Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Французская психологическая школа.

Тема 7: Развитие психологии на рубеже 19 – 20 века

 

Первые программы психологии как самостоятельной науки.

Школы Психологи Предмет и задачи психологии Содержание психики Метод исследования
Структурализм Э. Титченер Изучение структуры сознания Элементы психики Усовершенствованная интроспекция
Вюрцбургская школа   О. Кюльпе, Н.Ах, К. Бюлер, О. Зельц Изучение динамики протекания познавательных процессов и факторов, на нее влияющих Элементы психики, умственные образы и их значения, установка Метод систематической экспериментальной интроспекции (словесного отчета)
Функционализм Европа - Ф. Брентано, К. Штумпф. США- В. Джемс, Д.Дьюи, Д.Энджелл, Р. Вудвортс Исследование психических актов, направленных на какой-либо предмет или действие и выполняющих определенную функцию Интенциональные акты. Поток мыслей и переживаний, в которых выделяются относящиеся к внешнему миру и себе, поток активности, объединяющей субъект и объект Наблюдение (как самонаблюдение, так и объективное наблюдение со стороны), анализ продуктов деятельности
Французская психологическая школа. Т. Рибо, П. Жане, Э. Дюркгейм, Л.Леви- Брюль, Г. Тард Изучение фактов и закономерностей психической жизни. Главным объектом являются больные люди (или люди с пограничными психическими состояниями), а также социальные сообщества разного уровня (группы, толпа, племя) Сознательный и бессознательный уровни психики содержанием которых являются знания о мире и о себе, а также поступки человека Клинический и кросс-культурный методы
Описательная психология В. Дильтей, Э. Шпрангер Описание и анализ психических явленийкак отдельных процессов жизненного целого, воплощенных в духовных, культурных ценностях Целостные и целенаправленные душевные процессы Постижение, основанное на анализе непосредственных переживании «Я»

 

Структурализм

Эдуард Титчинер (1867—1927) развивал в Америке вундтовские традиции и его понимание психологии как науки о непосред­ственном опыте. Свою науку он назвал структурной психологией и настаивал на противопоставлении ее активно развивающему в то время в Америке функционализму Брентано и Джеймса.

Рассмотрим теперь основные положения структурной психо­логии Э. Титчинера.

1. В качестве первичных элементов сознания, являющихся основой для построения любой сложной комбинации, выделяются ощущения, образы и чувства:

§ ощущения определяются как простейший процесс, обладаю­щий качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью;

§ образы выступают в сознании как следы прежних ощущений, и их основной отличительной характеристикой является большая или меньшая отчетливость;

§ чувства — это элементы душевных движений, обладающие, так же как и ощущения, характеристиками качества, интенсивности и длительности.

2. Внимание и мышление, по Титчинеру, имеют сенсорную природу и не содержат нового элементарного процесса, подобного рассмотренным выше трем простейшим элементам созна­ния. Титчинер, таким образом, отрицал выдвигаемое Вюрцбургской школой положение о существовании некоей третьей «вне-чувственной» единицы, обусловливающей характер протекания мыслительного процесса.

Структурализм Э. Титчинера был создан на почве интроспекционизма и явился одним из вариантов дальнейшего развития экспериментальнойпсихологии В. Вундта. Однако школа Титчинера не просуществовала долго, и большинство его учеников и последователей в дальнейшем отошли от основных идей своего учителя и стали разрабатывать свои подходы к пониманию пред­мета психологии и природы человека в целом.

Вюрцбургская школа

Основатель Вюрцбургской школы Освальд Кюльпе (1862— 1915) был учеником и ассистентом В. Вундта и использовал в своих исследованиях метод самонаблюдения, но так же как и Эббингауз, применял экспериментальные методы для изуче­ния феноменов человеческого мышления. В состав этой школы входили: А. Майер, А. Мессер, К. Бюлер, Н. Ахх, К. Марбе, Г. Уатт и др. Вюрцбургская школа выдвинула следующие положения и идеи относительно понимания феноменов мышления, кото­рые во многом отличаются от классических взглядов В. Вундта и тем самым вызывают серьезную критику с его стороны:

1) использование для изучения высших психических процес сов метода «систематической интроспекции», суть которого заключается в выделении и изучении отдельных фаз в процессе мышления, когда испытуемый, помимо осознания и выражения некоего суждения (как ответа на поставленную задачу), описывает осознаваемые им процессы, предшествующие завершающему акту мышления, т. е. вынесению суждения;

2) добавление к двум уже существующим переменным, обусловливающим опыт индивида, новой особой переменной, при этом все три условия возникновения нового опыта изучаются с помощью метода самонаблюдения:

— наличие внешнего раздражителя, воздействующего на испытуемого;

— ответная реакция испытуемого на этот раздражитель;

— состояние, в котором находится испытуемый перед восприятием раздражителя;

3) введение Н. Аххом понятия «детерминирующая тенденция», или «установка сознания», обозначающего, что результат выполнения задачи во многом объясняется «преднастроенностью» индивида на выполнение поставленной задачи. Иными словами, важную роль играет именно то состояние, называемое установкой, в котором находится индивид перед выполнением задачи;

4) изучение психологических, а не логических аспектов мышления и выведение в качестве его законов не правил образования ассоциаций и логических умозаключений, а своих собственных закономерностей, не сводимых ни к тем, ни к другим;

5)описание мышления как процесса решения задачи. Решение задачи понимается как активный процесс, основанный на особом психологическом механизме, содержащем ряд переменных:

— мотивационную установку на совершение действия, обусловленную возникновением необходимости решить задачу:

— целевую, т. е. определяющую детерминирующие тенденции;

— процессуальную, определяемую смену поисков операций, необходимых для решения поставленной задачи и иногда имеющую аффективный характер;

— несенсорную, имеющую в своем составе не чувственные, а умственные компоненты.

Описанный Вюрцбургской школой процесс мышления не со­ответствует классическому пониманию этой схемы, где внешний раздражитель является детерминантой процесса, а первичные (ощущения) и вторичные (представления) чувственные образы, связанные между собой законами ассоциаций, составляют сам процесс мышления. Эта школа предложила рассматривать пси­хическое действие как акт, имеющий свою детерминацию (мо­тив и цель), операционно-аффективную динамику и состав;

6) в процессе мышления чувственная ткань не играет значительной роли (безобразность мышления). Существуют такие содержания сознания, которые не зависят от наглядности. Отсюда следует, что для понимания не обязателен визуальный образ;

7) в Вюрцбургской школе на первый план выступили активность сознания, его процессуальность, исследователи попытались понять мышление как акты различного типа: понимание, суждение, установление отношений, схватывание смысла и т. п.

Таким образом, представители Вюрцбургской школыраспрост­ранили метод экспериментальной психологии на изучение выс­ших психических функций, а именно мышления, расширив тем самым границы применения этого метода и выявив с его помо­щью новые знания относительно функций и процессов мышле­ния человека. Выдвигаемые ими идеи впоследствии получили широкий резонанс в научных психологических кругах, в частно­сти заслужили жесткую критику В. Вундта, и развивались пред­ставителями других психологических школ.

Функционализм.

Австрийский философ и психолог Франц Брентано (1838— 1917), являясь противником как экспериментальной структу­ралистской теории В. Вундта, так и ассоциативной психоло­гии, создал свою психологическую теорию и программу разви­тия психологии как самостоятельной науки, получившую на­звание функционализма. Главной идеей его теории была активная природа человеческой психики, а главной пробле­мой — проблема понимания сознания и его взаимодействие с окружающей реальностью. Программа развития психологии и его теоретическая платформа Брентано содержали следую­щие ключевые идеи:

1) главное качество сознания — интенциональность, или особого рода активность, в результате которой сознание всегда взаимодействует с каким-либо объектом и направлено на него. Таким образом, содержаниями сознания являются не ощущения и восприятия, а интенциональные акты, содержащие в себе объект, с которым они взаимодействуют;

2) соответственно предмет психологии — не содержания, как утверждает экспериментальная психология В. Вундта и структурализм Э. Титчинера, а акты сознания;

3) задача психологии как науки — изучение интенциональных актов сознания и, следовательно, описание того, как работает сознание, а не из чего оно состоит;

4) существует три основные формы интенциональных актов (или актов активности сознания), различаемых по способу отношения к субъекту:

— акты представления — они являются ведущими и определяются как процесс презентации предмета сознанию; к актам представления относятся восприятие, воображение, понятие;

— акты суждения, в процессе которых объекту дается оценка истинности или ложности;

— акты чувства, которые представляют собой эмоциональную оценку объекта с точки зрения его желаемости или отвергаемости субъектом.

Иными словами, когда человек слышит какую-либо фразу, его сознание совершает акт представления, затем он понимает и оценивает эту фразу с точки зрения ее правдивости или ложно­сти для него, и здесь совершается работа акта суждения, и наконец, когда человек понимает, приятно ему слышать эту фразу или нет, вступает в силу акт чувства:

5) метод исследования интенциональных актов — не эксперимент, а тщательное внутреннее наблюдение за протеканием этих актов, при этом оно должно быть непредвзятым и непосред­ственным. Впоследствии этот метод был назван феноменологи­ческим наблюдением, так как его задачей являлось наблюдение за феноменами сознания.

При некоторой идеалистичности теории интенциональных актов сознания заслуга Ф. Брентано состоит в том, что он ввел в психологию изучение сознания не в его содержательном, а в процессуальном аспекте, а также указал на активность и пред­метность сознания, что, безусловно, дало толчок к развитию этой стороны в исследовании данного предмета. Постулируемый Брентано принцип активности обусловил развитие функциона­лизма как психологического течения, а также многих направле­ний в западноевропейской психологии. Его идеи повлияли на Вюрцбургскую школу, поставившую себе задачу изучения процессуальности мышления, обусловили развитие новых экспери­ментальных методик изучения сознания, в частности феномено­логический метод, а также отразились в теории гештальтпсихологии и психоанализе 3. Фрейда.

Вильям Джеймс (1842—1910), американский психолог, про­фессор психологии Гарвардского университета, создатель пер­вой американской лаборатории и президент Американской пси­хологической ассоциации, является одной из фундаменталь­ных фигур мировой психологии. В. Джеймс является отцом американского направления в функционализме, основой кото­рого во многом явилась теория акта австрийского психолога Ф. Брентано. Это направление противопоставлялось развивае­мому в Америке Э. Титчинером функционализму, берущему свое начало из экспериментальной психологии В. Вундта. Таким об­разом, функционализм Джеймса и его взгляды расширили пред­ставления о предмете психологии, понимании личности в целом, а также обусловили развитие новых направлений науки, напри­мер психологии личности как отрасли психологии.

Вильям Джеймс занимался изучением многих вопросов и проблем психологии. В частности, он дал психологии фунда­ментальный труд «Основы психологии» (1890), где изложил свою точку зрения и на саму эту науку, и на изучаемые ею феномены, явления и проблемы.

Джеймс придавал большое значение прикладной психологии, что послужило ее дальнейшему развитию, в частности необходи­мости ее использования в педагогике для решения ею задач по обучению, воспитанию и развитию личности ребенка с точки зрения ее прижизненного формирования. Эти взгляды Джеймса оказали прямое воздействие на педагогику и разрабатываемые ею в дальнейшем методы обучения и развития детей.

Одной из фундаментальных в психологии является разрабо­танная Джеймсом теория эмоций, основным постулатом кото­рой служит указание на связь между эмоциями и их физиологи­ческими проявлениями, но с обратной стороны, т. е. не физиоло­гическое изменение возникает под действием эмоции, а эмоция рождается из соответствующего физиологического действия, на­пример грусть рождается из физиологического процесса плача. Интересно то, что эта теория, имея совершенно отличную от об­щепринятой точку зрения на природу эмоций,получила широ­кое распространение и была принята многими учеными-психо­логами как основополагающая, а впоследствии была частично подтверждена современными исследованиями в области психокоррекции и психофармакологии.

Широкую известность получили идеи Джеймса относительно природы сознания и природы человеческой личности в целом.

Французская психологическая школа.

Одним из центральных стал вопрос о соотношении сознательного и бессознательного в психике, влиянии бессознательных мотивов на поступки людей, их взаимоотношения друг с другом. Рибо пришел к выводу о необходимости строить пси­хологию на основе сравнительных и эволюционных принципов. Этот взгляд был связан с его идеей о необходимости построения психологии как точной, позитивной науки, в которой личные воз­зрения исследователей уходили бы на второй план, уступая место неопровержимым, экспериментально найденным доказательствам.

Рибо подчеркивал, что психические явления представляют собой, по сути, эпифеномены различных состояний мозга. Поэтому он считал необходимым изучать их в неразрывной связи с нервными процес­сами, подчеркивая, что психическое и физическое не разные сущ­ности, но стороны одного и того же явления.

Большое значение для развития эмпирической психологии имел разработанный Рибо метод «естественного эксперимента». Доказывая значение «естественного эксперимента», Рибо подчерки­вал, что психология не может оставаться наукой о белом, взрослом, образованном человеке, предлагая в качестве объекта психологи­ческого исследования триаду душевнобольной-дикарь-ребенок.

Рибо считал искусственным традиционное деление психических процессов на познавательные, эмоциональные и волевые, подчер­кивая их тесную взаимосвязь. Исследование внимания, мышления, воображения привело Рибо, как и Н.Н. Ланге, к мысли о большом значении двигательных компонентов в их развитии.

Одним из наиболее значимых открытий Рибо является сформу­лированный им закон обратного развития памяти. Он устанавли­вает порядок старческого ослабления памяти, ее утраты и процесса восстановления в случае временной потери памяти. По этому зако­ну, который также называется законом прогрессивного расстройства памяти, память утрачивается в направлении от нового к старому и от сложного к простому.

Развитие этого психологического направления было продол­жено учеником Ж. Шарко и коллегой Т.Рибо П.Жане (1859-1947). Он также пришел к выводу о том, что экспериментальная психоло­гия должна быть патологической, так как, зная психические болез­ни, можно изучать нормальную психику.

Жане занимался многими проблемами - разрабатывал методы исследования таких психических процессов, как восприятие, внима­ние, память; исследовал структуру сознания и личности, соотно­шение сознательного и бессознательного в содержании психики.

Он также считал, что психическая деятельность в ее примитивной, эле­ментарной форме есть деятельность автоматическая, в ее основе не лежит свобода воли. Доказывая вторичность природы воли, он писал о ее производности от объективного процесса, в котором непременно представлен другой человек.

Изучая структуру сознания, Жане подчеркивал, что все высшие проявления духа строятся на основе низших, где действие, чувство и разум слиты воедино. При этом высшие психические функции обладают важным качеством - единством (например, волевые дей­ствия, личность, которая подчиняет все поступки единой цели), они синтезируют все элементарные функции.

Жане выстроил трехуровневую структуру сознания: элементар­ные ощущения, затем память, а на ней базируется «Я», или лич­ность. Причем он разделял эти понятия, говоря о том, что личность по своей природе метафизична, неизменна и неделима, а идея о «Я» изменяется в течение жизни. При этом болезни затрагивают именно область «Я».

Жане также ввел в психологию такое важное понятие, как су­жение поля сознания. Поле сознания - это наибольшее число про­стых или относительно простых образов, которые одновременно могут находиться в одном и том же сознании, Вундт называл это «пункт внутреннего взора».

Исследование причин сужения поля сознания привело Жане к анализу очень важного для психологии вопроса о соотношении сознательного и бессознательного в человеческой психике. При этом он выстроил свою концепцию психики, отличную от известной теории Фрейда.

Родоначальником этого направления, получившего название французской социологической школы, стал Э.Дюркгейм (1858-1917). Развивая позитивистскую концепцию Конта, он стремился создать объективную социологию как науку об обществе, изучаю­щую особую духовную реальность. Он ввел термин «социологизм», под которым понимал несводимость социальной реальности к биологическим и психологическим явлениям. Общественные явле­ния необходимо связывать с особенной социальной средой, с оп­ределенным типом обществ, находя в его характеристиках причи­ны изучаемых феноменов.

Дюркгейм подчеркивал, что общество состоит из индивидов, но это не простое соединение частей, общества нет там, где есть одни только индивиды. Над индивидом стоит высшая духовная власть - коллектив. Целью коллективной жизни, по его мнению, является интеграция индивидов в сообщества, которые наделяют­ся моральным авторитетом и потому способны выполнять воспи­тательную функцию.

Главная идея Дюркгейма о том, что коллек­тивное сознание отличается от индивидуального, так как развива­ется по своим законам, а не является результатом или выражением индивидуальных сознаний. При этом под коллективным сознани­ем он понимал «совокупность общих верований и чувств, свойст­венных в среднем членам какого-либо общества». Так он пришел к выводу о том, что индивид возникает из общества, а не общест­во из индивидов, поскольку свойства социальной системы не мо­гут быть объяснены суммой элементов или сведены к ней.

Изучением социальных контактов людей и их влияния на пси­хику отдельного человека занимался также Г.Тард (1843-1904). Он был не согласен с концепцией социологизма Дюркгейма, главным образом с его мыслями о механизмах формирования коллективных представлений. Тард выдвинул концепцию, согласно которой основой соци­альных связей личности служат три фактора: подражание, изобре­тение и оппозиция (противодействие инновациям).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...