Вопрос 3. Учет продажи продукции
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема: Учет готовой продукции и ее продажи План
Вопрос 1. Понятие готовой продукции и ее оценка Готовая продукция – конечный продукт производственного процесса предприятия. Это изделия и полуфабрикаты полностью законченные обработкой, укомплектованные, сданные на склад предприятия в соответствии с утвержденным порядком их приемки и готовые к реализации. Единица бухгалтерского учета готовой продукции выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением.
Организации могут осуществлять не только реализацию готовой продукции, но и продавать товары, работы или услуги.
Товары – это МПЗ, приобретенные или полученные безвозмездно от других юридических и физических лиц и предназначенные для продажи или перепродажи. Услуга определяется как деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Оценка готовой продукции Предприятиями могут применяться следующие виды оценки готовой продукции: - фактическая производственная себестоимость (полная и неполная); - нормативная себестоимость (полная и неполная);
- договорные цены; - другие виды цен.
Основные виды оценки готовой продукции: 1) по полной фактической производственной себестоимости (счет 40 не используется, общехозяйственные расходы списываются на счет 20) 2) по неполной фактической производственной себестоимости (счет 40 не используется, общехозяйственные расходы списываются на счет 90) 3) по полной нормативной или плановой себестоимости (счет 40 используется, общехозяйственные расходы списываются на счет 20) 4) по неполной нормативной или плановой себестоимости (счет 40 используется, общехозяйственные расходы списываются на счет 90) Основные виды оценки готовой продукции
Выбранный способ оценки готовой продукции должен быть закреплен учетной политикой предприятия. Вопрос 2. Синтетический учет выпуска готовой продукции
Синтетический учет наличия и движения готовой продукции осуществляют на активном счете 43 «Готовая продукция». Этот счет используется организациями отраслей материального производства. Готовые изделия, приобретенные для комплектации или в качестве товаров для продажи, учитывают на счете 41 «Товары». Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на сторону НЕ отражают на счете 43 «Готовая продукция». Фактические затраты по ним списывают со счетов затрат на производство в дебет счета 90 «Продажи». Синтетический учет готовой продукции может осуществляться в двух вариантах:
Ø без использования счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» Ø с использованием счета 40.
При первом варианте (без использования счета 40) оприходование готовой продукции при выпуске ее из производства оформляют бухгалтерской записью по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счета 20 «Основное производство» (Д-т 43 К-т 20). Если учет ведется по учетным ценам (по плановой или нормативной себестоимости, по договорным ценам и др.), то по окончании месяца исчисляют фактическую себестоимость оприходованной готовой продукции, определяют отклонение фактической себестоимости продукции от стоимости ее по учетным ценам и списывают это отклонение с кредита счета 20 «Основное производство» в дебет счета 43 «Готовая продукция» способом дополнительной бухгалтерской проводки или способом «красное сторно» (Д-т 43 К-т 20 – дополнительная проводка, если фактическая себестоимость больше учетной цены; Д-т 43 К-т 20 – красное стороно, если фактическая себестоимость меньше учетной цены).
При втором варианте (с использованием счета 40) синтетический учет готовой продукции осуществляют на счете 43 по нормативной или плановой себестоимости. По дебету счета 40 отражают фактическую себестоимость продукции (работ, услуг), по кредиту - нормативную или плановую себестоимость. Фактическую производственную себестоимость продукции (работ, услуг) списывают с кредита счета 20 (23,29) в дебет счета 40. Нормативную или плановую себестоимость продукции (работ, услуг) списывают с кредита счета 40 в дебет счетов 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи». Сопоставлением дебетовых и кредитовых оборотов по счету 40 на 1-е число месяца определяют отклонение фактической себестоимости продукции от нормативной или плановой и списывают с кредита счета 40 в дебет счета 90 «Продажи». При этом превышение фактической себестоимости продукции над нормативной или плановой списывают дополнительной проводкой, а экономию - способом «красное сторно». Счет 40 закрывают ежемесячно, и сальдо на отчетную дату он не имеет. Таким образом, составляются следующие проводки: Д-т 43 К-т 40 – плановая (нормативная) себестоимость Д-т 40 К-т 20 – фактическая себестоимость Д-т 90 К-т 40 – отклонение фактической себестоимости от плановой (дополнительная проводка или красное стороно).
Вопрос 3. Учет продажи продукции
Продажа продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю. В договорах на поставку готовой продукции указывают поставщика и покупателя, необходимые показатели по изделиям, цены, скидки, накидки, порядок расчетов, сумму налога на добавленную стоимость и другие реквизиты. Основанием для отгрузки готовой продукции покупателям или отпуска ее со склада обычно служат приказы отдела сбыта (маркетинга) организации. На основании товарно-транспортных, железнодорожных накладных и других документов на отпуск продукции на сторону в финансовом отделе или при его отсутствии в бухгалтерии выписывают в нескольких экземплярах платежные требования для расчетов с покупателями через банк. Оперативный учет отгрузки ведут в отделе маркетинга (сбыта) в специальных карточках, книгах или журналах. Для вывоза готовой продукции с территории организации представителям грузополучателя выдаются товарные пропуска на вывоз с территории предприятия товарно-материальных ценностей. Пропуском могут служить копии товарно-транспортных накладных или фактур, на которых делаются специальные разрешительные надписи. Для определения финансового результата от продажи продукции используется счет 90 «Продажи». Счет 90 «Продажи» предназначен для систематизации и накопления информации о доходах и расходах по ведению обычных видов деятельности организации. На нем формируется финансовый результат от основной деятельности, составляющей основную цель создания организации (от продажи готовой продукции, товаров, работ, услуг). Счет 90 «Продажи» активно-пассивный и операционно-результатный по назначению. Счет 90 имеет следующие субсчета: - 90/1 «Выручка»; - 90/2 «Себестоимость продаж»; - 90/3 «Налог на добавленную стоимость»; - 90/4 «Акцизы»; - 90/5 «Экспортные пошлины»; - 90/9 «Прибыль/убыток от продаж». По дебету этого счета отражаются расходы, связанные с продажей продукции (товаров, работ, услуг), а по кредиту – доходы от продажи продукции (товаров, работ, услуг). Сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету 90 определяется финансовый результат от продажи за отчетный период. При этом суммы прибыли списывают в дебет 90 с кредита счета 99 (Д-т 90 К-т 99), а сумму убытка обратной проводкой (Д-т 99 К-т 90).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|