Программа учебной дисциплины
ФИЗИОЛОГИЯ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Направление подготовки
030300.62 - Психология
Присваиваемая квалификация (степень)
Бакалавр психологии
Форма обучения очная
Челябинск 2011 г
Содержание
1. Программа учебной дисциплины.…………………………………...……
|
|
1.1. Вводная часть ……………………………………………………..……
|
|
1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины ………………....
|
|
1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата....
|
|
1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ………………………...….………………
|
|
1.2. Структура и содержание учебной дисциплины….…………...………
|
|
1.3. Рабочая учебная программа …………………………………...………
|
|
1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля ……………………….…………………………
|
|
1.3.2. Лекции …………………………………………………..………..
|
|
1.3.3. Семинарские занятия……………………………...…
|
|
1.3.4. Самостоятельная работа студентов …………………...………...
|
|
1.4. Список литературы ……………………………………………..……..
|
|
2. Методические рекомендации преподавателю.……………………..……
|
|
3. Методические рекомендации студенту ………………………..………..
|
|
4. Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы …………………………………………………………………
|
|
5. Фонды оценочных средств.………………..………………………...……
|
|
Программа учебной дисциплины
1.1. Вводная часть
1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины
Цель - Познакомить студентов с современными представлениями о строении и функционировании центральной нервной системы.
Задачи.
1. Познакомить студентов с современным состоянием проблемы электрического возбуждения, с учением о потенциалозависимых ионных каналах и синаптической передаче.
2. Познакомить студентов с принципами организации управления в живых организмах
3. Показать роль ЦНС в осуществлении внутренней регуляции и адаптации организма.
1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина входит в естественнонаучный цикл, изучается на первом курсе. Она даёт студенту фундаментальные знания о закономерностях жизнедеятельности организма человека. Не располагая этими знаниями, психологу невозможно разобраться во всём многообразии функциональных проявлений организма, включая различные формы психической деятельности.
1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: строение и особенности функционирования центральной нервной системы
Уметь: Дифференцировать различные формы функциональных проявлений организма человека
Владеть: только на основе полученных знаний можно овладеть методами оценки состояния психической деятельности человека.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ООП ВПО по направлению подготовки психолога_:
а) общекультурных (ОК)
ОК-2 –понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии
б) профессиональных (ПК)
ПК-2 - отбор и применение психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией
1.2. Структура и содержание учебной дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы,
общий объем часов -144, в том числе:
· лекции 36 час.;
· семинарские занятия - 18 часов;
· самостоятельная работа 90 час.
· Форма контроля – экзамен
· Семестр – второй
Содержание дисциплины:
- Основы нейробиологии
- Физиология возбудимых тканей
- Основные нервные процессы в центральной нервной системе
- Функциональная морфология центральной нервной системы
- Нейрон и нейроглия
- Анатомические и физиологические особенности соматической и вегетативной нервной системы.
- Анатомия и физиология вегетативной нервной системы.
- Нейронная организация, функция и физиологическая роль гипоталамуса.
- Строение и функции лимбической системы мозга
- Нервные структуры, нейрогормональные механизмы в регуляции питьевого,пищевого, полового поведения
- Регуляция полового развития. Половая дифференцировка мозга.
- Организация бульбарного дыхательного центра.
- Терморегуляция организма
- Физиология боли.
- Нейрофизиология стресса
- Биоритмы и их регуляция
- Строение и функции лимбической системы мозга
- Регуляция полового развития
- Система терморегуляции организма.
1.3. Рабочая учебная программа
1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля
Таблица 1
Разделы дисциплины, виды, объем занятий и формы контроля (второй семестр)
№
| Наименование разделов, тем дисциплины
| Объем в часах по видам учебной работы
|
Всего
| Л
| С
| Самостоятельная работа
| Формы контроля успеваемости
|
| Основы нейробиологии.
|
|
|
|
| тест
|
| Основные закономерности эмбрионального и постнатального развития центральной нервной системы
|
|
|
|
| Собеседова-ние
|
| Физиология возбудимых тканей
|
|
|
|
| Тест
|
| Основные нервные процессы в центральной нервной системе
|
|
|
|
| Тест
|
| Функциональная морфология центральной нервной системы
|
|
|
|
| Собесед.
|
| нейрон и нейроглия
|
|
|
|
| Тест
|
| Понятие о регуляции и саморегуляции.
|
|
|
|
| Тест
|
| Системный принцип регуляции.
|
|
|
|
| Тест
|
| Анатомические и физиологические особенности соматической и вегетативной нервной системы.
|
|
|
|
| Тест
|
| Анатомия и физиология вегетативной нервной системы.
|
|
|
|
| Собесед.
|
| Нейронная организация, функция и физиологическая роль гипоталамуса.
|
|
|
|
| Собесед.
|
| Строение и функции лимбической системы мозга
|
|
|
|
| Тест
|
| Нервные структуры, нейрогормо-нальные механизмы в регуляции питьевого, пищевого, полового поведения
|
|
|
|
| Тест
|
| Регуляция полового развития. Половая дифференцировка мозга.
|
|
|
|
| Собесед.
|
| Организация бульбарного дыхательного центра.
|
|
|
|
| Собесед.
|
| Терморегуляция организма
|
|
|
|
| Собесед.
|
| Физиология боли.
|
|
|
|
| Тест
|
| Нейрофизиология стресса
|
|
|
|
| Собесед.
|
| Биоритмы и их регуляция
|
|
|
|
| Собесед
|
| Строение и функции лимбической системы мозга
|
|
|
|
| Собесед.
|
| Регуляция полового развития
|
|
|
|
| Собесед.
|
| Система терморегуляции организма.
|
|
|
|
| Собесед.
|
| Итого
|
|
|
|
|
|
( Л – лекции; С – семинары; СРС – самостоятельная работа студентов)
1.3.2. Лекции
Таблица 2
Темы лекций, их содержание
№
| Темы лекций
| Содержание лекций
| Часы
|
| Онтогенез центральной нервной системы
| Развитие мозга в пренатальном и постнатальном периодах онтогенеза. Общие сведения о нервной клетке
|
|
| Цитоплазматические мембраны возбудимых тканей
| Понятие о цитоплазматических мембранах. Механизмы транспорта веществ. Биопотенциалы и методы их регистрации
|
|
| Физиология возбудимых тканей
| Понятие о возбудимых тканях, их свойства: возбудимость, проводимость, лабильность, их количественные характеристики. Законы раздражения.
|
|
| Нейрон и нейроглия
| Нейрон- структурно-функциональная единица центральной нервной системы, строение, разновидности. Классификация нервных волокон. Особенности проведения возбуждения по миелиновым и безмиелиновым нервным волокнам. Клетки глии и их роль.
|
|
| Рефлекторная деятельность центральной нервной системы
| Понятие о рефлексе. Структура рефлекторной дуги. Синапс, структура и функциональная роль синапса, механизмы выделения медиаторов. Возбуждающие синапсы.
|
|
| Процессы торможения в центральной нервной системе
| Понятие о центральном, первичном и вторичном торможении. Нервные центры. Координация рефлекторной деятельности.
|
|
| Механизм нервно-мышечного функционирования, нервно- мышечный синапс
| Строение мышечных волокон, механизм сокращения, роль кальция, нервно-мышечный синапс, значение холинорецепторов.
|
|
| Сенсорные функции центральной нервной системы.
| Понятие о сенсорных системах. Анализаторы, структура и роль каждого звена. Классификация рецепторов. Проводящие пути. Функции ретикулярной формации и таламуса. Сенсорная кора.
|
|
| Роль центральной нервной системы в двигательной функции организма
| Локализация и функции двигательных центров, роль спинного мозга в регуляции функции мышц. Роль структур продолговатого, среднего мозга, а также базальных ганглиев и мозжечка в осуществлении двигательных функций
|
|
| Вегетативная нервная система
| Структура автономной нервной системы: центры, ганглии, пре- и постганглионарные нервные волокна. Характер симпатических и парасимпатических влияний на функции внутренних органов. Роль гипоталамуса и коры больших полушарий в регуляции вегетативных функций.
|
|
| Гормональная регуляция физиологических функций
| Механизм действия гормонов, гипоталямо - гипифизарные взаимодействия. Гормоны гипофиза. Функция щитовидной железы, поджелудочной, надпочечников и т.д. Роль половых желёз в развитии и функционировании нервной системы.
|
|
| Адаптация и стресс
| Особенности адаптационных реакций. Стресс и стадии развития стресса. Энергетический обмен в условиях стресса. Последствия стресса.
|
|
| Внутренняя среда организма, гомеостаз
| Гистогематические барьеры, механизмы регуляции параметров внутренней среды.
|
|
| Принципы управления в организме
| Роль информации, кодирование. Пути передачи и отбор информации. Управление параметрами внутренней среды.
|
|
| Механизмы регуляции кровообращения
| Местная, гуморальная, регуляция работы сердца и сосудов. Нервная регуляция кровообращения.
|
|
| Нейроэндокринные механизмы регуляции дыхания
| Понятие о регуляции дыхания.. Центры регуляции дыхания Значение в регуляции дыхания ретикулярной формации, продолговатого мозга. Гипоталамуса, больших полушарий головного мозга. Регуляция дыхания с механорецепторов лёгких.
|
|
1.3.3. Семинарские занятия
Таблица 3
Состав и объем семинарских занятий
№
| Наименование и краткое содержание занятия
|
Цель семинара
| Ко-личество ча-сов
| Литература (ссылка на номер в списке лит-ры) и/или электронный источник
|
| Электрофизиология возбудимых тканей
| Научиться ориентироваться в вопросах электрофизиологии возбудимых тканей
|
| Основная:1,2,4,8
Дополнит:13,22
|
| Законы раздражения и возбуждения
| Усвоить свойства живых тканей: возбудимость, лабильность, проводимость, а также законы раздражения
|
| Основная:1,2,3
Дополнит: 9,11,17
|
| Физиология синапсов
| Знать строение синапса, механизм передачи возбуждения в синапсе
|
| Основная:2,3,5,8
Дополнит.:2,12,23
|
| Нейрон и нейроглия
| Усвоить особенности структуры и функции нервной ткани, значение нейроглии для функции нервной системы
|
| Основная:2,7,8
Дополнит:14,24
|
| Торможение в центральной нервной системе
| Усвоение функциональной роли процессов торможения, особенностей проведения возбуждения в нервных центрах.
|
| Основная:1,2,3,8
Дополнит.:8,9, 1,3
|
| Сенсорные функции цен-тральной нервной системы
| Знать особенности структуры и функции всех анализаторов.
|
| Основная:1,5
Дополн:1,9,15
|
| Роль центральной нервной системы в организации двигательных реакций организма
| Усвоить локализацию и функции двигательных центров, разновидность двигательных рефлексов. Роль мозжечка, базальных ганглиев и коры головного мозга в организации двигательных функций организма
|
| Основная:3,4,5
Дополнит.:1,2,6,9
|
| Регуляция вегетативных функций
| Усвоить структуру и функции автономной нервной системы. Симпатическая и парасимпатическая части вегетативной нервной системы.
|
| Основная:1,2,3
Дополнит.:4,7, 10,15
|
| Нейроэндокринные механизмы регуляции кровообращения
| Усвоить механизмы местной, гуморальной и нервной регуляции кровообращения
|
| Основная:3,4,7
Дополнит:13,15,16,21
|
| Нейроэндокринные механизмы регуляции дыхания
| Знать центры, регулирующие процессы дыхания, т.е. значение ретикулярной формации, центров продолговатого мозга, промежуточного и больших полушарий. Механизм регуляции дыхательной функции организма.
|
| Основная:1,2,3
Дополн:1,4,
13,19
|
1.3.4. Самостоятельная работа студентов
Таблица 4
Состав и объём самостоятельной работы студентов
Номер раздела или темы
| Тема СРС
| Коли-
чест-во часов
| Литература (ссылка на номер в списке лит-ры) и/или электронный источник (ссылка на номер источника)
| Формы контроля успеваемости
|
| Основы нейробиологии
|
| Основная:1,2,4,8
Дополнит.:6,8,9
| Собеседование
|
| Основные закономерности эмбрионального и постнатального развития центральной нервной системы
|
| Основная:5
Дополнит.:6,8,15
| Собеседование
|
| Физиология возбудимых тканей
|
| Основная:1,2,4,8
Дополнит.:13,22
| Собеседование
|
| Основные нервные процессы в центральной нервной системе
|
| Основная:1,2,3,6
Дополнит.:4,5,17
| Собеседование
|
| Функциональная морфология центральной нервной системы
|
| Основная:1,5
Дополнит.:7,11,12
| Собеседование
|
| нейрон и нейроглия
|
| Основная:1,3
Дополнит.:14
| Собеседование
|
| Понятие о регуляции и саморегуляции
|
| Основная:1,2,3
Дополнит.:8,9,13
| Собеседование
|
| Системный принцип регуляции.
|
| Основная:1,3,7
Дополнит.:19,20,21,23
| Собеседование
|
| Анатомические и физиологические особенности соматической и вегетативной нервной системы.
|
| Основная:1,3,5
Дополнит.:15,16,24
| Тест
|
| Анатомия и физиология вегетативной нервной системы.
|
| Основная:5,8
Дополнит.:12,13,15,16
| Тест
|
| Нейронная организация, функция и физиологическая роль гипоталамуса.
|
| Основная:1,2,3,5
Дополнит.:1,2,4,9,11
| тест
|
| Строение и функции лимбической системы мозга
|
| Основная:1,2,4
Дополнит.:5,10
| собеседование
|
| Нервные структуры, нейрогормо-нальные механизмы в регуляции питьевого, пищевого, полового поведения
|
| Основная:3,5,8
Дополнит.:1,6,15
| собеседование
|
| Регуляция полового развития. Половая дифференцировка мозга.
|
| Основная:1,2
Дополнит.:3,6,9
| собеседование
|
| Организация бульбарного дыхательного центра.
|
| Основная:3,5
Дополнит.:4,9
| собеседование
|
| Нейрофизиология стресса
|
| Основная:1,3
Дополнит.:5,9
| собеседование
|
| Биоритмы и их регуляция.
|
| Основная:7,8
Дополнит.:13,15,24
| собеседование
|
| Строение и функции лимбической системы мозга.
|
| Основная:5,6
Дополнит.:5,15
| собеседование
|
| Регуляция полового развития. Половая дифференцировка мозга.
|
| Основная:3,5
Дополнит.:6,15
| собеседование
|
| Система терморегуляции организма, терморегуляционные рефлексы.
|
| Основная:1,3,6
Дополнит.:1,15,16
| собеседование
|
| Итого
|
|
|
|
1.4. Список литературы
а) Основная литература:
1. Алейникова Т.В., Думбай В.Н., Кураев Г.А., Фельдман Г.Л. Физиология центральной нервной системы. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2006
2. Анищенко-Глушковская Т. Г., Семячкина О. В., Шорина Л. Н., Игошева Н. Б.. Физиология высшей нервной деятельности. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2008.96с (для студентов-психологов)
3. *Бордуновская В.П. Физиология центральной нервной системыучебно-методическое пособие для студентов дневного и заочного отделений психологических факультетов.-Челябинск,2010
4. *Недоспасов В. О. Физиология центральной нервной системы — /М., 2006
5. *Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков-М.,Изд-во «ACADEMIA»,2007
6. «Физиологические основы здоровья человека» / Под ред. Б. И. Ткаченко, 2009.
7. *Циркин В. И., Трухина С. И.. Физиологические основы психической деятельности и поведения человека. — М, Медицинская книга, Н. Новгород, Из-во НГМА, 2006г.
8. Б.Г.Юшков, В.Г.Климин. Физиологии возбудимых тканей. – Екатеринбург, 2005. – 104 с.
б) дополнительная литература
1. Агаджанян Н.А.и др. Физиология человека. – М: Медицинская книга,2003. – 527 с.
2. Анохин П.К. Общие вопросы физиологических механизмов.-
М.Мед.книга,2001.
3.Анохин П.К. Проблемы высшей нервной деятельности. М., 1949.
4.*Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. - М.,
5*Анохин П.К. Физиология и патология лимбико-ретикулярного комплекса.
- М., 1968.
6.Аршавский И.А. Возрастная физиология. - Л., 1975
7.*Бехтерев В.М. Мозг: структура, функция, патология, психика. - М., 1994
8.Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология
(физиология развития ребенка) -М., Академия, 2009, 416 стр.
9.Васильев В.Н., Капилевич Л. В. Физиология: учебное пособие. Томск:
Изд-во Томского политехнического университета, 2010. – 290 с.
10.Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988
11.Коробков А.В., Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии:
Пособие для студ. мед. и биол. спец. вузов /Под ред. Н. А. Агаджанянана.
М.: Высш. шк., 1986. -351 с.,
12.Моренков Э.Д. Морфология мозга человека. М., 1978.
13.*Недоспасов В. О. Лекции по физиологии центральной нервной системы./
Медицинский вестник, № 6, 1996.
14.Ройтбак И.А. Функции нейроглии. 1982.
15.*Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков.-
-М.,Изд-во «ACADEMIA»,2004
16.Сеченов И.М.. Физиология нервных центров. М., 1996.
17.Смирнов В.М. Физиология человека. – Москва: Медицина, 2002. – 608 с.
18.Судаков К.В. Биологические мотивации. - М., 1971.
19.Судаков К.В. Общая теория функциональных систем. - М., 1984.
20.*Судаков К.В. Системная организация поведенческого акта. – М., 1987.
21.*Судаков К.В. Функциональные системы в норме и патологии. - М., 1999
22.Судаков К.В. Функциональные системы организма. - М., 1987.
23.*Фомин Н.А. Физиология человека. - М., 1995.
24.*Физиология человека / Под ред. В.М.Покровского М., 1998.
*– Данные источники имеются в научной библиотеке ЧелГУ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: