Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Специфика изучения проблем многодетных семей




Прежде чем говорить о специфике изучения проблем многодетных семей, надо сказать о типах семей в целом.

В разных странах существуют разнообразные типы семьи, иногда экзотические, которые сохраняют формы отношений, восходящих к глубокой древности. Нужно отметить, что сфера семейно-брачных обычаев и традиций достаточно консервативна и очень цепко сохраняет архаические черты. А с другой стороны с распространением современных производств и урбанизированного стиля жизни в большинстве стран утверждается сравнительно небольшое количество схожих моделей семьи. Такая тенденция характерна и для нашей республики и для России.

Различают следующие типы семей: по семейному стажу, по количеству детей, по составу, по однородности социального состава, по качеству отношений в семье, по типу потребительского поведения, по условиям семейной жизни. Рассмотрим их ближе.

1) По семейному стажу выделяют:

- семью молодоженов;

- молодую семью;

- семью, ждущую ребенка;

- семью среднего супружеского возраста.

Средняя продолжительность совместного проживания этого типа семьи составляет от 3 до 9 лет. Этот период является наиболее опасным, ответственным для семьи. Потому что именно в эти годы появляются слуха, однообразие, стереотипность во взаимоотношениях супругов. - Семью старшего супружеского возраста, продолжительность совместного проживания, которой составляет от 9 до 20 лет. Морально - психологическое благополучие супругов на этом этапе во многом зависит от богатства их личностей, взаимной уступчивости.

- Пожилые супружеские пары. Эта разновидность семей возникает после вступления в брак их детей, появление внуков. Однако нужно отметить, что этот тип для семьи помолодел т.к. возраст детей, вступающих в брак составляет 19-20 лет.

2) По количеству детей выделяют:

- однодетную семью (специальное исследование выявило, что если на женщину поколения 1929 - 1938 гг. рождения приходилось в среднем 4, 2 ребенка, то сегодня 36,4% женщин в возрасте 15-29 лет имеют одного ребенка);

- малодетную семью (2 или 3 ребенка);

- многодетную семью;

3) По составу:

- неполной семья может стать либо в результате развода, либо в результате развода, либо при рождении ребенка у одинокой матери;

- простая нуклеарная. Ее образуют супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей и других родственников;

- сложная семья (расширенная).

Если под одной крышей проживают три поколения: пара родоначальников (или один из них), взрослые, дети и внуки, речь идет о сложной семье. Возможна комбинация семьи сложной и неполной.

4) По однородности социального состава. Различают социально-гомогенные и социально-гетерогениые. Социально-гомогенными являются такие семьи, в которых оба супруга имеют одинаковое образование, профессию. Социально гетерогенными называют семьи, в которых у родителей не одинаковое образование. [5]

Самый трудоемкий для социальной работы тип семьи - семья маргинальиая. Генезис семей такого типа может быть связан с самыми различными причинами - болезнями, многодетностью, алкоголизмом, тюремным заключением и т.д., но общим для них является резкое снижение возможности осуществлять нормальное функционирование, эффективно воспитывать детей. Часть маргинальных семей имеет люмпенцированный характер. Их отличают крайне низкие доходы, высокий уровень потребления алкоголя или наркотиков, плохие жилищные условия или отсутствие пригодного ~и жизни жилья. Их так же называют социально неблагополучные семьи, дети из таких семей часто составляют основной контингент запущенных подростков, каждый член такой семьи имеет отклоняющиеся повеление,

Другой тип семьи - семья кризисная, находящаяся ниже черта бедности и имеющая в силу этого серьезные проблемы, связанные с физическим выживанием, супружескими отношениями и воспитанием, детей. Такие семьи нуждаются в безусловной помощи, но сложность в том, чтобы правильно определить оптимальные формы ее оказания.[6]

Говоря о нравственном выживании (сохранении семьи, теплых отношений, между супругами, родителями и детьми), то, видимо, приходиться надеяться можно на средства массовой информации, в основном на телевидение, радио, книги, т.к. индивидуальная помощь - психотерапия, семейные консультации и т.п. - платная, таким семьям не по карману.

Третий тип семьи - благополучная семья, которая многого в жизни добилась. Уровень благополучия таких семей средний или на 15 - 20% выше среднего, и возникшие проблемы они могут решать самостоятельно, без внешней помощи. По своему достатку они еще не могут широко пользоваться индивидуальными средствами решения домашних проблем, например, дорогостоящими социальными услугами.

Для четвертого типа семей, с доходы, позволяют реализовать практически все виды платных услуг, даже дорогостоящих. Исследователь Т. Пантелеева выделяет 5 групп семей по уровню дохода и наличию недвижимости:

1) Крайне бедные - низкие доходы, плохие жилищные условия.

нет недвижимости;

2) Относительно бедные - низкий доход, но есть недвижимость,

жилищные условия средние;

3) Среднедоходные, но малоимущие - нет недвижимосги,

плохие жилищные условия;

4) Высокодоходные - высокий доход, но плохие жилищные условия, нет недвижимости;

5) Богатые - высокие доходы, жилищные условия выше средних, есть недвижимость.

Исследователи пришли к неутешительному выводу: в общей массе наше население следует признать крайне бедным, если не назвать нищим. А более «приличный» вид основной его массы объясняется двумя причинами: остатками благополучия прежнего времени, от которого еще сохранились предметы длительного пользования и крыша над головой, а также наличием неучтенных доходов от предпринимательской деятельности.

Типологизация семьи позволит значительно конкретизировать социальную работу, оформить социальное поле.

Рассмотрим, как строится работа социального педагога в многодетной семье.

Социальная работа в семье должна строиться учетом выделения некоторых этапов ее развития. Каждый из этапов имеет свои сложности, которые обусловливают особенности социальной работы.

Первый по счету кризисный период брака приходится именно на первые годы, если не месяцы брака. Именно в этот период распадается каждая пятая. Причиной, как показывает практика, является неудавшаяся адаптация супругов друг к другу и совместной жизни.[7]

Следующий трудный этап - рождение первенца. Рождение ребенка изменяет ролевую структуру семьи. Резко возрастает объем бытовых обязанностей и испытаний. Рождение второго, как констатируют многие специалисты, не вызывает подобных сложных коллизий, т.к., во-первых, определенные семейные механизмы уже сложились и функционируют, во-вторых, на рождение следующих детей супруги решаются тогда, когда кризис, связанный с рождением первого ребенка, разрешается продуктивно.

Одной из основных проблем для работы семейного социального педагога остается вопрос взаимоотношений «отцов и детей». Возрастной кризис подростков - закономерный и обязательный этап их становления, и непонимание этого родителями порождает конфликтные ситуации.

Следующим переломным этапом в жизни большинства семей является так называемое «время вылета птенцов из гнезда», то есть примерно двадцатилетие брака. И хотя в наших условиях семья далеко не всегда становится «пустым гнездом» - дети живут под крышей родителей, где у них возникают свои интересы, своя жизнь.

Родители начинают понимать: единственное, что их соединяло, - это желание поставить детей на ноги, вырастить. Когда задача выполнена, в жизни супругов может образоваться пустота. Это время образование новых связей вне семьи, новый тип разводимости, после которого мужчине создать семью легче, чем его ровеснице - женщине. Если такого не происходит, то семье все равно нужна выработка новых установок и новых интересов. В этот период очень важна не только консультативная, но и организационная помощь семье в создании нового круга общения, поиска новых занятий, адекватных возрасту и интересам.

И период заката - существование семьи пожилых людей, все более зависимых от внешней помощи, все более подверженных болезням. Помощь специалистов здесь должна стать еще более всесторонней, чем прежде.

Рассмотрение жизненного цикла семьи и связанных с ним проблем ее членов показывает, что потребность в помощи социального семейного педагога своеобразна и конкретна на каждом из его этапов. Суть принципа социальной работы можно выразить пословицей: "Лучше научить человека ловить рыбу, чем накормить его рыбой”. Другими словами говоря, необходима переориентация с социальных пособий и гуманитарных акций на работу по активизации жизненного потенциала самой семьи. Сегодня, многих людей, воспитанных на дрожжах социального иждивенчества, важно привести к мысли, что добиться в своей жизни чего-либо можно, только если самим работать в меру своих сил и возможностей. Это, прежде всего, относится к алкоголикам, наркоманам, бомжам и т.д.

Таким образом, социальная работа с многодетной семьей должна быть такой, чтобы каждый член семьи получал адекватную помощь, и чтобы в этой помощи все больше места занимали модели саморазвития.

Для изучения многодетных семей характерны следующие факторы:

1. Типовые состояние семьи:

- эмоциональный комфорт;

- тревожность

- эмоционально – психологический дискомфорт и нервно – психические напряжение.

2. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый.

3. Особенности семейного воспитания:

- создание условий родителями для правильного развития ребенка: нормальные жилищно-бытовые условия; организация места для занятий; создание домашней библиотеки; наличие игровых уголков; контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима.

- родители развивают познавательные интересы ребенка (вместе с детьми слушают радиопередачи; читают книги; беседуют о прочитанном; ходят с детьми в кино; поощряют любимые занятия ребенка).

- родители оказывают помощь в учении, организации домашнего учебного труда.

- дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье.

- родители видят недостатки в воспитании своих детей.

4. Недостатки семейного воспитания.

5. Причины недостатков.

Для выявления отношений между детьми и родителями и между родителями используются:

1) беседа с родителями и детьми. Цель беседы: установить контакт с семьей; получить основные данные о семье (состав-полная, формально полная, неполная; количество детей, их возраст).

2) тест-опросник родительского отношения к детям; Опросник выявляет отношение родителей не ко всем членам семьи, а применительно к ребенку, исследуемого нами

3) наблюдение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...