Многообразие рынков в современной экономике
Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Рынок как экономический механизм. В современной экономической литературе существует множество определений понятия «рынок». Обобщив наиболее часто употребляемые из них, можно сделать вывод о том, что среди ученых-экономистов существует двоякое понимание рынка — узкое и широкое. 1) место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок; Под рынком понимается совокупность отношений, форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Функции рынка. • Информационная функция. Через ценовой механизм рынок сообщает своим производителям, какой продукции не хватает, какая произведена с избытком. • Регулирующая функция. Цены помогают регулировать распределение ресурсов по отраслям и сферам хозяйства таким образом, чтобы уровень производства и его структура были максимально приближены к уровню производства. • Стимулирующая функция. Система ценообразования дает ответы на главные вопросы экономики. В частности на вопрос как? рынок отвечает - снижением затрат (экономным расходованием ресурсов) или повышением производительности труда, а это использование достижений научно- технического прогресса, применение более квалифицированного труда, совершенствование организации производства. • Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, дает зеленый свет более предприимчивым и перспективным · Посредническая. Рынок сводит вместе продавцов и покупателей · Ценообразования. Формируется равновесная цена между ценой спроса и предложения
Виды рыночных структур. Важным элементом рыночного механизма саморегулирования является конкуренция. Данное столкновение неизбежно, и порождается оно такими объективными условиями рынка, как полная хозяйственная обособленность каждого из его субъектов и борьба последних за наибольшую прибыль. Конкуренция может существовать только при определенном состоянии рынка и быть свободной или монополистической. Свободная конкуренция и монополия – противоположные полюса рыночных структур.
а) Свободной конкуренцией называется такой тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения. В западной экономической литературе свободную конкуренцию еще называют чистой, поскольку она свободна от всякого вмешательства государства и сам рынок чист от монополий. Свободная конкуренция соответствует периоду классического капитализма. В полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии в XIX в. В современных условиях свободная конкуренция — явление весьма редкое (хотя ее можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг). Свободный ("чистый") рынок характеризуется тремя важнейшими признаками:1) нерегулируемым предложением (производитель сам решает, какие товары и в каком количестве произвести); 2) нерегулируемым спросом(покупатель в зависимости от наличия у него денежных средств самостоятельно определяет, что и сколько приобрести); 3) нерегулируемой ценой, уравновешивающей спрос и предложение (подумайте, почему цена ихуравновешивает). При наличии всех этих признаков происходит рыночная самонастройка, или рыночное регулирование хозяйственной деятельности.б) В отличие от свободной монополистическая конкуренция представляет собой такой рынок, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары. Часто её можно встретить в легкой промышленности, в сфере услуг. Монополистическую конкуренцию следует отличать от монополии.
в) Олигополия (от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм редкой продукции. Барьеры для вхождения на рынок труднопреодолимы, олигополисты распоряжаются на рынке. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас », производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и дрОлигополия — это конкуренция между немногими. В условиях олигополии возможно соглашение между двумя или несколькими крупными фирмами по поводу цены. Часто такие соглашения являются тайными, поскольку в большинстве стран их заключение законодательно запрещено. г) Монополией называется исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. При монополии на рынке существует только один продавец товара, который устанавливает свою цену (часто завышенную) По своей природе монополия прямо противоположна свободной конкуренции. В конце XIX в. крупные товаропроизводители в ряде стран стали объединяться в союзы (картели, синдикаты, тресты). Эти союзы сосредоточили в определенных отраслях решающую часть производства товаров, иными словами, стали монополиями. Суть монополии -- экономический диктат путем установления монопольно высоких (или низких) цен для получения монопольно высокой прибыли.4. Типы монополий
Многообразие рынков в современной экономике В современных высокоразвитых странах реально существует не один рынок, а целая система рынков, каждый из которых имеет свое особое функциональное назначение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|