебе предложат совершить преступление? Какой опыт пребывания в группе тебе требуется, чтобы понять, что пора попробовать что-то другое? Культисты эпилептоидного типа личности давали полные ответы практически на все вопросы о путях попадания в культах, о целях, которые они преследовали, попав в него. Замешательство вызывали вопросы о выходе из этой группы и предложение заняться чем-нибудь другим, т.е. вступление в другую организацию. Если бы ты нашел группу, которая делала бы больше для осуществления твоих целей, задумался бы ты о вступлении в нее? Как насчет Грин Пис и др.? Шизоидный тип личности: Этот тип отличается патологической замкнутостью, скрытностью, оторванностью от реальности, аутизмом. Им свойственны отсутствие внутреннего единства и последовательности психической деятельности в целом, причудливость и парадоксальность эмоциональной жизни и поведения, отсутствие синтонности. Эмоциональная дисгармония у этих лиц характеризуется так называемой психастенической пропорцией, т. е. сочетанием повышенной чувствительности (гиперестезия) и эмоциональной холодности (анестезия) с одновременной отчужденностью от людей («дерево и стекло»). Такой человек отрешен от действительности, склонен к символике, сложным теоретическим построениям. [Личко,1999,с.60].Его воля развита чрезвычайно односторонне, а эмоциональные разряды часто совершенно неожиданны и неадекватны. Вследствие замкнутости и нарушения контакта с реальной действительностью она воспринимается весьма субъективно и неточно, как «в кривом зеркале». У этих лиц нет эмоционального резонанса с чужими переживаниями, им трудно найти адекватную форму контакта с окружающими.[Прудченков, 1999,с.14]. В жизни их обычно называют оригиналами, чудаками, странными, эксцентричными. Причудливость их интеллектуальной деятельности проявляется в особом обобщении фактов, образовании понятий и их сочетаний, в логических комбинациях, неожиданных выводах, резонерских рассуждениях и склонности к символике. Их суждения о людях обычно категоричны и склонны к крайностям. Это люди пристрастные, недоверчивые, подозрительные. В работе они то неуправляемы, так как часто трудятся, исходя из собственных представлений, то монотонно активны. Однако в ряде областей, где требуются оригинальность мышления, художественная одаренность, особый вкус, они могут при соответствующих условиях достичь многого. Эмоциональная жизнь шизоидных личностей также малопонятна и необычна. Они способны тонко чувствовать и эмоционально реагировать на воображаемые образы. Пафос и готовность к самопожертвованию ради торжества отвлеченных концепций общечеловеческого порядка сочетаются у них с невозможностью понять эмоции близких и других людей реального окружения и откликнуться на них. Внимание избирательно направлено только на интересующие их вопросы, за пределами которых они проявляют рассеянность и отсутствие интереса. Внушаемость и легковерие у них уживаются с выраженным упрямством и негативизмом. Пассивность, бездеятельность в решении насущных житейских задач сочетаются с предприимчивостью в достижении особо значимых для них целей. Их движения своеобразны, угловаты, лишены гармоничности и пластичности. Нарушения моторики могут проявляться в неестественности, манерности мимики и жестов, карикатурности походки, вычурности почерка, речи и интонации. В зависимости от преобладания гиперестетического или анестетического компонента различают сенситивных и холодных шизоидных личностей. Сенситивные лица наряду с парадоксальностью и причудливостью психической жизни повышенно ранимы и чувствительны, мнительны, склонны многое из происходящего вокруг безосновательно относить на свой счет. Бездеятельные, робкие, замкнутые и необщительные, они предпочитают одиночество, целиком уходят в себя, в мир своих фантазий. Таким личностям недоступны чувство симпатии и любви, сопереживание, понятия долга и патриотизма. Они холодны, бесцеремонны и нередко жестоки. В иных случаях эти черты шизоидной психопатии сочетаются с экспансивностью, повышенной, но односторонней и педантичной деятельностью. Направленность волевых усилий часто определяется не интересами общества, а малопонятными внутренними побуждениями, связанными с содержанием сверхценных построений. Установление контакта с этим типом с целью оказания помощи представляет значительную трудность. Многие из них совершенно не выносят попыток «залезть в душу». Поэтому при налаживании контакта следует избегать излишней настойчивости, напористости. Это может еще сильнее расстроить, и тогда он замкнется, уйдет в свои внутренний мир еще больше. В начале беседы целесообразно использовать прием «анонимного обсуждения», Основным признаком установления контакта, преодоления психологического барьера, перехода к неформальному, личностному общению служит момент, когда шизоид начинает говорить сам, по своей инициативе высказывая определенные суждения, подчеркивая свою точку зрения на ту или иную проблему. Останавливать его в этот момент не следует, так как чем больше он говорит, чем больше раскрывает свой внутренний мир, тем легче направить дальнейшую часть разговора в нужное русло. Когда культиста спрашивали о причинах присоединения к культу, отвечал, что нашел истину, что получил ответ на все жизненные вопросы, что на него произвело впечатление всякие собрания и конференции, проводившиеся группой, что привлекло притязания доктрины на то, чтобы соединить науку и религию. Беседа с культистами шизоидного типа личности требует повышенной тактичность и ненавязчивого контроля и доброжелательности. В рамках беседы с таким культистом, учитывая его особенности, чтобы заставить такого взглянуть на ситуацию другими глазами, нас интересовало следующие: Что, если бы ты узнал, что Божественный принцип не является истиной? Что, если бы ты обнаружил, что цитата из Библии взята группой вне контекста и неверна? Обращался ли ты к оригинальным источникам, чтобы удостовериться в правильности утверждений группы, проводимых ею цитат и формулируемых ею выводов? Как можно узнать, есть ли во всем этом Высшая Истина? Как она должна выглядеть, звучать и ощущать? Что, если бы ты обнаружил, что учение твоей группы со временем изменилось? Культист такого типа полностью принимали трактовку религиозных вопросов, которые им внушали лидеры организации. Они не задумывались даже изучать еще другие источники. Сложности возникали при вопросах следующего характера: Что бы ты стал делать, если бы нашел еще более высокую Истину? Что, если бы ты узнал, что отдельные стороны исповедуемого тобой учения неверны? Какие доказательства используют критики твоей группы? Если ты не знаешь деталей, как ты можешь их опровергать? Что убедило тебя в том, что именно это, а не какое-то другое учение является самой высшей истиной? 2.8. Заключительный этап: Цель этапа: составление очерка, контроль оценки своего "Я", восстановить те мысли, чувства, аспекты поведения, которых он, не замечает или подавляет, и проанализировать ценности и верования, искаженные лидерами и группой. В рамках этого этапа были применены следующие техники: сначала культист предлагалось написать подробный очерк о полученном опыте, охватывая период времени от вербовки до возможного ухода из группы. Это последовательное изложение включает в себя как позитивные, так и негативные события, а также людей, места и виды занятий. Это помогает лучше разобраться в характере своего участия в культе, излагая свои воспоминания письменно. Мы рекомендуем, после окончания очерка просмотреть его внимательно, чтобы пробудить воспоминания о дополнительно положительных, отрицательных, курьезных или "странных", переживаниях. Пользуясь этим очерком, просим мысленно представить себе сцену "вербовки", но с точки зрения "наблюдателя". Здесь предлагается культисту вернуться к ключевым моментам его причастности к культу и заново их "переделать", воспользовавшись новой информацией, ресурсами и перспективами, которые у него могут быть. В ходе этого упражнения должен иметь в виду что: эти негативные события случились с его прежним, более молодым "Я"; теперь он старше, мудрее и у него гораздо больше знаний о контроле сознания и культовых практиках. Данная методика помогает в мысленном представлении актуальных проблем, трудностей, которые беспокоят культиста с добавление новых знаний и навыков. В конце нашей работы мы обсуждали вопросы, касающиеся возможных дальнейших контактов, планирование вместе с культистами путей адаптации, если произойдет выход их культа. 2.9. Анализ полученных данных с помощью х2-критерия Успешность проведенного консультирования подсчитывалась при помощи х2-критерия. Рабочая гипотеза: Разработанная нами программа помощи успешно решает поставленные задачи. Данный эксперимент проводился по схеме, предполагающей наличие двух групп: контрольной и экспериментальной. Испытуемые: 20 человек: контрольная группа – 10 человек, с которыми консультативная работа не проводилась, экспериментальная группа - 10 человек, с которыми проводилась консультативная работа. Таблица 1. Результаты относительно признаков выхода из культа после консультирования в контрольной и экспериментальной группах.
Поскольку полученное нами значение (20) превышает критическое табличное значение (18,5), можно сделать вывод об успешности разработанной нами программы. Направленность этой зависимости видна из процентных соотношений в таблице 1. Данные различия значимы на уровне значимости 0,001. [ Сборник задач по математике для втузов, 1990, с.428] Привожу критические табличные значения для разных уровней значимости, начиная с наименее допустимого, для четырех степеней свободы:
Выводы: Разработанная нами программа помощи успешно решает поставленные задачи. Результаты работы: В начале нашей работы было проведено диагностическое исследование 50 человек из культа "Свидетели Иеговы" на выявление их индивидуальных психологических особенностей личности при помощи Патохарактерологического диагностического опросника (ПДО). На основе полученных данных было составлено 3 варианта программы. В апробации программы приняло участие 10 человек из секты. Результатом консультирования стал выход из культа 6 человек, другим помогло переосмыслить свое место в культовой группе, возможность принять участие в других организациях как религиозного (1 человек), так и нерелигиозного характера.(3 человека). Параллельно осуществлялось наблюдение за контрольной группой, которая состояла также из 10 человек. Успешность проведенного консультирования подсчитывалась при помощи х2- критерия. Значения статистически значимы на уровне значимости 0,001. Также нами была проведена просветительская работа среди людей, чьи родственники уже вовлечены в религиозные нетрадиционные организации на протяжении нескольких лет или только собираются стать членами таких организаций. Заключение В рамках нашего исследования мы рассмотрели пути выстраивания системы профилактики последствий насильственного манипулирования психикой в религиозных нетрадиционных организациях, механизмы нарастания влияния тоталитарных культов в качестве одной из главных угроз благополучию граждан нашей страны. Мы разработали и оценили эффективность программ оказания помощи, участникам деятельности тоталитарных групп. В теоретической части описали механизмы массового манипулирования психикой, которые используют лидеры таких организаций, попытались заложить основы профилактической и просветительской работы с родственниками людей, которые являются членами различных религиозных нетрадиционных организаций. Успешность разработанной нами программы консультирования о выходе из религиозного нетрадиционного культа с учетом индивидуально-психологических особенностей личности была подтверждена с помощью х2-критерия. Дальнейшая работа с членами нетрадиционных религиозных организаций, их родственников необходима. Программа помощи жертвам активного манипулирования психикой требует дальнейших разработок в области профилактической защиты населения от сектантской психологической агрессии и создание методик эффективной помощи людям, которые собираются покинуть культ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|