Графические задачи на газовые законы
Графические задачи заслуживают особого внимания, ибо, как показывает опыт, они представляют наибольшую трудность для абитуриентов. Причина проста: этому типу задач в школьном курсе уделяют неоправданно мало внимания – решают одну-две задачи, притом формально, не вникая в суть. Кроме того, в школе ограничиваются изопроцессами, когда масса газа постоянна. Именно поэтому на вступительных экзаменах абитуриенты теряются и не знают даже, с чего начать и каковы методы решения. Напомним, как изображаются на диаграммах изотерма, изобара и изохора идеального газа. Можно выделить несколько типов графических задач. В задачах первого типа графически задается какой-то изопроцесс в явной или неявной форме. Для решения таких задач можно предложить следующий «план действий»: 1. Установить характер изображенного процесса (если он очевиден). Проиллюстрируем этот алгоритм примерами.
Решение. Прежде всего установим, что это за линии. Эти линии выражают прямо пропорциональную зависимость между объемом газа и его температурой, а это возможно для идеального газа только при изобарическом процессе, следовательно, изображенные линии графика – изобары.
Проведем изотерму до пересечения с обеими изобарами, а точки их пересечения спроецируем на ось ординат (объемов). Из построения видно, что V2 > V1. Поскольку при изотермическом процессе газ подчиняется закону Бойля–Мариотта: р1V1 = р2V2, то р1 > р2. Напомним, что все точки, лежащие на одной изобаре, соответствуют состояниям с одинаковым давлением. Читателю предоставляется возможность решить эту задачу путем построения изохоры и проецирования точек пересечения на ось температур (еще раз стоит напомнить, что выбор способа решения в задачах данного типа произволен).
Решение. Прежде всего обратим внимание на то, что линия графика не описывается ни одним из изопроцессов («неявная форма»). Проведем через начальную и конечную точки линии графика две изохоры. Проведя еще изобару (или, как вариант, изотерму) и, спроецировав точки ее пересечения с изохорами на ось Т, убедимся, что Т2 > Т1. При изобарическом процессе, по закону Гей-Люссака, V ~ T, следовательно, V2 > V1. А т.к. плотность и объем связаны обратной зависимостью (при данной массе), то r1 > r2, откуда следует, что газ расширялся, а значит, его плотность уменьшилась. В задачах второго типа в условии задан некий цикл, совокупность процессов, в результате которых данная масса газа возвращается в исходное состояние. Этот цикл может быть задан на разнообразных диаграммах: p, V; p, T; V, T и др. Как правило, в таких задачах требуется представить заданный цикл на других диаграммах. Эти задачи важны при рассмотрении первого закона термодинамики, когда совершается макроскопическая работа и происходит процесс теплообмена. Важно понимать, что цикл – это замкнутый процесс, и он должен быть замкнутым на любой диаграмме!
При решении предлагается следовать следующему алгоритму: 1. Установить характер процесса на данном этапе. Условимся для удобства обозначать ход процесса стрелками: – увеличение величины, Ї – уменьшение величины.
Решение. Проведем поэтапный анализ представленного цикла: 1–2: изохорический процесс; закон Шарля; р ~ T; р, T. 2–3: изотермический процесс; закон Бойля–Мариотта; р ~ 1/V; р¯; V 3–1: изобарический процесс; закон Гей-Люссака; V ~ T; T¯; V¯. Теперь результаты поэтапного анализа перенесем на диаграмму р, V.
Решение. Проведем поэтапный анализ: 1–2: изобарический процесс; закон Гей-Люссака; V~ T; V; T. 2–3: изохорический процесс; закон Шарля; р~ T; р¯; T¯. 3–4: изобарический процесс; закон Гей-Люссака; V ~ T; V¯; T¯. 4–1: изохорический процесс; закон Шарля; р ~ T; р; T.
Решение 1–2: изотермический процесс; закон Бойля–Мариотта; р ~ 1/V; р; V¯ 2–3: изобарический процесс; закон Гей-Люссака; V~T; V; T 3–4: изотермический процесс; закон Бойля–Мариотта; р ~ 1/V; р¯; V 4–1: изохорический процесс; закон Шарля; р ~ T; р¯; T¯. А вот блок задач с необычной постановкой условия. Впрочем, и они решаются достаточно стандартными методами, а известные формулы начинают играть новыми красками. Давайте убедимся в этом.
Решение. Проведем изотермы через характерные точки 1, 2, 3 и касательную к участку 1–2. Как следует из теории, изотермы, более удаленные от координатных осей, соответствуют более высоким температурам. В этом можно убедиться, используя методы, предложенные в предыдущих задачах.
Проходим по циклу: 1–1*: переход на более «высокую» изотерму, значит, температура растет. 1*–2: переход на более «низкую» изотерму, следовательно, температура понижается. 2–3: переход на еще более «низкую» изотерму, это означает дальнейшее понижение температуры. 3–1: переход на более «высокую» изотерму, значит, температура повышается. Как видим, ничего необычного в этой задаче нет, при решении использованы известные факты.
Решение. Проведем изохоры через характерные точки 1, А, В, 2. Проведем изотерму, пересекающую все изохоры, и спроецируем эти точки пересечения на ось р. Плотность r = m/V, т.е. плотность обратно пропорциональна объему. При изотермическом процессе р ~ 1/V. Таким образом, задача сводится к вопросу, каким изохорам соответствуют большие или меньшие объемы. Обратимся к графику: 1–А: р1 > рA Þ V1 < VA Þ r1 > rА Þ r¯. А–В: рВ > рА Þ VВ < VА Þ rВ > rА Þ r В–2: рВ > р2 Þ VВ < V2 Þ rВ > r2 Þ r¯ Итак, сначала плотность уменьшается, затем увеличивается и снова уменьшается. А это уже пример задачи, в которой «играют» формулы, позволяющие получить ответ, казалось бы, без конкретных данных.
Решение. В наших руках есть надежное «оружие» в виде уравнения Клапейрона–Менделеева! Применим его для двух произвольных состояний, учитывая, что в этих состояниях, по условию, давления одинаковы. Выразим объем через массу и плотность: V = m/r. Тогда: р1V1 = р1m/r1 = nRT1; р2V2 = p2 m/r2 = nRT2. Теперь остается разделить одно уравнение на другое: Но р1 = р2, значит, r1T1 = r2T2, или rT = const, или r ~ 1/T. Как известно, обратно пропорциональная зависимость изображается гиперболой. Точки ее пересечения с циклом и будут соответствовать состояниям с одинаковым давлением. Заметим: любые другие гиперболы, пересекаясь с линией графика, будут давать пары состояний с одинаковым (но уже другим) давлением.
И в заключение рассмотрим три примера, о которых говорилось выше, – задачи, в которых масса газа меняется. К сожалению, как правило, подобные задачи в школьном курсе не рассматриваются. Это и приводит к неприятностям на вступительных экзаменах: срабатывает «фактор неожиданности», и абитуриент теряется...
Решение. Запишем уравнение Клапейрона–Менделеева: По условию, T, M и R – постоянные, следовательно, m ~ рV. Рассмотрим процессы цикла поэтапно: 1–2: T = const, V = const; m ~ р; р; m 2–3: T = const, р = const; m ~ V; V; m 3–4: T = const, V = const; m ~ р; p¯; m¯ 4–1: T = const, р = const; m ~ V; V¯; m¯
Решение. Запишем уравнение Клапейрона–Менделеева: 1–2: р = const; T = const; V ~ m; m; V. Легко видеть, что ничего «необычного» в этих задачах нет, они решаются все теми же методами, которые рассматривались выше. Хочется надеяться, что после знакомства с ними у школьников и абитуриентов проблем уже не будет.
Решение. Запишем уравнение Клапейрона–Менделеева:. 1–2: T = const, р = const; V ~ m; V; m 2–3: T = const, р ~ 1/V; m = const; р¯ 3–4: T = const, V = const; р ~ m; p¯; m¯ 4–1: T = const, р ~ 1/V; m = const; р
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|