Тема 4. Специфика художественного
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Сущность искусства и художественность. Эссенциалистская (сущностная) парадигма истолкования искусства и его реальное существование («функционирование»). Основные теоретико-сущностные версии искусства: мимезис, катарсис, медиум, технэ. Художественная деятельность как реализация сущности искусства. Деконструкция «художественной деятельности». Художественное творчество и художественность как собственный смысл искусства («художественная сущность»). Художественное в сравнении с философским, религиозным и нравственным. Воображение как художественная психологема. Ценностная доминанта художественного творения (произведения искусства и художественной реальности). Структурные особенности художественного отношения: артефакты - объекты, эвокация (воздействие в акте восприятия), инобытийствование (проживание других жизней) как творческий акт, во-ображающий субъект. Многообразие художественных смыслов бытия. Критерии художественного.
Вопросы к зачету и задания
1.Предмет эстетики в историческом аспекте. 2.Предмет современной эстетики. 3.Методология эстетики: аналитика. 4.Методология эстетики: систематика. 5.Методология эстетики: герменевтика. 6.Методология эстетики: деконструкция. 7.Методология эстетики: потенциация. 8.Теоретические модели прекрасного: натурализм. 9.Теоретические модели прекрасного: абсолютизм. 10.Теоретические модели прекрасного: нормативизм. 11.Теоретические модели прекрасного: субъективизм. 12.Теоретические модели прекрасного: антропологизм. 13.Теоретические модели прекрасного: экзистизм. 14.Теоретические модели прекрасного: интертекстуализм. 15.Художественные модели прекрасного: «Легкое дыхание» (Бунин) и «Ника» (Пелевин).
16.Другие теоретические и художественные модели эстетического.
Вопросы к экзамену
1.Предмет и значение эстетики. 2.Эстетика как философствование. Типология и специфика методов. 3.Основные проблемы эстетики в ее истории (по выбору). 4.Проблема сущности эстетических явлений: основные теоретические и художественные модели прекрасного. 5. Эстетическое и человеческая деятельность. Эстетическая ценность. 6. Функциональная специфика эстетического. Удовольствие и катарсис. 7. Эстетический субъект и объект. 8. Эстетическое сознание. Вкус. 9. Прекрасное и возвышенное как специфические смыслы человеческого бытия. 10.Трагическое и комическое как специфические смыслы человеческого бытия. 11.Эстетические «антиценности» (безобразное, низменное, ужасное и т.п.). Проблема эстетизации негативного. 12.Сущность и специфика эстетического воспитания. 13. Ценности культуры и экзистенциальные смыслы человеческого бытия (на примере эстетического).. 14. Эстетические ценности и ценности религиозные. 15.Эстетическое и нравственные ценности. 16.Эстетическое и художественное: специфические отличия. 17.Проблема специфической сущности искусства. 18.Художественная деятельность. Искусство и экзистенция. 19.Специфика художественного сознания. Проблема образа. 20.Художественная ценность. Критерии художественности. 21.Социокультурная потребность в искусстве и его функции. 22.Художник и процесс творчества. Проблема автора. 23.Особенности восприятия искусства и художественное воздействие. 24.Искусство и человеческое бытие. Специфика художественного инобытия. 25.Художественное содержание и форма. 26.Произведение искусства. 27.Искусство в системе ценностей духовной культуры (по выбору: философия, мораль. религия). Специфические доминанты художественности.
28.Искусство и отчуждение. Возможности искусства в преодолении отчуждения. 29.Искусство в контексте современной культуры (по выбору: массовая культура, контркультура, элитарная культура, тоталитарная культура, альтернативная культура и т.п.) 30.Основные направления современной зарубежной эстетики (по выбору). 31.Многообразие художественных смыслов (проблема плюрализма искусства). Оригинал и симулякр. 32.Искусство и эрос. Искусство и порнография. 33.Искусство и бессознательное, иррациональное. Искусство и миф. 34.Художественная реальность.
Примерная тематика рефератов, контрольных работ: 1.Современная философская эстетика: смена парадигмы. 2.Современная зарубежная эстетика (на основе переводов). 3.Гипотеза новой эстетики. 4.Субъектно-объектная парадигма в эстетике (исторические варианты и современность). 5.Специфика и сравнительный анализ экзистенциальных ценностей (философских, религиозных, нравственных, эстетических и художественных). 6.Культурно-экзистенциальные смыслы человеческого бытия. 7.Парадокс уникальности эстетического феномена. 8.Богатство фактичности эстетического (художественного) и проблема адекватности языка интерпретации. 9.Возвышение как эстетический смысл. 10.Трагизм человеческого бытия. 11.Экзистенциальный смысл комического. 12.Эстетический субъект. 13.Эстетический объект. 14.Эстетическое событие бытия. 15.Эстетический гедонизм. 16.Эстетический катарсис. 17.Феноменология собственного эстетического опыта. 18.Границы и взаимопроникновение эстетического и художественного. 19.Художественное инобытие. 20.Множественность эстетических и художественных смыслов бытия. 21.Критерии художественности. 22.Искусство и экзистенция. 23.Артефакты и произведения искусства. 24.Нонсенс в жизни и искусстве. 25.Искусство жизни. 26.Художественная эвокация (воздействие). 27.Искусство и небытие. 28.Художественный гений и другие субъекты творчества. 29.Симулякры и подлинность художественной ценности. 30.Художественные эффекты (потрясение, шок и др.) 31.Время человеческого бытия и художественная темпоральность. 32.Проблема мимесиса в эстетике и искусстве. 33.Проблема отчуждения духовных ценностей.
34.Антифетишизм и трансгрессия эстетического отчуждения. 35.Массовая культура и искусство: проблема художественности. 36.Альтернативная культура (контркультура и другие субкультуры). 37.Стратегии человеческого бытия и современная культура. 38.Трансгрессия и дезалиенация (снятие отчуждения) в искусстве. 39.Эстетический имморализм. 40.Эстетика безобразного, ужасного и низменного. 41.Эстетика власти и безвластия (агрессия, деструкция, садизм, мазохизм, конформизм и др.). 42.Эротика и эстетическое, художественное. 43.Эстетика и опыт актуального искусства. 44.Нонклассика и эстетика. 45.Психоанализ, современная культура и искусство. 46.Шизоэстетика. 47.Американская философия искусства. 48.Проективный словарь постнеклассической эстетики.
Распределение часов курса по темам и видам работ
Форма итогового контроля Отчетность – зачет (коллоквиум) /экзамен (7/8 семестры).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|