Темы контрольных работ по курсу «Теория литературы»
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Темы контрольных работ по курсу «Теория литературы» (изложение сути исследовательского подхода и методологических принципов школы, а также согласующийся с ними самостоятельный анализ выбранного студентом произведения. Оценка полученных результатов).
1. Основные историко-типологические и функциональные разновидности литературного сознания: нормативная поэтика, литературная критика, литературоведение, литературоведение. 2. Литературоведение как гуманитарная наука. Время и основные предпосылки возникновения гуманитарных наук. Внутренняя логика развития литературоведения и его отношение к литературному процессу. 3. Литературоведение и другие гуманитарные науки. Соотношение и функциональные различия между литературоведением и литературной критикой. Критика как объект литературоведческого анализа. 4. Литературоведение в XIX веке: взаимодействие с другими гуманитарными дисциплинами и естествознанием. Литературный процесс как объект литературоведения. 5. Духовно-историческая школа в отечественном литературоведении. Концепция “внутренней формы” слова А.А. Потебни. 6. Стравнительно-историческая школа А.Н. Веселовского. 7. Мифологическая (ритуально-мифологическая, неомифологическая) школа в отечественном и западноевропейском литературоведении. 8. Гуманитарные науки в ХХв. Роль философских концепций в выработке методологических принципов гуманитарных наук. Проблема отношения гуманитарного знания к естественно-научному. Новые направления в гуманитарных науках ХХ века. 9. Русская “формальная школа”. Теоретические концепции Московского лингвистического кружка и ОПОЯЗа.
10. Ю.Н. Тынянов и его концепция “литературного факта”. 11. Лингвопоэтика Р.О. Якобсона. 12. Диалогическая теория искусства М.М. Бахтина. 13. Литературный структурализм и лингвистика, семиотика, антропология. 14.Принципы и основные категории структурного анализа. Французский структурализм. 14. Постструктурализм и “межтекстовое” направление. Текст и произведение. “Письмо” как знаковое воплощение групповых “идеологий”. Р.Барт. Деконструктивизм Деррида. 15. Тартуско-московская школа. Структуральная поэтика Ю.М.Лотмана. 16. Рецептивная эстетика. Проблема превращения произведения в факт внутреннего опыта интерпретатора. “Горизонт ожидания” и “пустые места” текста. Диалектика вживания в текст и исторической дистанции по отношению к нему.
ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ:
Учебники и пособия
Хрестоматии и антологии 1. Баршт К.А. Русское литературоведение ХХ века. В 2-х т. – С-Пб, 1997 2. Русская словесность от теории словесности к структуре текста. – М., 1997. 3. Образцы изучения текста художественного произведения в трудах отечественных литературоведов. Вып 1. Эпическое произведение. – Ижевск, 1995.
Теория литературы: предмет и метод изучения
Методика анализа
Современные литературоведческие школы 1. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. – М., 1987 2. Ильин И. Поструктурализм. Деконтруктивизм. Постмодернизм. – М., 1996. 3. Литература и искусство в системе культуры: сб статей. – М.,1988. 4. Нефедов Н.Т. История зарубежной критики и литературоведения. –М., 1988 5. Современное зарубежное литературоведение энциклопедический справочник. – М.,1996., 2000. 6.Теоретические направления и конфронтации. 1920-1980. – М., 1988.
Систематизация видов искусства Каган М.С. Морфология искусства. – М., 1972. Шпет Г.Г. Литература // Труды по знаковым системам, 15. – Тарту, 1982.
Современная компаративистика Дима А. Принципы сравнительного литературоведения. – М., 1977. Дюрюшин Д. Теория сравнительного изучения литературы. – М., 1979. Современные концепции компаративистики и сравнительного изучения литератур. – М., 1987.
Задания для спецвопросов
6. “Новая критика” в Англии и США.Исторически-устойчивые литературные формы как объект изучения “новой критики”. Основные неокритические принципы (Сверхличные и надэпохальные аспекты литературы, “органическая форма”, “автономия” литературного произведения, техника и цель “тщательного прочтения”, проблема внутритекстовой семантики, проблема символики литературного произведения)
7. Экзистенциализм в литературоведении. Трактовка поэзии как способа “вслушивания в бытие” Проблема социальной функции литературы у Сартра. Методологический смысл понятия “коммуникация”. 8. Тартуско-московская школа. Структуральная поэтика Ю.М.Лотмана.
СЕМИНАР
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|