Летопись открытия, исследования и освоения крайнего Севера России
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Около 30 тысяч лет назад. Примерно так по радиоуглеродным анализам датируются первые следы обитания человека за Полярным кругом. В последние десятилетия учеными Сибирского отделения РАН обнаружены и исследованы несколько палеолитических стоянок (Янская, Берелех, Бызовая, Мамонтова Курья и т.д.) и чуть более поздних поселений, после чего история освоения человеком Арктики существенно «постарела». 1032 год. Поход новгородцев под предводительством посадника Улеба за «Железные ворота» (пролив Югорский шар) в Карское море. Первое упоминание в русских летописях об общении европейцев с хантами и манси. XII — XVI века. Поморы на кочах регулярно ходили по северным морям, торгуя с местными племенами и изучая побережье. Им отлично были известны острова Шпицберген (они называли его Грумант), Новая Земля (Матка), Кильдин, Колгуев. Макет поморского коча. 1493 год. Нюрбергский врач Иероним Мюнцер в письме к португальскому королю Жуану II писал, что русские не только часто посещают Грумант (Шпицберген), но и основали там большое поселение. 1525 год. На основании практического опыта поморов и новгородцев, русский книжник и дипломат Дмитрий Герасимов в беседе с итальянским географом Паоло Джовио впервые высказал идею о существовании сквозного морского пути вдоль северного побережья Евразии. Рассуждения Герасимова и схема северного побережья, составленная с его слов, вошли в «Книгу о посольстве Василия, великого князя Московского, к Клименту VII», написанную Джовио. Карта «Московии», составленная в 1525 году со слов Дмитрия Герасимова 1572–1620 годы. В 180 км к югу от впадения реки Таз в Северный Ледовитый океан, в месте впадения в неё реки Мангазейки был основан первый русский город в Арктике — Мангазея. Сначала это была торговая фактория, в которой был речной порт. В 1600 году по указу царя Бориса Годунова из Тобольска к Мангазее был отправлен отряд из 100 стрельцов и служилых казаков во главе с воеводой Мироном Шаховским и письменным головой Данилой Хрипуновым. Несмотря на постоянные нападения «воровской самояди», им удалось дойти до места и поставить там острог.
Город быстро рос и развивался, за несколько лет став центром русского Заполярья. Была отстроена крепость с пятью башнями, церковью и довольно большим посадом. В городе бывало до двух тысяч купцов, слава о нем дошла до Англии и Голландии. В 1616 году поморы впервые проложили морской путь от Мангазеи до Архангельска, но уже через четыре года он был запрещен под страхом смертной казни — казна боялась потерять контроль над вывозом пушнины и не хотела появления в Мангазеи иностранцев. Это решение оказалось роковым. Мангазея начала терять свою коммерческую привлекательность и довольно быстро угасла. Гарнизон и воеводское управление были переведены в Новую Мангазею, которая ныне именуется Туруханск. 1648 год. Отряд во главе с казачьим атаманом Семеном Дежневым и «торговым человеком» Федотом Поповым на кочах вышел из Колымы в Ледовитый океан, обошел Чукотский полуостров и вышел в Тихий океан к устью реки Анадырь. 1686–1688 годы. Торговая партия Ивана Толстоухова на трех кочах обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров. 1733–1743 годы. «Великая северная экспедиция». Инициатором масштабного проекта был Витус Беринг, которого поддержали обер-секретарь Сената Иван Кириллович Кирилов и президент Адмиралтейств-коллегии Николай Фёдорович Головин. Важную роль в организации сыграл могущественный сановник граф Андрей Иванович Остерман. Основной задачей экспедиции было исследование севера России от Печоры до Чукотки и составление его географического, геологического, ботанического, зоологического и этнографического описания. Кроме того, планировались морские походы к берегам Японии и Северной Америки. В начале 1732 года указ об организации экспедиции был представлен Сенатом на высочайшее утверждение императрицы Анны Иоановны, и вскоре началась подготовительная работа. Экспедиция была разделена на семь независимых отрядов, каждый из которых получил свое точное задание.
Двинско-Обский отряд Степана Муравьева и Михаила Павлова, затем переданный Степану Малыгину, должен был описать земли и составить точную карту от Архангельска до устья Оби. Обско-Енисейский отряд под руководством Дмитрия Овцына исследовал морское побережье от устья Оби до устья Енисея. Восточнее работал Ленско-Енисейский отряд под руководством Василия Прончищева. В первый же сезон он скончался и далее отрядом командовал Харитон Лаптев. В составе его отряда была и партия Семена Челюскина, исследовавшая Таймыр. Ленско-Колымским отрядом сначала руководил Петр Лассениус, но через год его сменил Дмитрий Лаптев — двоюродный брат Харитона. Экспедиции удалось исследовать и описать бассейны рек Анадырь и Индигирки. Другие три отряда отправились на Дальний Восток. Беринг и Алексей Чириков с юга искали пролив между европейской Чукоткой и американской Аляской и изучали пути в Америку. Южный отряд Мартына Шпанберга отправился в Японию, а группа Петра Скобельцева и Василия Шатилова должна была найти более легкий и менее протяженный (по сравнению с существующим маршрутом через Якутск) путь от Верхнеудинска до Охотска. Кроме этого, в Сибирь отправился Академический отряд под началом профессора Герхарда Миллера, в состав которого вошел цвет Российской Академии наук. Задачей ученых, работавших во всех партиях, было всестороннее изучение флоры, фауны, этнографии, истории и геологии Сибири. В целом, экспедиция была чрезвычайно успешной. Был описан Берингов пролив и путь в Америку, установлены связи с Японией, а главное, составлены достаточно точные карты всего Заполярного побережья.
Фердинанд Врангель
1741–1742 годы. Экспедиция отряда Семена Челюскина на Таймыр. 1765 год. По повелению Екатерины Второй из порта Кола, что близ Мурманска, к Камчатке и Северной Америке отправляются в «секретные экспедиции» три корабля под командованием Василия Чичагова. Целью похода было обнаружение «морского прохода Северным океаном в Камчатку». Идея экспедиции принадлежала академику М. В. Ломоносову. Справится со льдами кораблям не удалось, и они вынуждены были вернутся в порт. В следующем году попытку повторили, но тоже безрезультатно. 1820–1824 годы. Фердинанд Врангель и Федор Матюшкин обследовали и нанесли на карту материковый берег от устья Колымы до Колючинской губы. В эти же годы Федор Литке описал берега Новой Земли. 1832 год. Экспедиция Петра Пахтусова на Новую Землю. 1838 год. Экспедиция Августа Цивольки на Новую Землю. 1874 год. Начало регулярных Карских торговых экспедиций из Архангельска в устье Оби и Енисея. Благодаря им в Европу через Карское море пошел поток сибирской сельскохозяйственной продукции (прежде всего, зерна) и минеральных богатств. До 1919 года было перевезено 55 тысяч тонн различных грузов, хотя из 122-х карских рейсов только 75 прошли успешно. Частые неудачи объясняются сложной метеорологической обстановкой и почти полным отсутствием навигационного обеспечения — портов, маяков, ледоколов и прочего необходимого оборудования. Шхуна «Святая Анна» 1900–1902 год. Русская полярная экспедиция под руководством барона Э. В. Толля на шхуне «Заря». 1912–1915 годы. Трагические экспедиции Георгия Брусилова на шхуне «Святая Анна», Владимира Русанова на судне «Геркулес» и экспедиция к полюсу Георгия Седова на шхуне «Святой Фока». 1910–1915 годы. Гидрографическая экспедиция на ледокольных транспортах «Таймыр» и «Вайгач» под начальством Б. А. Вилькицкого совершила первое сквозное плавание из Тихого океана в Европу по Северному пути, по пути открыв и описав Северную Землю. 1919 год. Глава Омского правительства и известный исследователь Арктики адмирал Колчак учредил Комитет Северного морского пути. Трассу использовали для сообщения со странами Антанты. Комитет был сохранен по инициативе В.И. Ленина и включен в состав Сибревкома. С 1921-го года возобновились регулярные Карские экспедиции. На восток шли машины, на запад — сибирское зерно.
1919–1920 годы. Первые советские геологические экспедиции: обнаружены значительные запасы каменного угля и других полезных ископаемых. В 1921 году в геологических экспедициях работает 400 человек, которые обследуют громадную территорию-от Кольского полуострова до устья реки Оби. В том же году Николаем Урванцевым открыто богатейшее месторождение медно-никелевых руд на Таймыре. 1930-е годы. Экспедицией под руководством академика Ферсмана в Хибинах были обнаружены и переданы в эксплуатацию апатитовые месторождения. В Печорском бассейне обнаружены уголь и нефтяные битумы. 1932 год. Экспедиция на ледокольном пароходе «А. Сибиряков» во главе с О. Ю. Шмидтом впервые прошла из Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию, доказав тем самым реальную возможность эксплуатации Севморпути. В том же году было создано Главное управление Северного морского пути, которому было поручено оборудовать путь от Белого моря до Берингова пролива, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути. Регулярные конвои пошли по Севморпути с 1935 года. В 30-е и 40-е годы были построены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Провидения и др. Ледокол «А. Сибиряков» 1933 год. Эпопея «Челюскина». В начале августа ледокольный корабль «Челюскин», построенный специально для плавания в арктических морях, отправился для отработки и оборудования Северного пути из Мурманска во Владивосток. По пути корабль был зажат льдами и, после пятимесячного дрейфа, 13 февраля 1934 года затонул. 104 человека экипажа, сняв с корабля необходимое оборудование, успели высадиться на льдину. Началась экспедиция по спасению людей, в которой участвовали советские и американские авиаторы и техники. Летчики совершили 24 рейса и несмотря на ужасные условия и огромный риск, вывезли на материк всех «челюскинцев». За уникальной операцией следил весь мир, а летчики стали первыми Героями Советского Союза. 1935 год. Начало строительства Норильского полиметаллического комбината. 1935–1938 годы. Геологическими съемками покрыты обширные территории Арктического побережья. В результате открыты имеющий промышленное значение месторождения угля, железные руды, золота, алмазов, олова, ртути. 21 мая 1937 года. В районе Северного полюса (в момент высадки с самолета примерно в 30 километрах) была организована первая научно-исследовательская дрейфующая станция «Северный полюс-1». Участники экспедиции океанограф Петр Ширшов, метеоролог Евгений Федоров, радист Эрнст Кренкель и руководитель Иван Папанин в течение девяти месяцев вели научные наблюдения на станции. За это время она прошла в результате дрейфа 2850 км до восточного побережья Гренландии, откуда 19 февраля 1938 года полярников сняли ледоколы «Таймыр» и «Мурман».
Ледокол «Ленин» Август 1945-май 1945 года. Арктические конвои. В годы войны из Англии и США в советские порты Мурманск и Архангельск доставлялись важные военные грузы по ленд-лизу. Всего в СССР прошло 40 (811 судов) конвоев и 37 (715 судов) в обратную сторону. 98 судов были потоплены. 3 декабря 1959 года. Первый атомный ледокол («Ленин») принят министерством Морского флота СССР. Началась эпоха советского атомного ледокольного флота. 1978 год. На Северном морском пути открыта круглогодичная навигация. 1980–1990-е годы. Открытие многочисленных нефтегазовых месторождений российской части Арктического шельфа. 1987 год. Объем перевозок грузов по Северному морскому пути достиг максимума — 6,7 миллионов тонн. 1991–2010 гг. После развала СССР прекратилось целевое финансирование государством арктических программ, что привело к годам застоя и запустения в Арктике. АПРЕЛЯ 2014 ГОДА ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА (№ 366) ПРИНЯТА «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА». ЦЕЛЬЮ ПРОГРАММЫ ЯВЛЯЕТСЯ РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ В АРКТИКЕ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|