Психолого-педагогические основы учебно-познавательной деятельности
План изложения лекции 1. Теория познания окружающего мира как философская основа обучения. 2. Сущность процесса обучения. 3. Психолого-педагогические основы учебно-познавательной деятельности школьников. 4. Функции процесса обучения. 5. Движущие силы и противоречия процесса обучения.
1. Теория познания окружающего мира как философская основа обучения.
Вопрос: Как вы понимаете термин «познание»?
«Познание - процесс постижения сущности предметов и явлений» (Педагогический словарь)
С помощью чего человек познает действительность? Существуют различные формы и виды познания - это игра, труд, наука, искусство. С их помощью человек получает знаний об окружающем мире. Знания в опыте человечества стремительно возрастают, поэтому человеку, особенно ребенку, невозможно самостоятельно ими овладеть. Возникает потребность в процессе обучения. Обучение – есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Под его руководством ускоряется темп индивидуального развития человека. Ребенок за короткий промежуток времени узнает то, что в истории человечества познается в течение веков (например, грамматические формы языка). Чтобы правильно осуществлять процесс обучения, нужно представлять себе, как строится процесс познания, так как именно он лежит в основе обучения.
Как вы понимаете выражение «философская основа обучения»? С позиций диалектического материализма процесс познания строится следующим образом. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности». (В.И.Ленин).
Это, по сути, универсальная логика обучения. Рассмотрим ее этапы. Чувственное познание («живое созерцание»). В основе познания лежат процессы ощущения и восприятия.
Вспомните из курса психологии, что означают эти понятия. При организации восприятия нужно исходить из того, что обладает наибольшей пропускной способностью (зрительный анализатор, а также слух). На одну единицу информации надо дать две единицы пояснения. На восприятие информации влияют такие факторы: · частота передачи информации; · скорость (темп); · психического состояние обучаемого; · день недели; · часы занятий и др. Содержание восприятия зависит от задачи, поставленной перед учеником, мотивом его деятельности, установок, эмоций, а также интересов, убеждений и т.д. Абстрактное мышление. (понимание, осмысление, обобщение). А) В основе понимания – установление связи и отношений между предметами, явлениями, между старым и новым материалом; Б) Осмысление – анализ и синтез, сравнение, сопоставление, классификация, систематизация и др. А также это отношение к материалу, понимание его значимости; В) Обобщение – выделение общих существенных признаков предметов и явлений. Это выход на научные понятия. Они всегда абстрактны. На их основе делаются умозаключения, выводы, доказательства. 3. Применение знаний (практика). Осуществляется в разных формах и видах деятельности (упражнение в учебных целях, лабораторные работы, исследовательские задания, работа на пришкольном участке).
Сущность процесса обучения. Как же осуществляется сам процесс обучения? В чем его сущность? Обучение строится как двусторонний процесс.
Обучение
Преподавание Учение
Преподавание – это деятельность по организации и контролю за ходом и итогами организованного учения. В результате которой школьники усваивают содержание образования и развивают свои уимственные и творческие способности.
(Г.М.Коджаспирова)
Преподавание предполагает:
· Подготовительную работу учителя (годовое и тематическое планирование, планирование урока); · Деятельность передачи или организации усвоения содержания образования; · Деятельность, обеспечивающую обратную связь от учащихся к учителю, т.е. контроль за ходом и результатами учения.
Учение – деятельность учащегося по организации условий усвоения содержания социального опыта или его части; особым образом организованное познание; познавательная деятельность обучаемых, направленная на овладение суммой ЗУН, способов учебной деятельности. (Г.М.Коджаспирова)
Перечислите умения осуществлять действия по усвоению знаний. (работа с книгой, составление простого и сложного плана, конспектирование, реферирование, библиографическая работа, работа со справочным аппаратом, построение доклада и т.д.) Итак, рассмотрев сущность процесса обучения, дадим его определение. Работа с таблицами определений понятия разными авторами. Что общего в этих определениях? Какие особенности данного процесса они подчеркивают? Записать определения в тетрадь.
Работа по структурированию понятия, заполнение схемы.
Психолого-педагогические основы учебно-познавательной деятельности
Учение реализуется через учебно-познавательную деятельность
Учебно-познавательная деятельность – деятельность ученика по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку. Последовательность осуществления учебной деятельности:
· Принятие учебной задачи; · Анализ задачи, актуализация знаний, необходимых для ее решения; · Составление плана решения задачи; · Осознание способа решения учебной задачи; · Практическое ее осуществление · Рефлексия, контроль и оценка.
В начальной школе на основе любознательности, с которой ребенок приходит в школу, формируется учебно-познавательная деятельность. Самостоятельность, которую дошкольник проявлял в игре, преобразуется в учебную инициативность и самостоятельность суждений. У младших школьников формируется произвольность психических процессов (мышления, памяти, речи, внимания), поведения; возникает инициативность в познавательной деятельности.
У детей формируется знаково-символическая деятельность – умение читать графический язык, работать со схемами, таблицами, графиками, моделями. Активное включение в обучение моделей разного типа способствует развитию у младших школьников наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Особое место в развитии познавательной деятельности принадлежит воображению, без которого невозможно развитие мышления и творческой деятельности. Показателями сформированности учебно-познавательной деятельности к концу начального обучения являются следующие: · Умение обнаружить недостаточность своих знаний для решения учебной задачи нового типа; поставить перед собой задачу по поиску недостающих способов действий; · Умение выдвигать и проверять гипотезы о неизвестном (обращаясь к учителю, учебной и справочной литературе), находить средства для проверки этих гипотез; · Работать с моделями и схемами; · Оценивать и контролировать свои учебные действия и действия сверстников.
Важнейшим показателем является способность к рефлексии. Она проявляется: · В умение отличать известное от неизвестного, знании о своем незнании; способности определить, каких знаний не хватает для успешных действий; · В умении оценить собственные мысли и действия «со стороны», не считая свое мнение единственно возможным; · В умении критично (но не категорично) оценивать мысли и действия других людей. Способность к рефлексии – это важнейшая составляющая умения учиться, появление которого является центральным событием в психическом развитии младших школьников. Второй составляющей умения учиться является умение добывать недостающие знания и умения, пользуясь всеми культурными источниками информации: обращаясь к авторитетам, справочникам, текстам. В начальной школе умение учиться лишь зарождается. Его развитие и индивидуализация происходят позже.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|