Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ товародвижения на коммерческом предприятии

1.1. Характеристика организационно-экономических условий деятельности коммерческого предприятия

 

Компания ООО «ХХХ» успешно осуществляет свою деятельность с 2001 года и является одним из лидеров рынка на территории Уральского федерального округа.

Вид экономической деятельности: оптовая и розничная торговля молочными продуктами, яйцами, сырами, пищевыми маслами и жирами а так же различными другими продуктами питания.

Организационно-правовая форма/форма собственности: общество с ограниченной ответственностью/ частная собственность.

Руководство предприятием осуществляется по утвержденной организационной схеме, которая представлена на рис.1.1, на предприятии создана линейная структура управления.

Рисунок 1.1. – Организационная структура предприятия

Предприятием организовано три торговых точки в городе Тюмень, располагающихся на складском комплексе:

· Склад №30/1

· Склад №86

· Склад №42

Данные торговые точки осуществляют оптово-розничную торговлю продуктами питания, представленными в краткой характеристике предприятия. Склады оснащены компьютерной техникой, работа ведётся через программу 1С, которая позволяет вести постоянный учет и контроль количества проданной продукции, наличия на складах запасов товара.

Склад №30/1 является «головным», и, соответственно, имеет наибольшую площадь. Здесь находится операторская, где происходит принятие заявок, логистический центр, благодаря которому формируются маршруты доставок. На этот склад доставляется товар от поставщиков, происходит его разгрузка, комплектовка, хранение, а уже затем происходит распределение необходимого товара на склады №86 и №42.

На складах №86 и №42 продукция так же складируется, и реализуется. Отличаются эти два склада только ассортиментом продукции – на 86 складе реализуется мясная, колбасная продукция, а так же сыры, масла и т.д. На складе №42 мясной и колбасной продукции нет, наряду с сырами и маслом реализуется консервация, газированные напитки и т.д.

ООО «ХХХ» производит и реализует такие товары, как: масло сливочное, сыры, консервация, мясная продукция, колбасные изделия, полуфабрикаты и т.д.

Компания имеет широкую сеть реализации, включая торговые сети и предприятия общественного питания, а также муниципальные и государственные предприятия и учреждения РФ. Прямые поставки от ведущих отечественных и зарубежных производителей осуществляются на основе долгосрочных контрактов и дают предприятию возможность осуществлять политику низких цен на высококачественную продукцию.

Ресурсы и достижения компании:

· Складские помещения – 2400 кв.м., теплый склад, стеллажная система хранения, холодильные камеры

· Собственный автопарк

· Покрытие более 350 торговых точек ежедневно

· Четко отлаженная система сбора заказов и приема товара

· Качественный продукт без просрочки

· Строгое соблюдение температурных и иных режимов с учетом особенностей хранения каждой продуктовой категории

· Постоянное наличие товара на складе

· Отлаженная процедура возврата товара

· Короткие сроки обработки и доставки заказа

· Рассрочка платежа

· Индивидуальный подход к каждому клиенту

· Более 1,5 тысяч магазинов и торговых сетей, предприятия общественного питания, а также муниципальные и государственные предприятия и учреждения РФ являются клиентами компании.

· Ассортимент более 600 позиций.

· Во всех регионах своего присутствия компания имеет торговых представителей, способных оперативно решать вопросы по доставке товара.

Доставку товаров от производителя для предприятия осуществляет транспортная компания. Доставку товаров от предприятия до потребителя осуществляют наёмные водители. У предприятия так же имеются два собственных автомобиля, с помощью которых осуществляется перемещение товаров с головного склада (№30/1) на два других склада (№42 и №86).

Для общей характеристики анализируемого предприятия в таблице 1.1 представлены основные торгово-экономические показатели хозяйственной деятельности предприятия.

Таблица 1.1 – Торгово-экономические показатели деятельности предприятия

Показатель 2015г. тыс.руб 2016г. тыс.руб Отклонение, тыс.руб Темп роста,% Темп прироста,%
1. Товарооборот       121,31 21,31
2. Валовой доход 80572,8   22970,2 128,5 28,5
3. Издержки обращения       112,5 12,5
4. Прибыль от реализации товаров -678275 -750362 -72087 110,6 10,6
5. Уровень рентабельности 10,4 11,04 0,64 106,2 6,2
6. Внереализационные доходы - - - - -
7. Балансовая прибыль -678275 -750362 -72087 110,6 10,6
8. Чистая прибыль     -81 98,3 -1,7

 

Из данной таблицы видно, что товарооборот предприятия увеличился на 21,31%, разница между 2015 и 2016 годами составила 164832 тыс.руб. Валовой доход увеличился на 28,5%, по сравнению с 2015 годом, в 2016 году сумма увеличилась с 80572,8 до 103543 тыс.руб, отклонение составило 22970,2 тыс.руб. Товарооборот и валовой доход значительно увеличились по причине того, что в данный момент времени действовали санкции, увеличился спрос на отечественную продукцию, происходило импортозамещение. Естественно, с ростом товарооборота растут и издержки обращения, которые связаны со сбытом и приобретением товаров, с их продвижением в сфере обращения. Данный показатель вырос на 12,5%. Прибыль от реализации товаров отрицательная из-за переходящего остатка нераспроданного товара. При высоком товарообороте, вполне предсказуем рост остатков. Рост прибыли от реализации товаров составил 10,6%. Уровень рентабельности показывает экономическую состоятельность компании, и судя по таблице, компания вполне состоятельна, её рентабельность составляла в 2016 году 11,04%, в 2015 году этот показатель был равен 10,4%. Общий рост составил 6,2%. Внереализационных доходов предприятие не имеет, следовательно, балансовая прибыль равна прибыли от реализации. Чистая прибыль в 2016 году уменьшилась на 1,7%.

Положительная динамика показателей обусловлена заключением выгодных контрактов с производителями, а так же расширением товарного ассортимента. Снижение чистой прибыли связано с ростом затрат.

Предприятие успешно осуществляет свою деятельность, является достойным конкурентом на рынке, поэтому необходимо рассматривать различные варианты развития организации, для поддержания данного статуса. Особенно важным пунктом в совершенствовании деятельности предприятия является процесс товародвижения.

 

1.2. Анализ товародвижения на коммерческом предприятии и форм его организации

Для перемещения многих товаров наиболее рациональной является складская форма товародвижения. Складская форма товародвижения находит применение в основном при доставке в розничную торговую сеть товаров сложного ассортимента. При этом товары в целях их подсортировки следуют через складские звенья. Такая форма товародвижения используется на исследуемом предприятии. Более подробно структура товародвижения ООО «ХХХ» представим на рисунке 1.2.

 

Рисунок 1.2 – Структура товародвижения

В данной структуре расположены четыре объекта. Склад №30/1 является головным, из него товар доставляется на вспомогательные склады №42 и №86 по заявкам. В розничные магазины города укомплектованный товар отправляется так же с головного склада. Склады №42 и №86 осуществляют реализацию товара розничным покупателям, а так же оптовым покупателям. На данных складах имеется помещение для хранения товара, холодильное оборудование, служебное помещение, операторская, а так же торговый зал. В торговом зале на витринном оборудовании размещены образцы товаров. В 2017 году предприятие планирует взять в аренду новый склад, с большой площадью для хранения и реализации продукции компании АО «УУУ» - майонезов, кетчупов и джемов.

Судя по таблице 1.1, товарооборот предприятия растёт приличными темпами. Как известно, на любом предприятии торговли, чем больше товарооборот, тем больше запасы товаров. Для того что бы эти товарные запасы формировать в необходимом количестве и в нужный момент времени, исследуемой коммерческой организации необходимо иметь большие складские площади для их хранения, а так же грамотно управлять этими товарными запасами.

Среди затрат на товародвижение можно выделить затраты на транспорт и найм водителей. Собственный автопарк предприятия состоит из двух автомобилей. В розничные магазины доставку от предприятия осуществляют наёмные водители. По территории базы, при доставке товара от одного склада к другому, осуществляет водитель компании. Межгород развозит второй водитель, на более крупном автомобиле. Структура районов работы и видов автомобилей представлена на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3. – Структура районов работы и видов автомобилей

 

Количество наёмных водителей на автомобилях «Газель» - семь. Автомобиль «Маз» - один. Автомобиль «ISUZU» - один.

Предприятие работает без посредников, хранит товар на своих складах, заказывая его у поставщиков. Следовательно, реализация товаров происходит посредством установления прямых контактов с покупателями – это прямой сбыт.

Канал распределения товара организации – двухуровневый. Но так же, организация реализует свой товар конечному потребителю сразу, без участия торговцев, т.е в розницу. Приоритет отдаётся налаживанию связей с индивидуальными предприятиями, заключению контрактов на взаимовыгодных условиях, и поддержанию дальнейшего сотрудничества. Схема двухуровневого канала распределения приведена на рисунке 1.4.

 

Рисунок 1.4. – Канал распределения

 

Для наглядного представления на рисунке 1.5. показаны доли оптовых и розничных продаж исследуемого предприятия.

 

Рисунок 1.5. – Доля оптовых и розничных продаж предприятия

 

Можно сделать вывод, что доля оптовых продаж преобладает над розничными. Доля розничных продаж составляет 30%, оптовых – 70%.

Для примера рассмотрим организацию товародвижения исследуемого предприятия с организацией АО «УУУ». Исследуемая нами коммерческая организация сотрудничает с данной компанией с 2015 года.

На рисунке 1.5. представлена схема доставки товаров данной фирмы в город Тюмень.

Рисунок 1.6. – Схема доставки товаров компании АО «УУУ»

 

Согласно данной схеме, транспортная компания, которая работает с ООО «ХХХ» производит доставку из трёх разных городов в город Тюмень.

Торговая компания АО «УУУ» имеет широкий ассортимент продукции – Это кетчупы, майонезы, джемы а так же многое другое. В городе А – производятся майонезы, в городе Б – кетчупы, в городе В – кондитерские изделия, джемы. Динамика товарооборота продукции АО «УУУ» представлена в таблице 1.2.

 

Таблица 1.2 – Товарооборот продукции торговой компании АО «УУУ»

 

Наименование товарной группы 2015, тыс, руб 2016, тыс.руб Отклонение, тыс.руб Темп роста, % Темп прироста, %
1.Майонез 93702,09 168392,67 74690,6 179,7 79,7
2.Кетчуп 17556,08 21706,35 4149,27 123,6 23,6
3.Джем 14901,65 24046,95 9145,3 161,4 61,4

 

Из данной таблицы видно, что товарооборот имеет положительную тенденцию, в 2016 году по сравнению с 2015 годом продажи майонезов выросли на 79,7%, кетчупа на 23,6%, джемов на 61,4%. Основываясь именно на этих данных, исследуемая организация планирует в 2017 году взять в аренду новый склад, для хранения и реализации данной продукции.

Более наглядно изменение товарооборота данной продукции представим на рисунке 1.1.

 

Рисунок 1.7. – Товарооборот продукции АО«УУУ» за 2015-2016 г.

 

Транспортные расходы на доставку майонеза, кетчупа и джема приведены в таблице 1.3.

 

Таблица 1.3. – Транспортные расходы на доставку майонеза, кетчупа и джема

 

Наименование товарной группы Транспортные расходы (min 20 тонн, 100т.р.), млн.руб Отклонение, млн.руб Темп роста, % Темп прироста, %
   
1.Майонез 4,8 9,6 4,8    
2.Кетчуп 0,9 1,2 0,3 133,3 33,3
3.Джем 0,4 0,6 0,2    
Итого 6,1 11,4 5,3    

 

Как видно из таблицы, транспортные расходы на доставку в 2016 году по сравнению с 2015 значительно увеличились. Особенно выделяется товарная группа «майонез». В год на транспортные расходы требовалось 4,8 млн.руб, в 2016 году эта сумма увеличилась в два раза до 9,6 млн.руб. Транспортные расходы на «Кетчуп» увеличились на 33%, в 2015 году они составляли 0,9 млн.руб, в 2016 уже 1,2 млн.руб. Товарная группа «Джемы» по транспортным расходам увеличилась на 50%, в 2015 году составляла 0,4 млн.руб, в 2016 году увеличилась до 0,6 млн.руб.

В целом, по итогам данной таблицы можно сделать вывод, что вследствие значительного роста товарооборота, естественно, увеличились и транспортные расходы. Причём по товарной группе «Майонез», например, в два раза. Расчет данных показателей производился исходя из количества килограммов товаров, которые предприятие продавало за год. Автомобиль грузоподъёмностью 20 тонн, стоимость доставки 100 тыс.руб. Благодаря проведённому анализу товародвижения коммерческого предприятия и форм его организации можно разработать резервы совершенствования данного процесса.

 

1.3. Выявление резервов совершенствования организации товародвижения на коммерческом предприятии

 

В качестве примера в предыдущем пункте рассматривалась организация товародвижения исследуемого предприятия с торговой фирмой АО «УУУ», в данном случае можно разработать некоторые меры совершенствования этой системы.

Естественно, так как товар доставляется из трёх городов – расходы на транспортировку достаточно велики. Объёмы товарооборота предприятия по видам продукции данной торговой марки имеет положительную тенденцию, и быстрыми темпами растет. Тем не менее, для оптимизации данной хозяйственной связи предприятию было бы легче работать с каким-то посредником, который находился бы рядом с предприятием, и у которого можно было приобрести необходимый товар в необходимом количестве, при этом не доставлять товар из трёх точек, а взять его из одной точки. А так же, есть вариант заключения эксклюзивного контракта дистрибьюции.

Дистрибуция (дистрибьюция) — комплексная логистическая деятельность, заключающаяся в продвижении продукции от производителей к конечным потребителям, организации распределения продукции в сегменте, на территории, организации продаж, предпродажного и послепродажного сервиса.

Заключив данный контракт, автоматически решится несколько проблем, а именно:

· Транспортные расходы будет оплачивать производитель;

· У анализируемого предприятия появится возможность за счет собственной торговой наценки получать большую прибыль, нежели до этого, так как цены на поставляемую продукцию будут пересмотрены по договорённости с поставщиком;

· Исследуемая организация будет единственным эксклюзивным представителем данной торговой марки во всём городе, и заключение данного контракта будет являться значительным конкурентным преимуществом.

Вследствие изменения организации товародвижения при заключении контракта дистрибьюции, схему доставки товаров торговой компании АО «УУУ» необходимо пересмотреть так, как показано на рисунке 1.8.

Рисунок 1.8. – Схема доставки товаров торговой марки «Махеев»

Со стороны поставщика за счет высоких объёмов продаж, и крупных партий транспортные расходы будут во многом компенсированы. У компании производителя интерес в том, что бы работать с одним предприятием – и крупными заявками, нежели с множеством мелких заявок от большого количества организаций-покупателей. В данном случае, производитель будет реализовывать свой товар в оговорённом заранее количестве, которое устраивает обе стороны.

Так же, в качестве резерва можно рассмотреть управление товарными запасами предприятия. Из таблицы 1.1 можно увидеть, что прибыль от реализации товаров отрицательная. Это связано с переходящим остатком нераспроданного товара. Это естественный процесс, так как товарооборот предприятия растет, и запасы растут вместе с ним. Но, тем не менее, необходимо регулировать количество запасов, так как чрезмерное его наличие может привести к порче товара и потере денег предприятия. Поэтому, отделу закупа нужно грамотно регулировать процессы закупок товара, а так же выбрать подходящую для предприятия стратегию управления товарными запасами.

Следующим резервом можно считать автопарк предприятия. Каждый день наёмные водители покрывают более 350 торговых точек. Количество наёмного автотранспорта предприятия – 7. Так же имеется собственный автопарк, состоящий из двух автомобилей, один из которых работает на межгороде, а второй занимается межскладской доставкой с головного склада на вспомогательные, а так же данный автомобиль осуществляет доставку клиентам, располагающимся на складском комплексе. Иногда случается так, что вовремя доставку осуществить не получается, так как уходит много времени на доставку и выгрузку продукции другим клиентам. От этого страдают как покупатели, так и свои склады №42 и №86. Так как на складах ждут свой товар, который был заказан на головном складе, а машина стоит на выгрузке у покупателя. Поэтому в данном случае предприятию можно порекомендовать увеличение количества наёмных автомобилей, что бы загруженность стала меньше, и предприятие могло осуществить доставку своевременно, при этом удовлетворив потребности покупателя, и потребности складов в заказанном товаре.

Более кратко резервы совершенствования организации товародвижения на исследуемом предприятии сформулированы в таблице 1.4.

 

Таблица 1.4. – Резервы совершенствования организации товародвижения на коммерческом предприятии

 

Резерв Характеристика Задачи
  Автопарк предприятия Количество наёмных автомобилей – 7 Количество собственного автотранспорта – 2. (Рисунок 1.3) Увеличить количество наёмного транспорта, так как своевременную доставку товара покупателю предприятие не всегда может осуществить, из-за высокой загруженности всех автомобилей.
  Управление запасами Переходящий остаток нераспроданного товара растёт. Т.е средства предприятия заморожены в запасах. Поэтому прибыль от реализации отрицательная, в 2016 году она составила -750362 тыс.руб (Таблица 1.1) Темп прироста данного показателя составил 10,6%. Снизить средства, замороженные в страховых запасах, при этом удовлетворяя спрос. Пересмотреть стратегию управления запасами.
  Оптимизация хозяйственных связей и путей доставки Транспортные расходы на доставку майонезов, кетчупов и джемов выросли на 87%. В 2015 году совокупные транспортные расходы по данным товарам составили 6,1 млн.руб, а в 2016 году уже 11,4 млн.руб.(Таблица 1.3) Доставка осуществляется из трёх городов транспортной компанией. Найти нового поставщика или посредника, либо договорённость с производителем о доставке товаров его силами.

 

Самым эффективным решением будет заключение дистрибьюторского контракта, благодаря которому есть возможность в очень значительном количестве уменьшить расходы. Грамотное управление товарными запасами тоже является резервом для повышения организации товародвижения, так как помимо работы с заказами, обработки грузов, организацию складского хозяйства, процесс товародвижения включает в себя и управление запасами.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ПЛАНИРОВАНИЯ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ НА КОММЕРЧЕСКОМ ПРЕДПРИЯТИИ

 

2.1. Методика планирования товародвижения на коммерческом предприятии

 

Управление товародвижением - это деятельность по планированию и контролю за физическим перемещением готовых товаров от производителя к потребителю с выгодой для коммерческого предприятия. Эффективное управление товародвижением предполагает учет всех его элементов: планирование; организация; анализ и контроль.

Планирование товародвижения содержит:

1) Определение целей планирования товародвижения;

2) Планирование оптимальных хозяйственных связей;

3) Выбор эффективного канала и системы товародвижения;

4) Выбор стратегии управления товарными запасами

5) Составление сметы расходов

6) Планирование прибыли.

Целями управления товародвижением является организация движения физических потоков товаров, своевременное направление их в нужное место в нужное время, максимальное удовлетворение потребностей и запросов посредников и конечных потребителей, достижения намеченных показателей объема продаж и прибыли.

Следующим элементом планирования товародвижения является планирование оптимальных хозяйственных связей. Значимость этого элемента существенно усиливается теперь, когда развитие свободной купли-продажи товаров создает условия для самостоятельного выбора производителя (поставщика) товаров. Сейчас реальный выбор поставщика, правда, ограничен дефицитом многих товаров и монопольным положением некоторых производителей. Необходимо определить, какие товары нужны потребителям, и кто из имеющихся производителей сможет обеспечить поставки таких товаров. Только после получения ответов на эти вопросы можно выбирать поставщика, учитывая необходимость минимизации затрат на транспортировку товаров.

Не менее важными с точки зрения эффективности товародвижения являются такие элементы, как выбор формы, системы и каналов товародвижения.

Выбор формы товародвижения предполагает принятие решения о необходимости использования одного из двух ее видов(складская, транзитная). С точки зрения скорости доставки и наименьших затрат на перевозки более рациональной формой товародвижения является транзитная. Завоз товаров на склад (склады) замедляет скорость товарного обращения, увеличивает затраты на хранение и другие складские операции.

Элементом системы планирования товародвижения является также выбор стратегии управления запасами. Разработка стратегии управления запасами осуществляется с целью непрерывного обеспечения потребителя готовой продукцией посредством реализации системы мероприятий по поддержанию размера запаса в заданных пределах.

Следующий элемент планирования - составление сметы расходов, который предусматривает все виды расходов на управление товародвижением. Расходы также целесообразно планировать и учитывать по элементам товародвижения, а внутри них - по элементам затрат. Конкретный перечень элементов затрат будет определяться теми целями и задачами, которые стоят перед предприятием в области управления товародвижением в определенный период.

Последний элемент планирования - разработка плана прибыли. Сегодня на первый план выходит необходимость в создании такой системы формирования доходов и прибыли, которая не только давала бы возможность рассчитаться с налогами, но и обеспечила бы оптимальное функционирование предприятия, а так же давала возможность для его развития.

Так как планирование осуществляется с целью прогнозирования доходов и расходов предприятия вследствие каких-либо действий, логично представить некоторые финансовые показатели, а так же показатели издержек, для оптимальной оценки принятых мер по совершенствованию деятельности коммерческого предприятия. Методические основы планирования товародвижения торгового предприятия представлены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1. – «Методические основы планирования товародвижения торгового предприятия.»

 

Наименование показателя Описание Формула расчета
       
  Выручка Полная сумма денежных средств, полученная предприятием от реализации всей или части продукции, за определённый период. Где TR – выручка P – цена, руб. Q – количество продукции, руб
  Себестоимость продаж Это все затраты, которые несет торговая организация при продаже товаров. Где В-выручка, руб, З-затраты на покупку товаров, руб, СП – себестоимость продаж,руб.
  Валовая прибыль Разница между выручкой и себестоимостью реализованной продукции. Где В – выручка,руб, СП – себест-ть продаж, руб, ВП – валовая прибыль, руб.
  Издержки обращения Затраты по доведению товаров от производства до потребителей, выраженные в денежной форме.   Где Уи.о – общий уровень издержек обращения, в долях ед, Упер – уровень переменных издержек, в долях ед, Ипост – сумма постоянных издержек обращения, руб, РТО – объём розничного товарооборота, руб, Уи.о – общий уровень издержек обращения, в долях ед.

 

Продолжение таблицы 2.1.

  Прибыль от реализации (продаж) Это разность между валовым доходом и затратами на продажу товаров (издержками обращения). Где ВП – валовая прибыль, руб, Уи.о – общий уровень издержек обращения, в долях ед. Пп – прибыль от реализации, руб.
  Чистая прибыль Часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет. Где Пд.н – прибыль до налогообложения, руб, ВН – величина налоговой нагрузки, руб, Чп – чистая прибыль.
  Товарооборот Выражается в денежной форме и характеризует количество реализованной продукции за определенный период. Где Q – количество реализованной продукции, P – Цена реализованной продукции.
  Цена закупочная Цена, по которой торговое предприятие покупает товар у предприятия-производителя. Где Цр – цена реализации, руб, ТН – торговая надбавка, %.
  Цена реализации Цена с учетом торговой набавки, по которой реализуется товар Где Цз – цена закупочная, руб, ТН – торговая надбавка, %.
  Транспортные расходы Затраты по приобретению товаров, включая расходы на их доставку на склад

 

Таким образом, на основе приведённых формул, можно спланировать некоторые показатели деятельности торгового предприятия, в основном затраты на внедрение предложений по совершенствованию организации товародвижения.

 

 

2.2. Направления совершенствования организации товародвижения на коммерческом предприятии

 

Процесс товародвижения рассматривается в двух аспектах. Во-первых, как технологическая система, представляющая материально-вещественный поток товаров и, во-вторых, как кибернетическая система, представляющая собой потоки и процессы переработки экономической (коммерческой информации), так как задачей изучения комплексного процесса товародвижения является с одной стороны рациональное построение технологических структур, а с другой - овладение методами управления процессов. Изучение комплексного процесса товародвижения требует четкого определения целей (целевых инструкций) системы и средств их достижения. Довести товар от производителя до потребителя означает организовывать его перемещение практическим путем, с минимальными совокупными издержками, в нужное для потребителя время, в заданном количестве, а также в состоянии пригодном для розничной продажи и потребления.

Если предоставить весь процесс движения товаров в виде определенной схемы с множеством входов и выходов, где в качестве входов обозначить поступление конкретных товаров, а в качестве входов – пункты, которые реализуют эти товары, то будет видна важная функциональная роль системы: преобразование производственного ассортимента в торговле и количественная перегруппировка товарных потоков и партий перемещения их к потребителю.

На предприятии торговли, логистика играет роль системщика. Основная цель его деятельности – гармонизация товародвижения, как посредством всестороннего ввязывания предприятия во внешнюю среду, так и за счет адекватной организации торгово-технологических процессов внутри предприятия.

В оперативном плане логистика на предприятии торговли призвана разгрузить работников коммерческих служб, освободить их от ряда административных функций, а также от обязанностей управления транспортно-складскими процессами. Специалисты по логистике, как правило, способны на высоком уровне выполнять необходимые для принятия коммерческих решений технологические и техническо-экономические расчеты, переводя эти решения из области интуиции в область точного расчета. Исходя из этого, существуют направления совершенствования товародвижения, указанные в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2. – «Направления совершенствования товародвижения.»

 

Направления совершенствования товародвижения Характеристика
  Совершенствование внешней системы товародвижения Совершенствование транспортировки, распределения и сбыта продукции, информации о товаре или услуге, совершенствование информационных систем и технологий, обслуживающих процессы товародвижения. Т.е процессы, связанные с внешним взаимодействием предприятия с поставщиками, партнёрами, покупателями.
  Совершенствование внутрискладских грузоперерабатывающих систем. Работы по улучшению обработки заказов, упаковки товаров, поддержанию запасов, складированию. Т.е совершенст-ие процессов товародвижения, которые осуществляются внутри предприятия. Сюда так же можно отнести совершенс-ие информ-ых систем и технологий, обслуживающих процессы товар-ия, например штрихкодирование.

 

Из таблицы вино, что существует два направления совершенствования товародвижения. Если сократить, то можно назвать их внешним и внутренним.

К внешнему направлению относятся процессы, которые непосредственно связаны с взаимоотношениями предприятия с партнёрами, поставщиками, производителями, покупателями. Товародвижение здесь заключается в распределении и сбыте, какой либо информационной системе, позволяющей отслеживать местонахождение машины с грузом, информация о товаре или услуге.

К внутреннему направлению совершенствования товародвижения относятся работы, которые осуществляются внутри предприятия. Например, это могут быть упаковка товара, улучшенная обработка заказов, складирование и поддержание запасов предприятия. Так же сюда можно отнести информационные системы, например, штрихкодирование, которое в настоящее время очень популярно, и значительно облегчает внутрискладские процессы по учету, приёмке товаров и т.д.

На основании разработанных направлений совершенствования процесса товародвижения на исследуемом предприятии, а так же методических основ планирования, можно спланировать результат торговой деятельности, с применением разработанных направлений, и дать оценку результативности этих предложений.

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ НА КОММЕРЧЕСКОМ ПРЕДПРИЯТИИ

3.1. Разработка предложений по совершенствованию организации товародвижения на предприятии

 

На основании главы 1.3, а так же 2.2, можно представить таблицу 3.1, с указанием разработанных предложений по совершенствованию организации товародвижения на исследуемом предприятии.

 

Таблица 3.1. – «Предложения по совершенствованию организации товародвижения на коммерческом предприятии»

 

Направление совершенствования Предложение Результат
     
  Внутреннее совершенствование Увеличить количество наёмного автотранспорта с 7 до 9. Так как в день предприятие покрывает 350 точек, можно рассчитать, на сколько уменьшится загруженность транспорта.  
  Внутреннее совершенствование Применить систему с фиксированным размером заказа для оптимизации количества товарных запасов, тем самым сделать положительным показатель прибыли от реализации, который в 2015 году составлял -678275 тыс.руб, а в 2016 -750362 тыс.руб. Размер заказываемой партии товара определяется разностью предусмотренного нормой максимального товарного запаса и фактического запаса на момент проверки. Размер закупаемой партии определяется по следующей формуле: , где Змакс — предусмотренный нормой максимальный запас, Зф — фактический запас на момент проверки, Звз — запас, который будет израсходован в течение размещения и выполнения заказа.    

Продолжение таблицы 3.1.

     
  Внешнее совершенствование Оптимизировать связь с поставщиком майонезов, кетчупов, и джемов, заключив контракт активной, короткой, непрямой дистрибьюции, тем самым переложив транспортные расходы, которые в 2016 году выросли по сравнению с 2015 на 87% с 6,1 млн.руб до 11,4 млн.руб,на производителя. В данном случае уйдут транспортные расходы, но расходы на содержание запасов, их хранение возрастут. Эффективность предложения можно оценить с помощью цены на товары, а так же скорости доставки продукции. Где Цз – цена закупочная, руб, Цр – цена реализации, руб, ТН – торговая надбавка, %. Где Цр – цена реализации, руб, Цз – цена закупочная, руб, ТН – торговая надбавка, %.    

 

Таким образом, разработаны два предложения по направлению совершенствования внутренних процессов товародвижения, которые заключаются в увеличении количества наёмного транспорта и пересмотра системы управления товарных запасов посредством перехода на фиксированный размер заказа. А так же разработано предложение по направлению совершенствования внешних процессов товародвижения на примере предприятия, с которым сотрудничает исследуемая организация. Данное предложение включает в себя заключение дистрибьютерского контр

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...