Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роберт Фрэнкин – Мотивация поведения

 

 

Robert E. Franken

HUMAN MOTIVATION

Fifth Edition

THOMSON

WADSWORTH

Australia • Canada • Mexico • Singapore • Spain • United Kingdom • United States

Роберт Фрэнкин

МОТИВАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

биологические, когнитивные и социальные аспекты

5-е издание

Москве ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Свмара Киев • Хврьков • Минск

ББК 88.362 УДК 159.947.5 Ф93

Ф93 Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты /

Р. Фрэнкин. — 5-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 651 с.: ил. — (Серия «Мастера психологии»),

ISBN 5-94723-052-6

 

В книге рассматриваются важные проблемы и организационные принципы изучения поведения. Анализируются основные мотивационные механизмы детерминации голода, секса, внимания, склонности к употреблению наркотиков, проявления агрессии и др. Подчеркивается роль эмоций в их связи с проблемами стресса и здоровья. Кроме того, рассматриваются вопросы мотивации и саморегуляции, причем акцент делается на любознательности, креативности, контроле, мастерстве и самоуважении. Книга адресована студентам и преподавателям, чьи специальности связаны с психофизиологией поведения человека.

 

ББК 88.362 УДК 159.947.5

© 2002 Wadsworth/Thomson Learning

ISBN 0-534-55530-6 (англ.) © Перевод на русский язык ЗАО Издательский дом «Питер», 2003

ISBN 5-94723-052-6 © Издание на русском языке, оформление ЗАО Издательский дом «Питер», 2003

 

Содержание


Предисловие 25

Часть I. Проблемы и организационные принципы мотивации

Глава 1. Темы в изучении мотивации 32

План этой главы 34

Что является причиной поведения? 34

Каковы причины поведения 35

Основные темы современных теорий мотивации 38

Поведение как попытка адаптации 38

Важность определения факторов, активирующих

и энергетизирующих поведение 38

Понимание факторов, управляющих направленностью поведения 39

Понимание настойчивости 40

Понимание роли чувств 41

Значение индивидуальных различий 42

Проблема саморегуляции поведения 43

Есть ли у людей воля? 43

Теории мотивации: исторический обзор 44

Теории инстинктов 45

Инстинкты и мотивация 47

Резюме и комментарий 49

Теории потребностей 51

Иерархия потребностей по Маслоу 53

Резюме 56

Теории научения 57

Школа бихевиоризма Уотсона 57

Теория побуждений (драйвов) Халла 57

Теория подкреплений Скиннера 58

Теории социального научения 60

Резюме и комментарий 61

Теории мотивации к росту и овладению мастерством 62

Исследование, любознательность и овладение мастерством 62

Гуманистические теории 64

Резюме и комментарий 65

Когнитивные теории 66

Теории оценки вероятностей 67

Теории постановки цели 68

Социально-когнитивные теории постановки целей 68

Резюме 69

Биологические, когнитивные факторы и факторы научения 69

Работа с Интернетом 70

Основные положения 70

Глава 2. Компоненты мотивации 73

Биологический компонент 74

Как протекало развитие головного мозга 74

Примеры темперамента 76

Монозиготные и дизиготные близнецы 78

Строение головного мозга и мотивация 79

Структура мозга и области мозга 79

Примеры организации головного мозга 79

Предрасположенность к получению удовольствия:

мозговые системы подкрепления 79

Предрасположенность к обработке информации:

ретикулярная активирующая система 81

Роль медиаторов в процессе обработки информации 82

Медиаторы и наше настроение 84

Резюме 85

Компонент научения 86

Внимание и научение 86

Ассоциативное и когнитивное научение 87

Можно ли произвольно управлять вниманием? 87

Классическое обусловливание 90

Обусловливание и адаптивное поведение 91

Контекст и обусловливание 92

Инструментальное научение 93

Вторичное подкрепление и инструментальное научение 94

Теория социальных побуждений 94

Научение и память 96

Системы памяти 96

Система гиппокампа (S-S научение) 97

Дорзально-стриатумная система (научение типа S-R) 97

Система миндалевидной железы (научение типа S-Rf) 98

Память и когнитивные процессы 98

Резюме 99

Когнитивный компонент 99

Когнитивные теории 100

Сущность когниций 101

Категории и обозначения 102

Убеждения, установки и ценности ЮЗ

Теория когнитивного диссонанса 105

Имплицитные теории 106

Привычки, автоматическое поведение и когниции 106

Пример: что такое счастье? 108

Индивидуальные различия 110

Теория атрибуции: представление о причинах поведения 111

Теория локуса контроля: интернальные и экстернальные причины... 112 Теория социальных побуждений и когнитивная теория 113

Резюме ИЗ

Пример использования многокомпонентного подхода 114

Мотивация к бегу

Резюме 118

Основные положения 119

Часть II. Анализ основных мотивационных систем

Глава 3. Голод и принятие пищи 122

Как людям удается избегать токсинов? 123

Биологический компонент 123

Компонент научения 124

Когнитивный компонент 126

Резюме 127

Какую пищу мы выбираем 127

Пища и энергия: жиры, углеводы и белки 128

Пища и питательные вещества 130

Люди эволюционировали как плотоядные 131

Биологический компонент 132

Роль вкуса в выборе пищи 132

Компонент научения 134

Когнитивный компонент 135

Резюме 136

Различия между голодом и потреблением пищи 136

Еда как сенсорный опыт 137

Проблема лишнего веса и полноты 139

Биологический компонент 140

Генетический фактор 140

Расход энергии 140

Полнота и анорексия как дисфункции гипоталамуса 141

Теория весовой нормы 142

Эффект йо-йо и гипотеза о нехватке пищи 143

Эффект йо-йо и пониженный уровень метаболизма 144

Компонент научения 144

Когнитивный компонент 145

Резюме 146

Теории, объясняющие избыточный вес и полноту 147

Интернально-экстернальная теория еды и голода 147

Работа желудка и чувство голода 147

Виды экстернальности 150

Теория голода, насыщения и тучности 151

Люди, ограничивающие и не ограничивающие себя в еде 152

Исследования с предварительной нагрузкой 153

«Расторможенный» едок 154

Резюме 155

Сложности, с которыми сталкиваются люди, сидящие на диете 156

Биологический компонент 156

Анаболизм (экономия калорий) и катаболизм (трата калорий) 156

Компонент научения 157

Культурный идеал 157

Поведенческое изменение и контроль за весом 158

Когнитивный компонент 159

Как отражается на здоровье похудание и полнота 159

Резюме 160

Процесс еды как событие, имеющее социальное значение 161

Биологический компонент 161

Компонент научения 163

Когнитивный компонент 164

Резюме 165

Основные положения 166

Глава 4. Влечение, любовь и сексуальное поведение 167

Сексуальное возбуждение (влечение) 167

Биологический компонент 168

Сексуальная реакция женщины 169

Сексуальная реакция мужчины 171

Компонент научения 172

Сценарии сексуального поведения 172

Взаимодействие факторов биологических и научения 175

Подкрепляющая ценность секса 175

Когнитивный компонент 176

Либеральные и консервативные установки в отношении секса 176

Представления о сексуальном влечении 176

Значение сексуальных переживаний 177

Резюме 177

Увлеченность, влечение, любовь и воспроизведение потомства 178

Биологический компонент 178

Эволюция и биология любви 179

Долгосрочные брачные стратегии мужчин 181

Компонент научения 182

Возбуждение и увлеченность 183

Близость 184

Сексуальные Я-концепции 184

Когнитивный компонент 185

Интеракционная модель Стернберга 186

Резюме 187

Биологические различия между мужчинами и женщинами 189

Половые гормоны 189

Три основные группы половых гормонов 189

Выработка половых гормонов 190

Половые гормоны и различия, проявляющиеся

в физиологическом плане 191

Половые гормоны и интеллектуальное развитие 192

Половые гормоны и игры 194

Резюме 194

Половой диморфизм мозга 195

Некоторые примеры диморфизма 195

Периоды, являющиеся критическими для половой

дифференциации 197

Половой диморфизм и индивидуальные различия 198

Как используется информация

о существовании биологических различий 198

Резюме 199

Сексуальная ориентация 199

Биологический компонент 200

Половой диморфизм гипоталамуса и мужская

сексуальная ориентация 200

Исследования близнецов и мужская сексуальная ориентация 200'

Исследования близнецов и женская сексуальная ориентация 201

Врожденная гиперфазия надпочечной железы

и женская сексуальная ориентация 201

Женщины, которым вводился ДЭС, и женская

сексуальная ориентация 203

Компонент научения 203

Психоаналитическая теория 204

Гипотеза о случайном научении 204

Исследование, проведенное сотрудниками Института Кинси 204

Пол, приписываемый при рождении 205

Воспитание мальчиков как девочек и базовая

гендерная идентичность 206

Значение гипотезы о научении 206

Процесс научения и выражение сексуальной ориентации 207

Когнитивный компонент 207

Шесть стадий формирования гомосексуальности по Кэссу 207

Сексуальная пластичность человека 209

Резюме 209

Основные положения 210

Глава 5. Активация, внимание и работа на пике возможностей 212

Определение активации 213

Кортикальная активация 213

Система ретикулярной формации (РФ) 213

Измерение кортикальной активности 215

Электроэнцефалограмма 215

ПЭТ — позитронно-эмиссионная томография 216

Автономная нервная система 216

Активация, аффект и эффективность работы 217

Активация и аффект 217

Активация и эффективность работы 220

Исследования сенсорной депривации 220

Изучение тревоги 222

Оптимальная стимуляция и индивидуальные цели 222

Заключение 224

Активация и внимание 224

Активация и избирательное внимание 224

Активация и преобразование внимания 225

Две активационные системы 225

Заключение 226

Резюме 226

Критика теории эффективности 227

Активация неясного происхождения 227

Пересмотр взаимосвязи, существующей между уровнем активации

и эффективностью работы 228

Системы, участвующие в работе на пике возможностей 228

Личностная активация (тревожность) 230

Биологический компонент 230

Теория застенчивости Кагана 231

Теория экстраверсии/интроверсии Айзенка 231

Модель поведенческого торможения Грея 233

Модель мировосприятия человека с повышенной

тревожностью по Барлоу 233

Заключение 233

Компонент социального научения 234

Когнитивный компонент 235

Высокие уровни характерологической активации и качество работы.. 236

Резюме 237

Ситуационная активация: сенсорная перегрузка 239

Биологический компонент 239

Источники активации 239

Понятие сенсорной перегрузки 240

Механизмы устранения сенсорной перегрузки 240

Компонент научения 241

Когнитивный компонент 243

Преодоление сенсорной перегрузки 243

Расстановка приоритетов 243

Управление информацией 244

Сенсорная перегрузка и качество работы 244

Резюме 245

Ситуационная активация: когнитивный диссонанс 245

Биологический компонент 246

Компонент научения 246

Когнитивный компонент 247

Когнитивный диссонанс и качество работы 248

Резюме 248

Ситуационная активация: активация, обусловленная производимым

оцениванием (Evaluation Arousal) 249

Тревога, возникающая при тестировании 249

Биологический компонент 250

Компонент научения 250

Когнитивный компонент 251

Тревога, возникающая при тестировании, и качество работы 251

Резюме 251

Активация, обусловленная соперничеством 252

Биологический компонент 255

Компонент научения 256

Когнитивный компонент 257

Мотивация к соперничеству и эффективность работы 258

Эволюционные факторы 259

Стратегии преодоления активации, обусловленной оцениванием 259

Резюме 260

Ситуационная активация и эффективность работы:

несколько обощающих выводов 260

Активация и качество выполнения актуальной задачи 260

Активация и качество выполнения последующей задачи 261

Суммарная активация 262

Саморегуляция активации и внимания 262

Основные положения 263

Глава 6. Бодрствование, активность, сон и сновидения 265

Источник сна: эволюционные факторы 266

Бодрствование, сон и активность, фиксируемая с помощью ЭЭГ 267

Корреляты сна и бодрствования 267

Модель сна, предложенная Жуве 269

Модель сна и сновидений, предложенная Хобсоном 269

Почему мы погружаемся в сон и почему просыпаемся 270

Циркадный ритм 270

Активация, обусловленная внешними воздействиями 271

Депривация сна 271

Индивидуальные различия в циклах сна 271

Другие ритмы сна 271

Полусуточный ритм 271

Основной цикл «отдых/активность» 272

Цикл «левое.полушарие/правое полушарие головного мозга» 273

Эффекты, возникающие при недосыпании 273

Добровольное сокращение отводимого на сон времени и стадии сна 273 Добровольное сокращение отводимого на сон времени

и ощущение сонливости и усталости 274

Сокращение отводимого на сон времени, обусловленное культурой

и средой, и ухудшение качества работы 274

Компенсаторная модель сокращенного сна 276

Возникающее во сне апноэ и фрагментарный сон 277

Некоторые парадоксальные эффекты, возникающие

при депривации сна 277

Резюме 278

Функция БДГ-сна 281

Паралич, наступающий во время БДГ-сна 282

Депривация БДГ-сна у людей 282

БДГ-сон и эффект отдачи 282

Депривация БДГ-сна у животных 283

Мотивационные теории БДГ 283

Мотивационная теория БДГ, принадлежащая Эллману 283

Мотивационная теория БДГ, принадлежащая Фогелю 284

Нейронно-организационные теории БДГ 285

БДГ-сон и консолидация воспоминаний 285

Связь депривации БДГ-сна с научением, выявляемая у животных. 285

Связь депривации БДГ-сна с научением у людей 286

БДГ-сон и стресс 287

БДГ-сон и дивергентное (креативное) мышление 288

Индивидуальные различия в потребности БДГ-сна 289

Полезависимость и эффект отдачи, возникающий

в отношении БДГ-сна 289

БДГ-сон и угроза Я 290

Уровень невротизма и эффект отдачи, возникающий

относительно БДГ-сна 291

Резюме 291

Сновидения 292

Теория активации/синтеза, принадлежащая Хобсону 292

Смысл сновидений 294

Фрейд: сновидения символические и сновидения

со скрытым смыслом 295

Хобсон: сновидения с явным смыслом

и сновидения необработанные 296

Крик и Митчисон: бессмысленные сновидения 296

Картрайт: сновидения как процесс обработки информации 297

Крамер: смысл ночных кошмаров 298

Новая теория ночных кошмаров и сновидений,

принадлежащая Хартманну 298

Статус теорий 299

Осознаваемые сновидения 299

Осознаваемые сновидения как способ обретения возможностей... 299

Осознаваемые сновидения и здоровье 300

Теория сна Хартманна 300

Функция БДГ- и Н-БДГ-сна 300

Электрическая активность во время БДГ-сна и МВС 300

БДГ-сон и катехоламины 301

Резюме 301

Расстройства сна 303

Бессонница 303

Бессонница, провоцируемая приемом определенных препаратов 304

Бессонница, не провоцируемая приемом каких-либо препаратов 305

Апноэ во время сна 307

Резюме 308

Основные положения 308

Глава 7. Употребление наркотиков и наркомания 310

Эволюционные факторы 310

Несколько основных терминов и понятий 312

Наркозависимость: определение Всемирной организации

здравоохранения 312

Злоупотребление веществами 313

Психоактивные наркотики 313

Зависимость 313

Толерантность 313

Модель оппонентного процесса (процесса противоположностей),

выдвинутая Соломоном применительно к толерантности 314

Ломка (состояние после отказа от наркотиков) 315

Непреодолимость стремления 316

Резюме 318

Почему люди становятся наркоманами 319

Мотивация достичь/избежать 319

Мотивационная модель 319

Первичная мотивация к употреблению наркотиков 321

Биологический компонент 321

Настроение 321

Активность (как свойство темперамента) 322

Стремление к поиску новизны 324

Компонент научения 325

Когнитивный компонент 325

Резюме 326

Почему наркотики вызывают формирование зависимости 326

Героин и морфий 328

Биологический компонент 328

Дофаминовая и опиоидная системы 328

Эндорфины: естественные опиоиды мозга 328

Психологические и социальные потребности и сила опиоидов 329

Ожидания и сила опиоидов 330

Компонент научения 330

Обусловливание реакции на героин 330

Сила подкрепления: мгновенный всплеск

биологических стремлений влечений 330

Исследования: употребление наркотиков солдатами

во время Вьетнамской войны 331

Когнитивный компонент 333

Избавление от наркозависимости 333

Вера в самоконтроль 334

Резюме 334

Стимуляторы: кокаин и амфетамины 335

Биологический компонент 335

Дофаминовая система и норадреналин 336

Компонент научения 337

Когнитивный компонент 338

Ожидания 338

Возврат к употреблению наркотиков 338

Резюме 338

Галлюциногены: марихуана, гашиш и ЛСД: 339

Биологический компонент 339

Марихуана, гашиш 339

Дофамин и анандамид 339

ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты) 339

Дофамин и серотонин 340

Компонент научения 340

Когнитивный компонент 340

Искажение восприятия 340

Расстройства памяти и внимания 341

Экстази (Адам, ХТС) 341

Резюме 341

Вопрос о здоровье: прием наркотиков людьми,

испытывающими боль 342

Никотин 342

Биологический компонент 342

Компонент научения 342

Когнитивный компонент 343

Резюме 344

Алкоголь 344

Биологический компонент 344

Ожидания и действие алкоголя 345

Депрессия и алкоголизм 346

Алкоголь и эффект расторможенности 346

Компонент научения 347

Ситуативные факторы 347

Множество факторов, определяющих употребление алкоголя 348

Алкогольные пристрастия во Франции и Италии 1 348

Семейная обстановка 348

Культурные факторы 349

Лечение алкоголизма 349

Когнитивный компонент 349

Алкоголь и миопия 349

Представления о контроле 351

Контроль, обретаемый благодаря уменьшению

потребляемого алкоголя 352

Представление об изменении себя 353

Резюме 354

Основные положения 357

Глава 8. Агрессия, принуждение и гнев 359

Виды агрессии 359

Традиционное определение агрессии 361

Изучение агрессии 362

Первые лабораторные исследования 362

Агрессия в реальном мире 363

Новые понятия, касающиеся агрессии 364

Потребность в контроле 364

Рабочее определение агрессии 365

Гнев и агрессия 365

Резюме 366

Измерение агрессии людей 366

Биологический компонент агрессии 367

Генетические процессы 367

Гормоны и агрессия 367

Гормоны и мужская агрессия 367

Гормоны и женская агрессия 368

Андростенедион и агрессия у самок гиены 369

Половые различия мужчин и женщин 369

Некоторые дополнительные различия 370

Нейромеханизмы 371

Объяснение агрессии как черты характера 371

Миндалевидная железа 372

Резюме 373

Компонент научения 374

Понятие фрустрации 374

Фрустрация и направленность поведения 375

Понятие замещения 375

Генерализация и торможение 376

Слепая ярость: генерализованный гнев и агрессия 376

Теория социального научения 378

Моделирование и имитация 378

Цикл насилия 378

Агрессия и насилие, показываемые по телевидению 378

Порнография и агрессия 380

Резюме 381

Когнитивный компонент агрессии 382

Модель принуждающего действия 382

Издержки принуждающего действия 383

Взаимосвязь между навыками и издержками 384

Иррациональное принуждение 384

Алкоголь и принуждение 384

Карательная справедливость 386

Три вида нарушения норм 387

Справедливость как чувство собственного достоинства 387

Атрибуция порицания 387

Насилие в отношениях между людьми 388

Связь между контролем и властью 388

Насилие как последняя возможность 389

Резюме 389

Насилие в среде молодежи 390

Биологический компонент 391

Компонент научения 392

Реакции на угрозу 392

Эмпатия 393

Когнитивный компонент 394

Резюме 394

Агрессия и преступления 395

Обобщенная теория преступлений 395

Агрессия и самоуважение 396

Резюме 400

Основные положения 401

Часть III. Эмоции и мотивация

Глава 9. Эмоции, стресс и здоровье 406

Эмоции и мотивация 407

Определение эмоций 408

Универсальная природа эмоций 409

Ключевые связующие темы 409

Мимика 410

Роль оценки в эмоциях 410

Резюме 410

Что такое стресс? 411

Определение стресса 411

Стресс как продолжительная реакция «борьбы или бегства» 412

Биологический компонент стресса 413

Симпатическая/надпочечная и гипофизарная/надпочечная реакции.. 413 Гипофизарная/надпочечная реакция 415

Эндорфины и стресс 4*6

Стресс и иммунная система 416

Две иммунные системы 417

Стресс и неспецифическая иммунная система 417

Стресс, энергия и иммунитет: эволюция реакции на стресс 419

Резюме 419

Компонент стресса, связанный с научением 420

Непредсказуемость и стресс 420

Различение стрессогенных стимулов 420

Доступность реакции копинга 421

Повторный опыт столкновения с аверсивным стимулом 423

Обучение реагированию на стресс 424

Социальные факторы и стресс: пример стресса на работе 425

Организации, подверженные конфликтам и сопротивляющиеся им 425

Взаимодействие человека с окружающей средой 425

Резюме 427

Когнитивный компонент стресса 427

Копинг, сфокусированный на проблеме, и копинг,

сфокусированный на эмоциях 428

Ситуативные факторы и личный контроль 428

Потенциально контролируемые ситуации 429

Потенциально неконтролируемые ситуации 429

Возможность контроля и долголетие 430

Резюме 430

Регуляторы стресса 430

Биологический компонент 430

Социальная поддержка и стресс 430

Репрессивный тип личности и социальная поддержка 431

Социальная поддержка и тяжелая утрата 432

Компонент научения 433

Управление стрессогенной информацией 433

Теория Эпштейна 433

Стратегии копинга, сфокусированные на эмоциях 438

Когнитивный компонент 440

Травма и вытеснение мыслей 440

Личный контроль и смысл 441

Положительные эмоциональные состояния и эволюция 441

Стойкая личность 442

Резюме 443

Стресс и здоровье 444

Модель рака ' 445

Биологический компонент 445

Прямые влияния 445

Косвенные влияния 447

Компонент научения 449

Прямые влияния 449

Косвенные влияния 449

Когнитивный компонент 450

Различия между прямыми и косвенными влияниями 450

Доказательство существования прямых влияний 450

Резюме 453

Основные положения 453

Глава 10. Эмоции, не совпадающие с целями (отрицательные) 455

Страх и тревога 456

Биологический компонент 457

Противотревожные препараты 458

Префронтальная область коры и регуляция эмоций 459

Компонент научения 460

Условные стимулы и модель Грея 460

Фобии и панические атаки 460

Когнитивный компонент 463

Восприятие окружающего мира как угрозы 463

Непроизвольные или навязчивые мысли 465

Потеря контроля 466

Руминационные мысли о потере контроля 466

Неспособность к конструктивному реагированию 466

Теории субъективного благополучия «сверху вниз»

и «снизу вверх» 466

Резюме 467

Пессимизм и депрессия 468

Современный индивидуализм и рост депрессии 470

Биологический компонент депрессии 471

Наследственная передача депрессии 471

Депрессия типа А: недостаток катехоламинов 471

Депрессия типа В: серотонин 471

Выживание и два биологических аффекта 472

Использование лекарственных препаратов для лечения депрессии. 473

Стресс и депрессия 474

Компонент научения в депрессии 475

Модель выученной беспомощности, предложенная Селигманом... 475

«Выученная беспомощность» у людей 477

Иммунизация 478

Когнитивный компонент депрессии 478

Пересмотренная теория «выученной беспомощности» 479

Постоянство 480

Глобальность 480

Персонализация: интернальная/экстернальная 482

Оценка теории 482

Пессимизм как причина депрессии 483

Пессимизм и руминации 484

Пессимизм и здоровье 4®4

Теория депрессии Бека 4®4

Перфекционизм и депрессия 486

Резюме 4&7

Вина и стыд 489

Биологический компонент 491

Вина и стыд как адаптивные эмоции 491

Теория дискретных эмоций 491

Компонент научения 492

Методы установления дисциплины 492

Отказ в любви и внушение 493

Качество аффективных отношений между родителем и ребенком... 493

Когнитивный компонент 493

Связь между чувством вины и депрессией 495

Негативные эмоции и целенаправленное поведение 496

Резюме 497

Основные положения 497

Глава 11. Эмоции, совпадающие с целями (положительные) 499

Счастье 499

Два мифа об истоках счастья 500

Биологический компонент 502

Счастье как адаптивное поведение 504

Компонент научения и когнитивный компонент 504

Победа над страхом 504

Способность к планированию 506

Почему у человека развилась префронтальная кора? 507

Мотивация к составлению планов 507

Увлеченность (переживание потока) и счастье 507

Счастье и копинг 508

Биологический компонент 509

Компонент научения/когнитивный компонент 509

Резюме 510

Проблема неуверенности и копинг 510

Счастье от преодоления страха и неуверенности:

развитие установки на действие 510

Биологический компонент 511

Компонент научения/когнитивный компонент 512

Мотивация к поиску острых ощущений 513

Взаимодействие биологических, когнитивных факторов

и факторов научения 513

Теория самоэффективности и два способа контролировать тревогу 514

Теория самоэффективности и поиск острых ощущений 516

Задействование активации 516

Увеличение степени риска 517

Итоговые замечания 517

Резюме 518

Оптимизм и надежда 518

Определения 519

Оптимизм и пессимизм 519

Биологический компонент 520

Компонент научения/когнитивный компонент 520

Оптимизм как усвоенный когнитивный стиль 520

Доказательства теории Селигмана 521

Оптимизм и здоровье 522

Статус понятия «оптимизм» 523

Понятие «надежда» 523

Эмпирическое подтверждение теории Шнайдера 524

Резюме 525

Роль раннего опыта: проблема привязанности 526

Биологический компонент 526

Компонент научения/когнитивный компонент 527

Три стиля привязанности. Что происходит, когда ребенок

не имеет надежной привязанности? 528

Привязанность у взрослых 529

Опыт привязанности, стресс и поиск социальной поддержки 529

Системы социальной поддержки и состояние здоровья 529

Привязанность, принадлежность к группе и вера 532

Резюме 533

Основные положения 534

Часть IV. Рост мотивации и саморегуляции

Глава 12. От любопытства к креативности 538

Любопытство и исследовательское поведение 539

Новизна, любопытство и исследовательское поведение 539

Предпочтение сложности 540

Теория исследовательского поведения (Эрл и Дембер) 540

Компетентность и исследовательское поведение 541

Что такое мотивация к исследованию? 542

Мотивация с эволюционной точки зрения 542

Мотивация в психологической перспективе 542

Понятие вызова 544

Тревога и исследовательское поведение 544

Биологический компонент 546

Компонент научения/когнитивный компонент 547

Возраст и предпочтение сложности 547

Опыт, компетентность и предпочтение сложности 547

Внутренняя мотивация 549

Теория самодетерминации 549

Резюме 551

Поиск (острых) ощущений 552

Биологический компонент 554

Моноаминоксидаза и поиск новых ощущений 554

Наследственность и поиск новых ощущений 555

Гендерные и возрастные различия 555

Компонент научения/когнитивный компонент 555

Спорт 555

Поиск опыта 556

Употребление наркотиков, сексуальное поведение

и невоздержанность 556

Открытость, нетрадиционность и независимость 556

Стили мышления и креативность 556

Стили принятия решения и поиск новых ощущений 557

Поиск новизны и постоянство 557

Резюме 557

Креативность 558

Биологический компонент 560

Интеллект и креативность 560

Личность и креативность 561

Компонент научения/когнитивный компонент 561

Гнет старых привычек 561

Креативность как раскрепощенность 562

Психологический климат и креативность 562

Неблагоприятный психологический климат и креативность 563

Поощрение и креативность 563

Я-образ и креативность 563

Ранний опыт и креативность 564

Опыт взрослой жизни и креативность 564

Порядок рождения и креативность 565

Процесс творчества 565

Научение творчеству 569

Креативность на протяжении всей жизни 570

Резюме 571

Основные положения 572

Глава 13. Потребность в контроле, овладении навыками и самоуважении.. 574

Потребность в предсказуемости и контроле 575

Контроль и здоровье 575

Психическое здоровье 575

Физическое здоровье 576

Биологический компонент 576

Компонент научения 577

Когнитивный компонент 578

Контроль и овладение навыками 579

Резюме 580

Овладение навыками и мотивация достижения 580

Мотивация достижения 581

Биологический компонент 581

Теории компетентности 581

Выводы 582

Компонент научения 582

Теория социального научения 582

Воспитание, способствующее развитию независимости

и овладению навыками 583

Выводы 584

Когнитивный компонент 584

Теория когнитивного выбора, предложенная Аткинсоном 584

Теория развития компетентности Двек 585

Иерархическая модель мотивации приближения и избегания 587

Выводы 589

Резюме 589

Самоуважение 590

Определение самоуважения 590

Высокое самоуважение 590

Неуважение к себе 592

Истоки самоуважения 593

Гендерные различия 594

Поддержание низкого самоуважения 594

Самоуважение и реакции на успех и неудачи 595

Развитие самоуважения 596

Биологический компонент 596

Компонент научения 597

Когнитивный компонент 601

Развитие самоуважения 601

Резюме 602

Основные положения 603

Глава 14. Саморегулирование мотивации 605

Саморегуляция поведения 605

Биологический компонент 606

Эволюция сознания 606

Компонент научения 608

Когнитивный компонент 609

Резюме 609

Постановка целей 610

Ближайшие и отдаленные цели 610

Постановка трудных, но достижимых целей 611

Обратная связь 612

Цели, поставленные самостоятельно или другими людьми,

и приверженность им 613

 

Потребность в сложных целях 614

Гипотезы о расхождении 614

Теория самоэффективности 615

Автоматичность целенаправленного поведения 616

Иллюзия сознательного (волевого) контроля 617

Роль автоматического поведения в достижении цели 618

Воображение помогает достичь цели 618

Когда ожидания, касающиеся результатов,

не совпадают с мотивацией процесса их достижения 619

Когда намерения и планы по их осуществлению не воплощаются.. 619

Преодоление сомнений в себе 620

Управление негативными мыслями 621

Контроль внутренней речи 621

Когнитивное реструктурирование 622

Замещение мыслей 622

Дистанцирование от негативных мыслей 622

Развитие полезных мыслительных привычек 623

Потребность в сознательной жизни 623

Резюме 624

Саморегуляция и Я-концепция 625

Знания о себе и функции саморегулирования 626

Два аспекта Я 627

Теория расхождения Я 627

Возможные Я 628

Возможные Я и цели 628

Развитие множества возможных Я 629

Создание возможных Я 630

Имплицитные теории 631

Имплицитные теории окружающего мира 631

Имплицитные теории компетентности 637

Связь между теориями мира и теориями Я 639

Развитие ориентации на процесс 640

Замена руминаций рефлексией 640

Резюме 641

Основные положения 642

Алфавитный указатель


 

Предисловие

На протяжении многих веков ученые — представители различных дисциплин и научных областей — размышляли над тем, что представляют собой мотивы человека. Они предлагали самые разнообразные объяснения — начиная от теорий, допускающих, что поведение человека полностью детерминировано, скажем нашей генетической структурой, и заканчивая теориями, гласящими, что человек полностью контролирует свою судьбу, поскольку у него есть воля. Но до начала XX в. ни одно из этих объяснений не было подвергнуто какой-либо научной проверке. Как результат к настоящему времени у нас сформировались более четкие представления о мотивации человека. Оказывается, и родились мы вовсе не для того, чтобы исполнить заранее предначертанную нам в этом мире роль, нет у нас и абсолютной свободы, позволяющей нам делать все, что мы ни захотим. Наши биологические возможности ограничены, но интересно, что мы ограничены также и недостатком фантазии, связанным с нашими мыслями. Иногда, сами немного изменяясь, мы тем самым меняем линию своего поведения и — по крайней мере слегка — меняем и линию поведения других людей. Одно из следствий этого заключается в том, что мы можем менять ход истории — идея хоть и сомнительная, но весьма привлекательная.

Книга, которую вы держите в руках, разделена на четыре части. В части I речь пойдет об основных проблемах и организующих принципах, обрисовывающих саму тему мотивации. Глава 1 начинается с обсуждения основных проблем и заканчивается кратким обзором основных теорий мотивации. Я считаю (и мое мнение основано на данных эмпирических исследований), что лучший путь к пониманию мотивации — это анализ различных систем мотивации, осуществляемый посредством обращения к ее базовым компонентам: биологическому, приобретенному (научение) и когнитивному (познание). В главе 2 мы с вами подробно обсудим вопрос, что значит использовать компонентный подход и что имеется в виду, когда мы говорим о поведении, имеющем биологическую, приобретенную или когнитивную основу. Поведение вполне можно разложить на отдельные составляющие, но поведение, которое мы наблюдаем на выходе, — нечто намного большее, чем его отдельные компоненты. Наблюдаемое нами можно сравнить с музыкальным отрывком, исполняемым несколькими талантливыми музыкантами, каждый из которых играет свою партию в гармонии с тем, что исполняют другие. Хотя во многих или даже в большинстве случаев мы не понимаем до конца, как получается, что все эти «составляющие» звучат в унисон, но, как бы то ни было, понимаем, что исполнителей несколько. В данной книге речь пойдет о некоторых из этих «исполнителей», что поможет нам научиться понимать причины нашего поведения, ведь это — первый шаг к его изменению.

В части II мы проанализируем несколько основных систем мотивации с точки зрения ее отдельных компонентов. В главе 3 речь пойдет не только о том, почему люди употребляют пищу, но также и о том, почему некоторые люди склонны набирать лишний вес. Мы попробуем разобраться с вопросом, вызывающим интерес и вместе с тем ставящим в тупик: а почему, собс

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...