Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Филологический анализ поэтического текста

Практическое занятие № 10.

Лексико-семантические приращения в тексте. Анализ образной структуры текста

Теоретическая часть:

Повторите вопросы предыдущих занятий (членимость и связность текста, тема-рематические отношения, выразительные средства), подготовьтесь к проверочной работе.

Практическая часть:

Прочитайте текст и ответьте на вопросы

Un petit accident1

Зимний парижский закат, огромное панно неба в мутных мазках нежных разноцветных красок над дворцом Палаты, над Сеной, над бальной площадью Согласия. Вот эти краски блекнут, и уже тяжко чернеет дворец Палаты, сказочно встают за ним на алеющей мути заката силуэты дальних зданий и повсюду рассыпаются тонко и остро зеленеющие язычки газа в фисташковой туманности города, на сотни ладов непрерывно звучащего автомобилями, в разные стороны бегущими своими огоньками в темнеющих сумерках. Вот и совсем стемнело, и уже блещет серебристо-зеркальное сияние канделябров Площади, траурно льется в черной вышине грозовая игра невидимой башни Эйфеля и пылает в темноте над Бульварами грубое богатство реклам, огненный Вавилон небесных вывесок, то стеклянно струящихся, то кроваво вспыхивающих в этой черноте. И все множатся и множатся бегущие огни автомобилей, их разноголосо звучащего потока, — стройно правит чья-то рука его оркестром. Но вот будто дрогнула эта рука — близ Мадлэн какой-то затор, свистки, гудки, стесняется, сдвигаясь, лавина машин, замедляющая бег целой части Парижа: кто-то, тот, что еще успел затормозить в этой лавине свою быструю каретку, ярко и мягко освещенную внутри, лежит грудью на руке. Он в шелковом белом кашне, в матовом вечернем цилиндре. Молодое, пошло античное лицо его с закрытыми глазами уже похоже на маску.

1 Un petit accident— маленькое происшествие (фр.).

ЗАДАНИЕ К ТЕКСТУ:

1. Приведите примеры разных типов образных слов, употребленных в тексте И. А. Бунина.

2. Каким образом в контексте формируется новое значение слов: небо, автомобили, оркестр, город?

3. Определите, какие преобразования происходят в семантике (изменение лексико-грамматических сем, изменение иерархии сем, актуализация потенциальных сем и т.д.) в сочетаниях слов в предложении: Вот и совсем стемнело, и уже блещет серебристо-зеркальное сияние канделябров Площади, траурно льется в черной вышине грозовая игра невидимой башни Эйфеля и пылает в темноте над Бульварами грубое богатство реклам, огненный Вавилон небесных вывесок, то стеклянно струящихся, то кроваво вспыхивающих в этой черноте. С какими словами вступает в парадигматические отношения слово траурно? Какую роль в формировании подтекста играет словосочетание «огненный Вавилон»?

4. Какова проспективная функция заглавия “Маленькое происшествие”, если в словаре слово маленький имеет значения: 1) ‘небольшой по размерам’, 2) ‘ничтожный, незначительный’, а слово происшествие — ‘событие, нарушившее обычный ход вещей’? Как текст ретроспективно определяет семантику заглавия? Какова функция заглавия, написанного на французском языке, как соотносится интерпретация события в заглавии с авторской точкой зрения?

5. Выделите в тексте тематические группы слов. Какова их роль в организации содержания текста? Выпишите слова, имеющие общую сему ‘звук’, ‘цвет’, ‘движение’, в формировании каких художественных образов они принимают участие? Как их использование связано с развитием сюжета рассказа?

6. При помощи каких слов осуществляется авторская интерпретация описываемого события как театрального действа? Как эта развернутая метафора влияет на семантику других лексем, используемых в описании?

7. Какова роль имен собственных и местоимений-существительных в создании художественных образов? С какими лексическими и грамматическими свойствами данных слов она связана?

8. Подумайте, как при помощи лексических средств в тексте раскрываются концептуальные оппозиции ГАРМОНИЯ — ХАОС, ЖИЗНЬ — СМЕРТЬ, ПОДЛИННОЕ – ИГРА, ПРИРОДА — ЦИВИЛИЗАЦИЯ, МИР –ЧЕЛОВЕК.

9. Выделите основные композиционные части текста. Охарактеризуйте ССЦ в его составе. Почему текст оформлен как один абзац?


Практическое занятие № 11

Филологический анализ поэтического текста

Теоретические вопросы:

1. Понятие о сильной позиции текста. Основные сильные позиции и их краткая характеристика.

2. Ключевые слова текста. Заголовок как текстовый знак.

Практическая часть:

1. Прочитайте поэтический текст И.А. Бунина «Последний шмель», проведите его анализ, опираясь на задания после текста.

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,

Заунывно гудящий певучей струной,

Ты зачем залетаешь в жилье человечье

И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,

Безмятежны и жарки последние дни,

Полетай, погуди — и в засохшей татарке,

На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля!

Задания к тексту:

1. Проведите членение текста, охарактеризуйте единицы текста по способу организации речи, по модальному признаку, по типу связи между предложениями, типу речи, разновидности речи, средствам связи (лексические, грамматические, образные, ассоциативные).

2. Выделите тематические группы слов, их роль в формировании темы произведения, развитии сюжета. Приведите примеры разных типов образных слов, употребленных в тексте. Как в контексте формируется образное значение слов: шмель, последний, золотой, сухой, бурьян, дума?

3. Какова семантика заглавия?

4. Выявите, какие преобразования происходят в семантике слов в сочетаниях: черный бархатный шмель, золотое оплечье; ветер угрюмый; золотой сухой шмель и др. Какие слова формируют мотив смерти в тексте?

5. Коммуникативные регистры в тексте. Композиция текста.

6. Сравните данный текст с предыдущим («Маленькое происшествие»). Можно ли сказать, что это тексты "об одном и том же"? Если нельзя, то почему?

2. Установите авторство двух стихотворений о дожде. Проанализируйте тексты, покажите особенности авторской манеры в каждом из стихотворений.

1)Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет. А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит. 2) В тумане облачных развалин Встречая утренний рассвет, Он был почти нематерьялен И в форму жизни не одет. Зародыш, выкормленный тучей, Он волновался, он кипел И вдруг, веселый и могучий, Ударил в струны и запел. И засияла вся дубрава Молниеносным блеском слёз, И листья каждого сустава Зашевелились у берез. Натянут тысячами нитей Меж хмурым небом и землёй, Ворвался он в поток событий, Повиснув книзу головой. Он падал издали, с наклоном В седые скопища дубрав, И вся земля могучим лоном Его пила, затрепетав.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...