Французская психологическая школа.
Тема 7: Развитие психологии на рубеже 19 – 20 века
Первые программы психологии как самостоятельной науки.
Структурализм Эдуард Титчинер (1867—1927) развивал в Америке вундтовские традиции и его понимание психологии как науки о непосредственном опыте. Свою науку он назвал структурной психологией и настаивал на противопоставлении ее активно развивающему в то время в Америке функционализму Брентано и Джеймса. Рассмотрим теперь основные положения структурной психологии Э. Титчинера. 1. В качестве первичных элементов сознания, являющихся основой для построения любой сложной комбинации, выделяются ощущения, образы и чувства: § ощущения определяются как простейший процесс, обладающий качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью; § образы выступают в сознании как следы прежних ощущений, и их основной отличительной характеристикой является большая или меньшая отчетливость; § чувства — это элементы душевных движений, обладающие, так же как и ощущения, характеристиками качества, интенсивности и длительности. 2. Внимание и мышление, по Титчинеру, имеют сенсорную природу и не содержат нового элементарного процесса, подобного рассмотренным выше трем простейшим элементам сознания. Титчинер, таким образом, отрицал выдвигаемое Вюрцбургской школой положение о существовании некоей третьей «вне-чувственной» единицы, обусловливающей характер протекания мыслительного процесса. Структурализм Э. Титчинера был создан на почве интроспекционизма и явился одним из вариантов дальнейшего развития экспериментальнойпсихологии В. Вундта. Однако школа Титчинера не просуществовала долго, и большинство его учеников и последователей в дальнейшем отошли от основных идей своего учителя и стали разрабатывать свои подходы к пониманию предмета психологии и природы человека в целом.
Вюрцбургская школа Основатель Вюрцбургской школы Освальд Кюльпе (1862— 1915) был учеником и ассистентом В. Вундта и использовал в своих исследованиях метод самонаблюдения, но так же как и Эббингауз, применял экспериментальные методы для изучения феноменов человеческого мышления. В состав этой школы входили: А. Майер, А. Мессер, К. Бюлер, Н. Ахх, К. Марбе, Г. Уатт и др. Вюрцбургская школа выдвинула следующие положения и идеи относительно понимания феноменов мышления, которые во многом отличаются от классических взглядов В. Вундта и тем самым вызывают серьезную критику с его стороны: 1) использование для изучения высших психических процес сов метода «систематической интроспекции», суть которого заключается в выделении и изучении отдельных фаз в процессе мышления, когда испытуемый, помимо осознания и выражения некоего суждения (как ответа на поставленную задачу), описывает осознаваемые им процессы, предшествующие завершающему акту мышления, т. е. вынесению суждения; 2) добавление к двум уже существующим переменным, обусловливающим опыт индивида, новой особой переменной, при этом все три условия возникновения нового опыта изучаются с помощью метода самонаблюдения: — наличие внешнего раздражителя, воздействующего на испытуемого; — ответная реакция испытуемого на этот раздражитель; — состояние, в котором находится испытуемый перед восприятием раздражителя; 3) введение Н. Аххом понятия «детерминирующая тенденция», или «установка сознания», обозначающего, что результат выполнения задачи во многом объясняется «преднастроенностью» индивида на выполнение поставленной задачи. Иными словами, важную роль играет именно то состояние, называемое установкой, в котором находится индивид перед выполнением задачи; 4) изучение психологических, а не логических аспектов мышления и выведение в качестве его законов не правил образования ассоциаций и логических умозаключений, а своих собственных закономерностей, не сводимых ни к тем, ни к другим; 5)описание мышления как процесса решения задачи. Решение задачи понимается как активный процесс, основанный на особом психологическом механизме, содержащем ряд переменных:
— мотивационную установку на совершение действия, обусловленную возникновением необходимости решить задачу: — целевую, т. е. определяющую детерминирующие тенденции; — процессуальную, определяемую смену поисков операций, необходимых для решения поставленной задачи и иногда имеющую аффективный характер; — несенсорную, имеющую в своем составе не чувственные, а умственные компоненты. Описанный Вюрцбургской школой процесс мышления не соответствует классическому пониманию этой схемы, где внешний раздражитель является детерминантой процесса, а первичные (ощущения) и вторичные (представления) чувственные образы, связанные между собой законами ассоциаций, составляют сам процесс мышления. Эта школа предложила рассматривать психическое действие как акт, имеющий свою детерминацию (мотив и цель), операционно-аффективную динамику и состав; 6) в процессе мышления чувственная ткань не играет значительной роли (безобразность мышления). Существуют такие содержания сознания, которые не зависят от наглядности. Отсюда следует, что для понимания не обязателен визуальный образ; 7) в Вюрцбургской школе на первый план выступили активность сознания, его процессуальность, исследователи попытались понять мышление как акты различного типа: понимание, суждение, установление отношений, схватывание смысла и т. п. Таким образом, представители Вюрцбургской школыраспространили метод экспериментальной психологии на изучение высших психических функций, а именно мышления, расширив тем самым границы применения этого метода и выявив с его помощью новые знания относительно функций и процессов мышления человека. Выдвигаемые ими идеи впоследствии получили широкий резонанс в научных психологических кругах, в частности заслужили жесткую критику В. Вундта, и развивались представителями других психологических школ. Функционализм. Австрийский философ и психолог Франц Брентано (1838— 1917), являясь противником как экспериментальной структуралистской теории В. Вундта, так и ассоциативной психологии, создал свою психологическую теорию и программу развития психологии как самостоятельной науки, получившую название функционализма. Главной идеей его теории была активная природа человеческой психики, а главной проблемой — проблема понимания сознания и его взаимодействие с окружающей реальностью. Программа развития психологии и его теоретическая платформа Брентано содержали следующие ключевые идеи:
1) главное качество сознания — интенциональность, или особого рода активность, в результате которой сознание всегда взаимодействует с каким-либо объектом и направлено на него. Таким образом, содержаниями сознания являются не ощущения и восприятия, а интенциональные акты, содержащие в себе объект, с которым они взаимодействуют; 2) соответственно предмет психологии — не содержания, как утверждает экспериментальная психология В. Вундта и структурализм Э. Титчинера, а акты сознания; 3) задача психологии как науки — изучение интенциональных актов сознания и, следовательно, описание того, как работает сознание, а не из чего оно состоит; 4) существует три основные формы интенциональных актов (или актов активности сознания), различаемых по способу отношения к субъекту: — акты представления — они являются ведущими и определяются как процесс презентации предмета сознанию; к актам представления относятся восприятие, воображение, понятие; — акты суждения, в процессе которых объекту дается оценка истинности или ложности; — акты чувства, которые представляют собой эмоциональную оценку объекта с точки зрения его желаемости или отвергаемости субъектом. Иными словами, когда человек слышит какую-либо фразу, его сознание совершает акт представления, затем он понимает и оценивает эту фразу с точки зрения ее правдивости или ложности для него, и здесь совершается работа акта суждения, и наконец, когда человек понимает, приятно ему слышать эту фразу или нет, вступает в силу акт чувства: 5) метод исследования интенциональных актов — не эксперимент, а тщательное внутреннее наблюдение за протеканием этих актов, при этом оно должно быть непредвзятым и непосредственным. Впоследствии этот метод был назван феноменологическим наблюдением, так как его задачей являлось наблюдение за феноменами сознания. При некоторой идеалистичности теории интенциональных актов сознания заслуга Ф. Брентано состоит в том, что он ввел в психологию изучение сознания не в его содержательном, а в процессуальном аспекте, а также указал на активность и предметность сознания, что, безусловно, дало толчок к развитию этой стороны в исследовании данного предмета. Постулируемый Брентано принцип активности обусловил развитие функционализма как психологического течения, а также многих направлений в западноевропейской психологии. Его идеи повлияли на Вюрцбургскую школу, поставившую себе задачу изучения процессуальности мышления, обусловили развитие новых экспериментальных методик изучения сознания, в частности феноменологический метод, а также отразились в теории гештальтпсихологии и психоанализе 3. Фрейда.
Вильям Джеймс (1842—1910), американский психолог, профессор психологии Гарвардского университета, создатель первой американской лаборатории и президент Американской психологической ассоциации, является одной из фундаментальных фигур мировой психологии. В. Джеймс является отцом американского направления в функционализме, основой которого во многом явилась теория акта австрийского психолога Ф. Брентано. Это направление противопоставлялось развиваемому в Америке Э. Титчинером функционализму, берущему свое начало из экспериментальной психологии В. Вундта. Таким образом, функционализм Джеймса и его взгляды расширили представления о предмете психологии, понимании личности в целом, а также обусловили развитие новых направлений науки, например психологии личности как отрасли психологии. Вильям Джеймс занимался изучением многих вопросов и проблем психологии. В частности, он дал психологии фундаментальный труд «Основы психологии» (1890), где изложил свою точку зрения и на саму эту науку, и на изучаемые ею феномены, явления и проблемы. Джеймс придавал большое значение прикладной психологии, что послужило ее дальнейшему развитию, в частности необходимости ее использования в педагогике для решения ею задач по обучению, воспитанию и развитию личности ребенка с точки зрения ее прижизненного формирования. Эти взгляды Джеймса оказали прямое воздействие на педагогику и разрабатываемые ею в дальнейшем методы обучения и развития детей. Одной из фундаментальных в психологии является разработанная Джеймсом теория эмоций, основным постулатом которой служит указание на связь между эмоциями и их физиологическими проявлениями, но с обратной стороны, т. е. не физиологическое изменение возникает под действием эмоции, а эмоция рождается из соответствующего физиологического действия, например грусть рождается из физиологического процесса плача. Интересно то, что эта теория, имея совершенно отличную от общепринятой точку зрения на природу эмоций,получила широкое распространение и была принята многими учеными-психологами как основополагающая, а впоследствии была частично подтверждена современными исследованиями в области психокоррекции и психофармакологии. Широкую известность получили идеи Джеймса относительно природы сознания и природы человеческой личности в целом. Французская психологическая школа. Одним из центральных стал вопрос о соотношении сознательного и бессознательного в психике, влиянии бессознательных мотивов на поступки людей, их взаимоотношения друг с другом. Рибо пришел к выводу о необходимости строить психологию на основе сравнительных и эволюционных принципов. Этот взгляд был связан с его идеей о необходимости построения психологии как точной, позитивной науки, в которой личные воззрения исследователей уходили бы на второй план, уступая место неопровержимым, экспериментально найденным доказательствам. Рибо подчеркивал, что психические явления представляют собой, по сути, эпифеномены различных состояний мозга. Поэтому он считал необходимым изучать их в неразрывной связи с нервными процессами, подчеркивая, что психическое и физическое не разные сущности, но стороны одного и того же явления. Большое значение для развития эмпирической психологии имел разработанный Рибо метод «естественного эксперимента». Доказывая значение «естественного эксперимента», Рибо подчеркивал, что психология не может оставаться наукой о белом, взрослом, образованном человеке, предлагая в качестве объекта психологического исследования триаду душевнобольной-дикарь-ребенок. Рибо считал искусственным традиционное деление психических процессов на познавательные, эмоциональные и волевые, подчеркивая их тесную взаимосвязь. Исследование внимания, мышления, воображения привело Рибо, как и Н.Н. Ланге, к мысли о большом значении двигательных компонентов в их развитии. Одним из наиболее значимых открытий Рибо является сформулированный им закон обратного развития памяти. Он устанавливает порядок старческого ослабления памяти, ее утраты и процесса восстановления в случае временной потери памяти. По этому закону, который также называется законом прогрессивного расстройства памяти, память утрачивается в направлении от нового к старому и от сложного к простому. Развитие этого психологического направления было продолжено учеником Ж. Шарко и коллегой Т.Рибо П.Жане (1859-1947). Он также пришел к выводу о том, что экспериментальная психология должна быть патологической, так как, зная психические болезни, можно изучать нормальную психику. Жане занимался многими проблемами - разрабатывал методы исследования таких психических процессов, как восприятие, внимание, память; исследовал структуру сознания и личности, соотношение сознательного и бессознательного в содержании психики. Он также считал, что психическая деятельность в ее примитивной, элементарной форме есть деятельность автоматическая, в ее основе не лежит свобода воли. Доказывая вторичность природы воли, он писал о ее производности от объективного процесса, в котором непременно представлен другой человек. Изучая структуру сознания, Жане подчеркивал, что все высшие проявления духа строятся на основе низших, где действие, чувство и разум слиты воедино. При этом высшие психические функции обладают важным качеством - единством (например, волевые действия, личность, которая подчиняет все поступки единой цели), они синтезируют все элементарные функции. Жане выстроил трехуровневую структуру сознания: элементарные ощущения, затем память, а на ней базируется «Я», или личность. Причем он разделял эти понятия, говоря о том, что личность по своей природе метафизична, неизменна и неделима, а идея о «Я» изменяется в течение жизни. При этом болезни затрагивают именно область «Я». Жане также ввел в психологию такое важное понятие, как сужение поля сознания. Поле сознания - это наибольшее число простых или относительно простых образов, которые одновременно могут находиться в одном и том же сознании, Вундт называл это «пункт внутреннего взора». Исследование причин сужения поля сознания привело Жане к анализу очень важного для психологии вопроса о соотношении сознательного и бессознательного в человеческой психике. При этом он выстроил свою концепцию психики, отличную от известной теории Фрейда. Родоначальником этого направления, получившего название французской социологической школы, стал Э.Дюркгейм (1858-1917). Развивая позитивистскую концепцию Конта, он стремился создать объективную социологию как науку об обществе, изучающую особую духовную реальность. Он ввел термин «социологизм», под которым понимал несводимость социальной реальности к биологическим и психологическим явлениям. Общественные явления необходимо связывать с особенной социальной средой, с определенным типом обществ, находя в его характеристиках причины изучаемых феноменов. Дюркгейм подчеркивал, что общество состоит из индивидов, но это не простое соединение частей, общества нет там, где есть одни только индивиды. Над индивидом стоит высшая духовная власть - коллектив. Целью коллективной жизни, по его мнению, является интеграция индивидов в сообщества, которые наделяются моральным авторитетом и потому способны выполнять воспитательную функцию. Главная идея Дюркгейма о том, что коллективное сознание отличается от индивидуального, так как развивается по своим законам, а не является результатом или выражением индивидуальных сознаний. При этом под коллективным сознанием он понимал «совокупность общих верований и чувств, свойственных в среднем членам какого-либо общества». Так он пришел к выводу о том, что индивид возникает из общества, а не общество из индивидов, поскольку свойства социальной системы не могут быть объяснены суммой элементов или сведены к ней. Изучением социальных контактов людей и их влияния на психику отдельного человека занимался также Г.Тард (1843-1904). Он был не согласен с концепцией социологизма Дюркгейма, главным образом с его мыслями о механизмах формирования коллективных представлений. Тард выдвинул концепцию, согласно которой основой социальных связей личности служат три фактора: подражание, изобретение и оппозиция (противодействие инновациям).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|