Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как убираются сложные узлы сознания.

Школа КИП им. К.Д.Кавелина

 

 

Составитель: Шевченко Г.С. Психолог г.Тюмень ______Г.С.Шевченко «___»______2017 г.   Рецензент: Милованова Н.Г. Профессор Кафедра педагогики и психологии ТОГИРРО ул.Малыгина, 73 г.Тюмень ________Н.Г. Милованова «___»______2017 г.

 

Программа дополнительного

Психологического образования взрослых

«Лучший психолог - ты сам»

 

 

Цель программы: научиться оказывать психологическую помощь самому себе.
Год создания:  

 

г.Тюмень

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

  «Вся человеческая жизнь есть сплошное усилие, направленное на то, чтобы изменить себя, приспосабливаясь то к самым низменным требованиям быта, то к самым возвышенным нравственным идеалам». А.А. Шевцов «Сила» с.466.    

Программа адресована любому взрослому человеку, желающему улучшить собственную жизнь и жизнь своих близких.

 

Цель программы:

Научиться оказывать психологическую помощь самому себе с помощью очищения от всего, что мешает мне жить здесь и сейчас.

 

Актуальность программы:

Любой человек, желающий сделать свою жизнь счастливей, может исправить то, чем он недоволен в себе. Для этого ему нужны инструменты

для работы над собой.

Существует много способов очищения сознания. Русский народ исконно знал, как очищаться. Наш народ считал, что своё горе можно поведать даже камню, а по воде послать весточку тем, с кем расстался навечно.

Эта программа познакомит учащихся с доступными способами очищения своего сознания.

 

Новизна и отличительная особенность данной программы:

Заключается в том, что она представляет школу Культурно – исторической психологии как самую перспективную из действительно психологических школ, прикладной и объяснительной.

КИ - психология действенный инструмент, который помогает человеку жить лучше, меняя себя и своё психологическое окружение в соответствии с его представлением о счастье.

Цель человека – жизнь и счастье, поэтому язык описания в культурно – исторической - психологии не искусственный, а живой, общедоступный, понятный бытовой язык, на котором любой русский или русскоязычный человек описывает свои действия и мысли, то есть «психологию».

Лучшим учебником по общей культурной психологии до сих пор остаётся книга К.Д. Кавелина «Задачи психологии», написанная в 1872 году. В ней дано обоснование возможности исследовать психику по предметам и явлениям культуры, по артефактам. А также проделано исследование способности сознания и мышления человека хранить, перерабатывать и использовать эти артефакты, а точнее, образы предметов и явлений.

Только в начале этого века появились первые утверждения русских психологов, считающих что предметом Психологии, то есть науки о душе, должна быть Душа. Напрямую эта задача была поставлена петербургским психологом И.П.Волковым.

В.П.Зинченко сделал несколько красивых исследований этого предмета, являющихся описанием души, как некой среды, позволяющей существовать в культуре.

 

Самое полное исследование в ключе культурно – исторической психологии, провёл А.А.Шевцов в книге Очищение. Том 2. Душа. Автор рассматривает не просто представления философов, психологов, богословов, мистиков о душе, но то, как это легло в собственные его представления и представления взрастившей его, а значит, и нас, культуры.

Сегодняшнее состояние психологии показывает, что естественнонаучные методы, построенные на количественных приборных измерениях, не в состоянии ухватить чего-то очень важного, сущностного в такой тонкой материи, как человеческое сознание.

Накопление общетеоретических знаний об устройстве мышления, постоянное экспериментальное исследование описанных этнографией и этнографической психологией традиционных народных методов воздействия на сознание привели к возникновению прикладной КИ – психологии, по материалам которой составлена данная программа.

Особую благодарность хочу выразить А,А.Шевцову - доктору психологических наук, профессору БПА, автору книг, которые помогли мне в составлении данной программы:
- Введение в общую культурно-историческую психологию;
- Общая культурно-историческая психология;

- Введение в прикладную культурно-историческую психологию;
- Прикладная культурно-историческая психология и др.

 

Педагогическая целесообразность:

Психология – точная наука, но действенной она становится лишь тогда, когда вы хотите действовать. Без человека и его усилий психология не работает. Настоящая прикладная психология работает только с теми, кто сам избрал действовать и менять свою жизнь.

За психологическими знаниями надо идти, когда понял, что пора менять жизнь и чувствуешь, что не хватает этих знаний.

 

Предмет КИ психологии:

Психическая среда (сознание), хранящая все те образы, которые мы создаём и накапливаем за жизнь.

Задачи:

- познакомить с предметами Общей и Культурно-исторической психологий;

- познакомить с археологией сознания;

- познакомить с практическими способами очищения сознания.

 

Условия реализации программы:

- предназначена для взрослых;

- носит общеразвивающий характер, позволяющий освоить программу каждому желающему, выбравшему путь работы над собой через очищение;

- обязательно наличие компьютера и интернета.

 

Режим организации учебных занятий:

- обучение индивидуальное с применением интернет - технологий.

 

Форма проведения занятий:

Самостоятельная работа по материалам, выложенным в интернете.

 

Итоги программы:

- программа является началом самостоятельной работы над собой;

- программа является ступенькой для знакомства с другими способам очищения сознания;

- данная программа не предусматривает подведение итогов, это личное дело каждого учащегося;

- отклики, вопросы, пожелания и замечания учащихся по программе приветствуются.

 

 

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  «Если миру суждено быть обновлённым, то это может совершиться изнутри нас». К.Д. Кавелин «Задачи психологии».  

1. Предметы Общей психологии и КИ – психологии.

Если предмет науки о душе – душа, то перед нами встаёт вопрос о методе, то есть о том, как её изучать. Методов или способов два.

Прямой, то есть прямое наблюдение и описывание души. Но это дело сложное на том уровне владения самонаблюдением, который у нас имеется.

Проще использовать опосредованный способ, наблюдая душу по её проявлениям. А проявляется она через две среды.

Через тело. И это прямой предмет психофизиологии или, что было бы точнее, телесной психологии.

И через сознание. Сознание же внутри себя воплощается в образы, а снаружи – в вещи и поведение людей, которое складывается в обычаи или культуру. И это предмет КИ – психологии.

Обе эти среды и обе соответствующие им науки, являются дополнительны-ми друг другу в деле познания истины о человеке и входят в Общую психологию.

Душа является предметом Общей психологии, как науки о душе.

Телесная психология и психология сознания, - являются вспомогательными орудиями, обеспечивающими Общую науку о душе дополнительными знаниями

о том, как душа проявляет себя в двух разных средах: тело и сознание.

Как бы мы ни стремились утвердить власть тел, душа всё же правит нами. Правит тем, что осуществляет выборы, которые управляют нашими действиями.

В обычной жизни мы исходим из целей, которые поставили себе. И если вопрос, который ставит перед нами жизнь, привычен, выбор осуществляется через цель, то есть разумом или мышлением. Но стоит только нам оказаться на пограничье исхоженного мира, как выбор отходит душе, и нужно приложить очень большое усилие, чтобы пройти не по ней, а по уму.

Кавелин делает очень важное психологическое описание человека:

«Он имеет власть над собой, над своими мыслями, чувствами, действиями и над тем, что кажется ему внешним миром, в том числе и над своим телом; но в тоже время он сознаёт, что они действуют непреложно, роковым образом, независимо от него, и что он, напротив, кругом зависим от них» (Кавелин, с.14 - 1872).

Эта мысль является основанием для всей прикладной психологии. Здесь поставлен вопрос о том, что определяет поведение, а значит, выборы и поступки людей. И вытекает этот разговор из описания среды, в которой подобные выборы рождаются – из впечатлений, которые какими-то душевными действиями превращаются во всё, что мы обнаруживаем в себе при самонаблюдении.

Пока нам не доступно прямое созерцание души, мы вынуждены будем считать предметом КИ – психологии как науки то, что Константин Кавелин называл психической средой и что на деле называется нашим сознанием, хранящим все те образы, которые мы создаём и накапливаем за жизнь.

 

2. Археология сознания.

Прикладная КИ – психологическая работа строится на том, что сознание человека состоит из множества культурных слоев, каждый из которых приходит исторически в своё время. Слои эти бывают крупные и мелкие.

Для работы над собой необходимо знать основные слои. Но ещё важней понять, что причина вашего определенного поведения может жить в одном слое вашего сознания, а проявляться она будет во всех, и все слои будут как-то искажаться ею. И при этом они сами будут искажать это поведение, так что его причина может совсем пропадать из восприятия.

Вот эти культурные слои: внизу – воспитание, над ним – ученичество, затем образование, а выше этого – та битва, которую мы называем жизнью. Но это именно то пространство, в которое мы вступаем, когда посчитали, что достаточно подготовлены для главного. Чаще всего это будет выглядеть как самый обычный быт, который является полем битвы за совершенство души.

Наше сознание имеет множество содержаний, в них легко себя запутать, все они по своей природе есть образы. Ничего, кроме образов, в сознании нет и быть не может. Все сложности – это сложности сочетаний образов разных видов. И поэтому, какой бы предмет мы не взяли для своего рассмотрения – воспитание ли, образование, - первый вопрос: какие образы лежат в основе этих понятий и чем они отличаются от образов других предметов?

А отличаться они могут либо по содержанию, либо по способу сочетаться, либо по сложности этих сочетаний. Но это всё культура, в которую и складываются образы. Иными словами, все различия подобных образований – культурные. Моя культура определяет отличия того, что правит моим поведением.

Значит, вопрос в том, как я обретал свою культуру.

А обретал я её постепенно, изучая этот мир, подражая другим, принимая те образы поведения, что насаждало взрастившее меня общество. Постепенно – значит поступательно, шаг за шагом, слой за слоем, и это уже история.

Так рождается предмет культурно-исторической психологии. Он путь к познанию моей души, путь, впечатавшийся в моё сознание, вынужденное приспосабливаться к миру, который я обнаружил, воплотившись. Следовательно, он – в помехах моему прямому познанию себя, и это очень важно понять: предмет психологии – не культура и не история, а помехи, которые они создают для наших душ и для нашего познания этих душ.

Помехи эти лежат слоями, в которые их уложила наша культура, а точнее, творящее её общество, взрастившее, воспитавшее и давшее мне образ.

Это мировоззрение позволяет понять путь души к своей цели. Путь сквозь мир.

Но как понять мир?

И тут начинаются культурно-исторические археологические раскопки. Начинаются они с верхних слоёв, с культурной пены. Сверху лежит то, что пришло последним…

 

3. Введение в практику.

Ребёнок всё детство постоянно обо что-то бьётся, трётся, режется, обжигается… И все это окружающее вначале внутри дома. Потом во дворе.

Что запоминает ребёнок? Точнее, что хранит его память?

Образ дома как места, где расположены Образы вещей и простейших взаимодействий со всем, что бьёт, трёт, колет, режет, обжигает, обмораживает, прищемляет... А так же с тем, кто гладит, дует, целует, ласкает, кормит, моет, греет…

Вот это и есть тот Мир, который лежит в памяти каждого из нас в самой глубине. Он постепенно расширяется до Двора, улицы, деревни, города, страны, планеты, вселенной… Впрочем это уже не важно. Расширять можно как угодно. Разум закладывается в Доме и на Дворе. На улицу выпускают только более или менее разумных детей. Там мы изучаем не столько простейшие взаимодействия, сколько простейшие взаимоотношения. То есть не Мир–природу, а Мир-общество.

Получается, что Образ Мира, лежащий в основе Разума – это наши знания об устройстве мира и о том, как в нём жить. Эти «знания» уложены в таком виде, что мы даже и не оцениваем их как знания и даже вообще не замечаем. Тем не менее, они очень действенны и правят всем. При этом самый ранний слой этих знаний целиком связан с прямыми взаимодействиями с природными явлениями. Но чем старше мы становимся, тем лучше мы познаём Мир-природу в доступной нам её части, и тем меньше налетаем на боль природных явлений. Но зато всё больше начинаем познавать Мир-общество. И это познание точно так же идёт через боль. Вначале телесную, которую причиняют нам другие люди, а потом и через душевную, значит как бы нематериальную боль. Пусть она нематериальна, но болит дольше телесной!

 

От этой боли нужно очищаться. Наш народ знал способы, как очищать свои душу и сознание, передавая, «пуская» их содержания на вещественный носитель, начиная с любой вещи и до огня, даже сама церковь советовала иногда записывать грехи на бумажку. Уже одно это записывание даёт изрядное очищение.

В восемнадцатом-девятнадцатом веках этот способ очищения души процветал в виде дневников и писем.

Вот несколько цитат из дневников писателей:

«Надеюсь, этот дневник, поможет мне разобраться в самом себе. Я хочу раскрыться весь, ничего не тая, с абсолютной искренностью и точностью...» (Жюльен Грин, 1928 г.).

«Дневник - это второе «я», двойник и соглядатай, и тайный собеседник, которому можно поверить все тайны, на который хочется взвалить все тяготы, все неудачи, все разочарования, вину и ответственность; дневник есть способ освободиться от самого себя» (Борис Хазанов, «Дневник сочинителя»).

«Спасибо тебе, дневник! Моё смятение улеглось. Я спокоен, я снова настроен миролюбиво. Только что перечитывал свою тетрадь, и за разговором с самим собой незаметно прошли утренние часы… Правда, эти страницы вовсе не предназначены для чтения, я писал их, чтобы прийти в себя и создать опору памяти» (Анри-Фредерик Амьель, 1847 г.).

 

Вот несколько советов для ведения дневника:

1.Не забывайте ставить дату.

2.Ни каких правил, вам не надо беспокоиться об орфографии, пунктуации, стиле.

3.Не ограничивайте себя рамками: сколько, когда и где вам следует писать.

4. Будьте искренни.

 

Если боитесь, что ваши записи прочитают, переходите к другому, более защищённому способу очищения сознания – писанке, она пишется на отдельном листке бумаге и по окончании работы сжигается или рвётся.

 

Существует два вида работ по очищению сознания с помощью писанки:

1.Просто облегчить душу, излить её (Слив, Список дел, Списки - лествицы).

2.Убрать сложный узел сознания (Кресение).

 

1. Способ, с помощью которого облегчается душевное состояние называется писанка.

Начинать писанку необходимо всегда с отметки числа и времени.

И отчеркнуть начало прямой линией.

С их помощью ты закрепляешься за настоящее (здесь и сейчас), тем самым устанавливая стража, который будет следить за твоим состоянием во время работы и обеспечит возвращение. После этого можно какое-то время просто писать (сливать) искренне все свои мысли обо всё сразу и о том, что болит.

Это называется Слив.

Сначала надо просто выпустить все метания мысли и написать обо всём, что само просится наружу. Выпустить все переживания последних дней, все заботы и записать по ходу список тех дел, что всплывут в памяти.

Это очень важная часть Слива – создание Списков дел, которые надо не забыть. В сущности, это перевод того, что затерялось в сознании в иное состояние. Вы записываете то, что до этого помнили с усилием, на бумагу, а сознание ваше становится чище, а вы сильней. И так до тех пор, пока не почувствуете, что вам достаточно. Заканчиваете писанку словами: «Пока всё».

Подчёркиваете эти слова и выходите в нормальное состояние.

 

Если вы чувствуете, что в сознании осталось что-то ещё, то задаёте себе вопрос: «Что ещё меня томит?». И выписываете списком всё, что пойдёт.

 

Далее из выписанных ответов составляются две колонки с вопросами:

 

Вопрос для работающей личности: «Что меня заботит?» Вопрос для переживающей личности: «Что меня тревожит?»
…. …..
…. …..
Каждый ответ пересматриваете и решаете как задачу или отменяете. К каждому ответу задаёте дополнительные вопросы:
  2.Действительно ли меня это тревожит?
  3.Что меня в этом тревожит?
  4.Почему меня это тревожит?
   
   
   

Всё, что выявится, - разрушители внутреннего уюта, а значит, и лада.

Человеку, который в ладу с самим собой, в себе должно быть уютно.

Все выявленные помехи уюту должны быть устранены.

Работа со списками - лествицами должна принести в вашу жизнь радость и облегчение.

 

 

Как убираются сложные узлы сознания.

Это следующая ступенька в работе с очищением сознания. Она даётся в программе Училищ русской народной культуры и называется Кресение.

 

Заключение

 

Дорогой друг, если у тебя получилось написать писанку от которой стало легче на душе, значит ты уже готов к путешествию в Сказку.

 

В 1934 году швейцарец Юнг опубликовал работу «Об архетипах коллектив-ного бессознательного», где заявляет: «… душа содержит в себе все те образы, из которых ведут своё происхождение мифы» и «благодаря тысячелетним усилиям человеческого духа эти образы уложены во всеохватывающую систему мироупорядочивающих мыслей».

Хорошо известным выражением архетипов являются мифы и сказки.

Но об этом поговорим в следующей программе, в которой ты научишься оказывать психологическую помощь себе с помощью путешествия в Сказку.

 

Словарь основных понятий КИП

 

Слово   Понятие   Примечание
Духовность Это то в человеке, что не является в нём телесным.    
Душа Это сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти.   Способна присваивать и осваивать ближайшее к ней сознание, связывая его памятью.
Кресение 1.Очищение нашего сознания от грязных, нечистых, инородных содержаний.   2.Очищение нашего сознания от помех спокойной и радостной жизни.    
Очищение Возвращение себя или возвращение утерянного Рая.    
Сознание 1.Духовная среда, заполняющая окружающее человека пространство и способная создавать и хранить образы.   2.Тонкоматериальная среда, находящаяся внутри и вне тела человека, из которой создаются и в которой хранятся мои образы.   3. Психическая среда, хранящая все те образы, которые мы создаём и накапливаем за жизнь.    

 

 

Список литературы

 

Кавелин К.Д. Задачи психологии. - СПб.:1872.

 

Кавелин К.Д. Взгдяд на юридический быт древней России //Собрание сочинений К.Д. Кавелина – Т.1. - СПб.:1897.

 

Шевцов А.А. Сила. Изд. «Роща», Иваново, 2016.

 

Шевцов А.А. Введение в общую культурно-историческую психологию. СПб.: 2000.


Шевцов А.А. Общая культурно-историческая психология. СПб.: 2007.

Шевцов А.А. Введение в прикладную культурно-историческую психологию. СПб.: 2007.

Шевцов А.А. Прикладная культурно-историческая психология. Иваново: Издательское товарищество «Роща Академии», 2012.

 

Шевцов. А.А. Очищение. В 3 томах Т. 2 Душа.- СПб.: 2005.


Шевцов. А.А. Очищение. В 3 томах Т. 3 Русская народная психология – СПб.:2006.

 

Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного// Архетип и символ/ Сост. и вступ. ст. А.М. Руткевича. – М.: Ренессанс, 1991.

 

Программы дополнительного психологического образования взрослых

 

№ п/п Название программы Цель программы Примечание
  Лучший психолог – ты сам Научиться оказывать психологическую помощь самому себе.  
  Путешествие в Сказку Научиться оказывать психологическую помощь себе с помощью Сказки  
  Путешествие в Несказку Научиться оказывать помощь себе с помощью друзей.  

 

Содержание

 

Титульный лист…………………………………………………………………... Пояснительная записка………………………………………………………… Содержательная часть…………………………………………………………. Заключение……………………………………………………………………….. Словарь основных понятий……………………………………………………. Список литературы……………………………………………………………… Список программ………………………………………………………………… Рецензии…………………………………………………………………………... Содержание……………………………………………………………………….  

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...