Понятие любовь. Теория любви.
Стр 1 из 9Следующая ⇒ «Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое». (Евангелие от Матфея. 13. 51-52). Культурно-историческая концепция непротиворечия научных и религиозных истин объединяет весь опыт, накопленный человечеством на протяжении 2000 лет и предлагает теории, основанные на научных, исторических и религиозных воззрениях. Федоров Н.Ф. родоначальник русского космизма отмечал, что христианство – единственная религия, способная вести человечество по пути ко всеобщему спасению, но до сих пор она не справляется с этой задачей по причине неправильного понимания «Благой вести» (63,с.532). Учение Иисуса Христа глобально. Оно охватывает период осознания человеком самого себя как создания Божия – исторический период с Рождества Христова до настоящего времени, вступление в новую экологическую нишу – освобождение, зарождение Веры, освоение и полное освоение новой экологической ниши - зрелость, мудрость (приобретение свободы от общества) и показывает выход в следующую экологическую нишу – обретение Бессмертия. Все заповеди Иисуса Христа способствуют продвижению человечества по пути прогресса на всём этом периоде, поэтому их нужно рассматривать крупномасштабно, с позиций развития, где обозначены наиболее ключевые моменты. Всё развитие мира подчинено диалектическим взаимосвязям, противоречиям, которые являются движущей силой и источником всякого развития. Гегель «впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии», писал К. Маркс. Только охватив и осмыслив взаимосвязь всех явлений и процессов современности можно понять пути дальнейшего развития и основополагающие законы, действующие при этом. Рассмотрим развитие понятия Любовь с философских позиций.
С философской позиции любовь – это интимное и глубокое чувство, устремленное на другую личность, человеческую общность или идею. Любовь включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющееся в этическом требовании верности. Любовь возникает как самое свободное и «непредсказуемое» выражение глубин личности; её нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть. Важность и сложность явления Любви определяются тем, что в нем, как в фокусе, пересекаются противоположности биологического и духовного, личностного и социального, интимного и общезначимого. В мифе и древнейших системах философии Любовь понимается как «эрос», космическая сила, подобная силе тяготения. Для греческой мысли характерно учение о Любви как строящейся, сплачивающей, движущей и соразмеряющей энергии мироздания. Даже Аристотель видит в движении небесных сфер проявление некоей вселенской Любви к духовному принципу движения – неподвижному перводвигателю. Другая линия античной философии Любви начинается с Платона, истолковавшего в диалоге «Пир» чувственную влюбленность и эстетический восторг перед прекрасным телом как низшие ступени лестницы духовного восхождения, ведущего к идеальной Любви, предмет которой – абсолютное благо и абсолютная красота (4,с.233-234). В ней Платон пересказывает миф об андрогинах, которые сочетали в себе мужское и женское начало. Они посягали на власть богов и попытались совершить восхождение на небо, чтобы напасть на богов. Зевс уже не мог мириться с таким бесчинством и придумал разрезать каждого из них пополам и тем самым положить конец их буйству. С тех пор свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую природу. «Итак, каждый из нас – это половинка человека, рассеченного на две камбалообразные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину» (64,с.8) «Таким образом, любовью называется жажда целостности и стремление к ней» (64,с.9). Далее Платон приходит к следующему выводу. «Но если любовь, как мы согласились, есть стремление к вечному обладанию благом, то наряду с благом нельзя не желать и бессмертия. А значит, любовь – это стремление и к бессмертию» (64,с.19). Главная линия учения Иисуса Христа – это Любовь. Через Любовь человек может стать совершенной личностью, в Любви сущность Бога, ибо Бог есть Любовь. Христианство можно назвать учением о Любви и Свободе, неразрывность, которых способствует духовному возрождению человека. Человечество на основе учения Иисуса Христа стало духовно развиваться. На протяжении 2000 лет оно стало центром и сердцем истории. И.Ф. Гете писал, что христианство стало «основой всякого образования и всякого развития»(14,с.171,183). Оно повлияло на все отрасли человеческого исследования и знания, на весь ход истории, на развитие философской мысли, изучение человека, как самобытного существа, соединяющего в себе Божественную и Земную природу. Многие философы обращались к теме познания сущности Любви. Спиноза радикально переосмыслил схоластическое понятие «интеллектуальной Любви к Богу»; это центральное понятие его «Этики» означает восторг мысли перед глубинами мирового бытия, не ожидающий для себя никакой ответной Любви из этих глубин (4,с.234). В эпоху Великой французской революции Любовь была понята как порыв, разрушающий рамки сословных преград и социальных условностей. Представители немецкого классического идеализма толковали Любовь как метафизический принцип единства, снимающий полагаемую рассудком расколотость на субъект и объект. Важнейшая линия осмысления Любви на протяжении 19 века связана с противопоставлением её рациональному буржуазному делячеству. В предельно обобщенном принципе Любви для Фейербаха лежит родовая сущность всех религий мира. На рубеже 19-20 веков Фрейд предпринял систематическое перевертывание платоновской доктрины Любви. Если для Платона одухотворение «эроса» означало его приход к собственной сущности и цели, то для Фрейда это лишь обман, подлежащее развенчанию переряживание «подавляемого полового влечения (либидо). В философии жизни Любовь выступает в качестве одного из синонимов «жизни», начала творческой свободы и динамики. Представители религиозного экзистенциализма говорят о Любви как о спонтанном прорыве из мира «Оно» в мир «Ты», от безличного иметь к личностному быть (4,с.234). Бурный расцвет рационального познания 20 века и развитие психологии повлекло за собой резкое разграничение взглядов на человеческое существо. Одно из них рассматривает, человеческое существо как своеобразный биоробот (существо близкое к животному), поведением которого можно и нужно управлять с помощью психологических законов (9,с.279). Другое, рассматривает человека как существо нравственное, наделенное потенциями к непрерывному развитию и самореализации (9,с.306). Любовь, творчество, рост, высшие ценности, смысл – именно эти понятия характеризуют базисные потребности человека. Другими словами, рост самосознания человечества подвел его к осознанию и четкому разграничению двух путей развития – регрессивного – человек - это животное, и прогрессивному – человек - это развивающееся существо, главной целью, которого является самоосуществление, самоактулизация, рост конструктивного начала человеческого «Я».
Далее рассмотрим некоторые исторические аспекты развития понятия Любовь во взаимосвязи с положением женщины на каждом историческом этапе. На всех этапах развития после Рождества Христова «в психике человека постоянно создавались все необходимые предпосылки для супружества по любви» (65,с.16). Однако общественные отношения возводили многочисленные и часто непреодолимые барьеры, которые делали почти невозможными такие браки. Стремление человека к любви отвечало объективной закономерности развития общества, а потому никакие трудности и преграды не могли его подавить (65,с.16). Любовь «сдвигала горы». Ради любви, ради настоящей любви, человек способен иной раз на такие поступки во имя другого человека, на которые он не был способен даже ради спасения собственной жизни (65,с.8). На протяжении всей истории человечества частнособственнические общественные отношения, собственническое отношение мужа к жене, преобладание материальных ценностей над духовными не позволяли женщине стать личностью. Чаще всего воспитание готовило её к тому, чтобы после замужества она могла безропотно служить мужу, которого ей выбрали родители. Супружеская жизнь была в большинстве случаев роком, судьбой, с которой в интересах собственного существования необходимо было мириться (65,с.18). Прочность, упорядоченность браков основывалась на экономическом и религиозном стимулах (65,с.18). Целомудренность молодых людей обоих полов старшие поколения пытались сохранить с помощью страха. Многие супружеские союзы были относительно прочны из-за страха божьего наказания. Жены из низших и средних слоев общества в большинстве случаев оставались «верными» своим мужьям также из-за страха. А развращенность имущих классов тщательно скрывалась обществом либо осуждалась только на словах (65,с.20). Общественное мнение, церковь, государство и весь прочий общественный механизм строго охраняли права главы семьи – мужа. Муж в семье был главным авторитетом. Жена, не имеющая собственного дохода, должна была без возражений мириться с самоуправством мужа (65,с.19). Жан-Жак Руссо в сочинении «Эмиль, или о воспитании» пишет: «Итак, женщина не только должна быть верной, но и почитаться таковой своим мужем, своими близкими, всем светом. Она должна быть скромной, заботливой, сдержанной и не только сама сознавать свою добродетель, но и быть добродетельной в глазах всех и каждого» (66,с.100). Он даже прощает женщинам их природную хитрость, её он называет умом. «… присущий её полу ум, благодаря которому она добивается от нас всего, что ей потребно, и берет над нами верх, воспользовавшись нашими преимуществами»(66,с.109). Иммануил Кант с присущим ему рационализмом, в «Антропологии» пишет: «Она не спрашивает о воздержанности мужчины до брака; для мужчины же вопрос о целомудрии женщины бесконечно важен. – Замужние женщины смеются над нетерпимостью (ревностью мужей вообще); но это только шутка; незамужняя женщина судит об этом с большей строгостью. – Что касается ученых женщин, то они пользуются книгами примерно так же, как своими часами: они носят их только для того, чтобы показать, что у них есть часы, хотя обычно эти часы у них не ходят или неверно показывают время» (67,с.134-135). Гегель в «Философии права» пишет: «Женщины могут обладать остроумием, вкусом, изяществом, но идеальным они не обладают. Различие между мужчиной и женщиной такое же, как различие между животным и растением: животное больше соответствует характеру мужчины, растение больше – характеру женщины, ибо она больше представляет собою спокойное раскрытие, получающее своим началом более неопределенное единство чувства. Если женщины находятся во главе правительства, государство находится в опасности, так как они действуют не согласно требованиям всеобщего, а исходя из случайной склонности и мнения. К женщинам образование приходит неведомыми путями, как бы в атмосфере представления, больше из жизни, чем посредством приобретения знаний, тогда как мужчина достигает своего положения только посредством завоеваний мысли и многих технических усилий» (68,с.212). Марксизм поднимает отношение к женщине как к равному существу. К. Маркс указывает: «В отношении к женщине, как к добыче и служанке общественного сладострастия, выражена та бесконечная деградация, в которой человек оказывается по отношению к самому себе, ибо тайна этого отношения находит свое недвусмысленное, решительное, открытое, явное выражение в отношении мужчины к женщине и в том, как мыслится непосредственное, естественное родовое отношение… Отношение мужчины к женщине есть естественнейшее отношение человека к человеку. Поэтому в нем обнаруживается, в какой мере естественное поведение человека стало человеческим, или в какой мере человеческая сущность стала для него естественной сущностью, в какой мере его человеческая природа стала для него природой» (69,с.164-165). К.Маркс вскрывает сущность экономических частнособственнических взаимоотношений: «Уже согласно этому определению деньги являются, следовательно, всеобщим извращением индивидуальностей, которые они превращают в их противоположность и которым они придают свойства, противоречащие их действительным свойствам. … Они превращают верность в измену, любовь в ненависть, ненависть в любовь, добродетель в порок, порок в добродетель, раба в господина, господина в раба, глупость в ум, ум в глупость…. Предположим теперь человека и его отношение к миру как человеческое отношение: в таком случае ты сможешь любовь обменивать только на любовь, доверие только на доверие и т.д. Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно-образованным человеком» (69,с.166-167). В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс отмечают: «Уничтожение семьи! Даже самые крайние радикалы возмущаются этим гнусным намерением коммунистов. На чем основана современная, буржуазная семья? На капитале, на частной наживе…. Буржуазная семья естественно отпадает вместе с отпадением этого её дополнения, и обе вместе исчезнут с исчезновением капитала…. Впрочем, нет ничего смешнее высокоморального ужаса наших буржуа по поводу мнимой официальной общности жен у коммунистов. Коммунистам, нет надобности, вводить общность жен, она существовала почти всегда. Наши буржуа, не довольствуясь тем, что в их распоряжении находятся жены и дочери рабочих, не говоря уже об официальной проституции, видят особое наслаждение в том, чтобы соблазнять жен друг у друга. Буржуазный брак является в действительности общностью жен. Коммунистам можно было бы сделать упрек разве лишь в том, будто они хотят ввести вместо лицемерно-прикрытой общности жен официальную, открытую. Но ведь, само собой разумеется, что с уничтожением нынешних производственных отношений исчезнет и вытекающая из них общность жен, т.е. официальная и неофициальная проституция» (70,с.169). Дальнейшее прогрессивное развитие общества привело в 20 веке к понятию «Свободная любовь». Марксизм внес свой неоценимый вклад для «устранения такого положения женщины, когда она является простым орудием производства» (70,с.169). Но уже В.И.Ленин в письмах к И.Ф.Арманд предупреждает, что понятие свобода любви может трактоваться по- разному. Он указывает, что в буржуазном обществе свобода любви будет понята как свобода: 1.от серьёзного в любви; 2.от деторождения; 3. свобода адюльтера и т.д. (71,с.199). Он же предсказал будущую сексуальную революцию. В беседе с Кларой Цеткин В.И.Ленин говорил: «… в эпоху, когда рушатся могущественные государства, когда разрываются старые отношения господства, когда начинает гибнуть целый общественный мир, в эту эпоху чувствования отдельного человека быстро видоизменяются. Подхлестывающая жажда разнообразия в наслаждениях легко приобретает безудержную силу. Формы брака и общения полов в буржуазном смысле уже не дают удовлетворения. В области брака и половых отношений близится революция, созвучная пролетарской революции» (72, с.48). Мотивы абсолютной свободы Любви подхватываются экзистенциалистами. Великая Отечественная война 1939-1945г. повлияла на психику людей, подточив традиционные моральные устои. По окончании войны браки заключались довольно поспешно, супруги стали чаще прибегать к узаконенному праву разводиться (65,с.23). После существовавших формально суровых религиозных запретов в области сексуальной жизни стрелка истории поворачивается на ослабление правовых и церковных запретов в области безбрачных отношений (65,с.24). Кончилась эра нагнетания страха, притеснения, экономической беспомощности женщины, изменилась её жизнь, ликвидировалась отсталость и зависимость женщины от главы семьи (65,с.24). Отсутствие религиозных, воспитательных и осмысленных философских основ жизни в 60-х годах прошлого века привело к возникновению новых молодежных течений. Огромную роль в этом процессе сыграла Вьетнамская война, которая сопровождалась смертью множества людей. Одним из самых значительных из них было движение Хиппи. Хиппи становились преимущественно не из-за моды, а из-за твердых личных убеждений и нежелания подчиняться несправедливым правилам социума (73). Конечно, это было не просто социально-политическое веяние. Музыка, стала мощным и объединяющим инструментом молодежных течений. Тогда, в середине двадцатого века, революционным открытием музыкальной культуры стал рок-н-ролл. Новая музыка стала символом новой культуры. Начало всего этого безумия, творившегося в США в 60-е годы, совпало с выходом за пределы медицинского использования только появившегося психоделика - ЛСД, и впоследствии эти два события слились в единое. Таково было начало Хэппининга. Эпицентром развития движения хиппи стал американский город Сан-Франциско. Сан-Франциско в середине шестидесятых – это было совершенно отдельное место во времени и пространстве."Повсюду было безумие, всегда… Повсюду летали искры… Было абсолютное фантастическое ощущение, вселенское ощущение, что то, что мы делаем - это правильно, что мы побеждаем. И это ощущение неизбежной победы над силами зла, над силами прошлого, нет не в военном смысле, конечно, – нам это было не нужно, - наша энергия должна была победить. У нас было движение, мы были на вершине огромной и прекрасной волны…" - это слова Хантера Томпсона, известного журналиста той эпохи, сделавшего свой вклад в культуру хиппи. Так, молодые хиппи несли с собой мир и любовь, осуждая любое насилие. Это были битники, многие из которых вели бродячий образ жизни. Им не нужно было богатство, им не нужна была борьба за деньги и власть; это были просто дети солнца и цветов, дарившие окружающим безмятежные улыбки (73). Молодежные движения оказали огромное влияние на социальную жизнь общества своим массовым эмоциональным подъемом. Идеи свободной любви мощно укоренились в сознании людей. Но в коллективном бессознательном человечества оно укоренилось именно так, как и предполагал В.И.Ленин, т.е. свободная любовь стала равнозначной понятию свободы половых отношений. Это привело к тому, что отношения мужчины и женщины превратились в вожделение, к половым сексуальным отношениям, в которых проявляется распущенность и падение морали. Современное общественное мнение культивирует потребительский образ мышления. За вершину жизненных ценностей выдаётся максимальный комфорт. Подстегивается мечта людей о материальном престиже, который становится идолом современного общества. Ценность человека, престижность человека измеряются в первую очередь его материальными возможностями, его умением создавать капитал. Многие женщины стали оценивать мужчин с точки зрения их возможности приобрести дорогой автомобиль, загородную виллу, тратить средства на путешествия, покупать вещи в самых лучших магазинах и т.д. «Подруга» с такими требованиями обходится дорого. Однако это престижно. Подобные желания порождают жадность, стремление к наживе, к сексуальным извращениям. Молодые мужчины, приспосабливаясь к такой эволюции, используют «свободную любовь» до пресыщения. Вполне естественно, что женщина становится чем-то вроде престижного потребления товаром, у мужчин падает уважение к женщинам. Свободные сексуальные отношения приводят к тому, что секс становится банальным до омерзения, он превращается в навязанное потребление, несущее с собой потерю духовной связи между людьми (65,с.21). Становится неприличным говорить о любви. Распространяется общественное мнение о том, что в жизни существует физиологическое удовлетворение сексуальных потребностей, а не радость слияния двух любящих сердец. Любовь как могучая сила, соединяющая мужчину и женщину, находится под угрозой (65,с.21). «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь. (Евангелие от Матфея. 24. 12). Таким образом, можно констатировать факт, что развитие общества подошло к моменту осознания существующей действительности и процессу формирования нравственных религиозных норм с точки зрения научного подхода с учетом всего исторического опыта.
Современное общество напоминает общество, возникшее после вкушения Евой плода познания добра и зла, т.е. первобытнообщинное общество зарождения социальных отношений, основанных на частной собственности. Современный человек, более напоминает животное, он впал в безнравственную дикость, человеческие отношения заменены на силовые воздействия, которые оказывает каждый член общества друг на друга. Свобода женщин привела к еще большему эмоциональному всплеску, т.е. силовому воздействию. Мужчины не выдерживают эмоционального натиска женщин, средний возраст их жизни снижается. Они чаще болеют сердечнососудистыми и другими заболеваниями (9,с.52). Все это свидетельствует о кризисе морально-нравственных устоев общества, о том, что человечество подходит к этапу осознания освоения новой экологической ниши – ниши свободного человека. Культурно-историческая концепция предлагает положения, которые внесут ясность в понятия Любовь, Свободная Любовь, отношения мужчины и женщины – Земная Любовь, Божественная Любовь. Она показывает путь прогрессивного развития, с точки зрения научных и исторических истин. Основное положение культурно-исторической концепции заключается в том, что все идеи философской мысли, все концепции исторического развития человечества, вся информация является по существу истинной. Осмысление того или иного принципа зависит лишь от количества сознания, от исторического опыта, от анализа и синтеза объективно существующей реальности. Историческое время современности характерно падением морально-нравственных религиозных устоев с одной стороны, и развитием научного познания, которое поднялось до уровня научного осознания морально-нравственных принципов мироздания с другой. Представим религиозные и научные аспекты, позволяющие приоткрыть завесу понятия Любовь. Начнем рассмотрение с объектов любви, т.е. выделим основные объективно существующие характеристики и отличия мужчины и женщины. Научные познания в области исследований различий мужчины и женщины показывают, что половые различия (мужское-женское) существуют на генетическом, морфологическом, физиологическом, психологическом и социальном уровне. Половые различия на генетическом уровне определяются структурой 23-й пары хромосом. Мужественность-женственность является причиной сочетания половых хромосом: Х-женская хромосома, Y- мужская хромосома. Женщины имеют ХХ-хромосомы, а мужчины –XY-хромосомы. Яйцеклетка матери всегда содержит Х-хромосому. А сперматозоид отца может нести либо Х-хромосому, либо Y-хромосому. Для зачатия мужского эмбриона необходимы Х и Y хромосомы плюс микроскопический кусочек материи H-Y антиген, который находится снаружи половых мужских клеток и побуждает Y-хромосому направить развитие зародыша по мужскому пути. Мужской зародыш не только с трудом сохраняет свой пол в период половой дифференциации, но и более уязвим: большинство выкидышей – мужские зародыши (9,с.43-44). У мужчин и женщин наблюдается различие обменных метаболических процессов. У женщин обменные процессы характеризуются преобладанием анаболических процессов, включающих ориентацию на питание, интеграцию, сохранение энергии, что обеспечивает повышенную выживаемость женского организма. У мужчин преобладают катаболические процессы, связанные с расходом энергии, размножением, дезинтеграцией (9,с.45). Физические различия мужчины и женщины связаны с их жизненными функциями. Мужчины, выступая как преобразователи внешнего мира, могут, как созидать, так и разрушать его, являются новаторами в освоении времени и пространства, новых сфер деятельности. Выполнение этой жизненной функции достигается за счет следующих физических качеств: высокий рост и конечности, широкие плечи, выявленный рельеф мышц, физическая сила, большой вес за счет костной ткани и скелета, грубая кожа, выраженный волосяной покров на теле – все эти физические качества необходимы для выполнения физических нагрузок, для борьбы и активного преобразования внешнего мира (9,с.45). Женщины, выполняя жизненную функцию сохранения человеческой жизни и человеческого рода, стремятся стабилизировать все, сохраняя мир, покой, благополучие, достигнутые успехи в семье и обществе – выполнение этой жизненной функции продолжения и сохранения человеческого рода обеспечивается за счет специфических физических качеств: широкой таз, преобладающее туловище по сравнению с конечностями, грудной тип дыхания, развитые грудные железы напрямую влияют на деторождение и кормление младенца, а выраженная жировая ткань (на боках, бедрах, ягодицах) является своеобразным «хранилищем оперативной энергии». Эстетичность женского тела, его округлость, красивые волосы, гладкая нежная кожа – обеспечивают привлекательность женщине (9,с.45). Женщины легко приспосабливаются на индивидуальном уровне к внешнему миру, но они в то же время более подвержены действию популяционных и видовых закономерностей, их поведение в большей степени биологически детерминировано. Специфика мужской психики предполагает большее разнообразие типов мужской психики при значительно меньшей способности к выживанию в неблагоприятных условиях. Поэтому признаки вырождения в любой популяции обнаруживаются, прежде всего, у мужских особей (9,с.46). Таким образом, морфологические и физиологические половые различия проявляются в специфике строения тела и половых органов, в отличиях гормональной сферы и пропорции гормонов, в особенностях внешнего облика, в уровне протекания физиологических процессов, степени физической силы, в строении и функционировании головного мозга (9,с.47). Современный этап развития характерен тем, что на социальном уровне женщины часто стараются походить на мужчин, что во многом вызвано социальной необходимостью: в обществе наиболее поощряются мужские стереотипы поведения, мужчины имеют преобладающие социальные привилегии в социальном статусе, в уровне власти и т.п. Поэтому многие женщины часто усваивают мужские манеры поведения, осваивают грубые «не женские» виды работы или спорта, стремятся «сделать карьеру», проявляют агрессивность, властность (9,с.49). Эти проявления обусловлены бессознательными факторами, влиянием коллективного бессознательного человечества. Существуют половые различия и на стрессовые ситуации: по исследованиям Б.Г. Ананьева женщины в отличие от мужчин, реагируют на саму стрессовую ситуацию, а мужчины расходуют энергию еще до наступления реальной ситуации стресса лишь на само представление об экстремальной ситуации, но для отдельных мужчин это может заканчиваться крахом, т.к. они энергетически уже израсходовали себя (9,51). В учебных стрессовых ситуациях часто преимущество у женщин, но в реальных производственных и житейских ситуациях преимущество у мужчин, поскольку они проявляют большую активность в разрешении проблем, имеют преимущества в скорости и координации движений, в ориентации в пространстве, в математическом и логическом решении проблем, в хладнокровии. Беспокойство, эмоциональность и озабоченность женщин затрудняет для них решение личных, житейских и производственных стрессовых ситуаций, обуславливает их подверженность стрессам, нервным и психическим расстройствам. Женщины чаще говорят о своих бедах, чем мужчины, чаще испытывают страхи, тревогу, у них чаще бывают неврозы и психические расстройства, но мужчины, внешне мало проявляя свою тревогу и невротические симптомы, испытывают больший негативный эффект стрессов на свое физическое здоровье: смертность от инфарктов и стрессов от неудач на работе, невозможности обеспечить свою семью – удел мужчин (9,с.51). В целом, подводя итог, отметим, что существуют следующие основные психологические половые отличия и функции: Мужчина – 1. Преобразователь внешнего мира, новатор; 2. Превосходство в математических рассуждениях, техническом мышлении; 3. Превосходство ориентации в пространстве и времени, скорости и координации движений; 4. Эмоциональная лабильность (устойчивость).
Женщина – 1. Сохранение человеческой жизни и человеческого рода; 2. Приспосабливаемость; 3. Высокая степень выживания в объективной реальности; 4. Высокая эмоциональность. Таким образом, можно выделить главную психологическую функцию, отличающую мужчину от женщины:
Мужчина – преобразование внешнего мир а, он является созидателем, новатором, его деятельность направлена во внешний мир (созидание);
Женщина – сохранение человеческой жизни и человеческого род а, она является хранительницей благополучия, успехов достигнутых в семье и обществе, её деятельность направлена вовнутрь (сохранение).
Великий мусульманский поэт Руми выразил полярность мужского и женского начал в поэтической форме: «В глазах мудрого Небо есть мужчина, а Земля – женщина: Земля взращивает то, что нисходит с Неба. Когда Земле недостает тепла, Небо ниспосылает его; когда она утрачивает свою свежесть и влагу, Небо возрождает её. Небо в своих круговращениях подобно мужу с его старанием обеспечить жену; Земля хлопочет по хозяйству: её дело – заботиться о рождение и кормить тех, кого она носит» (74,с.384). В конце 70-х начале 80-х годов 20 века возникла новая теория психологических типов – соционика. Она предполагает, что совершенствование человека возможно лишь в его плане взаимоотношения с другими людьми. Такова центральная мысль работ А. Аугустинавичюте – педагога по профессии, социолога по интересам и экономиста по образованию (75,с.24). В предисловии к своей работе «Теория интертипных отношений» (1982г.) она пишет: «Различные отношения между людьми, находящимися в одних и тех же социальных условиях, могут объясняться лишь психологическими структурами контактирующих людей. Структуры эти могут быть врожденными или приобретенными, но обязательно достаточно устойчивыми. С их помощью и можно было объяснить, почему с одними людьми складываются одни, а с другими – другие отношения». Основой психологических разработок А. Аугустинавичюте стала модель Юнга, построенная на концепции четырех психологических функций. В 1979 году она создала новую модель, образованную из восьми символов и названную модель А, по имени А. Аугустинавичюте (75,с.24). Свою теорию она назвала соционикой, и в послесловии работы «Дуальная природа человека» пишет: «Люди всегда мечтали жить в хороших отношениях, мечтали быть понятыми и хотели понимать других. Хотели видеть кругом доброжелательство и самим быть доброжелательными. Мечтали все, удавалось немногим. Сегодня мы знаем, что нельзя мечтать по-настоящему о гармоничной, мирной и творческой жизни общества и отдельного человека, пока люди не поняли своей разнотипной природы и скрытых за своими типами закономерностей общения. Совершенно новым этапом в жизни общества будет такая его реорганизация, которая каждому человеку предоставит возможность для достаточного количества контактов с нужными для его психического здоровья людьми. Трудно сказать, когда сбудется эта мечта, но другой дороги нет» (75). Согласно соционики, психотип личности является врожденной психической структурой, определяющей конкретный вид информационного обмена личности со средой (78). Юнг утверждал, что очевидная разница в поведении людей определяется разными предпочтениями, которые выявляются очень рано, формируя основу нашей особой индивидуальности. Существуют четыре основных предпочтения (9,с.234): 1. Первое имеет отношение к тому, откуда вы черпаете свою энергию – из внешнего мира (экстравертный) или внутри себя (интровертный); 2. Второе связано с тем, как вы собираете информацию о мире – дословно и последовательно, опираясь на текущие реальные ощущения или более произвольно, доверяя своей интуиции. 3. Третье относится к тому, как вы принимаете решения, - объективно и беспристрастно, тщательно все продумывая, анализируя и планируя или субъективно и межличностно, по велению чувств. 4. Четвертое имеет отношение к нашему образу жизни – способны ли вы быть решительным и методичным (решающий, рациональный тип) или уступчивым, гибким, непосредственным, несколько стихийным (воспринимающий, рациональный тип). Экстраверт заряжается энергией от людей и действий, поэтому направлен к внешнему миру, к общению. Интроверт черпает энергию внутри себя, направлен внутрь себя, сконцентрирован на своем внутреннем мире, малообщителен. В психике человека выделяют четыре основных канала связи с миром: 1 канал – самый мощный, наиболее определяет тип человека; 2 канал называют «продуктивным», или «творческим» - это область активного действия, направлена вовне; 3 канал характеризуется невысокой энергетикой, поэтому психическая функция размещенная в нем, оказывается весьма уязвимой; 4 канал –суггестивный, по этому каналу человек наиболее внушаем (9,с.235). В работе «Дуальная природа человека» А. Аугустинавичюте пишет: «Ни один человек не может быть одновременно экстравертом и интровертом, сенсорным и интуитивным, логическим и этическим. Его психика напоминает образованный из двух индивидуальных полюсов магнит. Только полюсы магнита всегда вместе, а человек асимметричен, его вторым полюсом является другой человек. Отношения между двумя типами ИМ, когда второй имеет нужные дополняющие качества, мы называем отношениями дополнения, сам процесс дополнения - дуализацией. Без дополнения, т.е. недуализированный, человек - неспокойное, духовно голодное существо, не имеющее представления, в чем суть его голода и кто в этом виноват. Он чувствует, что его "не понимают", но кто в этом виновен - он сам, "трудное детство", супруг или общество - не уверен. В таком состоянии трудно жить в мире со всем миром, нагромождаются всевозможные конфликты, противоречия, беспричинная агрессивность. Человек тянется к другим за ответом и часто еще больше запутывается в своих отношениях. Трудно найти нужное, если сами собой не сложились благоприятные условия и подходящая микросреда. Для самочувствия человека и функционирования его как общественного организма исключительно важна психическая структура супруга. Нет отдельной гармонической личности. Гармонична экзистенция человека, когда он имеет не только любящего, но и психически дополняющего партнера - дуала. Брак - право не только на сексуального партнера, но и на психическое дополнение и на продолжение своей личности в другом, на дуализацию психики. В связи с тем, что различия в типе личности это не что иное, как различия в обмене информационного сигнала с окружением, типы личности мы будем называть типами информационного метаболизма. Короче - типами ИМ. Причем здесь информационный метаболизм? Оказывается, психика человека окружающий нас мир дифференцирует на определенные составные части или аспекты. И каждый тип личности про одни из этих аспектов получают очень дифференцируемую и очень хорошо осознаваемую информацию, а про другие аспекты воспринимает недифференцируемую, в сжатом виде. Поэтому разные типы личности, побыв в одних и тех же ситуациях, помнят и рассказывают совершенно другое и другими словами. Рассказ сопровождают другой мимикой, акцентируют другие моменты, происшествия. Основной причиной того, почему один человек приятен, нравится, а другой - неприятен, утомляет, является то, какими именно словооборотами он выражает свои мысли, какими мимикой, жестами, интонациями эти слова сопровождает. Когда один человек задевает другого, он это делает не столько своими поступками, сколько тем, как он эти поступки объясняет, которые из своих мотивов выдвигает. Поэтому одному за одно и то же прощается, другому - нет. Можно напомнить, что термин ИМ мы заняли у классика польской психиатрии Кемпинского. По-видимому, он первый заговорил о том, что в основе психологического дискомфорта человека лежит нарушение его ИМ. Теперь мы знаем, что этим нарушением является ни что иное, как недополучение нужных сигналов, раздражителей от людей с дополняющими психиками и перегрузка ненужными,
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|