Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Сознание, его сущность социальная роль.

Планы семинарских занятий по учебной дисциплине

ФИЛОСОФИЯ

 

 

Направление профилей подготовки   07.03.04; 08. 03.01  
Наименование профилей пдготовки Градостроительство; Промышленное и гражданское строительство
факультет   Архитектурно - строительный  

 

Планы семинарских занятий утверджены на

заседании кафедры социально – гуманитарных

наук

Протокол № 01 от «31» августа 2015 года

 

Заведующий кафедрой

социально – гуманитарных наук

 

к.ф.н., доцент Михайлов А.Н.

«31» августа 2015 года

 

Симферополь – 2015 г.

І. Целевая установка

Учитывая особенное значение философского знания для становления личности, формирования мировоззрения и профессиональной деятельности, изучение учебной дисциплины «философия» имеет целью познакомить студентов с предметом философии, с основными проблемами, с категориями философии в их становлении, рассмотреть философию как особую область знания и культуры, которая теоретически ставит и решает мировоззренческие вопросы, сформировать у студентов понимание специфики философского знания, выработать у них устойчивый интерес к философии, стремление к самостоятельному расширению своих знаний.

В результате изучения курса студент должен ЗНАТЬ:

¨ основные особенности исторического развития философии;

¨ основные проблемы, понятия, методы философии, особенности философского знания;

¨ место философии в культуре, ее значение для жизни человека и общества, для профессиональной деятельности.

УМЕТЬ:

¨ самостоятельно работать с философскими текстами;

¨ применять полученные знания для осмысления жизненных и профессиональных проблем;

¨ ориентироваться в литературе и расширять свои знания;

¨ расширить свои философские знания.

Студент должен быть ознакомлен с основными идеями и периодами философии и современными философскими проблемами.

 

ІІ. Общие методические рекомендации по проведению семинара

Семинар – один из наиболее сложных и в то же время активных форм обучения и воспитания студентов. Он предназначен для закрепления и углубления материала определенной темы.

Продолжительность семинара в институте определена программой и составляет 2 учебных часа. Распределение учебного времени по курсу предполагает 13 лекций и 9 семинарских занятий.

Формой проведения семинарского занятия по философии является творческое обсуждение студентами вопросов, поставленных в плане, подготовка ими рефератов, а также проверка знаний студентов путём тестирования.

Выступления студентов могут быть по их желанию или по вызову преподавателя. В обсуждение вопросов на семинаре вовлекается значительная часть студенческой группы, что предполагает активное изучение всеми студентами учебного материала и дополнительной литературы.

Такая форма проведения семинара не исключает и заранее подготовленных реферативных сообщений или запланированных выступлений отдельных студентов по некоторым наиболее актуальным проблемам.

В ходе семинарских занятий особое внимание преподаватель уделяет усвоению студентами философских понятий и их умелому использованию в своих выступлениях.

На семинарах студенты уточняют, дополняют и расширяют полученные на лекциях знания, отчитываются о выполнении домашних заданий, совершенствуют навыки работы с философскими текстами.

Выступления с рефератами, их защита, а также оппонирование рефератов своих коллег позволяют совершенствовать навыки устного выступления студентов, их умений отстаивать и доказывать свои мнения по обсуждаемым вопросам.

 

 

семинарское занятие № 1

 

ТЕМА: Предмет и функции философии, ее связь с другими науками.

Время: 2 часа.

 

Вопросы.

1. Предмет философии, её место в системе знаний. Основной вопрос философии.

2. Материалистические и идеалистические учения. Философский метод диалектики и метафизики.

3. Характеристика философских идей в Древней Индии и Древнем Китае.

 

Реферативные сообщения.

1. Материализм и идеализм как два основных направления в философии.

2. Диалектика как философский метод, её исторические формы.

 

 

Семинарское занятие № 2

 

ТЕМА: Проблема бытия и диалектики в античной философии. Общаяхарактеристика философии Средневековья.

Время: 2 часа.

 

Вопросы.

 

1. Учение о бытии и познании в античной философии. Основные школы античной философии (Фалес, Демокрит, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель)

2. Основные диалектические идеи, выдвинутые в этот период.

3. Борьба номинализма и реализма в средневековойфилософии

Реферативные сообщения.

1. Атомистический материализм Демокрита.

2. Учение Платона о природе и обществе.

3. Идеи Аристотеля – вершина греческой философии.

4. Наивная, стихийная диалектика древних философов.

 

 

 

Семинарское занятие № 3

ТЕМА: Эмпиризм и рационализм философии Нового времени.

Время – 2 часа.

Вопросы.

 

1. Характерные черты философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм, пантеистические идеи, гелиоцентризм (Бруно, Коперник, Галилей)

2. Материализм, атеизм и проблемы познания философии Нового Времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, П. Гольбах, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо), сенсуализм и рационализм философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза).

3. Немецкая классическая философия – вершина философии Нового времени. И, Кант, Г. Гегель, Ф. Фейербах.

 

Время: 2 часа

 

Реферативные сообщения.

1.Материалистические и диалектические идеи, выдвинутые философами эпохи Возрождения.

2.Ф.Бэкон – основоположник материализма Нового времени.

3.Оценка Ф.Энгельсом немецкой классической философии в работе: «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

 

 

Семинарское занятие № 4

 

ТЕМА: Характеристика состояния и развития философии в России вХVII-начале ХХ в.

Время: 2 часа

.

Вопросы.

1.Филосифия в России ХVII-XVIII в.

2.Особенности и характерные черты философии Х1Х века.

3.Философские идеи русских философов в начале ХХ века.

 

Реферативные сообщения.

1. Философские идеи М.В. Ломоносова.

2. Развитие российской философии в Х1Х веке. Философские идеи западничества и славянофильства. Философия В.С. Соловьёва

3. Особенности и характерные черты русской философии начала ХХ века (С.Н., Булгаков, Л. И. Шестов, П.А. Флоренский, В. В. Розанов, С.Л. Франк, И.А.. Ильин, Н.А. Бердяев

 

 

Семинарское занятие № 5

 

ТЕМА: Материализм и идеализм в европейской философии Х1Х – началаХХ века.

Время: 2 часа.

 

Вопросы.

 

1. Возникновение философии марксизма, ее особенности и основные идеи.

2. Позитивистские и иррационалистические течения европейской философии.

 

Реферативные сообщения.

1.Исторические условия и предпосылки возникновения марксистской философии.

2.Сопоставление и сравнение философских идей К. Маркса И В.И. Ленина..

3.Сущность учения Ф. Ницше о воле к власти.

 

Семинарское занятие №6

ТЕМА: Характеристика основных направлений современной западнойфилософии.

Время: 2 часа.

 

Вопросы.

1. Характерные черты и особенности современной западной философии.

2. Краткая характеристика основных философских школ (постпозитивизм, экзистенциализм, прагматизм, герменевтика, структурализм).

3. Западная философия о проблемах и перспективах развития цивилизации.

 

.

Реферативные сообщения.

1.Психоаналитические теории, их сущность и социальное содержание.

2.Аналитическая философия – новое течение в неопозитивизме.

3.Неотомизм и религиозный модернизм.

 

Семинарское занятие № 7

Тема: Бытие мира и его уровни. Научно – философское пониманиематерии.

Время – 2 часа

Вопросы

1. Сущность философского учения о бытии и его формах.

2. Формирование научно – философского понятия «материя». Мировоззренческая научная картина мира.

3. Современное философское понимание движения, пространства и времени.

Реферативные сообщения.

1.Бытие мира и его уровни.

2.Сущность философского понимания единства мира.

3.Современное естествознание о структуре материи.

 

 

Семинарское занятие № 8

Тема: Сознание, его сущность социальная роль.

Время –2 часа

Вопросы.

1. Отражение как всеобщее свойство материи и его формы.

2. Биологические и социальные предпосылки сознания.

3. Структура и функции сознания. Мышление и язык

4.Общественное сознание и его роль в обществе.

 

Реферативные сообщения.

1.Сознательное бессознательное в человеческой деятельности.

2.Роль идеологии в современном обществе.

3. Мораль как форма общественного сознания, возрастание её роли в современных условиях.

4. Религия и её роль в жизни современного украинского общества.

 

. Семинарское занятие № 9

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...