Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отношение науки и других видов духовной культуры

Компетенции

по дисциплине «История и методология науки» ФГОС ВО 44.04.04. Профессиональное обучение. Магистерская программа – Менеджмент профессионального образования: управление персоналом.

 

ОК -1 (способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень).

ОК-3 (способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности).

ОК-4 (способность формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах).

ОПК-1 (способность и готовность самостоятельно осваивать новые методы исследования, изменять научный профиль своей профессиональной деятельности).

ОПК-3 (способность и готовность использовать на практике навыки и умения организации научно-исследовательских, научно-отраслевых работ при управлении коллективом).

ПК- 11 (способность и готовность организовывать научно-исследовательскую работу в образовательной организации).

ПРИМЕЧАНИЕ. Цветом выделены обязательные контролируемые компетенции

История и методология науки

(4ч. лекций,10ч. практ., 2ч. лаб., экзамен)

Наука ( греч. - episteme, лат. - scientia) – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не во все времена и не у всех народов. (Философский энциклопедический словарь /гл. редакция: Л.ВФ. Ильичев, П.Н. Федосеев,С.М. Ковалев,В.Г. Панов. – М.: Сов.энциклопедия,1983. – 840 с.).

Основные характеристики науки:

• Эмпиричность.

• Эмпирическая проверяемость.

• Ненормативность.

• Передаваемость.

• Обобщающий характер.

• Объяснительный характер.

• Временность.

• Кумулятивность.

Наука – социальный институт, обеспечивающий производство, накопление знания, а также использование его в практической деятельности; одна из форм общественного сознания. (Краткий словарь по социологии Текст /автор-сост. П.Д. Павленок. М., 1988.).

• Научные учреждения.

• Научные дисциплины.

• Научные деятели.

• Научные взгляды, идеи, формирующие методологию науки.

• Научные методы.

• Научные связи и взаимосвязи.

• Технологии получения научного знания.

• Инфраструктура науки и др.

 

Причины возникновения науки

Первой и главной причиной возникновения науки является формирование субъектно-объектных отношений между человеком и природой, между человеком и окружающей его средой. Это связано, в первую очередь, с переходом человечества от собирательства к производящему хозяйству. Так, уже в эпоху Палеолита человек создаёт первые орудия труда из камня и кости — топор, нож, скребло, копьё, лук, стрелы, овладевает огнём и строит примитивные жилища. В эпоху Мезолита человек плетёт сеть, делает лодку, занимается обработкой дерева, изобретает лучковое сверло. В период Неолита (до 3000 г. до н. э.) человек развивает гончарное ремесло, осваивает земледелие, занимается изготовлением глиняной посуды, использует мотыгу, серп, веретено, глиняные, бревенчатые, свайные постройки, овладевает металлами. Использует животных в качестве тягловой силы, изобретает колёсные повозки, гончарное колесо, парусник, меха. К началу первого тысячелетия до нашей эры появляются орудия труда из железа.

Второй причиной формирования науки является усложнение познавательной деятельности человека. «Познавательная», поисковая активность характерна и для животных, но в силу усложнения предметно-практической деятельности человека, освоения человеком различных видов преобразующей деятельности, происходят глубокие изменения в структуре психики человека, строении его мозга, наблюдаются изменения в морфологии его тела.

Предпосылки развития науки

Развитие науки было составной частью общего процесса интеллектуального развития человеческого разума и становления человеческой цивилизации. Нельзя рассматривать развитие науки в отрыве от следующих процессов:

· Формирование речи;

· Развитие счёта;

· Возникновение искусства;

· Формирование письменности;

· Формирование мировоззрения (миф);

· Возникновение философии.

 

Место науки в духовной культуре

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
Религия Философия Наука Искусство Мифология Мораль
     
               
Естественные науки
ПРИРОДА
ЧЕЛОВЕК
ОБЩЕСТВО

 

 

·

·

· Физические науки

· Химические науки

· Биологические науки

· Космологические науки

· Математические науки

Гуманитарные науки

 

 

·

·

· Логика

· Социологические науки

· Психологические науки

· Педагогические науки

· Экономические науки

· Государственно-правовые науки

Периодизация науки

 

№ п/п · Период Состояние научного знания
  · Преднаука   зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока: астрологии, доевклидова геометрия, грамоты, нумерологии.
  · Античная наука   формирование первых научных теорий (атомизм) и составление первых научных трактатов в эпоху Античности: астрономия Птолемея, ботаника Теофраста, геометрия Евклида, физика Аристотеля, а также появление первых протонаучных сообществ в лице Академии.
  · Средневековая магическая наука   формирование экспериментальной науки на примере алхимии Джабира
  · Научная революция и классическая наука   формирование науки в современном смысле в трудах Галилея, Ньютона, Линнея.
  · Неклассическая (постклассическая) наука   наука эпохи кризиса классической рациональности: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна, принцип неопределенности Гейзенберга, теория Большого Взрыва, теория катастроф Рене Тома, фрактальная геометрия Мандельброта.
Другая периодизация (основана на методе поиска истины)
  1. Доклассический ранняя античность, поиск абсолютной истины, наблюдение и размышление, метод аналогий
  2. Классический 3. (XVI—XVII вв., появляется планирование экспериментов, введён принцип детерминизма, повышается значимость науки)
  4. Неклассический (постклассический) 5. конец XIX в, появление мощных научных теорий, например, теории относительности, поиск относительной истины, становится ясно, что принцип детерминизма не всегда применим, а экспериментатор оказывает влияние на поиск эксперимента
  6. Современный (модернизм) ХХ – ХI в.в., инновационные процессы, развитие нанотехнологий
Детерминизм –свойственное научному миропониманию признание всеобщей объективной закономерности и причинной обусловленности всех явлений природы и общества, отражаемой в законах науки. Детерминировать - определять, обуславливать.

Отношение науки и других видов духовной культуры

Наука и философия.

Философия (греч.phileo – люблю, sofia – мудрость, буквально любовь к мудрости) – форма духовной культуры, направленная на постановку, анализ и решение коренных вопросов мировоззрения. В отличие от науки философия не изучает факты и частные законы. Она имеет дело с обобщениями..Что дает философия науке? Прежде всего идеи, проекты теоретических проблем,, вооружает способами мышления.

Наука и религия.

Взаимоотношения науки и религии сложны и противоречивы. Противоречия, которые возникают между ними, исходят из начальных установок в постижении бытия. Исходной предпосылкой религиозного мировоззрения является принятие без всяких доказательств догматов веры. Научное познание, напротив, строится на доказательствах. Однако наука не во все времена была доказательной.

Наука и искусство.

Науку и искусство объединяет то, что, являясь частью духовной культуры, они формируют мировоззрение, при этом язык искусства в ряде случаев оказывается более выразительным. Однако известны случаи когда язык искусства переводится на язык математики, физики и т.д.

Наука и мораль.

Мораль (нравы, обычаи, поведение) – форма духовной культуры, направленная на утверждение самоценности личности, равенство людей в их стремлении к счастью. Мораль и нравственность, являются объектом изучения этики, формирующей идеи о должном, о добре и зле. Взаимосвязь между наукой и моралью, нравственностью очень точно определил Л.Н. Толстой: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природой, - не только блага, но и несомненное и очевидное зло».

Высказывание Аристотеля; «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед».

Альберт Эйнштейн: «У человечества есть все основания ставить провозвестников моральных ценностей выше, чем открывателей научных ис

МЕТОДОЛОГИЯ - от "метод" и "логос" (с греч. "слово", "понятие", "учение") - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Первоначально методология была неявно представлена в практических формах взаимоотношений людей с объективным миром. В дальнейшем она вычленяется в специальный предмет рационального познания и фиксируется как система социально апробированных правил и нормативов познания и действия, которые соотносятся со свойствами и законами действительности. Задача накопления и передачи социального опыта потребовала специальной формализации содержащихся в самой деятельности принципов и предписаний, приемов и операций.

Зачатки методологических знаний обнаруживаются уже на ранних ступенях развития культуры. Так в Древнем Египте геометрия выступала в форме нормативных предписаний, которые определяли последовательность измерительных процедур при разделе земельных площадей. Важную роль при этом сыграла такая форма социальной деятельности, как обучение трудовым операциям, их последовательности, выбору наиболее эффективного способа действия.

С развитием производства, техники, искусства, элементов науки и культуры в целом методология становится предметом специфической теоретической рефлексии, формой которой выступает, прежде всего, философское осмысление принципов организации и регуляции познавательной деятельности, выделения в ней условий, структуры и содержания знания, а также путей, ведущих к истине.

Особое место в разработке проблем методологии принадлежит Сократу, Платону и Аристотелю. Сократ выдвинул на первый план диалектическую природу мышления как совместного добывания истины в процессе сопоставления различных представлений, понятий, их сравнения, расчленения, определения и т.д. Учение о переходе от смутных представлений к расчлененным и отчетливым общим понятиям рассматривалось им как метод совершенствования искусства жить. Таким образом, логические операции подчинялись у Сократа этическим целям: предметом истинного знания должно быть только то, что доступно целесообразной деятельности, цель же определяется посредством соответствующим образом организационной работы мысли. Платон усматривал смысл своей диалектики понятий и категорий в поиске принципа каждой вещи; для достижения этого мысль должна двигаться соответственно объективной логике познаваемого предмета.

Аристотель подверг анализу принципы построения суждения, правила умозаключения и доказательства, вопросы определения терминов, роль индукции и дедукции в достижении истины. Ему принадлежит важная для методологии разработка учения о категориях как организующих формах познания, их диалектике (соотношение потенциального и актуального, формы и материи и др.). Аристотель рассматривал созданную им логическую систему как "органон" - универсальное орудие истинного познания.

До нового времени проблемы методологии не занимали особого места в системе знания и включались в контекст натурфилософских и логических построений. Развитие производительных сил вызвало бурный расцвет естествознания, что потребовало коренных изменений в методологии. Эту потребность отразило направленное против схоластики учение Ф. Бэкона об индуктивном эмпирическом подходе к явлениям природы. В качестве образца научной методологии признавались принципы механики, ставшие руководящими для Галилея и Декарта. По Галилею, научное познание должно базироваться на планомерном и точном эксперименте - как мысленном, так и реальном. Для реального эксперимента характерно непосредственное изменение условий возникновения явлений и установление между ними закономерных причинных связей, обобщаемых посредством математического аппарата.

У Декарта проблема методологии выступает в связи с обсуждением вопроса о том, на каких основаниях и с помощью каких методов достижимо новое знание. Декарт разработал правила рационалистического метода, среди которых первым является требование допускать в качестве истины только такие положения, которые осознаются ясно и отчетливо. За исходные принимаются аксиомы как самоочевидные истины, усматриваемые разумом интуитивно, без всякого доказательства; из непосредственно зримых положений выводится, путем дедуктивного доказательства, новое знание.

Другая линия в методологии нового времени была представлена английским эмпиризмом. Так, например, Локк стремился разработать такие способы мышления, которые способствовали бы построению строго эмпирической науки, основанной на чувственном опыте.

Ограниченность как рационалистического, так и эмпирического направлений в методологии была выявлена немецкой классической философией, которая подвергла критическому анализу условия познания, его формы и организующие принципы. В противовес механистической методологии, механистически трактовавшей пути и способы познания, была развита диалектическая методология, выступившая в классической немецкой философии в идеалистической форме (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).

Кант критически проанализировал структуру и типы познавательных способностей человека, разграничил конститутивные и регулятивные принципы познания, соотношение между его формой и содержанием. У Канта критическое отношение к наличному знанию служит методологическим основанием для преодоления догматических и метафизических воззрений на мир. Учение Канта утверждало принцип достоверности знания, который, однако, не был последовательно реализован из-за кантовского априоризма.

Элементы диалектики, содержавшиеся в кантовском анализе процесса познания, получили развитие в диалектической философии Гегеля. Его диалектика имела характер всеобщего метода познания и духовной деятельности. Разработанные Гегелем категории и законы диалектики образовали тот мыслительный аппарат, который позволил под принципиально новым углом зрения исследовать взаимосвязи, противоречия и развитие бытия и мышления. Важнейшую роль в методологии Гегеля играет принцип восхождения от абстрактного к конкретному - от общих и бедных содержанием форм к расчлененным и наиболее богатым содержанием, к системе понятий, позволяющей постичь предмет в его сущностных характеристиках.

Рациональные принципы методологии предшествующих эпох были обобщены и переработаны на последовательно материалистической основе в марксистской философии, обогащенной новыми достижениями науки и специальной практики. Диалектико-материалистическая методология позволяет адекватно понять характер отношений между теорией и методом, а также роль практики в познании. Если теория представляет собой результат процесса познания, то методология является способом достижения и построения этого знания. Так, например, методологический принцип детерминистского объяснения мира является организующим началом соответствующих физических, биологических, социальных теорий. В свою очередь, будучи проверены общественной практикой, эти теории могут выполнять методологическую функцию, т.е. служить направляющим началом в исследовательской деятельности.

Основой различных методов является единая диалектико-материалистическая методология, которая соотносится со сложной иерархией конкретных способов и приемов деятельности на различных уровнях организации материального и духовного производства. Философский уровень методологии реально функционирует не в виде жесткой и однозначной системы норм, "рецептов" и формальных приемов, а в качестве общей системы принципов и регуляторов человеческой деятельности. Такой общей системой является диалектический и исторический материализм. Эвристическая роль диалектического материализма обеспечивается тем, что он ориентирует исследования на раскрытие объективной диалектики, выражая ее в законах и категориях. Мировоззрение выступает как предпосылка и основание методологии, поскольку материалистической диалектике присуще единство мировоззренческих и методологических функций. Вся система методологического знания непременно включает в себя мировоззренческую интерпретацию оснований исследования и его результатов.

В ХХ в. произошел быстрый рост методологических исследований, что обусловлено революционными изменениями в социальной практике, науке, технике и др. сферах жизни. Особое влияние на развитие методологии оказывают процессы дифференциации и интеграции научного знания, коренные преобразования классических и появление множества новых дисциплин, превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Перед обществом возникают глобальные проблемы экологии, демографии, урбанизации, освоения космоса и др., для решения которых требуются крупномасштабные программы, реализуемые благодаря взаимодействию многих наук. Возникает необходимость не только связать воедино усилия специалистов разного профиля, но и объединить различные представления и решения в условиях принципиальной неполноты и неопределенности информации о комплексном объекте (системе). Эти задачи обусловили разработку таких методов и средств, которые могли бы обеспечить эффективное взаимодействие и синтез методов различных наук (системный подход, теоретическая кибернетика, концепция ноосферы В.И.Вернадского и др.).

Если раньше понятие методологии охватывало преимущественно совокупность представлений о философских основах познавательной деятельности, то теперь ему соответствует внутренне дифференцированная и специализированная область знания. От теории познания, исследующей процесс познавательной деятельности в целом, и прежде всего его содержательного основания, методологию отличает акцент на методах, путях достижения истинного и практически эффективного знания. От социологии науки и науковедения методология отлична своей направленностью на внутренние механизмы, логику движения и организации знания.

Существует несколько классификаций методологического знания. Одним из распространенных является деление методологии на содержательную и формальную. Первая включает в себя следующие проблемы: структура научного знания вообще и научной теории в особенности; законы порождения, функционирования и изменения научных теория; понятийный каркас науки и ее отдельных дисциплин; характеристика схем объяснения, принятых в науке; структура и операциональный состав методов науки; условия и критерии научности. Формальные аспекты методологии связаны с анализом языка науки, формальной структуры научного объяснения, описанием и анализом формальных и формализованных методов исследования, в частности методов построения научных теорий и условий их логической истинности, типологии систем знания и т.д. В связи с разработкой этого круга проблем возник вопрос о логической структуре научного знания, и началось развитие методологии науки как самостоятельной области знания, охватывающей всё многообразие методологических и методических принципов и приемов, операций и форм построения научного знания. Её высшим и определяющим уровнем является философская методология, направляющие принципы которой организует методологическую работу на конкретно-научном уровне.

Некоторым конкретно-научным направлениям (структурализм, ряд интерпретаций системного подхода и др.) присуща неоправданная тенденция к универсализации, стремление обрести статус философских концепций. Истоки такой универсализации - неправомерное отождествление философского и конкретно-научных уровней методологии. Конструктивная роль материалистической диалектики как методологии состоит в том, что она показывает несостоятельность подобных устремлений, позволяет определить реальные возможности и границы каждой формы конкретно-научной методологии.

Вопросы к семинарским занятиям

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...