Уровни применения КСО. Стадии развития КСО компании
ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ КСО. АКТУАЛЬНОСТЬ КСО. УРОВНИ ПРИМЕНЕНИЯ КСО
1.1. Понятие КСО 1.2. Актуальность КСО 1.3. Уровни применения КСО. Стадии развития КСО компании 1.4. Принципы КСО Понятие КСО
Тема корпоративной социальной ответственности (КСО) сегодня одна из самых обсуждаемых в деловом мире. Связано это с тем, что заметно возросла роль бизнеса в развитии общества, повысились требования к открытости в деловой сфере. Многие компании четко осознали, что успешно вести бизнес, функционируя в изолированном пространстве, невозможно. Поэтому интеграция принципа корпоративной социальной ответственности в стратегию развития бизнеса становится характерной чертой ведущих отечественных компаний. Современный мир живет в условиях острых социальных проблем и в этой связи особенно значима социальная ответственность бизнеса – предприятий и организаций, связанных с разработкой, изготовлением и поставкой продукции и услуг, торговлей, финансами, поскольку они обладают основными финансовыми и материальными ресурсами, позволяющими вести работу для решения стоящих перед миром социальных проблем. Понимание лидерами бизнеса своего ключевого значения и ведущей роли в такой работе привело к рождению в конце 20-го века понятия «корпоративной социальной ответственности», которое стало важнейшей частью понятия об устойчивом развитии не только бизнеса, но и человечества в целом. В разные годы предлагалось много определений социальной ответственности, однако после выхода в 2010 г. Международного стандарта ISO 26000 «Руководство по социальной ответственности» большинство экспертов сошлись во мнении, что определение, которое дает именно этот стандарт, является на сегодня наиболее точным и полным:
«социальная ответственность – ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое: − содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества; − учитывает ожидания заинтересованных сторон; − соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения; − введено во всей организации». Социальная ответственность применима ко всем организациям, однако наибольшее распространение она получила в бизнес-сообществе под названием «корпоративная социальная ответственность (КСО)». Для лучшего понимания этого явления полезно познакомиться с другими определениями КСО: Корпоративная социальная ответственность означает достижение коммерческого успеха путями, которые ценят этические принципы и уважают людей, сообщества и окружающую среду. Корпоративная социальная ответственность понимается как продвижение практик ответственного бизнеса, которые приносят пользу бизнесу и обществу и способствуют социальному, экономическому и экологически устойчивому развитию путем максимизации позитивного влияния бизнеса на общество и минимизации негативного. Корпоративная социальная ответственность – обязательство бизнеса вносить вклад в устойчивое экономическое развитие, трудовые отношения с работниками, их семьями, местным сообществом и обществом в целом для улучшения их качества жизни. Социальная ответственность бизнеса (СОБ) – это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.
Актуальность КСО
Повышение значимости КСО определяется пятью основными мировыми тенденциями. Во-первых, наконец стал общепризнанным факт, что природные ресурсы нашей планеты ограничены, а население растет. Человечество слишком быстро использует невосполнимые ресурсы, с каждым годом создавая всё больше проблем для будущих поколений. Но даже признавая актуальность этих вопросов, наука и бизнес прилагают пока недостаточно усилий для их решения. Так, вопрос ограниченности запасов нефти и необходимости применения альтернативных источников энергии стоит на повестке уже более 30 лет, однако ее потребление продолжает расти, а запасы уменьшаются. Итогом может стать сокращение добычи нефти уже через два-три года, что повлечет за собой серьезные экономические последствия в мировом масштабе. Вторая тенденция – загрязнение окружающей среды и глобальное потепление, которые ставят под угрозу жизнь людей сегодня и существование бизнеса завтра. Ухудшение качества почвы, воздуха и воды является результатом деятельности компаний. В сложившейся ситуации им необходимо правильно определить приоритетные направления своей социальной и экологической деятельности, поскольку эффективность бизнеса непосредственно зависит от здоровья сотрудников, репутация компании и ее успешность в долгосрочной перспективе – от здоровья местного населения и состояния окружающей среды, а выживание человечества – от здоровья планеты в целом. Третья тенденция заключается в том, что многие государства принимают законы, регулирующие использование ресурсов и производство вредных выбросов. Крупнейшие транснациональные корпорации, такие как General Motors, Shell или British Petroleum, добровольно внедряют у себя социальную и экологическую отчетность. Для международного бизнеса решающую роль приобретает этический контроль за природоохранной и социальной деятельностью со стороны стейкхолдеров (то есть всех лиц, так или иначе связанных с деятельностью предприятия) из других регионов. Четвертая тенденция, повышающая значимость КСО, – глобализация информации. О событиях, происходящих на другой половине земного шара, мы узнаем всего через несколько минут благодаря новейшим информационным технологиям, Всемирной паутине и СМИ. Можно с уверенностью сказать, что сегодня всё тайное становится явным. Например, более десяти лет назад фирма Nike с целью повышения эффективности деятельности приняла решение перенести часть своего бизнеса в развивающиеся страны, где зарплаты значительно ниже, и оттуда поставлять готовую продукцию в США и Европу. Предпринятые меры действительно улучшили финансовое состояние компании, но американская общественность негативно отреагировала на сокращение рабочих мест на предприятиях компании. в Соединенных Штатах и отсутствие сведений об условиях работы в Африке и Индии. Позже в СМИ появилась информация о том, что в этих странах Nike использует детский труд. Как следствие, пострадала репутация компании, и руководству пришлось привлекать дополнительные ресурсы для исправления своих ошибок.
И если раньше на распространение подобной информации уходили месяцы, то сегодня это происходит за несколько часов. Сейчас существует множество примеров того, как недальновидность в социальной или экологической политике наносит урон финансовой стабильности и рыночной стоимости компаний. Пятая тенденция, усиливающая внимание к вопросам корпоративной ответственности, – глобализация рынков капитала. Сегодня инвесторы и финансовые институты лучше информированы и отдают предпочтение более устойчивому бизнесу с точки зрения финансовых, социальных и экологических показателей. Предприятию с хорошей репутацией легче привлечь финансирование, оно меньше платит по кредитам. Иными словами, хорошая репутация увеличивает капитализацию компании и обеспечивает доступ к более дешевому капиталу. В США есть много инвестиционных фондов, которые активно ищут так называемые зеленые предприятия, имеющие хорошую репутацию с точки зрения заботы о социальной сфере и об экологии. Так, в Фонде Calvert Online признают, что ≪сегодняшние экологические и социальные вопросы завтра могут стать проблемами. Поэтому инвестиции в компании, готовые сегодня заняться проблемами завтрашнего дня, – не просто хорошее дело, они обоснованы с точки зрения бизнеса≫.
Существует огромное количество причин особой актуальности и бурного развития КСО. Причины могут быть различного характера и отражать как внешнее давление на компанию, так и ее внутреннюю мотивацию. Основными причинами, побуждающими компании уделять особое внимание вопросам социальной ответственности, являются: − глобализация и связанное с ней обострение конкуренции; − растущие размеры и влияние компаний; − усиление механизмов государственного регулирования; − «война за талант» – конкуренция компаний за персонал; − рост гражданской активности; − возрастающая роль нематериальных активов (репутации и брендов). В правовом аспекте минимум социальной ответственности, требуемый от каждого легального предприятия, закреплён в российском законодательстве. Уровни применения КСО. Стадии развития КСО компании
Рассмотрим, какие этапы обычно проходит компания на пути от социальной безответственности до самого продвинутого уровня КСО. Фундаментальным принципом КСО является неукоснительное соблюдение законодательства, поэтому первое, что должна сделать компания, стремящаяся к социальной ответственности, – это проанализировать свою деятельность и привести ее в полное соответствие с буквой закона – базовый правовой уровень КСО. На следующих этапах происходит постепенное расширение социальной ответственности за счет реализации добровольных инициатив (сверх законодательства), направленных на решение социально-экономических проблем, улучшение экологической обстановки, повышение качества продукции, продвижения инноваций и т.д. На начальных этапах формирования системы КСО такие инициативы, как правило, носят единичный характер и не связаны с достижением стратегических целей компании – это так называемая функциональная стадия развития КСО. Однако постепенно система КСО пронизывает всю деятельность компании, становится ее философией и в конечном счете органично вписывается в ее долгосрочную стратегию и в систему корпоративного управления. В результате КСО переходит на стратегическую стадию развития. Последняя и наиболее продвинутая гражданская стадия развития КСО предполагает активные действия компании, направленные на продвижение принципов КСО в деловом сообществе, в том числе среди деловых партнеров, поставщиков, профессиональных сообществ, коллег по бизнесу. В результате компания становится провайдером идей социальной ответственности, формируя благоприятную среду для дальнейших коллективных действий по достижению позитивных перемен.
В соответствии с моделью, предложенной М. Портером и М. Креймером, корпоративную социальную ответственность можно условно разделить на реагирующую и стратегическую. Реагирующая КСО направлена на смягчение уже существующих проблем и негативных последствий деятельности компании, стратегическая КСО предусматривает встраивание идеи социальной ответственности в стратегию компании и ориентацию на создание долгосрочных конкурентных преимуществ. Развитие стратегической КСО соответствует переходу от логики «социальных издержек» к логике «социальных инвестиций». Стадии развития КСО компании: − оборонительная стадия. Компания не признает своей ответственности и отрицает вину за негативные воздействия своей деятельности на состояние окружающей среды и общество − правовая стадия. Компания ведет свою деятельность в соответствии с ожиданиями общества, зафиксированными на законодательном уровне − функциональная стадия. Компания принимает на себя некоторые добровольные обязательства в области КСО, приносящие позитивный эффект в краткосрочной и среднесрочной перспективе − стратегическая стадия. Компания интегрирует КСО в стратегию своего развития, ориентируясь при этом на долгосрочную перспективу − гражданская стадия. Компания прилагает усилия для продвижения принципов КСО в деловом сообществе
Принципы КСО Принципы корпоративной социальной ответственности определяют основные положения, выражающие природу и сущность организации и деятельности по реализации корпоративной социальной ответственности в компании. Если считать, что принцип – это основное, отражающее сущность КСО правило, то можно сделать вывод о том, что несоблюдение требований одного принципа корпоративной социальной ответственности искажает сущность данного понятия. Принципы КСО должны внедряться в деятельность компаний на системной основе и быть интегрированными во все бизнес-процессы. При принятии решений компаниям необходимо учитывать не только экономические, но также социальные и экологические факторы, что позволит им управлять влиянием своей деятельности на общество и окружающую среду и быть подотчетным за него. Эффективное организационное управление дает организации возможность предпринимать действия относительно других основных тем и проблем и внедрять принципы КСО: − подотчетность. Организации следует быть подотчетной за ее воздействие на общество и окружающую среду. − прозрачность. Организации следует быть прозрачной в ее решениях и деятельности, которые оказывают воздействие на общество и окружающую среду. − этичное поведение. Организации следует постоянно вести себя этично. Примерами неэтичного поведения являются коррупция, растрата, вымогательство, дискриминация и семейственность. В разных культурах моральные кодексы различаются. Этика сотрудничества является основным моральным принципом, отраженным во всех великих мировых учениях: в основном, это - принцип «поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». − уважение интересов заинтересованных сторон. Организации следует уважать, учитывать и реагировать на интересы ее заинтересованных сторон. − соблюдение верховенства закона. Организации следует принять то, что соблюдение верховенства закона обязательно. − соблюдение международных норм поведения. Организации следует соблюдать международные нормы поведения, при этом следуя принципу соблюдения верховенства закона. − соблюдение прав человека. Организации следует соблюдать права человека и признавать их важность и всеобщность Принципы социальной ответственности формируются за счёт общественных ожиданий. В последнее время общественные ожидания, адресованные бизнесу, значительно изменились, в настоящее время обществу стало не безразлично, как компания ведет свою деятельность, чем она при этом руководствуется и как она распоряжается своими доходами. Для того чтобы компания осуществляла свою деятельность таким образом, чтобы соответствовать ожиданиям общества, она должна выработать программу действий, связанную с соблюдением этических, правовых, благотворительных, природоохранных, коммерческих и общественных принципов. Иными словами, речь идет о том, как стать достойным корпоративным членом гражданского общества. Мировой опыт показывает, что социальная ответственность бизнеса вызревает по мере развития и бизнеса и общества. Бизнес сам по себе не плох и не хорош, он такой, каким заслуживает его общество.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|