Роберт Фрэнкин – Мотивация поведения
Robert E. Franken HUMAN MOTIVATION Fifth Edition THOMSON WADSWORTH Australia • Canada • Mexico • Singapore • Spain • United Kingdom • United States Роберт Фрэнкин МОТИВАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ биологические, когнитивные и социальные аспекты 5-е издание Москве ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Свмара Киев • Хврьков • Минск ББК 88.362 УДК 159.947.5 Ф93 Ф93 Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты / Р. Фрэнкин. — 5-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 651 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»), ISBN 5-94723-052-6
В книге рассматриваются важные проблемы и организационные принципы изучения поведения. Анализируются основные мотивационные механизмы детерминации голода, секса, внимания, склонности к употреблению наркотиков, проявления агрессии и др. Подчеркивается роль эмоций в их связи с проблемами стресса и здоровья. Кроме того, рассматриваются вопросы мотивации и саморегуляции, причем акцент делается на любознательности, креативности, контроле, мастерстве и самоуважении. Книга адресована студентам и преподавателям, чьи специальности связаны с психофизиологией поведения человека.
ББК 88.362 УДК 159.947.5 © 2002 Wadsworth/Thomson Learning ISBN 0-534-55530-6 (англ.) © Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2003 ISBN 5-94723-052-6 © Издание на русском языке, оформление ЗАО Издательский дом «Питер», 2003
Содержание Предисловие 25 Часть I. Проблемы и организационные принципы мотивации Глава 1. Темы в изучении мотивации 32 План этой главы 34 Что является причиной поведения? 34 Каковы причины поведения 35 Основные темы современных теорий мотивации 38 Поведение как попытка адаптации 38 Важность определения факторов, активирующих
и энергетизирующих поведение 38 Понимание факторов, управляющих направленностью поведения 39 Понимание настойчивости 40 Понимание роли чувств 41 Значение индивидуальных различий 42 Проблема саморегуляции поведения 43 Есть ли у людей воля? 43 Теории мотивации: исторический обзор 44 Теории инстинктов 45 Инстинкты и мотивация 47 Резюме и комментарий 49 Теории потребностей 51 Иерархия потребностей по Маслоу 53 Резюме 56 Теории научения 57 Школа бихевиоризма Уотсона 57 Теория побуждений (драйвов) Халла 57 Теория подкреплений Скиннера 58 Теории социального научения 60 Резюме и комментарий 61 Теории мотивации к росту и овладению мастерством 62 Исследование, любознательность и овладение мастерством 62 Гуманистические теории 64 Резюме и комментарий 65 Когнитивные теории 66 Теории оценки вероятностей 67 Теории постановки цели 68 Социально-когнитивные теории постановки целей 68 Резюме 69 Биологические, когнитивные факторы и факторы научения 69 Работа с Интернетом 70 Основные положения 70 Глава 2. Компоненты мотивации 73 Биологический компонент 74 Как протекало развитие головного мозга 74 Примеры темперамента 76 Монозиготные и дизиготные близнецы 78 Строение головного мозга и мотивация 79 Структура мозга и области мозга 79 Примеры организации головного мозга 79 Предрасположенность к получению удовольствия: мозговые системы подкрепления 79 Предрасположенность к обработке информации: ретикулярная активирующая система 81 Роль медиаторов в процессе обработки информации 82 Медиаторы и наше настроение 84 Резюме 85 Компонент научения 86 Внимание и научение 86 Ассоциативное и когнитивное научение 87 Можно ли произвольно управлять вниманием? 87 Классическое обусловливание 90 Обусловливание и адаптивное поведение 91 Контекст и обусловливание 92 Инструментальное научение 93 Вторичное подкрепление и инструментальное научение 94
Теория социальных побуждений 94 Научение и память 96 Системы памяти 96 Система гиппокампа (S-S научение) 97 Дорзально-стриатумная система (научение типа S-R) 97 Система миндалевидной железы (научение типа S-Rf) 98 Память и когнитивные процессы 98 Резюме 99 Когнитивный компонент 99 Когнитивные теории 100 Сущность когниций 101 Категории и обозначения 102 Убеждения, установки и ценности ЮЗ Теория когнитивного диссонанса 105 Имплицитные теории 106 Привычки, автоматическое поведение и когниции 106 Пример: что такое счастье? 108 Индивидуальные различия 110 Теория атрибуции: представление о причинах поведения 111 Теория локуса контроля: интернальные и экстернальные причины... 112 Теория социальных побуждений и когнитивная теория 113 Резюме ИЗ Пример использования многокомпонентного подхода 114 Мотивация к бегу Резюме 118 Основные положения 119 Часть II. Анализ основных мотивационных систем Глава 3. Голод и принятие пищи 122 Как людям удается избегать токсинов? 123 Биологический компонент 123 Компонент научения 124 Когнитивный компонент 126 Резюме 127 Какую пищу мы выбираем 127 Пища и энергия: жиры, углеводы и белки 128 Пища и питательные вещества 130 Люди эволюционировали как плотоядные 131 Биологический компонент 132 Роль вкуса в выборе пищи 132 Компонент научения 134 Когнитивный компонент 135 Резюме 136 Различия между голодом и потреблением пищи 136 Еда как сенсорный опыт 137 Проблема лишнего веса и полноты 139 Биологический компонент 140 Генетический фактор 140 Расход энергии 140 Полнота и анорексия как дисфункции гипоталамуса 141 Теория весовой нормы 142 Эффект йо-йо и гипотеза о нехватке пищи 143 Эффект йо-йо и пониженный уровень метаболизма 144 Компонент научения 144 Когнитивный компонент 145 Резюме 146 Теории, объясняющие избыточный вес и полноту 147 Интернально-экстернальная теория еды и голода 147 Работа желудка и чувство голода 147 Виды экстернальности 150 Теория голода, насыщения и тучности 151 Люди, ограничивающие и не ограничивающие себя в еде 152 Исследования с предварительной нагрузкой 153 «Расторможенный» едок 154 Резюме 155 Сложности, с которыми сталкиваются люди, сидящие на диете 156 Биологический компонент 156
Анаболизм (экономия калорий) и катаболизм (трата калорий) 156 Компонент научения 157 Культурный идеал 157 Поведенческое изменение и контроль за весом 158 Когнитивный компонент 159 Как отражается на здоровье похудание и полнота 159 Резюме 160 Процесс еды как событие, имеющее социальное значение 161 Биологический компонент 161 Компонент научения 163 Когнитивный компонент 164 Резюме 165 Основные положения 166 Глава 4. Влечение, любовь и сексуальное поведение 167 Сексуальное возбуждение (влечение) 167 Биологический компонент 168 Сексуальная реакция женщины 169 Сексуальная реакция мужчины 171 Компонент научения 172 Сценарии сексуального поведения 172 Взаимодействие факторов биологических и научения 175 Подкрепляющая ценность секса 175 Когнитивный компонент 176 Либеральные и консервативные установки в отношении секса 176 Представления о сексуальном влечении 176 Значение сексуальных переживаний 177 Резюме 177 Увлеченность, влечение, любовь и воспроизведение потомства 178 Биологический компонент 178 Эволюция и биология любви 179 Долгосрочные брачные стратегии мужчин 181 Компонент научения 182 Возбуждение и увлеченность 183 Близость 184 Сексуальные Я-концепции 184 Когнитивный компонент 185 Интеракционная модель Стернберга 186 Резюме 187 Биологические различия между мужчинами и женщинами 189 Половые гормоны 189 Три основные группы половых гормонов 189 Выработка половых гормонов 190 Половые гормоны и различия, проявляющиеся в физиологическом плане 191 Половые гормоны и интеллектуальное развитие 192 Половые гормоны и игры 194 Резюме 194 Половой диморфизм мозга 195 Некоторые примеры диморфизма 195 Периоды, являющиеся критическими для половой дифференциации 197 Половой диморфизм и индивидуальные различия 198 Как используется информация о существовании биологических различий 198 Резюме 199 Сексуальная ориентация 199 Биологический компонент 200 Половой диморфизм гипоталамуса и мужская сексуальная ориентация 200 Исследования близнецов и мужская сексуальная ориентация 200'
Исследования близнецов и женская сексуальная ориентация 201 Врожденная гиперфазия надпочечной железы и женская сексуальная ориентация 201 Женщины, которым вводился ДЭС, и женская сексуальная ориентация 203 Компонент научения 203 Психоаналитическая теория 204 Гипотеза о случайном научении 204 Исследование, проведенное сотрудниками Института Кинси 204 Пол, приписываемый при рождении 205 Воспитание мальчиков как девочек и базовая гендерная идентичность 206 Значение гипотезы о научении 206 Процесс научения и выражение сексуальной ориентации 207 Когнитивный компонент 207 Шесть стадий формирования гомосексуальности по Кэссу 207 Сексуальная пластичность человека 209 Резюме 209 Основные положения 210 Глава 5. Активация, внимание и работа на пике возможностей 212 Определение активации 213 Кортикальная активация 213 Система ретикулярной формации (РФ) 213 Измерение кортикальной активности 215 Электроэнцефалограмма 215 ПЭТ — позитронно-эмиссионная томография 216 Автономная нервная система 216 Активация, аффект и эффективность работы 217 Активация и аффект 217 Активация и эффективность работы 220 Исследования сенсорной депривации 220 Изучение тревоги 222 Оптимальная стимуляция и индивидуальные цели 222 Заключение 224 Активация и внимание 224 Активация и избирательное внимание 224 Активация и преобразование внимания 225 Две активационные системы 225 Заключение 226 Резюме 226 Критика теории эффективности 227 Активация неясного происхождения 227 Пересмотр взаимосвязи, существующей между уровнем активации и эффективностью работы 228 Системы, участвующие в работе на пике возможностей 228 Личностная активация (тревожность) 230 Биологический компонент 230 Теория застенчивости Кагана 231 Теория экстраверсии/интроверсии Айзенка 231 Модель поведенческого торможения Грея 233 Модель мировосприятия человека с повышенной тревожностью по Барлоу 233 Заключение 233 Компонент социального научения 234 Когнитивный компонент 235 Высокие уровни характерологической активации и качество работы.. 236 Резюме 237 Ситуационная активация: сенсорная перегрузка 239 Биологический компонент 239 Источники активации 239 Понятие сенсорной перегрузки 240 Механизмы устранения сенсорной перегрузки 240 Компонент научения 241 Когнитивный компонент 243 Преодоление сенсорной перегрузки 243 Расстановка приоритетов 243 Управление информацией 244 Сенсорная перегрузка и качество работы 244 Резюме 245 Ситуационная активация: когнитивный диссонанс 245 Биологический компонент 246 Компонент научения 246 Когнитивный компонент 247 Когнитивный диссонанс и качество работы 248
Резюме 248 Ситуационная активация: активация, обусловленная производимым оцениванием (Evaluation Arousal) 249 Тревога, возникающая при тестировании 249 Биологический компонент 250 Компонент научения 250 Когнитивный компонент 251 Тревога, возникающая при тестировании, и качество работы 251 Резюме 251 Активация, обусловленная соперничеством 252 Биологический компонент 255 Компонент научения 256 Когнитивный компонент 257 Мотивация к соперничеству и эффективность работы 258 Эволюционные факторы 259 Стратегии преодоления активации, обусловленной оцениванием 259 Резюме 260 Ситуационная активация и эффективность работы: несколько обощающих выводов 260 Активация и качество выполнения актуальной задачи 260 Активация и качество выполнения последующей задачи 261 Суммарная активация 262 Саморегуляция активации и внимания 262 Основные положения 263 Глава 6. Бодрствование, активность, сон и сновидения 265 Источник сна: эволюционные факторы 266 Бодрствование, сон и активность, фиксируемая с помощью ЭЭГ 267 Корреляты сна и бодрствования 267 Модель сна, предложенная Жуве 269 Модель сна и сновидений, предложенная Хобсоном 269 Почему мы погружаемся в сон и почему просыпаемся 270 Циркадный ритм 270 Активация, обусловленная внешними воздействиями 271 Депривация сна 271 Индивидуальные различия в циклах сна 271 Другие ритмы сна 271 Полусуточный ритм 271 Основной цикл «отдых/активность» 272 Цикл «левое.полушарие/правое полушарие головного мозга» 273 Эффекты, возникающие при недосыпании 273 Добровольное сокращение отводимого на сон времени и стадии сна 273 Добровольное сокращение отводимого на сон времени и ощущение сонливости и усталости 274 Сокращение отводимого на сон времени, обусловленное культурой и средой, и ухудшение качества работы 274 Компенсаторная модель сокращенного сна 276 Возникающее во сне апноэ и фрагментарный сон 277 Некоторые парадоксальные эффекты, возникающие при депривации сна 277 Резюме 278 Функция БДГ-сна 281 Паралич, наступающий во время БДГ-сна 282 Депривация БДГ-сна у людей 282 БДГ-сон и эффект отдачи 282 Депривация БДГ-сна у животных 283 Мотивационные теории БДГ 283 Мотивационная теория БДГ, принадлежащая Эллману 283 Мотивационная теория БДГ, принадлежащая Фогелю 284 Нейронно-организационные теории БДГ 285 БДГ-сон и консолидация воспоминаний 285 Связь депривации БДГ-сна с научением, выявляемая у животных. 285 Связь депривации БДГ-сна с научением у людей 286 БДГ-сон и стресс 287 БДГ-сон и дивергентное (креативное) мышление 288 Индивидуальные различия в потребности БДГ-сна 289 Полезависимость и эффект отдачи, возникающий в отношении БДГ-сна 289 БДГ-сон и угроза Я 290 Уровень невротизма и эффект отдачи, возникающий относительно БДГ-сна 291 Резюме 291 Сновидения 292 Теория активации/синтеза, принадлежащая Хобсону 292 Смысл сновидений 294 Фрейд: сновидения символические и сновидения со скрытым смыслом 295 Хобсон: сновидения с явным смыслом и сновидения необработанные 296 Крик и Митчисон: бессмысленные сновидения 296 Картрайт: сновидения как процесс обработки информации 297 Крамер: смысл ночных кошмаров 298 Новая теория ночных кошмаров и сновидений, принадлежащая Хартманну 298 Статус теорий 299 Осознаваемые сновидения 299 Осознаваемые сновидения как способ обретения возможностей... 299 Осознаваемые сновидения и здоровье 300 Теория сна Хартманна 300 Функция БДГ- и Н-БДГ-сна 300 Электрическая активность во время БДГ-сна и МВС 300 БДГ-сон и катехоламины 301 Резюме 301 Расстройства сна 303 Бессонница 303 Бессонница, провоцируемая приемом определенных препаратов 304 Бессонница, не провоцируемая приемом каких-либо препаратов 305 Апноэ во время сна 307 Резюме 308 Основные положения 308 Глава 7. Употребление наркотиков и наркомания 310 Эволюционные факторы 310 Несколько основных терминов и понятий 312 Наркозависимость: определение Всемирной организации здравоохранения 312 Злоупотребление веществами 313 Психоактивные наркотики 313 Зависимость 313 Толерантность 313 Модель оппонентного процесса (процесса противоположностей), выдвинутая Соломоном применительно к толерантности 314 Ломка (состояние после отказа от наркотиков) 315 Непреодолимость стремления 316 Резюме 318 Почему люди становятся наркоманами 319 Мотивация достичь/избежать 319 Мотивационная модель 319 Первичная мотивация к употреблению наркотиков 321 Биологический компонент 321 Настроение 321 Активность (как свойство темперамента) 322 Стремление к поиску новизны 324 Компонент научения 325 Когнитивный компонент 325 Резюме 326 Почему наркотики вызывают формирование зависимости 326 Героин и морфий 328 Биологический компонент 328 Дофаминовая и опиоидная системы 328 Эндорфины: естественные опиоиды мозга 328 Психологические и социальные потребности и сила опиоидов 329 Ожидания и сила опиоидов 330 Компонент научения 330 Обусловливание реакции на героин 330 Сила подкрепления: мгновенный всплеск биологических стремлений влечений 330 Исследования: употребление наркотиков солдатами во время Вьетнамской войны 331 Когнитивный компонент 333 Избавление от наркозависимости 333 Вера в самоконтроль 334 Резюме 334 Стимуляторы: кокаин и амфетамины 335 Биологический компонент 335 Дофаминовая система и норадреналин 336 Компонент научения 337 Когнитивный компонент 338 Ожидания 338 Возврат к употреблению наркотиков 338 Резюме 338 Галлюциногены: марихуана, гашиш и ЛСД: 339 Биологический компонент 339 Марихуана, гашиш 339 Дофамин и анандамид 339 ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты) 339 Дофамин и серотонин 340 Компонент научения 340 Когнитивный компонент 340 Искажение восприятия 340 Расстройства памяти и внимания 341 Экстази (Адам, ХТС) 341 Резюме 341 Вопрос о здоровье: прием наркотиков людьми, испытывающими боль 342 Никотин 342 Биологический компонент 342 Компонент научения 342 Когнитивный компонент 343 Резюме 344 Алкоголь 344 Биологический компонент 344 Ожидания и действие алкоголя 345 Депрессия и алкоголизм 346 Алкоголь и эффект расторможенности 346 Компонент научения 347 Ситуативные факторы 347 Множество факторов, определяющих употребление алкоголя 348 Алкогольные пристрастия во Франции и Италии 1 348 Семейная обстановка 348 Культурные факторы 349 Лечение алкоголизма 349 Когнитивный компонент 349 Алкоголь и миопия 349 Представления о контроле 351 Контроль, обретаемый благодаря уменьшению потребляемого алкоголя 352 Представление об изменении себя 353 Резюме 354 Основные положения 357 Глава 8. Агрессия, принуждение и гнев 359 Виды агрессии 359 Традиционное определение агрессии 361 Изучение агрессии 362 Первые лабораторные исследования 362 Агрессия в реальном мире 363 Новые понятия, касающиеся агрессии 364 Потребность в контроле 364 Рабочее определение агрессии 365 Гнев и агрессия 365 Резюме 366 Измерение агрессии людей 366 Биологический компонент агрессии 367 Генетические процессы 367 Гормоны и агрессия 367 Гормоны и мужская агрессия 367 Гормоны и женская агрессия 368 Андростенедион и агрессия у самок гиены 369 Половые различия мужчин и женщин 369 Некоторые дополнительные различия 370 Нейромеханизмы 371 Объяснение агрессии как черты характера 371 Миндалевидная железа 372 Резюме 373 Компонент научения 374 Понятие фрустрации 374 Фрустрация и направленность поведения 375 Понятие замещения 375 Генерализация и торможение 376 Слепая ярость: генерализованный гнев и агрессия 376 Теория социального научения 378 Моделирование и имитация 378 Цикл насилия 378 Агрессия и насилие, показываемые по телевидению 378 Порнография и агрессия 380 Резюме 381 Когнитивный компонент агрессии 382 Модель принуждающего действия 382 Издержки принуждающего действия 383 Взаимосвязь между навыками и издержками 384 Иррациональное принуждение 384 Алкоголь и принуждение 384 Карательная справедливость 386 Три вида нарушения норм 387 Справедливость как чувство собственного достоинства 387 Атрибуция порицания 387 Насилие в отношениях между людьми 388 Связь между контролем и властью 388 Насилие как последняя возможность 389 Резюме 389 Насилие в среде молодежи 390 Биологический компонент 391 Компонент научения 392 Реакции на угрозу 392 Эмпатия 393 Когнитивный компонент 394 Резюме 394 Агрессия и преступления 395 Обобщенная теория преступлений 395 Агрессия и самоуважение 396 Резюме 400 Основные положения 401 Часть III. Эмоции и мотивация Глава 9. Эмоции, стресс и здоровье 406 Эмоции и мотивация 407 Определение эмоций 408 Универсальная природа эмоций 409 Ключевые связующие темы 409 Мимика 410 Роль оценки в эмоциях 410 Резюме 410 Что такое стресс? 411 Определение стресса 411 Стресс как продолжительная реакция «борьбы или бегства» 412 Биологический компонент стресса 413 Симпатическая/надпочечная и гипофизарная/надпочечная реакции.. 413 Гипофизарная/надпочечная реакция 415 Эндорфины и стресс 4*6 Стресс и иммунная система 416 Две иммунные системы 417 Стресс и неспецифическая иммунная система 417 Стресс, энергия и иммунитет: эволюция реакции на стресс 419 Резюме 419 Компонент стресса, связанный с научением 420 Непредсказуемость и стресс 420 Различение стрессогенных стимулов 420 Доступность реакции копинга 421 Повторный опыт столкновения с аверсивным стимулом 423 Обучение реагированию на стресс 424 Социальные факторы и стресс: пример стресса на работе 425 Организации, подверженные конфликтам и сопротивляющиеся им 425 Взаимодействие человека с окружающей средой 425 Резюме 427 Когнитивный компонент стресса 427 Копинг, сфокусированный на проблеме, и копинг, сфокусированный на эмоциях 428 Ситуативные факторы и личный контроль 428 Потенциально контролируемые ситуации 429 Потенциально неконтролируемые ситуации 429 Возможность контроля и долголетие 430 Резюме 430 Регуляторы стресса 430 Биологический компонент 430 Социальная поддержка и стресс 430 Репрессивный тип личности и социальная поддержка 431 Социальная поддержка и тяжелая утрата 432 Компонент научения 433 Управление стрессогенной информацией 433 Теория Эпштейна 433 Стратегии копинга, сфокусированные на эмоциях 438 Когнитивный компонент 440 Травма и вытеснение мыслей 440 Личный контроль и смысл 441 Положительные эмоциональные состояния и эволюция 441 Стойкая личность 442 Резюме 443 Стресс и здоровье 444 Модель рака ' 445 Биологический компонент 445 Прямые влияния 445 Косвенные влияния 447 Компонент научения 449 Прямые влияния 449 Косвенные влияния 449 Когнитивный компонент 450 Различия между прямыми и косвенными влияниями 450 Доказательство существования прямых влияний 450 Резюме 453 Основные положения 453 Глава 10. Эмоции, не совпадающие с целями (отрицательные) 455 Страх и тревога 456 Биологический компонент 457 Противотревожные препараты 458 Префронтальная область коры и регуляция эмоций 459 Компонент научения 460 Условные стимулы и модель Грея 460 Фобии и панические атаки 460 Когнитивный компонент 463 Восприятие окружающего мира как угрозы 463 Непроизвольные или навязчивые мысли 465 Потеря контроля 466 Руминационные мысли о потере контроля 466 Неспособность к конструктивному реагированию 466 Теории субъективного благополучия «сверху вниз» и «снизу вверх» 466 Резюме 467 Пессимизм и депрессия 468 Современный индивидуализм и рост депрессии 470 Биологический компонент депрессии 471 Наследственная передача депрессии 471 Депрессия типа А: недостаток катехоламинов 471 Депрессия типа В: серотонин 471 Выживание и два биологических аффекта 472 Использование лекарственных препаратов для лечения депрессии. 473 Стресс и депрессия 474 Компонент научения в депрессии 475 Модель выученной беспомощности, предложенная Селигманом... 475 «Выученная беспомощность» у людей 477 Иммунизация 478 Когнитивный компонент депрессии 478 Пересмотренная теория «выученной беспомощности» 479 Постоянство 480 Глобальность 480 Персонализация: интернальная/экстернальная 482 Оценка теории 482 Пессимизм как причина депрессии 483 Пессимизм и руминации 484 Пессимизм и здоровье 4®4 Теория депрессии Бека 4®4 Перфекционизм и депрессия 486 Резюме 4&7 Вина и стыд 489 Биологический компонент 491 Вина и стыд как адаптивные эмоции 491 Теория дискретных эмоций 491 Компонент научения 492 Методы установления дисциплины 492 Отказ в любви и внушение 493 Качество аффективных отношений между родителем и ребенком... 493 Когнитивный компонент 493 Связь между чувством вины и депрессией 495 Негативные эмоции и целенаправленное поведение 496 Резюме 497 Основные положения 497 Глава 11. Эмоции, совпадающие с целями (положительные) 499 Счастье 499 Два мифа об истоках счастья 500 Биологический компонент 502 Счастье как адаптивное поведение 504 Компонент научения и когнитивный компонент 504 Победа над страхом 504 Способность к планированию 506 Почему у человека развилась префронтальная кора? 507 Мотивация к составлению планов 507 Увлеченность (переживание потока) и счастье 507 Счастье и копинг 508 Биологический компонент 509 Компонент научения/когнитивный компонент 509 Резюме 510 Проблема неуверенности и копинг 510 Счастье от преодоления страха и неуверенности: развитие установки на действие 510 Биологический компонент 511 Компонент научения/когнитивный компонент 512 Мотивация к поиску острых ощущений 513 Взаимодействие биологических, когнитивных факторов и факторов научения 513 Теория самоэффективности и два способа контролировать тревогу 514 Теория самоэффективности и поиск острых ощущений 516 Задействование активации 516 Увеличение степени риска 517 Итоговые замечания 517 Резюме 518 Оптимизм и надежда 518 Определения 519 Оптимизм и пессимизм 519 Биологический компонент 520 Компонент научения/когнитивный компонент 520 Оптимизм как усвоенный когнитивный стиль 520 Доказательства теории Селигмана 521 Оптимизм и здоровье 522 Статус понятия «оптимизм» 523 Понятие «надежда» 523 Эмпирическое подтверждение теории Шнайдера 524 Резюме 525 Роль раннего опыта: проблема привязанности 526 Биологический компонент 526 Компонент научения/когнитивный компонент 527 Три стиля привязанности. Что происходит, когда ребенок не имеет надежной привязанности? 528 Привязанность у взрослых 529 Опыт привязанности, стресс и поиск социальной поддержки 529 Системы социальной поддержки и состояние здоровья 529 Привязанность, принадлежность к группе и вера 532 Резюме 533 Основные положения 534 Часть IV. Рост мотивации и саморегуляции Глава 12. От любопытства к креативности 538 Любопытство и исследовательское поведение 539 Новизна, любопытство и исследовательское поведение 539 Предпочтение сложности 540 Теория исследовательского поведения (Эрл и Дембер) 540 Компетентность и исследовательское поведение 541 Что такое мотивация к исследованию? 542 Мотивация с эволюционной точки зрения 542 Мотивация в психологической перспективе 542 Понятие вызова 544 Тревога и исследовательское поведение 544 Биологический компонент 546 Компонент научения/когнитивный компонент 547 Возраст и предпочтение сложности 547 Опыт, компетентность и предпочтение сложности 547 Внутренняя мотивация 549 Теория самодетерминации 549 Резюме 551 Поиск (острых) ощущений 552 Биологический компонент 554 Моноаминоксидаза и поиск новых ощущений 554 Наследственность и поиск новых ощущений 555 Гендерные и возрастные различия 555 Компонент научения/когнитивный компонент 555 Спорт 555 Поиск опыта 556 Употребление наркотиков, сексуальное поведение и невоздержанность 556 Открытость, нетрадиционность и независимость 556 Стили мышления и креативность 556 Стили принятия решения и поиск новых ощущений 557 Поиск новизны и постоянство 557 Резюме 557 Креативность 558 Биологический компонент 560 Интеллект и креативность 560 Личность и креативность 561 Компонент научения/когнитивный компонент 561 Гнет старых привычек 561 Креативность как раскрепощенность 562 Психологический климат и креативность 562 Неблагоприятный психологический климат и креативность 563 Поощрение и креативность 563 Я-образ и креативность 563 Ранний опыт и креативность 564 Опыт взрослой жизни и креативность 564 Порядок рождения и креативность 565 Процесс творчества 565 Научение творчеству 569 Креативность на протяжении всей жизни 570 Резюме 571 Основные положения 572 Глава 13. Потребность в контроле, овладении навыками и самоуважении.. 574 Потребность в предсказуемости и контроле 575 Контроль и здоровье 575 Психическое здоровье 575 Физическое здоровье 576 Биологический компонент 576 Компонент научения 577 Когнитивный компонент 578 Контроль и овладение навыками 579 Резюме 580 Овладение навыками и мотивация достижения 580 Мотивация достижения 581 Биологический компонент 581 Теории компетентности 581 Выводы 582 Компонент научения 582 Теория социального научения 582 Воспитание, способствующее развитию независимости и овладению навыками 583 Выводы 584 Когнитивный компонент 584 Теория когнитивного выбора, предложенная Аткинсоном 584 Теория развития компетентности Двек 585 Иерархическая модель мотивации приближения и избегания 587 Выводы 589 Резюме 589 Самоуважение 590 Определение самоуважения 590 Высокое самоуважение 590 Неуважение к себе 592 Истоки самоуважения 593 Гендерные различия 594 Поддержание низкого самоуважения 594 Самоуважение и реакции на успех и неудачи 595 Развитие самоуважения 596 Биологический компонент 596 Компонент научения 597 Когнитивный компонент 601 Развитие самоуважения 601 Резюме 602 Основные положения 603 Глава 14. Саморегулирование мотивации 605 Саморегуляция поведения 605 Биологический компонент 606 Эволюция сознания 606 Компонент научения 608 Когнитивный компонент 609 Резюме 609 Постановка целей 610 Ближайшие и отдаленные цели 610 Постановка трудных, но достижимых целей 611 Обратная связь 612 Цели, поставленные самостоятельно или другими людьми, и приверженность им 613
Потребность в сложных целях 614 Гипотезы о расхождении 614 Теория самоэффективности 615 Автоматичность целенаправленного поведения 616 Иллюзия сознательного (волевого) контроля 617 Роль автоматического поведения в достижении цели 618 Воображение помогает достичь цели 618 Когда ожидания, касающиеся результатов, не совпадают с мотивацией процесса их достижения 619 Когда намерения и планы по их осуществлению не воплощаются.. 619 Преодоление сомнений в себе 620 Управление негативными мыслями 621 Контроль внутренней речи 621 Когнитивное реструктурирование 622 Замещение мыслей 622 Дистанцирование от негативных мыслей 622 Развитие полезных мыслительных привычек 623 Потребность в сознательной жизни 623 Резюме 624 Саморегуляция и Я-концепция 625 Знания о себе и функции саморегулирования 626 Два аспекта Я 627 Теория расхождения Я 627 Возможные Я 628 Возможные Я и цели 628 Развитие множества возможных Я 629 Создание возможных Я 630 Имплицитные теории 631 Имплицитные теории окружающего мира 631 Имплицитные теории компетентности 637 Связь между теориями мира и теориями Я 639 Развитие ориентации на процесс 640 Замена руминаций рефлексией 640 Резюме 641 Основные положения 642 Алфавитный указатель
Предисловие На протяжении многих веков ученые — представители различных дисциплин и научных областей — размышляли над тем, что представляют собой мотивы человека. Они предлагали самые разнообразные объяснения — начиная от теорий, допускающих, что поведение человека полностью детерминировано, скажем нашей генетической структурой, и заканчивая теориями, гласящими, что человек полностью контролирует свою судьбу, поскольку у него есть воля. Но до начала XX в. ни одно из этих объяснений не было подвергнуто какой-либо научной проверке. Как результат к настоящему времени у нас сформировались более четкие представления о мотивации человека. Оказывается, и родились мы вовсе не для того, чтобы исполнить заранее предначертанную нам в этом мире роль, нет у нас и абсолютной свободы, позволяющей нам делать все, что мы ни захотим. Наши биологические возможности ограничены, но интересно, что мы ограничены также и недостатком фантазии, связанным с нашими мыслями. Иногда, сами немного изменяясь, мы тем самым меняем линию своего поведения и — по крайней мере слегка — меняем и линию поведения других людей. Одно из следствий этого заключается в том, что мы можем менять ход истории — идея хоть и сомнительная, но весьма привлекательная. Книга, которую вы держите в руках, разделена на четыре части. В части I речь пойдет об основных проблемах и организующих принципах, обрисовывающих саму тему мотивации. Глава 1 начинается с обсуждения основных проблем и заканчивается кратким обзором основных теорий мотивации. Я считаю (и мое мнение основано на данных эмпирических исследований), что лучший путь к пониманию мотивации — это анализ различных систем мотивации, осуществляемый посредством обращения к ее базовым компонентам: биологическому, приобретенному (научение) и когнитивному (познание). В главе 2 мы с вами подробно обсудим вопрос, что значит использовать компонентный подход и что имеется в виду, когда мы говорим о поведении, имеющем биологическую, приобретенную или когнитивную основу. Поведение вполне можно разложить на отдельные составляющие, но поведение, которое мы наблюдаем на выходе, — нечто намного большее, чем его отдельные компоненты. Наблюдаемое нами можно сравнить с музыкальным отрывком, исполняемым несколькими талантливыми музыкантами, каждый из которых играет свою партию в гармонии с тем, что исполняют другие. Хотя во многих или даже в большинстве случаев мы не понимаем до конца, как получается, что все эти «составляющие» звучат в унисон, но, как бы то ни было, понимаем, что исполнителей несколько. В данной книге речь пойдет о некоторых из этих «исполнителей», что поможет нам научиться понимать причины нашего поведения, ведь это — первый шаг к его изменению. В части II мы проанализируем несколько основных систем мотивации с точки зрения ее отдельных компонентов. В главе 3 речь пойдет не только о том, почему люди употребляют пищу, но также и о том, почему некоторые люди склонны набирать лишний вес. Мы попробуем разобраться с вопросом, вызывающим интерес и вместе с тем ставящим в тупик: а почему, собс
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|