Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опосредованное запоминание.




· Цель: изучить возможность использования вспомогательных стимулов (картинок) для запоминания и воспроизведения последовательности слов.

Этап.

Методика Занкова Л. В.

· Технина проведения: Ребёнку предлагается запомнить 5 слов:

свет

обед

лес

игра

учёба

Предъявляются картинки: лампа

хлеб

дерево

кукла

книга

корова

· Инструкция: «Ты должен запомнить слова, которые я назову, а чтобы их легче было запомнить, я буду к каждому слову давать тебе подходящую картинку. Например, к слову «игра» я дам картинку «кукла», потому что кукла нужна для игры.

· Ход исследования: при предъявлении картинки к слову следует спрашивать испытуемого о том, какая здесь связь. При затруднении оказывается помощь.

· Типы помощи:

1. Стимулировать словом (подумай, чем эта картинка напоминает тебе свет?)

2. Наводящий вопрос (что нужно для обеда?)

3. Экспериментатор сам устанавливает связь между картинкой и словом. Последовательно предъявляя картинки, экспериментатор спрашивает: «Какое слово тебе напоминает эта картинка?».

 

Этап.

Методика Леонтьева А. Н.

· Оборудование: 9 картинок, 5 слов.

· Техника проведения: раскладываются 9 картинок в ряд.

Картинки: молоток Слова: ночь

полотенце дорога

стакан праздник

окно работа

кровать молоко

поле

телеграфный столб

рубашка

· Инструкция: «Ты должен запомнить слова, которые я назову» Требуется объяснение каждой установленной связи. Понравилось ли тебе задание? Как ты себя чувствуешь? А затем, последовательно предъявляя ребенку отобранные картинки, его просят воспроизвести заданные слова. Если нет переноса на третью пару, то исследование прекращается.

· Анализ.

Имбецильность: опосредованное запоминание невозможно.

Дебильность: справляется с первым этапом, но при помощи наводящих вопросов.

Эпилептическая деменция: опосредованное запоминание возможно, когда зрительный образ конкретен и близок к запоминаемому слову (свет-лампа). В случае, когда связь более абстрактная, запоминание не осуществляется.

ЗПР: первый этап не вызывает затруднений, второй выполняет с помощью учителя (экспериментатора). Более простые пары подбирают самостоятельно. Установление более абстрактных связей без обучающей помощи мало доступно. Наиболее трудными являются слова «праздник», «работа», «дорога».

Со значительными речевыми, зрительными и слуховыми нарушениями методика мало диагностична.

Для нормы вариант Леонтьева доступен без обучающей помощи.

 

Лабиринт

 

· Цель: оценка операции анализа

· Оборудование: изображение полянок с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также помещенных под полянкой «писем», условно указывающих путь к одному из домиков.

· Ход обследования: сначала детям дают 2 вводные задачи, затем по порядку задачи 1-10. Инструкция дается после того, как ребенок взял первый листок с вводной задачей. «Перед тобой полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо (экспериментатор указывает на нижнюю часть страницы, где оно помещено). В письме нарисовано, что надо идти мимо травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдешь правильный домик. Найди этот домик, а я посмотрю, не ошибся ли ты». Проверяющий смотрит, как решил задачу ребенок, и, если нужно, объясняет и исправляет ошибки. Переходя ко второй задаче, проверяющий предлагает ребенку перевернуть листок и говорит: «Здесь тоже 2 домика, и опять нужно найти домик. Но письмо тут другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, а потом повернуть в сторону». Проверяющий при этих словах проводит рукой по чертежу в «письме». Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются.

Затем идет решение основных задач. К каждой из них дается краткая дополнительная инструкция.

К задачам 1-2:

«В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинай двигаться от травки. Найди нужный домик и зачеркни его».

К задаче 3:

«Смотри на письмо. Надо идти от травки, мимо цветочка, потом мимо грибка, потом мимо березки, потом елочки. Найди нужный домик и зачеркни его».

К задаче 4:

«Смотри на письмо. Надо пройти от травки сначала мимо березки, потом мимо грибка, мимо елочки, потом стульчика. Отметь домик».

К задачам 5-6:

«Будь очень внимателен. Смотри на письмо, отыщи нужный домик и зачеркни его».

К задачам 7-10:

«Смотри на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будь внимателен, отыщи нужный домик и зачеркни его».

 

· Анализ результатов:

√ N: дети детально соотносят одновременно 2 параметра, имеют достаточно полные и расчлененные пространственные представления.

√ ЗПР: дети с незавершенной ориентировкой на 2 параметра (обычно правильно решают первые 6 задач). При учете одновременно двух параметров постоянно соскальзывают к одному. Это обусловлено недостаточной стойкостью и подвижностью в развитии пространственных представлений. Могут быть дети с четкой завершенностью ориентировки только на один признак. Им доступно построение и применение пространственных представлений простейшей структуры.

√ УО: для детей характерна незавершенная ориентировка даже на 1 признак. Они членят задачу на этапы, но к концу работы теряют ориентир. У них только начинает формироваться способ наглядно-образной ориентировки в пространстве. Могут быть дети с неадекватными формами ориентировки. Они предпринимают попытку найти нужный домик, но их выбор случаен. Это обусловлено несформированностью умения соотносить схему с реальной ситуацией, т. е. неразвитостью наглядно-образного мышления.

 

 

Установление закономерностей

· Цель: исследование наглядно-образного мышления у младших школьников, установление особенностей протекания аналитико-синтетической деятельности при решении наглядно-образных задач.

 

· Оборудование: картинки для установления закономерностей.

 

· Ход обследования: ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: поиск закономерностей в расположении деталей на матрице и подбор одного из данных ниже рисунков в качестве недостающего. В качестве помощи может быть предложен вопрос «Что здесь должно быть нарисовано?»

 

· Анализ результатов:

√ N: дети проявляют интерес, без труда анализируют задание, устанавливают необходимые закономерности. Возможна организующая помощь.

√ ЗПР: дети проявляют интерес, но необходима как организующая, так и разъяснительная помощь.

√ УО: интерес нестойкий; несмотря на оказанную помощь не могут выполнить всех заданий. Могут вообще не проявлять интерес, смысла заданий не понимать, не принимать помощь.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...