Варьируйте трудность задачи
В детстве я ненавидела уроки музыки. Как только я выучивала одну пьесу, не получив от этого никакого удовольствия, я получала новую, ещё более трудную. Не ведите каждый урок от лёгкого и уже выученного материла к новому и сложному, так вы только научите животное ненавидеть дрессировку и страстно ждать её окончания. Особенно если вам нужно увеличить продолжительность какого-то поведения, постоянно переходите от лёгкого к трудному и обратно. Вам нужно научить собаку оставаться на месте 30 секунд? Щёлкайте за 10 секунд, затем за 25, 15, 35, 10, 40 и т. д. Постоянно поддерживайте в собаке надежду на успех. Обязательно заканчивайте урок чем-то лёгким и интересным, за что собака обязательно получит подкрепление.
Ваши уроки должны быть короткими и разнообразными
Никогда не повторяйте одно и то же снова и снова
Работайте короткими прорывами. Три коротких урока по пять минут дадут вам намного больше, чем три получасовых урока, которые утомят и вас и ваше животное. Вам не нужно затверживать и повторять урок, чтобы «запечатлеть его». Опытные дрессировщики по коррекции поведения всегда радостно изумляются тому, что поведение, основанное на формировании и подкреплении, не ухудшается со временем. Ваш кликер никогда не утратит силы в качестве информации для животного. Животное хорошо помнит успешность этого сообщения и с удовольствием повторит это действие снова, даже если между уроками прошли недели или месяцы.
Прогресс мелкими шагами
Уиппеты не являются апортировщиками от природы, но идя маленькими шагами, щёлкая за каждый правильный шажок, Вилану можно внушить правильный образ мыслей.
1. Здесь Вилану показывают его игрушку и предлагают с ней поиграть. 2. Вначале он сомневается, как к ней подступиться. Ему щёлкают за проявление интереса. 3. Щелчок за проявление интереса увеличивает его доверие, и он становится очень игривым, за что получает щелчок. 4. Большой шаг вперёд — Вилан готов схватить игрушку. Щелчок!
5. Пришло время для совместного упражнения. Хендлер готовится бросить игрушку.
6. Вилан бежит и хватает игрушку. Вначале ему щёлкают за это. Когда же он приобретёт сноровку, ему не потребуются щелчки за каждый шаг, он должен будет выполнить все упражнение в целом, тогда ему щёлкнут и дадут лакомство.
7. Вилан возвращается к своему хендлеру.
8. Щелчок! Вилан приносит игрушку своему хендлеру. Теперь ему дают лакомство.
Прогресс должен идти маленькими шагами
При обычной дрессировке мы с самого начала требуем от животного выполнения всего действия (команда «Рядом!» означает, что нужно идти рядом с хозяином с правильной стороны все время прогулки) и только исправляем любые ошибки, пока животное не сможет выполнять его продолжительное время без «исправлений». Формирование поведения с подкреплением сильно отличается по своим принципам. Мы строим поведение маленькими шагами. Животное открывает для себя, как получить подкрепление за каждый мелкий новый шажок. Это требует от дрессировщика намного больше интеллекта и вдумчивости, но скорость прогресса просто поразительна. Тем не менее иногда кривая прогресса достигает своего плато, и у животного уже не наблюдается никаких улучшений. Помните: плато всегда предшествует огромному прорыву вперёд. Оно помогает начать каждый урок с краткого повторения пройденного.
Если хорошо выученный навык вашей собаки вдруг портится, вернитесь назад, «в детство»
Иногда изменение окружающей обстановки оказывается для животного куда значимее, чем мы думаем. Например, собака, которая прекрасно ходила рядом или подходила по команде дома, в саду, на площадке, в новом месте действует так, что кажется, будто она первый раз слышит слова команды. Не ругайте её! Вместо этого, представьте, что вы никогда не обучали её этим действиям и вернитесь к своим первым шагам, даже если это будет выполнение действия «подойти на щелчок и лакомство с расстояния полутора метров». Затем увеличивайте сложность задачи, которую вы заново сформулировали в совершенно новой для собаки окружающей обстановке. (Для безопасности собаку можно держать на поводке.)
Мы называем это «вернуться в детство». Это краткое повторение формирующей процедуры иногда бывает достаточно для возобновления поведения в новых условиях. Оно может занять один или несколько уроков, но всегда пройдёт быстрее, чем в первый раз. Если повторение завершилось за один урок, обязательно дайте собаке джекпот (большое количество лакомства).
Не думайте, что вы с лёгкостью читаете мысли собаки
Эмоции, да: иногда по выражению собаки вы можете сказать, какие чувства она переживает в связи с определёнными событиями (хотя здесь мы тоже можем ошибаться). Но почему она испытывает эти эмоции или почему она действует таким образом, остаётся только нашим предположением. Когда собака не делает того, что вы от неё ждёте, вы всегда найдёте человека, который вам скажет, что это происходит по определённым причинам. Собака застрессована. Собака запуталась. Собака игнорирует вас. Собака слишком доминантная. Собака оскорблена и т. д. Затем они расскажут вам, как привести в порядок воображаемую причину, очень часто наказанием. Не слушайте их! Если хорошо выученный навык вдруг не выполняется, не тратьте много времени на удивление. Вы никогда не узнаете причины. Может быть, собака считает, что она должна работать, только когда вы в белых ботинках, а вы сегодня надели новые красные адидасовские кроссовки. Всегда «возвращайтесь в детство», повторяйте формирование и подкрепление лёгких шагов, пока нужное поведение не восстановится.
Заканчивайте урок, добившись успеха
Мы всегда пытаемся, добившись хорошего исполнения, повторить успех снова и снова, пока животное не сделает ошибку и все поведение нарушится. Приучите себя заканчивать урок, добившись чего-то хорошего. Запечатлейте успех в мозгу собаки. Если вы не достигли прогресса, прекратите обучение, перейдите к чему-то лёгкому, чтобы обязательно щёлкнуть собаке, а затем уже закончить урок.
Будьте заинтересованы!
Если вы сегодня расстроены или сердиты, прекратите обучение. Вы не можете заниматься этой дрессировкой в сердитом состоянии. Подождите и продолжите позже. Дрессировщик Катерина Краумер всегда говорила, что самым важным инструментов в дрессировке является чашка чаю! Когда вы расстроены, сядьте, выпейте чаю и подумайте. Не показывайте ваш гнев собаке: это научит собаку, что от вас можно ждать чего-то непредсказуемого.
ГЛАВА ПЯТАЯ ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ?… Ответы на самые часто задаваемые вопросы
Помогите! Я не знаю, с чего начать»
Не начинайте с фиксирования каких-то проблем. Кликер предназначен для стимулирования какого-то поведения, а не для его прекращения. Самым лёгким способом начать эту дрессировку является выработка нового поведения. Если ваша собака уже владеет действиями, описанными в главе 2, придумайте какой-то простой трюк как вращение по кругу, поклоны, протягивание лапы, прикосновение к цели — все это можно использовать для первого практического занятия.
«Моя собака боится кликера. Я щёлкаю ей, а она бежит и прячется под кроватью»
Собака может бояться кликера, если она не знает, что означает щелчок. У неё нет правильной информации. Это может сделать её подозрительной (некоторые собаки связывают каждый новый опыт со сборами к ветеринару).
Если у вас неуверенная собака, вы можете щёлкнуть, поставив миску с кормом на пол.
Не следует волноваться относительно этих страхов, нужно работать, чтобы дать собаке информацию. Вы сможете приглушить звук, щёлкая кликером из кармана или из-за спины. Также вы можете уменьшить громкость, намотав несколько слоёв клейкой ленты на кликер. Теперь нужно щёлкать по одному разу, когда ставите корм на пол или когда достаёте особенно вкусное лакомство или новую игрушку. Щёлкайте (из кармана), когда собираетесь гулять (или идёте домой) или выпускаете собаку на самостоятельную прогулку.
Постарайтесь донести до собаки, что звук кликера означает: «Сейчас будет что-то приятное», и для этого щёлкайте в нужные моменты несколько раз в день. Как вы думаете, сколько приятных для собаки и стоящих щелчка событий произойдёт за три дня, прежде чем собака решит, что щелчок означает хорошие новости?
«Что делать, если моя собака не любит лакомства и не хочет работать за пищу?»
На одном пикнике владелица немецкой овчарки сказала мне, что её собака очень привередлива в еде и не будет работать за корм, а в это время у неё за спиной её же собака тихо утаскивала цыплячью ножку с картонной тарелки. Я нарезала несколько кусочков курятины и дрессировала эту собаку с кликером по указыванию целей в течение пяти минут. Мораль: начинать нужно с любимой пищи. Это правда, что некоторые собаки очень недоверчивы и разборчивы в пище — постоянный доступ к корму в прошлом может иметь свои последствия в формировании собачьей точки зрения. Поэтому, если у вас такая собака, нужно действовать медленно. Нужно щёлкать и давать лакомство, щёлкать и давать лакомство в течение некоторого времени дважды в день просто так, а не за какое-то определённое поведение и в случайные моменты.
Вы можете щёлкать, а затем высыпать лакомство в миску собаки. Даже если собака очень подозрительна, она услышит звук падающего корма. Если собака поймёт, что вы не прячете камень за пазухой, она съест эту пищу. Так она будет учиться зарабатывать щелчок и лакомство, а потом ещё и полюбит это лакомство! Попробуйте и сами увидите!
«Что делать, если у меня больше одной собаки?»
Разделите собак. Работайте с одной, а других уберите на улицу, или в другую комнату, или в клетку, или на кухню. Но знайте, что остальные будут слышать щелчки, но им не будут давать лакомство, поэтому, когда придёт их очередь, их ничто не будет смущать.
«Сколько должен продолжаться урок?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|