Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политико-правовая доктрина «Наказа»

Попытка создания нового свода законов, работа Уложенная комиссия 1767 - 1768 гг.

 

Политико-правовая доктрина «Наказа»

Основной текст «Наказа» заключил в себе 20 тематических глав, разделённых на 526 статей. В нём можно выделить пять условных разделов:

1. Общие принципы государственной организации и её роли в обществе в связи с задачами правовой политики (гл. 1-5, ст. 1 - 38);

2. Основы государственного законодательства и общие начала правовой политики (гл. 6 - 7, ст. 39 - 79);

3. Принципы уголовного права и судопроизводства (гл. 8 - 10, ст. 80 - 250);

4. Начала общественной структуры и задачи сословие-правовой политики и экономического регулирования (гл.11 — 18, ст. 251 — 438);

5. Теория законодательства, его техника, а также частные вопросы правовой политики (гл.19 - 20, ст. 439 - 521)[47].

В 1768 г. были опубликованы ещё две дополнительные главы к «Наказу»: 21-я (ст.527 - 566), посвящённая формально полиции, а по сути, принципам текущего управления государством, и 22-я (ст.568 - 655), посвящённая государственным финансам, налогам и теории политической экономии.

Павел отменил указ о престолонаследии

 

Александр!

«Негласный комитет», собиравшийся в течение 1801—1803 годов в укромной комнате императора и вместе с ним вырабатывавший план необходимых преобразований. Начали с центрального управления.

Собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет 30 марта (11 апреля) 1801 года был заменён постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Он состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты.

1 января 1810 года (по проекту M. М. Сперанского) Непременный совет был преобразован в Государственный совет. Он состоял из Общего собрания и четырёх департаментов — законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии (позже временно существовал и 5-й — по делам царства Польского).

Для организации деятельности Государственного совета была создана Государственная канцелярия, и её государственным секретарем был назначен Сперанский. При Государственном совете учреждались Комиссия составления законов и Комиссия прошении

Председателем Государственного совета являлся Александр I или один из его членов по назначению императора.

В состав Государственного совега входили все министры, а также лица из высших сановников, назначаемые императором. Государственный совет не издавал законы, а служил совещательным органом при разработке законов. Его задача — централизовать законодательное дело, обеспечить единообразие юридических норм, не допускать противоречий в законах. 8 сентября 1802 года был подписан именной указ «О правах и обязанностях Сената», который определил как саму организацию Соната,как высшую административную, судебную и контролирующую власть.

1802 г. - учреждены новые органы отраслевого управления - министерства. Министр единолично решал все вопросы. Министерства входили в Комитет министров, особо важные дела обсуждались на Совете министров в присутствии государя.

. Манифестом учреж­далось 8 министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, внутрен-нихдел, иностранныхдел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения. Коллегии были заменены новой формой исполнитель­ной власти, где дела по каждому ведомству решались единолично ми­нистром, ответственным только перед императором. Таким образом, в

России окончательно утвердился отраслевой принцип организации управления.

Министры назначались монархом и были ответственны перед ним.

Закон устанавливал точное разграничение функций министерств, единые принципы их организации и общий порядок прохождения в них дел, проводил принцип строгого единоначалия и подчиненности внутри министерских подразделений, определял отношения мини­стерств к другим органам высшего государственного управления. Это существенно улучшило систему министерств, созданную в 1802 г., и придало ей стройность.

К этому времени число министерств увеличилось до 12. Было уп­разднено Министерство коммерции и к ранее учрежденным министер­ствам были добавлены Министерство полиции и приравненные к ми­нистерствам Государственное казначейств

1812 г. В Комитет министров (Кабинет) помимо министров вошли председатели депар­таментов Государственного совета, государственный секретарь (гла­ва Госсовета), главноуправляющие ведомствами и назначенные ца­рем некоторые высшие сановники империи. При Николае I в состав Комитета министров входил наследник престола.

Это был совещательный орган при царе, имевший межведом­ственные и надведомственные функции, т.е. он решал вопросы, ка­савшиеся сразу нескольких министерств или превышавшие компе­тенцию министра. Кроме того, Комитет осуществлял контроль за гу­бернаторами и губернскими правлениями, рассматривал законопро­екты, отчеты министерств, решал кадровые проблемы. Все его ре­шения утверждались императором, кроме мелких дел (назначения пенсий, пособий и пр.). Комитет министров заменял императора в его отсутствие, а при нем осуществлял надзор за высшими органами управления. Таким образом, в лице Комитета министров Россия получила в начале XIX в. высший административный законосо­вещательный орган, который был упразднен только в апреле 1906 г. в связи с учреждением Государственной д

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...