Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Алфавит, знаки которого имеют общую закономерность форм и начертаний, называют шрифтом.

К греческому алфавиту восходит латинский. (На этой же графической основе построен и русский алфавит). В 1 веке завершилось формирование римского капитального письма. Классический образец его – на знаменитой колонне Траяна (2 век) сперва тщательно вывели плоской кистью, а затем вырубили в камне. Творение неизвестного автора получило широкое признание. Точные копии знаков этого шедевра обнаружены на памятниках тех времен в Вероне. Предполагают, что в Древнем Риме эпохи Траяна существовал общегосударственный эталон шрифта для официальных надписей. Графическое совершенство и удобочитаемость, органическая связь с архитектурой обеспечили шрифту Траяновой колонны триумфальное шествие в веках и породили множество подражаний. Обращаются к творению прошлого и наши современники(табл. 3).

В конце 1 ст. на римскую архитектуру оказывает влияние восточный стиль – круглые своды, что отразилось и на шрифте. Появляется новый стиль – унциал и полуунциал (табл. 3).

Для документов и в повседневных целях римляне в 1-3 вв. пользовались маюскульным курсивом (прописные знаки, табл.3). Постепенно из-за желания сберечь время писали все быстрее, размашистее, более слитно. Основные элементы, как правило, проводили сверху вниз, и перо, набирая скорость, иногда проскакивало нижнюю линию строки. Со временем, вероятно, подметили: выступающие части букв служат своеобразной зацепкой для глаза и облегчают чтение. Так развились нижние выносные элементы. Верхние выносные придумали, вероятно, позднее для уравновешивания нижних и акцентировки ритма строки (табл.3). (Показать без зарисовывания).

5 век. Великая Римская империя пала. На основе римского курсива развиваются областные типы письма: ирландское и англосаксонское, меровингское, вестготское, староиталийское.

В империи Карла Великого в 9 веке был введен новый шрифт – красивый, удобочитаемый и достаточно быстрый минускул. Позже его назвали каролингским (табл. 3). В 11 столетии их сменил ломбардский шрифт -ломбардские версалы (табл.4).

В 11-12 вв. развивается ломанное, т.н. готическое письмо. В последующие столетия характер шрифта меняется, буквы становятся узкими и высокими. Начиная с 13 ст. готический стиль становится господствующим в Европе. При всей красоте готического шрифта, он оказался боковой ветвью в развитии латинского шрифта. Еще недавно господствовавший во всей Европе, он сохранился лишь в Германии, а окончательно вышел из употребления лишь к концу второй мировой войны.

Готический шрифт по характеру написания имеет много разновидностей – текстуру, бастарду, круглоготический, декоративный, ламбардский версал, а позднее – печатный шрифт – фактуру (табл.).

Круглоготический, т.н. швабский шрифт стал переходной формой к письму эпохи Возрождения. Это время интереса ко всему античному. Копии античных текстов переписывали шрифтом, позднее названным «Антиквой». Готический шрифт и шрифт Антиква воссоздают одну систему латинского письма разной графической формой.

В это время появляются первые трактаты о построении буквы на основе квадрата, его диагоналей и вписанного в квадрат круга. (Лука Пачолли 1509г.). Альбрехт Дюрер – великий немецкий художник, при написании литер тоже использует квадрат. В его шрифте некоторые детали дорисовываются, есть варианты. Шрифт Жоффруа Тори, основывающийся на принципах и пропорциях Дюрера, менее контрастен.

Воссоздавая рукописные шрифты 15 в., полиграфисты, опережая теоретиков, создают новые типографские шрифты. Наиболее характерные формы классической антиквы складываются во второй половине 18, начале 20 столетия. Одновременно развивается ее наклонная форма – курсив.

В эпоху развития классицизма, шрифт все более отрешается от свободного начертания и рукописности, становится все более рациональным, построенным и вымеренным.

В то же время, готический шрифт и сейчас пользуется популярностью у художников. Среди наших современников это прежде всего Эдвард Джонстон, заново открывший каллиграфию в 20 веке. Охотно пользуются им в оформительских работах многие каллиграфы Прибалтики. Самостоятельно, по книгам, альбомам и древним кодексам, овладевали высотами шрифтовой культуры Герман Цапф, Виллу Тоотс, Гунналаугур Брайм и другие.

В 18 веке, в эпоху становления классицистической антиквы, на единый с латинским шрифтом путь становится русский шрифт, до сих пор развивавшийся по самостоятельному пути и имевший свои особенности.


 

Лекция 2

Славянские шрифты 9-17 века

Русский алфавит, как и латинский, восходит к древнегреческому, только ряд букв получил в нем оригинальное, отличное начертание.

Из двух возникших в древности систем славянского письма – глаголицы и кириллицы – удержалась и укрепилась кириллица, названная так по имени греческого просветителя Константина (Кирилла), который ввел этот алфавит в конце 9 века. Ее рисунок определил собой в дальнейшем характер русского алфавита.

Кирилл (826-869) и его брат Мефодий (815-885) родились в семье византийского военачальника в портовом городе Фесалониках. Мефодий избрал военную карьеру и одно время даже правил одной из греко-славянских областей, но затем оставил службу и занялся науками. Константин (в монашестве Кирилл) получил хорошее образование в столице Византии Константинополе, овладев множеством наук и проявив незаурядные способности к языкам.

Моравы попросили византийского императора прислать учителей – истолковать имевшиеся у них на греческом и латинском языках книги и вести проповеди на понятном языке. Не отказал Михаил – призвал ученых мужей Кирилла да Мефодия и благословил на доброе дело. Миссионеры приступили к разработке славянской азбуки в 862 году.

О ее создании поведал в конце 9 века в сказании «О письменах» Черноризец Храбр: «Прежде славяне не имели книг, но читали и гадали с помощью черт и нарезок, будучи язычниками. Когда же они крестились, то без приспособления им трудно было писать на славянском языке римскими и греческими письменами… и так было много лет… Потом же человеколюбец бог послал им святого Константина Философа, называемого Кириллом, мужа праведного и верного, и он создал им тридцать письмен и восемь (38 букв), причем одни по образцу греческих письмен, другие же в соответствии с нуждами славянского языка.

Сейчас большинство исследователей считает, что глаголица возникла раньше кириллицы и именно ее автором был Кирилл.

Сложностью и оригинальностью графических форм отличается глаголический алфавит (табл. 5).

Основой азбуки, названной позже кириллицей, послужило греческое уставное письмо. Передача особых звуков славянской речи достигалась вновь придуманными буквами, применением лигатур (двух, или трех соединенных между собой букв на одной ножке – «Ю») и заимствованными из еврейского алфавита Ц, Щ.

Кирилл умер 14 февраля 869 года в Риме. Мефодий прожил долгую, полную превратностей судьбы жизнь. Получил сан епископа, был похищен латинским духовенством и провел три года в тюрьме, затем вновь продолжил просветительскую деятельность.

На Руси пользовались кириллицей, двумя ее видами: с 11 века – Уставом (пример: Остромирово Евангелие, 1056-1057) и с 14 столетия – полууставом.

В уставе, (табл.) полностью прописном письме, буквы расположены перпендикулярно к линии строки; в нем нет сокращений. Это медленное, тщательное и торжественное письмо. Буквы тяжелы и угловаты, приземисты и квадратны; расставлены они редко, просторно. Это стиль медленного, спокойного письма, естественный в то время, когда потребность в книгах была еще невелика и переписывались они в монастырях.

Полуустав возник с ростом потребности в книгах. Он мельче устава; появляются верхние и нижние выносные элементы; допускается различное начертание одних и тех же букв. Это письмо довольно быстрое, с большим количеством сокращений. Теперь книги переписывают профессиональные писцы, дорожащие и временем, и дорогим материалом – пергаментом.

Дальнейшее развитие письма привело к возникновению скорописи (конец 14-15 в.)(табл.). Скоропись встречается сначала в документах, письмах, а позднее и в книгах. В скорописи буквы окончательно теряют отчетливую построенность, одна и та же буква пишется в разных вариантах (в зависимости от удобства). Нажимы и взмахи пера становятся энергичными, легкими и свободными, штрихи выходят далеко за пределы строки – осями, петлями, крючками.

Скоропись 17 века по изощренности и красоте достигает вершин каллиграфического искусства.

Определенное место в русской книге, особенно с 15 века, занимала вязь, (табл.) декоративное письмо особого рода. В вязи каждая буква делается элементом украшения. Для этого буквы в некоторых местах сокращаются, сливаются друг с другом, помещаются одна над другой, а в других местах образовавшиеся пустоты заполняются элементами узора. Не следует преувеличивать значение вязи, как это иногда делают в своей практике современные художники: она употреблялась только в заголовках, в изречениях, в религиозных текстах, она хранила в себе отпечаток тяжеловесной витиеватости, в целом не свойственной старой русской книге.

И устав, и полуустав, и скоропись – это формы рукописного шрифта. В середине 16 века появились первые книги, набранные первым русским типографским шрифтом. Шрифт книг Ивана Федорова воспроизводил наиболее распространенный шрифт рукописных книг того времени – полуустав. Этот же шрифт в тех или иных вариантах использовался в 17 веке, но к началу 18 века пришел в явное несоответствие с возросшими и изменившимися потребностями культурной жизни. Тяжеловатая архаичность связывала его с отживающими церковно-феодальными традициями, препятствовала распространению просвещения.

Предпринимались попытки обновить рисунок шрифта, но удача не сопутствовала им: все сводилось к механическому смешению литерами полууставными, единого органического целого не возникало.

Создание нового, гражданского шрифта (1708) явилось одним из важных мероприятий Петровской эпохи. Петр 1 сам принимал активное участие в нем. Реформа должна была способствовать резкому отрыву культуры от консервативных традиций, от влияния церковников, сблизить письменность России с письменностью Западной Европы.

Новый шрифт был четок, округл, светел, ясен и рационален. В его основе лежал не полуустав, но деловая скоропись 17 века, значительно упрощенная и переработанная с учетом норм латинской антиквы. Деловитость в нем явно преобладала по сравнению со старомодным декоративным уставом.

В середине 18 века шрифт снова претерпевает изменения под влиянием гравированных шрифтов и классицистической антиквы.

С этого времени русский шрифт развивается в едином русле с латинским, проходит единые с ним стадии развития при несомненном сохранении своеобразия русского шрифта.

На рубеже 18- 19 веков в шрифтах назревали существенные перемены. В начале 19 века интересами газетного дела, рекламы был рожден английский, жирный гротеск. С гипертрофированным контрастом между основным и дополнительным штрихом он как нельзя лучше служил заголовкам на газетной полосе (табл.).

Вслед за ним возникают все новые и новые типы шрифтов самого различного характера. Конкуренция заставляла издателей отыскивать способы отличаться друг от друга. Иные из этих шрифтов восходили к каким-то давним образцам, иные были сконструированы совсем заново, в стремлении оттолкнуться от привычных примелькавшихся форм. Для большинства из них характерен отказ от классических канонов антиквы.

Появляется египетский шрифт, в котором засечки и штрихи (и основной и соединительный) доведены до одинаковой толщины (табл.).

Наконец, возникает целая семья шрифтов гротескных, в которых вовсе нет засечек, а контрастность основного и дополнительного штрихов или вообще отсутствует, или очень слаба, почти незаметна. Позднее они послужили основой для таких популярных в наше время шрифтов, как рубленые.

Появляется ленточная антиква, в которой при сохранении контрастности штрихов вовсе отсутствуют засечки.

Одновременно разрабатывались и изобретались многочисленные декоративные, украшенные шрифты. Большинство из них быстро устаревало, но опыт декорирования шрифта накапливался.

На основе нескольких ведущих типов, варьируя пропорции, толщину штрихов, наклон, очертания отдельных элементов, выросло громадное число шрифтов, продолжающих питать современную полиграфию.

На рубеже 19-20 веков появились шрифты, созданные под влиянием декадентского искусства, особенно стиля модерн (табл.).

Своеобразно развивался шрифт в 20 веке, особенно с 20-х годов. Рубленый шрифт оказался как нельзя лучше приспособленным к требованиям архитектуры, декоративно-прикладного искусства, плаката и рекламы конструктивистов (табл.). Блестяще использовали скупые и тяжеловесные рубленые шрифты А.Родченко, и Л.Лисицкий. Возникла громадная семья рубленых шрифтов самого разного рисунка, отличавшихся по пропорциям, плотности, трактовке отдельных деталей.

Позднее однообразность и монотонность, геометричность и суховатость рубленых шрифтов заставили художников искать новые формы традиционных шрифтов и разрабатывать на их основе новые. Определенное место занимают и шрифты, имитирующие свободную манеру кисти или пера (табл.).

В целом же можно сказать, что современная полиграфия не отдает предпочтение ни одному из типов шрифтов. Мы широко пользуемся разнообразием форм, созданных за прошлые столетия.

Однако в определенном смысле можно говорить о современном стиле шрифта. Современные художники в подавляющем большинстве случаев обращаются к шрифтам ясного рисунка, скупым в деталировке, легко читающимся.


 

Основные элементы шрифта

Н р б

Т о й

1.Основной штрих. 2.Соединительный штрих.

3.Засечка (сериф). 4.Засечка вертикальная.

5.Внутрибуквенный пробел

6.Верхний выносной элемент.

7.Нижний выносной элемент. 8.Наплыв.

9.Межбуквенный просвет.

10.Высота прописных букв.

11. Линия округлых и остроконечных букв.

12.Междустрочный пробел (интерлиньяж).

13 Высота строчных букв.

14.Диакритический знак.


 

Классификация шрифтов

Все шрифты можно объединить в 5 основных и 1 дополнительную группы.

К 1-й группе относятся гарнитуры с умеренной контрастностью штрихов (1:3), с засечками в виде плавного утолщения концов основных штрихов, чаще всего приближающихся к треугольнику, преимущественно с наклонными осями округлых букв.

Это шрифты антиква, литературная, банниковская.

К 2-й группе относятся гарнитуры с контрастными штрихами (1:5), с длинными горизонтальными засечками, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом (иногда с легким закруглением). Округлые буквы имеют вертикальные оси.

Это Елизаветинская, обыкновенная и другие шрифты середины 18 в.

К 3-й группе относятся гарнитуры, имеющие контрастные штрихи (1:5) с длинными засечками, преимущественно с закругленными концами, соединенными с основными с штрихами под прямым углом или с легким закруглением.

Это шрифты конца 19 века: школьная, журнальная, пискаревская и др.

4-я группа – группа брусковых шрифтов. Гарнитуры с малоконтрастными штрихами с длинными засечками, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением. (Возникли в начале 20 в рекламе).

Это египетский, итальянский, брусковый, балтика, реклама.

5-я группа – рубленые шрифты – контрастность штрихов (1:1). Засечки отсутствуют. Шрифты получили название «гротеск». Зародились в рекламных объявлениях.

Это плакатная, журнальная, рубленая, газетная.

6-я группа – дополнительная. Все шрифты, не включенные в указанные выше группы.

Это рукописные, каллиграфические, национальные, художественные.

 

 

Текст и его композиция.

Законченность и красота шрифта определяется не только четкостью пропорций и рисунком букв. Буквы должны гармонично соединяться, не быть «рассыпанными», легко читаться.

Основные требования, которым должен отвечать художественно выполненный шрифт – это удобочитаемость, выразительность, единый стиль начертания и хорошая компоновка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...