Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинарское занятие № 8 «Стратегии исследования психического развития» (2 часа)

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Модуль 1. Категориальный аппарат психологии развития

Тема 1. Введение

1. Понятие «возраст», «рост», «развитие», «социализация»

Литература:

- Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М.,2012

- Сапогова Е. Е. Психология развития человека. - М.: "Аспект пресс", 2001

- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М., 2000.

- Психология человека от рождения до смерти. / Под ред. А.А. Реана. СПб., 2002

 

2. Проблема возраста. С 244-267

a. Подходы к периодизации развития

b. Кризисы развития

c. Структура возраста

d. Динамика развития, зона ближайшего развития

3. Проблемы детских возрастов. Подростковый возраст.

Литература:

- Выготский Л.С. Собрание сочинений т.4. –М.. 1984

 

Задание. Подготовить список монографий (по проблемам психологии развития) авторов, указанных в документе.

 

Семинарское занятие № 1 «Категория «развитие» в психологии и философии» (2 часа)

1.Общие подходы к пониманию «развития» в философии и психологии. Содержательный анализ категории развития на основе соединения двух принципов — развития и единства мира (Е.Ф. Рыбалко).

2.Методологические установки при подходе к проблеме развития в философии. Натурализм – развитие есть созревание имеющихся способностей, склонностей и т.д. Историзм – субъективизация (формирование субъектности человека).

3.Типы развития.Преформирующий тип – идея заданности стадий развития (эмбриональное развитие). Непреформирующий тип – путь развития не предопределен заранее (историческое развитие, развитие ребенка, онтогенетическое, психическое развитие).

4.Основные признаки развития: качественные изменения, появление новообразований, перестройка связей между сторонами объекта (Выготский Л.С., Вернер и др.).

Семинарское занятие № 2 «Психическое развитие – базовая категория психологии развития» (2 часа)

1.Развитие человеческой психики: специфика процессов развития по отношению к иным процессам (изменение, созревание) в живой и неживой природе. Специфика развития психики по сравнению с органическим развитием. Специфика психического развития человека по сравнению с психическим развитием животных.

2.Психическое развитие как созревание врожденных качеств (В. Прейер, Ст. Холл).

3.Идеи Клапареда о саморазвитии психики, саморазвертывании данных от рождения качеств, специфических механизмах, процесса развития – игре и подражании.

4.Психическое развитие как сохранение индивидуального темпа развития (В. Штерн).

5.Психическое развитие и развитие высших психических функций (Л.С. Выготский). Опосредствованный (через орудия, знаки, символы, речь) характер детерминации психических процессов и сознания социальными, культурно-историческими факторами.

6.Психическое развитие и развитие личности в детском возрасте (Л.С. Выготский, Л.И. Божович).

 

Семинарское занятие № 3 «Психология функционального развития» (2 часа)

1.Понимание функционального развития как развития (спонтанного) психических функций (Б.Г. Ананьев).

2.«Функциональное развитие» как развитие возможностей функционирования субъекта за счет усвоения конкретных форм общественного опыта, формирования новых для данного субъекта действий, образов и понятий (А.В. Запорожцу).

3.Фукцнионально-генетический подход к развитию П.Я. Гальперина.

4.Когнитивизм в психологии развития. Анализ психического развития в терминах логики познания и процессов переработки информации (А. Бинэ, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер, Н.Н. Подьяков, Ж. Пиаже, Дж. Брунер).

 

Модуль 2. Теоретические и методологические подходы в отечественной и зарубежной психологии развития

 

Семинарское занятие № 4 «Научные основы становления психологии развития как науки» (2 часа)

1. Биологические основы психологии развития в теории Ч. Дарвина и К. Линнея, философия Ф. Шеллинга и Г. Гегеля.

2. Формирование первых научных школ: теория научения И.П.Павлова, бихевиоризм Дж. Уотсона.

3. Борьба двух основных методологий в психологии развития: естественнонаучной и гуманитарной (Б.Ф. Ломов, В.Г. Ярошевский).

 

Семинарское занятие № 5 «Эволюционные идеи в психологии развития – методологическое основание изучения детского развития в естественно-научной парадигме» (2 часа)

1. Теория рекапитуляции (Ст. Холл).

2. Психическое развитие ребёнка (В. Штерн, Ш. Бюлер).

3. Теоретическая детская психология – исследование законов психической жизни и этапов психического развития детей (Э. Клапаред).

4. Проблемы развития детской психики (К. Бюлер).

5. Нормативное изучение процессов развития детей (А. Гезелл).

6. Психология и рефлексология развития (Н.И. Щелованов).

7. Генетический подход в психологии развития (Л.С. Выготский, К. Гроос).

Семинарское занятие № 6 «Гуманистическая парадигма в психологии развития» (2 часа)

1. Антропологический принцип в психологии развития (Л. Холлингворт, В.И. Слободчиков, Е.А. Сапогова).

2. Социо-культурный подход в исследовании развития (У. Бронфенбреннер, М. Коул, Э. Эриксон).

3. Всевозрастной подход П.Балтеса.

4. Концепция психического развития ребенка А.Валлона.

5. Концепция о контекстуальных переменных культуры, влияющих на человеческое развитие (Б Уайтинг, М. Коул, С. Скрибнер).

6. Поэтическая антропология и органическая психология (В.П. Зинченко).

Модуль 3. Культурно-историческая психология – методологическая основа отечественной психологии развития

 

Семинарское занятие № 7 «Концепция культурно-исторического развития психики человека Л.С. Выготского» (2 часа)

1. Учение о предмете и методе исследования развития.

2. Понятие психологического возраста как единицы анализа развития.

3. Понятие высших психических функций.

4. Закон развития высших психических функций и его теоретическое значение.

5. Принцип социально-исторической обусловленности психики человека.

6. «Истоpичность» психики и построение теории психического развития как истории развития сознания.

Семинарское занятие № 8 «Понятие о «социальном наследовании» как специфически человеческой форме фиксации видового опыта» (1 час)

1. Зависимость развития от содержания и структуры деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

2. Понятие ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

3. Психическая деятельность как продукт интериоризации внешней предметной деятельности субъекта (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец).

4. Проблема генезиса и равзития форм общения в онтогенезе (М.И. Лисина).

 

Модуль 4. Методы психологии развития

Семинарское занятие № 8 «Стратегии исследования психического развития» (2 часа)

1. Естественнонаучная и культурно-историческая парадигмы в исследовании психического развития.

2. Нормативная и индивидуальная траектории психического развития.

3. Основные направления теоретических и экспериментальных исследований в современной психологии развития.

4. Типы исследования (поисковые, критические, уточняющие и воспроизводящие).

5. Этапы исследовательской программы и стратегии исследования.

6. Кросс-культурные и мультиэтнические исследования, кросс-видовые исследования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...