Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список методических пособий и

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ НА ЭЛЕКТРОГИТАРЕ

В ДЖАЗ-, РОК- СТИЛЯХ НА ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ, ПЕСЕННОМ, ЭСТРАДНОМ МАТЕРИАЛАХ

ПРИ ПОДДЕРЖКЕ КОМПЬЮТОРНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Срок реализации:

Возраст учащихся: от 9 до 18 лет.

Составитель: Сапрыгин Д.В.

Преподаватель гитарного отдела

муниципального образовательного

учреждения дополнительного

образования детей

«Детская музыкальная школа №5»

 

г. Саратов

2010 г.

 

Пояснительная записка.

Большой популярностью в стране пользуется гитара. В музыкальной школе ребёнок приобретает навыки игры на инструменте и знакомится с музыкальными азами исполнительства. Данная программа построена так, чтобы заинтересовать ученика, научить его активно усваивать материал.

При планировании работы с учениками на гитаре необходимо учитывать следующие принципы дидактики:

- доступность. Сначала произведения должны быть небольшими по объёму. Крупные пьесы целесообразно разбирать частями: сначала тему, потом аккомпанемент, потом импровизацию или вариацию;

- последовательности движения от простого к сложному;

- наглядность (живая игра педагога, прослушивание аудио-, или просмотр видео);

- связь с практикой (введение в программу современных или «вечно популярных» тем или мелодий).

Принципиальная позиция данной программы – это дифференцирование репертуара по врожденным способностям и задаткам ученика к освоению музыкального материала. Программа условно подразделяет предложенный репертуар на три уровня: общеэстетический, повышенный и допрофессиональный.

Инновационность данной программы - это возможность работать над музыкальном произведением как традиционным методом: с нотных партитур, так и при поддержке компьютерных аудио программ, демо- фонограмм и минусовок. Все предложенные произведения сопровождаются аудио иллюстрациями.

Для удобства работы с фонограммой «минус» рекомендуется на начальном этапе ее замедлять, с этой целью в комп.обеспечении имеется программа SONARE.

Цели программы:

Дать возможность преподавателю вооружить ученика знаниями и навыками для самостоятельного разучивания, грамотного и выразительного исполнения гитарных произведений из репертуара ДМШ. Научить аккомпанировать при исполнении вокальных произведений, научить исполнять произведения в сопровождении фонограмм (ф-ма играет роль аккомпаниатора), читать ноты и табулатуру, уметь аналогичным образом записать свои музыкальные мысли, знать роль и художественное назначение соло и ритмической партии в песнях, уметь играть сольные фрагменты, их создавать, уметь импровизировать на тему как в одиночном так и в инструментальном сопровождении. Научить разбираться и ориентироваться в музыкальных направлениях, стилях,жанрах.

Задачи программы:

Сформировать навыки:

- чтение с листа;

- подбор по слуху;

- подбор и снятие гитарной партии с оригинала;

- транспонирования;

- чтение специальной гитарной транскрипцией с ньюансировкой;

- чтение буквенных обозначений аккордов и пальцевых схем постановки игры в различных ансамблях и сочетаниях с другими инструментами.

Необходимо выработать:

- умение играть медиатором, пальцами, боем, арпеджио;

- умение играть сольные и ритм партии в произведениях инструментального и песенного жанров;

- умение исполнять произведения классического репертуара;

- правильную посадку;

- грамотную постановку обеих рук.

Дать наиболее полную информацию о:

- истории создания и эволюции инструмента;

- средствах ухода и профилактики за гитарой;

- технических звуковых средствах и гитарных аксессуарах.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: с 9 до 18 лет.

Срок реализации: 5 лет.

Форма занятий: индивидуальный урок.

Продолжительность урока: 1 час.

Количество учебных недель: 34 нед./год.

Ожидаемые результаты:

Полученные в ДМШ знания используются в домашнем музицировании. Полученные навыки являются фундаментом и основным багажом информации для поступления в средние специальные заведения. В результате освоения предложенной программы развиваются музыкальные, образные эмоциональные восприятия окружающего. Расширяется кругозор. Побуждается потребность к углублённому познанию предмета.

Форма контроля успеваемости:

Академические концерты, контрольные уроки, прослушивания. Учебный год завершается переводным концертом (выносится 4-5 произведений в различных жанрах: этюд, крупная форма, пьеса по выбору, оригинальное произведение, переложение). В течение года выпускники выступают на прослушивании (без оценки) произведений выпускной программы.

 

Подведение итогов:

Форма подведений итогов – выпускной экзамен в 5 классе. В остальных классах учащиеся выступают на академических концертах (по итогам первого полугодия и в конце года в качестве переводного концерта). Участие в отборочных прослушиваниях, концертах и подобных мероприятиях приравнивается к выступлениям на академических концертах.

Проверка технической подготовки учащихся (чтение с листа, подбор послуху, транспонирование, импровизация) осуществляется на одном-двух контрольных уроках и техническом зачёте.

При выведении итоговой оценки учитывается:

- оценка годовой работы ученика;

- оценка ученика за выступление на академическом концерте, техническом зачёте, контрольном уроке;

- участие в программах общешкольного уровня;

- участие в концертах иных учреждений культуры;

- участие в конкурсах, фестивалях различных уровней.

 

ПАМЯТКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ: некоторые короткие упражнения и этюды для вынесения их на прослушивание можно совмещать в односложные произведения крупной формы. Возможно выносить поэтапно: сначала только тему, в другой же раз - тему с импровизацией.В элек-ном приложении «ПРОГРАММА ЭЛЕКТРОГИТАРЫ:ТРЕБОВАНИЯ ПО КЛАССАМ» собрано большое кол-во аудио материала иллюстративного и фонограмно-инструментального назначения.Что,само по себе, может являться самостоятельным и законченным методическим пособием: «ЭЛЕКТРОННО МУЗЫКАЛЬНАЯ ХРЕСТОМАТИЯ»(ЭМХ)

 

Содержание изучаемого курса:

Ый год обучения.

По итогам первого года обучения ученик должен: овладеть посадкой и постановкой обеих рук; организовать самостоятельно целесообразность движений; уметь играть; чётко и ритмично проигрывать фразы; исполнять двойные ноты; владеть легато; играть в I-III позициях на всех струнах; уметь ставить несложные аккорды в I позиции. Знать и играть пунктирный ритм. С участием всех пальцев по струнам проигрывать арпеджио. Уметь играть медиатором переменным штрихом несложные темы.

Ой год обучения.

 

На втором году обучения ученик достигает музыкально-слухового представления и музыкального образа мышления. Продолжена работа над динамикой звучания. Ученик должен разбираться в темповых изменениях. Знать гриф в пределах I-V позиций. Играть флажолеты на VII, XII ладах. Уметь зажимать левой рукой аккорды в пределах трех ладов. Проигрывать арпеджио по всем струнам медиатором правой рукой. Ученик должен освоить перемену нот в левой руке разными способами: бэнд; слэйд; хамер; пул; глиссандо. Уметь читать табулатор по всему грифу.н\Немного импровизировать по предложенной гармонической последовательности.

 

Ий год обучения.

На третьем году обучения ученик прорабатывает упражнения и этюды, добиваясь беглости пальцев, техники легато, смешанного легато, умения играть морденты и форшлаги. Осваивается вибрато и баррэ в четырех основных его видах (2 мажорных и 2 минорных) на всем грифе. Осваивается беглое тирандо вверх и вниз. Изучаются несложные полифонические произведения. Необходимо уметь ставить простые джазовые блок аккорды и обыгрывать их ритмическим боем.(без медиатора), а также подщипом всеми пальцами правой руки. Необходимо:читать гитарную транскрипцию с ньюансировкой;импровизировать в некоторых диатонических ладах;подбирать на слух гармонию песен,пьесс,произведений.

Ый год обучения.

 

Развитие музыкально образного мышления, исполнительских навыков с более выразительным качеством звука. Развитие беглости обеих рук в сложных видах арпеджио. Умение играть мелизмы. Переходить из позиции в позицию. Быстро менять аккорды и баррэ. Более разнообразно применять сложные альтеррированные аккорды. Уметь играть разнообразные ритмические структуры по аккордам медиатором, применять штрих с глушением правой (mute) и левой рук. Разбираться в аппаратурном оснащении и отладке гитарного звучания в различных стилях. Уметь импровизировать на предложенную тему в любой тональности. подбирать на слух гитарную тему, мелодическую вставку, рифф.

 

Ый год обучения.

Уметь играть сложные ритмические структуры: Дуоли, триоли, квартоли. Уметь играть пьесы со сложными флажолетами. Играть в высоких позициях с баррэ. Бегло играть тирандо. Разучивать произведения крупной формы. Наигрывать уверенно гаммообразные и ладовые пассажи. Применять смешанную технику правой руки (медиатор+пальцы). Владеть набором звуковых гитарных трюков (пикинг, свип, игра вибрато машинкой).Уметь подбирать на слух и транспонировать гитарное соло, гитарную импровизацию.

 

РЕЦЕНЗИЯ

НА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ОБУЧЕНИЯ НА ЭЛЕКТРОГИТАРЕ В ДЖАЗ-, РОК- СТИЛЯХ НА ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ, ПЕСЕННОМ, ЭСТРАДНОМ МАТЕРИАЛАХ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ КОМПЬЮТОРНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ АВТОР:ЗАВЕДУЮЩИЙ ОТДЕЛОМ ГИТАРЫ МОУДОД ДМШ№5 ПРЕПОДАВАТЕЛЬ САПРЫГИН Д.В

Данная программа своим содержанием отвечает современные требованиям по проблеме обучения детей и подростков игре на электрогитаре. В настоящей программе соблюдены основные дидактические принципы: наглядность; доступность; последовательность; связь с практикой. Четко сформулирована инновационная идея, видна дифференциация по врожденным способностям ученика. Программа ставит перед обучающимися вполне ясную цель, для достижения которой нужно поэтапно решить поставленные задачи. Эти этапы отражены в годовых требованиях по классам.

Программа наполнена произведениями, которые составляют золотой фонд эл\гитарного исполнительского репертуара. Подобраны произведения в самых разнообразных стилях: классика джаз, блюз, соул, би боп рэггей, регтайм, буги, рок\н\ролл, джаз-, блюз-рок, симфо-рок, хард/н/хэви, дэс-, дум-, треш-металл, рокабилли. Подбор музыкального материала охватывает большое временное пространство (1932-2009 гг.) что дает возможность ученику ознакомиться с широчайшим спектром гитарного репертуара. В программе собраны произведения сочиненные и сыгранные представителями разнообразных стран и культур (Россия, США, Англия, Италия, Испания, Франция, Бразилия, Швеция и др.). В процессе изучения предложенного материала ученик может: освоить большое количество разнообразных технических, исполнительских и стилистических приемов; овладеть основами импровизации; научиться разбираться в эл\гитарном саунде. Благодаря наличию и программе эстрадно- песенных произведений постигается роль и место эл\гитары в подобном жанре. Автор программы широко и разнообразно представил музыкальный материал, ссылаясь на новейшие издания, хотя этот же аспект может оказаться причиной дефицита как литературного, так и аудио материала у учеников, в силу слабого и неравномерного насыщения издательского рынка. Также, он рекомендует воспользоваться современным методическим обеспечением. Но немого вызывает опасение и тот факт что, вероятно, не все учащиеся могут себе позволить оснаститься надлежащей аппаратурой полностью как это предлагает автор, указывая на методическое обеспечение. Данная программа нова по содержанию, интересна, по сути, и таким образом, безусловно, заслуживает внимания и подробного изучения в школьном образовательном процессе.

 

 

Методическое обеспечение

 

1. Гитара

2. Подставка для ноги.

3. Нотный пульт.

4. DVD-плеер.

5. TV- экран.

6. Аудио-, видеодиски.

7. Метроном.

8. Словарь музыкальных терминов.

9. Музыкально-библиографический справочник.

10. Приложение на флеш карте

списка произведений с ссылками для поиска нотной лит-ры; программа для изменения темпа проигрывания. аудио мат-ла(sonar)

11. Звуковой процессор.

12 Комбо усилитель.

13 Коммутация.

 

Список методических пособий и

Использованной литературы

1. А.Бадьянов «ДЖАЗОВЫЙ ГИТАРИСТ часть 2» издатель С.Смолин, 2004 г.

2. Д.Финн «СБОРНИК ПРОИЗВЕДЕНИЙ В РАЗНЫХ СТИЛЯХ ДЛЯ ЭЛЕКТРОГИТАРЫ», Хобби центр, 2011г.

3. С.Седых «рок соло на электрогитаре. Части1,2,3,4», Хобби центр, 2006 г., 2007 г., 2008 г., 2010 г.

4. С.Руднев «Карлос Сантана.Лучшее» guitar college, 2003 г.

5. С. Руднёв «Специальный рок» guitar college, 2005 г.

6. «Бразильская гитара» guitar college, 2001 г.

7. Ю.Щеткин «ГИТАРА В ДЖАЗЕ» эмузин, 2001 г.

8. С. Руднёв «И-С БАХ.20 ЛЕГКИХ ПЬЕСС С ТАБУЛАТУРАМИ» guitar college, 2001 г.

9. С. Руднёв «Н.ПАГАНИНИ.СОЧИНЕНИЯ И ПЕРЕЛОЖЕНИЯ ДЛЯ 6-СТРУННОЙ ГИТАРЫ» guitar college, 2001г.

10. С. Руднёв «СПЕЦИАЛЬНЫЙ METALL» guitar college,1998 г.

11. С. Руднёв «СКОРОСНАЯ ТЕХНИКА В СТИЛЕ HEAVY METALL» guitar college, 1999 г.

12. С. Руднёв «РИТМ ГИТАРА В СТИЛЕ HEAVY METALL» guitar college,2001 г.

13. С. Руднёв «СОЛО ГИТАРА В СТИЛЕ HEAVY METALL» guitar college, 2000 г.

14. С. Руднёв «СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДЖАЗ 1» guitar college,2005 г.

15. С. Руднёв «СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДЖАЗ 2» guitar college, 2007 г.

16. С. Руднёв «СПЕЦИАЛЬНЫЙ БЛЮЗ» guitar college, 2006 г.

17. С. Руднёв «СПЕЦИАЛЬНАЯ АКУСТИКА» guitar college, 2004 г.

18. С.Смолин«ЛЕГЕНДАРНЫЕ РИФФЫ.РОК И ПОП ГИТАРИСТОВ» хобби центр, 2009г.

19. С. Руднёв «А.ВАСИЛЕНКО:BLUES MASHINS» guitar college, 2008 г.

20. С. Руднёв «Д.САТРИАНИ:БАЛЛАДЫ» guitar college, 2009 г.

21. С. Руднёв «Г.МУР:ЛУЧШЕЕ» guitar college,2005 г.

22. С. Руднёв «ГИТАРНЫЕ ТРЮКИ В СТИЛЕ ХЭВМ МЕТАЛЛ», 2000 г.

 

 

 

Ый год обучения.

Ой год обучения.

Ий год обучения.

Ый год обучения.

Ый год обучения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...