Тема 2. Этнопсихологические проблемы социализации личности.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ I. Организационно-методический раздел (пояснительная записка) Рабочая программа дисциплины «Этнопсихология» составлена в соответствии с примерной программой «Этнопсихология» для образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России для специальности 030505.65 - Правоохранительная деятельность и определяет содержание и структуру дисциплины. Учебными целями дисциплины являются профессионально-психологическая подготовка будущих специалистов ОВД к профессиональной деятельности, включающая знание психологических особенностей индивида и групп людей, связанных с их этнической и культурной принадлежностью и формирование личной психотехники общения с представителями разных этнических общностей. Задачи курса: 1. Расширить знания курсантов и слушателей системой научных знаний в области теории этнопсихологии; 2. Способствовать формированию у обучающихся необходимых профессиональных качеств; 3. Формировать у курсантов и слушателей мотивацию к изучению и использованию в практической деятельности знаний и навыков, полученных в процессе обучения. 4. Воспитывать высокую культуру общения и деятельности. 5. Формировать личную психотехнику общения с представителями различных этнических общностей. 6. Формировать представления о психологических проблемах миграции, адаптации мигрантов к иной этнокультурной среде. Место учебной дисциплины в профессиональной подготовке выпускника. Этнопсихология - один из разделов психологической науки. Вопросы этнопсихологии приобретают большое значение в последние годы. Межкультурная адаптация, межэтнические отношения и взаимодействие, человек в культурах и этносах – это сложнейшие проблемы современного мира. Практический опыт показывает, что именно вопросы этнопсихологии становятся ключевыми в процессе взаимодействия стран и народов. Поэтому интерес к этнопсихологии – науке, направленной на психологическое изучение этнических общностей, вызван потребностями реальной жизни. Сотрудников ОВД необходимо знакомить с основными проблемами этнопсихологии, показать возможности использования полученных знаний при изучении межэтнических отношений и межкультурного взаимодействия в процессе профессиональной деятельности сотрудника ОВД. Будущему сотруднику ОВД важно уметь анализировать психологические особенности людей, ориентироваться в свойствах их личности, прогнозировать их поведение в ситуациях общения, опираясь на знание психологических особенностей представителей разных этнических групп.
Нередко взаимодействие носит конфликтный характер. Сотруднику ОВД необходимо уметь предвидеть, анализировать причины, особенности протекания конфликтов и применять методы разрешения конфликтов с представителями различных этнических групп. Место курса в дисциплинах кафедры и междисциплинарных областях: Содержание и преподавание курса «Этнопсихология» тесно связано с дисциплинами «Юридическая психология», «Психология», «Социология», «Философия», «Конфликтология», «Культурология». В программе курса учтены межпредметные связи этнопсихологии с другими юридическими, специальными и гуманитарными дисциплинами, изучаемыми в Нижегородской академии МВД России. Овладение и творческое осмысление этнопсихологических знаний позволяет свободно ориентироваться в потоках постоянно обновляющейся социально-психологической информации, анализировать ее, выбирая то, что необходимо для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей. Изучая этнопсихологию, курсанты и слушатели должны помнить о том, что получаемые ими знания и навыки будут непосредственно использоваться в их практической деятельности.
Требования к уровню освоения содержания курса: В результате изучения дисциплины курсанты (слушатели) должны: Знать: - понятийный аппарат современной этнопсихологии и сфере ее практического применения в деятельности сотрудника ОВД.; - современные представления о психологических особенностях представителей различных этнических групп; - особенности психологических средств общения с представителями различных этнических групп; - механизмы психологической регуляции поведения в этнических группах; - историю возникновения и становления этнопсихологии; ее место в современной системе психологических дисциплин; - работы отечественных и зарубежных этнических психологов и психологических антропологов; - основные теоретические направления этнопсихологии; - психологию межэтнических отношений; - психологические черты и свойства народов, их этнические установки и стереотипы поведения; - системы управления межэтническими конфликтами и способами их разрешения в условиях правоохранительной деятельности. Уметь: - использовать понятийный аппарат изучаемого курса в профессиональной речи; - выявлять и анализировать психологические механизмы этнических процессов и изменений; - применять навыки профессионального общения с разными этническими группами; - формировать толерантное, уважительное отношение к людям различных национальностей у собеседников в ситуациях профессионального общения; - точно и полно диагностировать причины межэтнических конфликтов, их объекты, цели, мотивы, интересы и ценности конфликтующих сторон в условиях решения задач, связанных с правоохранительной деятельностью. Владеть: - средствами анализа национально-психологических особенностей собеседников в ситуациях профессионального общения; - навыками бесконфликтного общения при решении оперативно–служебных задач с представителями различных этнических групп; - средствами этнопсихологической регуляции в конфликтных ситуациях в процессе профессиональной деятельности.
Программа дисциплины предусматривает проведение следующих форм занятий: лекции, семинарские и практические занятия. Систематизировать полученные знания и закрепить их, призвана внеаудиторная самостоятельная работа под руководством ведущего преподавателя. Учебная дисциплина рассчитана на 60 часов. Из них 12 часов – лекции, 8 часов – семинарские занятия, 10 часов – практические занятия и 30 часов самостоятельной работы. Изучение дисциплины завершается зачетом. II. Содержание дисциплины 1.Тематический план учебной дисциплины
2. Темы и их краткое содержание Тема 1. Введение в предмет. Этнопсихология как область знаний специалиста ОВД. Современная этнопсихология: предмет, задачи, основные проблемы. Понятие этноса, условия возникновения этноса его характерные признаки и особенности. Общие методологические принципы психологической науки: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип личностного подхода. Собственные принципы этнопсихологии: принцип гносеологического подхода, принцип учета этнологических факторов и частная методология этнопсихологии. Методы этнопсихологического исследования. Социально-психологические методы психологии, используемые в этнопсихологических исследованиях. Методы опроса и наблюдения. Эксперимент. Аппаратурные методы. Тесты интеллекта. Дополнительные методы в этнопсихологии: контент-анализ, моделирование, метод картотеки, метод исследования этнических стереотипов поведения, метод исследования этнической толерантности, метод исследования межэтнических взаимодействий.
Тема 2. Этнопсихологические проблемы социализации личности. Различие понятий: человек, индивид, личность. Понятие и содержание социализации. Влияние культуры и социума на развитие ребенка. Результат социализации в жизнедеятельности человека. Благоприятные условия социализации и самореализации человека. Особенности социализации в современных условиях развития общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|