Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика учебника для первого класса.




Учебник 1 -го класса с самых первых уроков снабжен текстами. Если учащиеся не могут читать, то на первых порах тексты и формулировки заданий читает учитель. Но наличие текста позволяет родителям помогать школьникам в учебе.

1.По учебнику ученик познает мир, сравнивая его с собой как наиболее известным ему объектом, поэтому книга написана с позиций узнающего мир школьника.

2.Главная цель – упорядочить опыт ребят и показать связь ученика со всей окружающей его действительностью.

3.Первое знакомство с окружающим миром предлагают начать с уяснения смысла обыденных и хорошо знакомых ребятам слов о предметах природы, их признаках и свойствах. Необходимо уточнить и конкретизировать такие понятия, как «масса», «сила», «мощность», «рост», «животные», «растения» и др. Но при этом авторы называют метод ввода и объяснения этих понятий перстоуказывающим.

Большинство понятий, трудных для школьников, просто называют, не вводя определений.

Поэтому изучение курса окружающего мира в первом классе начинается с изучения простейших явлений, с которыми школьники знакомы с детства.

4.После этого они начинают активнее знакомиться с окружающим миром, систематизировать свой опыт.

5.Вторая часть учебника – это расширяющийся круг предметов и явлений, с которыми взаимосвязан школьник.

6.Третья часть учебника посвящена изучению живых организмов.

В четвертой части помещен материал, посвященный временам года

 

2.Особенности работы с учебниками «Окружающий мир», автор З.А.Клепинина.

З.А.Клепинина в методических рекомендациях для учителя пишет, что работа с учебником в первом классе начинается до того, как дети научились читать. Предложенные в учебнике вопросы можно использовать для организации на уроке общения. Там, где важность чтения очевидна, например, под рубрикой «проверь», читать может или сам учитель или можно это предложить уже умеющим читать детям. В обоих случаях ученикам дается установка проверить свое мнение с тем, что написано в учебнике.

Для закрепления изученного на уроке можно использовать данные в учебнике сюжетные рисунки с участием сказочных персонажей – зверюшек.

В методических рекомендациях для учителей (Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса начальной школы) автор подробнее, чем для первого класса, приводит методику работы с учебником. Второклассники уже умеют читать и поэтому, по мнению автора, нельзя отнимать у него этот способ получения информации и средство дальнейшего совершенствования навыка чтения. Поэтому в структуре уроков в учебнике определенное место занимают тексты, которые могут читать сами дети.

А значит, возникает необходимость дать некоторые советы по работе с текстом.

Все основные тексты в учебнике несут научную информацию. Поэтому они — научно-популярные. Художественные тексты не ставят своей задачей передать читателю научно достоверные знания, В них допустимы аллегории, бытовизмы, фантастика, содержание которых не всегда соответствует научности. В результате под влиянием некоторых художественных текстов у детей не только формируются ненаучные знания, но и складывается неправильное отношение к объекту природы. Например, лиса для детей хитрая, воровка, вредит людям. Отсюда — негативное отношение к этому животному. На самом деле лиса играет существенную роль в снижении численности мышей, что является положительным моментом в жизни природы и человека. Почти невозможно подобрать художественные тексты по конкретным темам стандарта и частных программ. По этим причинам художественные тексты мы не используем в учебниках в качестве основных. Кроме того, на следующих ступенях школьного образования уча­щиеся изучают основы наук, что, понятно, не может быть усвоено по художественным произведениям. Поэтому учебники для старших классов содержат только научные, но, конечно, адаптированные тексты. Переход младшего школьника на новую образовательную ступень должен быть комфортным. Это значит, что ученик должен иметь определенный образовательный уровень, он должен владеть определенными способами учебной деятельности. К числу последних относится и умение работать с научным текстом. Эту задачу в начальной школе решает учебный курс «Окружающий мир». Итак, все основные тексты в учебнике 2 класса научно-популярные. К практическим работам даны инструктивные тексты, тексты-инструктажи. Работать с научно-популярным текстом ребенку сложнее, чем с художественным. В художественном произведении интерес к чтению может вызвать сюжет. В научно-популярных текстах сюжета нет. Интерес к получению новой информации через чтение у второклассников очень невысок. Поэтому важно перед чтением текста или его части детям определить задачу, под влиянием которой у ребенка возникает мотив для чтения. Например, обращаясь к классу, вы говорите: «Мы узнали, что такое режим дня. А почему важно его выполнять? Об этом вы узнаете, прочитав третий абзац текста на с. 6 части I учебника (или внимательно слушая, что читаю я, (Маша, Петя), и следя по учебнику за моим (Машиным, Петиным) чтением». В методических рекомендациях к конкретным урокам подобные советы вам предложены. Вместе с тем мы не отрицаем работу с художественными произведениями на уроках по окружающему миру. Они будут введены в книгу для дополнительного чтения. Их к уроку вы можете подобрать сами. Они позволят усилить эмоциональное восприятие учебного материала, провести интересные сравнения, аналогии. Художественное произведение может быть использовано для создания проблемной ситуации к уроку, может использоваться для обобщения изученного материала.

Иллюстрации в учебнике играют существенную роль в развитии учащихся, в усвоении ими знаний и умений. Поэтому в учебнике даны задания по анализу большинства рисунков. Вместе с тем на часть рисунков в тексте учебника нет ссылок (например, фотографии и рисунки после заданий для внеурочной деятельности). Это сделано намеренно с целью активизации самостоятельности детей. В ходе работы старайтесь не оставлять такие рисунки без внимания.

В целом автор считает, что «учебник не должен лежать в стороне открытым. Дети могут работать с иллюстрациями, текстом учебника, его аппаратом организации усвоения и ориентировки. Последнее важно для развития информационной культуры».

 

3.Особенности работы с учебниками «Окружающий мир», Чудинова Е.В., Букварева Е.Н.

Авторы в методических рекомендациях для учителя пишут, что, начиная практически с первых дней обучения дети сталкиваются на уроках по курсу «Окружающий мир» с текстами. Это не специальные учебные тексты, очищенные и стилизованные, а тексты авторские, разностилевые, с разной степенью сложности. Всякий раз при столкновении с текстом учитель организует специальную работу детей с ним, начиная с первых, наиболее простых, заданий и постепенно включая весь арсенал:

1)коротко сказать, о чем этот текст;

2)ответить на 1-2 содержательных вопроса по тексту;

3)придумать и записать название;

4)выделить маркером главные слова;

5)разбить текст на смысловые части;

6)для каждой смысловой части текста нарисовать значок или картинку, которая потом поможет вспомнить смысл этой части:

7)вспомнить и рассказать текст соседу по парте или классу по нарисованным значкам, картинкам или ключевым словам;

8)выделить маркером непонятные и незнакомые слова, попытаться понять их значение по контексту;

9)составить свой текст по подсказкам (по заданному плану);

10)составить свой текст, предварительно написав подсказки;

11)разбить готовый текст на абзацы, переставить их местами, обсудить изменения смысла и выразительности текста.

Новая для детей по сравнению с первым классом работа выделена подчеркнутым текстом. Все предыдущие способы работы тоже нельзя пока считать полностью освоенными, дети должны упражняться в них постоянно. Однако совершенно не обязательно выполнять весь набор заданий по отношению к каждому тексту.

В этом году дети встретятся с достаточно сложными текстами исторического характера. По отношению к ним работа строится аналогичным образом. Дети не обязаны понять до конца все тексты, но для них очень важно научиться замечать свое непонимание и формулировать его в виде вопросов. Не на все вопросы необходимо отвечать сразу. Можно оставлять их «подвешенными» на месяцы и годы.

Тексты, помеченные квадратиком, достаточно сложные. Если они задаются для домашнего чтения, то они должны быть даны для чтение и последующего рассказа в классе хорошо читающим детям. Если их чтение происходит в классе, то первый раз их читает учитель. Это делается методом медленного чтения. После каждого предложения (или абзаца) учитель осматривает класс, иногда спрашивает, все ли слова понятны, иногда предлагает тем, кто знает, пояснить значение слов. Часто имеет смысл после прочитанного предложения спросить, кто как его понял. Второй раз (при необходимости дальнейшей работы с текстом) дети читают его самостоятельно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...