Государственные стратегии борьбы с бедностью
В широком смысле бедность — это ситуация, при которой у человека постоянно не хватает средств, чтобы удовлетворить свои нормальные, прежде всего физиологические и социальные, потребности. Напомним, что к первым относятся потребности в питье, пище, одежде, укрытии, а также в том, что позволяет эти потребности удовлетворять, — в работе, знаниях, профессиональных навыках и т. п. Ко вторым относятся потребности в определенном социальном положении, в деятельности, уважаемой обществом, в общении. Если человек имеет доступ только к минимальным ресурсам еды, одежды и других благ, необходимых для поддержания физического существования, говорят об абсолютной бедности (нищете). Если же человек не обладает достаточными средствами, чтобы «социально выжить», т. е. обеспечить удовлетворение своих насущных потребностей на уровне, позволяющем сохранить здоровье, нормально работать, то говорят о социальной бедности. В России бедные были всегда, и к ним, как правило, относились сочувственно, считая бедность несчастьем, а не виной человека. «Бедность — не грех», «Бедность — не порок» — говорят русские пословицы. С 1992 г. границей бедности в нашей стране стал прожиточный минимум — стоимость минимального набора продуктов питания, товаров и услуг, необходимых для социального выживания. Натуральным выражением прожиточного минимума является минимальная потребительская корзина (она содержит перечень необходимых продуктов питания и услуг). В этом же году к бедным было отнесено 33% населения. С этого времени этот показатель колебался в зависимости от социально-экономической ситуации в стране. Сегодня, по разным оценкам, в стране насчитывается от 20 до 25 млн бедных.
Во всех демократических странах ведется борьба с бедностью. Пути здесь могут быть различными. Один из них, используемый и в нашей стране, — предоставление пособий малообеспеченным гражданам по программам государственной помощи: социальных пенсий (минимальной пенсии при отсутствии каких-либо оснований для ее назначения), пособий одиноким матерям, пособий на детей и т. п. В ряде случаев поддержка оказывается в натуральной форме (бесплатные школьные обеды, бесплатные лекарства, продовольственные талоны и др.). Другой путь нацелен не столько на смягчение проявлений бедности, сколько на искоренение ее причин. Он предусматривает создание новых рабочих мест, помощь в овладении востребованной в настоящий момент профессией. Это направление особенно актуально для нашей страны. Вернемся к данным, характеризующим стратификацию российского общества. К низшим слоям общества относятся малоквалифицированные работники, а также безработные. Обратим внимание и на то, что среди бедных много сельских жителей. Это требует от государства специальных мер по восстановлению инфраструктуры сел и поселков (школ, больниц, транспортного сообщения), а также по развитию сельскохозяйственного производства. Все указанные меры так или иначе связаны с общим уровнем экономического развития. Следовательно, магистральное направление преодоления бедности — подъем экономики. Важна, как мы уже видели, и социальная политика государства, направленная на перераспределение доходов в пользу бедных слоев населения. Помимо практической помощи, эта политика удовлетворяет чувство социальной справедливости значительной части нашего общества, поскольку многие расценивают личное обогащение весьма негативно, говорят о нем, как о неправедно нажитом. IB Основные понятия: социальная стратификация, социальное государство, социальная политика, социальное обеспечение.
111 Термины: социальное страхование, прожиточный минимум, потребительская корзина. Проверьте себя 1) Чем характеризуется социальная стратификация современного российского общества? 2) Какие группы населения относятся к высшему классу? 3) Как и почему менялось положение среднего класса в последнее десятилетие? 4) Какие социальные группы образуют «зону бедности»? 5) Покажите основные тенденции развития социальных от Подумайте, обсудите, сделайте 1. Сравните роль социальных факторов, определявших социально-экономическое неравенство населения в нашей стране в 1992 и в 2001 гг. Как изменилось значение отдельных из них? Почему? Октябрь 1992 г. Регион проживания ШШ^- 10%
Статус занятости 8,3 %
Возрастной состав
6,3 %
Тип поселения ife: 6,1 %
Образование Ж 2%
Размер семьи В**
Октябрь 2001 г. I Регион проживания в» 14%
Образование 6% Статус занятости Возрастной состав Ш^ 6%
Тип поселения 5,8 %
Размер семьи
2. Доходы бедных и богатых, по некоторым оценкам, у нас расходятся в 14 раз (так же в США; в Москве — почти в 50 раз). В Европе доходы богатых в 10 раз превосходят доходы бедных. Как вы оцениваете такой масштаб социального расслоения в нашей стране? Какими причинами, на ваш взгляд, вызвано столь существенное социальное расслоение? Чем вы можете объяснить такую пропасть между богатыми и бедными в Москве? 3. Самая опасная форма бедности — застойная бедность.
Раскройте мысль автора о последствиях застойной бедности — социальной деградации и социальной агрессии. 4. Обдумайте различные варианты борьбы с бедностью. 1) Повысить зарплаты всем работающим. 2) Помочь включиться в трудовую деятельность незаня 3) Оказывать социальную помощь всем малообеспечен 4) Добиться значительного роста экономики страны, что Поработайте с источником Прочтите отрывок из книги современного отечественного социолога. Что затрудняет изучение социальной структуры современного российского общества? К первой группе причин можно отнести принципиальную новизну процессов перехода от государственного социализма к тому или иному типу капитализма, отсутствие опыта их изучения. Не меньшую трудность создает и то, что анализировать происходящие сдвиги ученым приходится не из «прекрасного далека», а изнутри самих меняющихся обществ, что не может не сказываться на точности оценок. Наконец, исследования практически ведутся «в реальном времени», без достаточного временного лага, требуемого для серьезного осмысления событий... Все эти обстоятельства плюс явная незаконченность самих трансформационных процессов существенно ограничивают возможность глубокого теоретического осмысления стоящих проблем...
Вторая группа причин, тормозящих развитие российской общественной науки, связана с пережитым в последние годы глубоким идейно-методологическим кризисом... Ни классические, ни новые общественные теории не оказались способными объяснить, что представляли собой общества советского типа, во что — при тех или иных условиях — они могли трансформироваться и в каких направлениях движутся в настоящее время. Правда, открывшиеся западные источники обогатили российскую общественную мысль многими ценными и перспективными идеями, но ответить на главные из стоящих перед ней вопросов они не смогли, так как описывали принципиально иные типы социальной реальности. Не случайно все большее число исследователей фиксируют, что за аналогичными процессами в России и на Западе, как правило, скрываются разные отношения и представления. Чтобы эффективно использовать западные теории в российских условиях, их надо критически переосмыслить... Сегодня большинство социологов вынуждены ограничиваться либо качественными методами сбора информации, либо проведением небольших «пилотажных» опросов. В результате научная картина трансформации российского общества носит дисперсный, мозаичный характер. Заславская Т. И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации.—М., 2004.—С. 16—19. Я1Ц Вопросы и задания к источнику. 1) Каковы, на взгляд автора, основные причины, затрудняющие изучение современного российского общества? 2) Как автор расценивает значение и возможности привлечения западного опыта для исследования нашей действительности? 3) Чем можно объяснить ограничение фронта исследовательских работ по практической социологии небольшими «пилотажными» опросами? Выводы к главе I 1. Общество представляет собой совокупность различных 2. Важную роль в жизни общества играют социальные ределенный набор норм, социальных ролей и статусов, символов, учреждений и организаций, необходимую инфраструктуру. К главным институтам общества социологи относят материальное производство, семью, государство, образование, религию. Эти социальные институты существуют тысячелетия человеческой истории. При этом они проходят определенные стадии в своем развитии, изменяют свои формы.
3. Такой элемент социальных институтов, как правила и 4. Положение человека в обществе и обусловленное им 5. К основным формам социального взаимодействия от 6. В социологической науке сложились различные трак 7. Молодежь — понятие не только возрастное, но и соци ля жизни и поведения создают почву для складывания молодежных сообществ с четко выраженными собственными чертами, для развития молодежной культуры. Последняя неоднородна, среди многих ее направлений есть и антисоциальные. Большую роль в возникновении и распространении молодежной культуры играют средства массовой информации. 8. В развитии современного российского общества сохраняется тенденция к росту социальной дифференциации. Наряду с социально-экономическим она обретает сегодня и территориально-региональное измерение. Возрастает социальная мобильность в нашем обществе. Разрешить наиболее острые противоречия в социальной сфере призвана социальная политика государства, основы которой заложены в действующей Конституции. Одной из главных задач этой политики остается борьба с бедностью. Вопросы и задания к главе I 1. Раскройте связь понятий «социальная группа», «соци 2. Соотнесите главные социальные институты со сферами ШР
рЩ№ДШ*|и<Ш||У||НШНИЙНИ« Производство Семья Государство Образование Религия 3. Немецкий философ Г. Гегель утверждал: «Нечто, поз 4. Проведенный недавно в нашей стране социологический Чем, на ваш взгляд, вызвано усиление подобных настроений в нашем обществе? Каково ваше отношение к этой проблеме? Обсудите ее в классе, используя знания, полученные при изучении курса, а также материалы СМИ. Готовимся к экзамену 1. Какая социальная тенденция проявляется в условиях пе 1) Рост числа занятых в сфере информационных техно 2) ослабление позиций среднего класса; 3) увеличение притока сельского населения в города; 4) ликвидация люмпенства как социального явления. 2. Касты, сословия, классы — это: 1) типы социальной стратификации; 2) этапы развития государств в Новое время; 3) социальные группы, присущие средневековому обще 4) элементы социального статуса личности. 3. Перемещение человека в социальном пространстве без из 1) восходящей социальной мобильностью; 2) вертикальной социальной мобильностью; 3) горизонтальной социальной мобильностью; 4) нисходящей социальной мобильностью. 4. Отличительным признаком семьи традиционного типа яв 1) добровольное распределение обязанностей между су 2) главенствующее положение отца семейства; 3) активное участие женщин в общественном производст 4) посильное участие детей в домашних делах. 5. Верны ли следующие суждения о социальных статусах и А. Понятие «социальная роль» предполагает наличие в общественном сознании представлений о типичном поведении человека определенного статуса. Б. В современном обществе большинство главных статусов относится к предписанным. 1) Верно только А. 2) Верно только Б. 3) Верны оба суждения. 4) Оба суждения неверны. 6. Верны ли следующие суждения о социальных нормах? Б. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом. 1) Верно только А. 2) Верно только Б. 3) Верны оба суждения. 4) Оба суждения неверны. 7. Установите соответствие между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Выражения санкций Виды санкций 1) проявление недружелюбия; а) формальные нега- тивные санкции; 2) наложение штрафа; б) неформальные не- гативные санкции. 3) объявление выговора; 4) объявление бойкота; 5) отказ от сотрудничества. Глава II
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|