Зинаида Ермольева. Великие женщины русской культуры и искусства. Фаина Раневская
Зинаида Ермольева Зинаида Виссарионовна Ермольева (1898-1974) - одна из родоначальниц отечественной микробиологии, создательница антибиотиков в СССР. Выбрала свою профессию неслучайно. В 1915 году она решает стать врачом, узнав, что её любимый композитор – Пётр Ильич Чайковский – умер от холеры. Именно тогда Зинаида решила посвятить себя борьбе с этим заболеванием, и поступила в Донской государственный университет. Ввиду военного положения на медицинский факультет университета принимали только юношей. Однако в 1915 г. в Ростов-на-Дону из Варшавы эвакуировался Женский медицинский институт. Зинаида вместе с матерью написала прошения ректору и атаману Донского войска о зачислении. В итоге ей удалось поступить. Во время эпидемии холеры 1922 г. Зинаида едва не умерла в результате эксперимента над собой: исследуя пути заражения этой инфекции, она намеренно выпила воду, содержавшую холерные вибрионы. Благодаря этому смелому эксперименту, ею были определены оптимальные нормы хлорирования воды. В 1939 г. её командировали в Афганистан, где она изобрела методы экспресс-диагностики и эффективные препараты не только против холеры, но ещё и против брюшного тифа. Во время Второй Мировой войны Зинаида смогла предотвратить распространение эпидемии холеры под Сталинградом. Болезнь началась среди немецких войск и создала угрозу жителям города и советским военным, но благодаря Ермольевой было развернуто производство бактериофага, проведены массовые прививки и хлорирование колодцев, что помогло остановить эпидемию. Одной из важнейших заслуг советского микробиолога стало изобретение первого отечественного антибиотика «Крустозина» - аналога пенициллина. В феврале 1944 г. в СССР приехала делегация западных учёных во главе с Говардом Флори, открывшим пенициллин (и получившим через год за это Нобелевскую премию), чтобы сравнить западное лекарство с отечественным. «Крустозин» оказался эффективнее зарубежного аналога. Флори назвал Ермольеву «Госпожой Пенициллин», впоследствии это прозвище закрепилось за ней в научных кругах.
Е Ермольева опубликовала около 500 научных работ и 6 монографий. Под её руководством были разработаны такие препараты, как левомицетин, стрептомицин, интерферон и др. Она подготовила к защите около 180 диссертаций, в том числе 34 докторские. Профессор Ермольева была признана Заслуженным деятелем науки РСФСР. За её вклад в науку ей были вручены два ордена Ленина, орден Трудового Красного Знамени, орден «Знак Почета». Великие женщины русской культуры и искусства Фаина Раневская Театром увлекалась с 14 лет, посещая занятия в частной театральной студии. После желания Фаины стать профессиональной актрисой, отец не только порвал с ней отношения, но оставил без помощи и содержания. Столица, вопреки ожиданиям Фаины, не приняла ее с распростертыми объятиями. Девушку не приняли ни в одно театральное училище, и ей пришлось поступать в частную школу. Деньги, тайком переданные матерью, таяли буквально на глазах. От неизбежной нищеты юную Фаину спасла известная актриса Гельцер, похлопотавшая о том, чтобы девушка выступала в одном из подмосковных театров. 1917 год оказался непростым в судьбе начинающей артистки: ее семья эмигрировала заграницу, она могла рассчитывать только на себя. Но талант Фаины, наконец, был оценен по достоинству и ее приняли в труппу Театра актера. В этом театре ею было сыграно немало спектаклей, но наиболее значимой постановкой стал ее любимый «Вишневый сад».
Проработав в Театре актера вплоть до 1931 года, актриса пробовала свои силы в различных театрах, но нигде подолгу не задерживалась. Сказывался непростой характер Раневской, которая могла спорить и даже скандалить с режиссерами из-за собственного прочтения роли. Но Раневская постоянно работала, гастролировала фактически по всей стране и прилежно набиралась опыта. В Москву она вернулась яркой актрисой, которая могла с неизменным успехом справиться с любым амплуа. Примечательно, что свой псевдоним артистка взяла после того, как ее сравнили с героиней чеховской пьесы Раневской. Когда она случайно выронила все деньги, которые получила от матери в качестве материальной помощи, и те унес ветер. Карьера Раневской в кинематографе была тоже весьма удачной – и именно фильмы принесли ей всенародную известность и узнаваемость. Фаину Георгиевну называли «королевой эпизодов», т. к. в основном ей доводилось играть персонажей второго плана, но зрители знали все роли Раневской наперечет. В каждую из них она вкладывала собственное понимание личности героя, удивляя и поражая неожиданностью своей трактовки. Ее часто приглашали на озвучивание мультфильмов. Ее голосом говорит Фрекен Бок в мультфильме «Карлсон вернулся». Ольга Берггольц
Ольга Берггольц (1910-1975) - известная поэтесса, драматург, прозаик, журналист. Это имя хорошо знакомо всем петербуржцам, и нынешнему поколению, и особенно тем, кто еще помнит ту страшную блокаду, в которой оказался их любимый город в Великую Отечественную войну. До этого Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом вдруг резкое превращение в поэта, ставшего олицетворением стойкости Ленинграда. Ее голос звучал каждый день из репродукторов замерзающего города, и вселял веру в победу, давал силы и надежду дожить до освобождения. Все понимали, если голос «блокадной Мадонны» звучит в эфире, значит, город жив, он не сдался и держит оборону.
Свои первые робкие произведения четырнадцатилетняя Берггольц отправила в заводскую стенгазету. На следующий год стих «Песня о знамени» появился на страницах советской газеты «Ленинские искры». Именно с них и началась творческая биография Ольги Берггольц. Обучалась в ленинградском университете на филологическом факультете. Преддипломную практику проходила на Кавказе. Ольга написала три десятка публикаций, работала журналистом, писала стихи. Продолжала литературную деятельность в Казахстане. Издала свою первую книгу - «Зима-лето-попугай». В 1931-м Берггольц вернулась в родной город, ставший Ленинградом. Поэтесса нашла себе работу в газете завода «Электросила». Спустя четыре года она выпустила еще одну книгу, которую назвала лаконично — «Лирика». Ольга стала членом Союза писателей. В Великую Отечественную войну Ольга Берггольц осталась в родном городе: работала на радио. Передачи Берггольц на радио, которые она вела в блокадном Ленинграде, после победы собрали в сборник под названием «Говорит Ленинград». В произведении «Ленинградская поэма» Ольга сумела воссоздать образ заключенного в блокаду города. Это произведение стало самым пронзительным среди всех, посвященных осажденному городу. В те годы Берггольц пишет еще две поэмы — «Памяти защитников» и «Февральский дневник». После победы Ольга издала книгу, получившую название «Дневные звезды». Это своеобразный философский дневник, в котором обобщалось все, что довелось пережить поэтессе в годы войны. Страна оценила ее заслуги, Берггольц получила несколько орденов и медалей. Но для нее это признание мало значило, главным оказалось то, что ее любил народ, который придумал для нее звание «ленинградская Мадонна». Самая знаменитая строчка Берггольц: «Никто не забыт и ничто не забыто», появилась на мемориале Пискаревского кладбища. «Ленинградская Мадонна» умерла 13 ноября 1975-го, в возрасте 65 лет. Она хотела покоиться на Пискаревском кладбище, рядом с теми друзьями, кто умер во время блокады. Однако вопреки ее воле, местом упокоения Берггольц стали Литературные мостки Волкова кладбища. Памятник на ее могиле появился только в 2005 году, спустя тридцать лет после смерти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|