Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экспресс-диагностика эмпатии (И. М. Юсупов)

 

Принцип построения методики основан на том, что сопереживание и сочувствие могут возникать и проявляться с большой силой не только в отношениях людей и животных, которые существуют реально, но и в изображениях и произведениях литературы, кино, театра, живописи, скульптуры.

Методика предназначена для изучения уровня эмпатии. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначенадля учителей, преподавателей. Исследование проводитпедагог-психолог 1 раз в год. Результаты исследования предназначеныдлязаместителей руководителей по учебно-воспитательной работе,преподавателей, воспитателей, кураторов учебных групп, классных руководителей, мастеров производственного обучения, социального педагога. Методика проводитсяв стандартных условиях учебных заведений (возможна групповая и индивидуальная формы тестирования). Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.

Предлагаемая методика направлена на выявление уровня эмпатии педагога. Способность к эмпатии выступает как одно из профессионально значимых качеств личности.

Умение взрослого принять точку зрения ребенка находит отражение в таких его характеристиках, как доброжелательность и уважение к детям, чуткость и заботливость, интерес к жизни, ответственность и верность своим обещаниям, наблюдательность, эмоциональная восприимчивость и понимание, тактичность и умение считаться с мнением воспитанников.

Опросник содержит 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям.

Испытуемому выдается протокол, в котором сразу же заполняется анкетная часть. Опросник содержит инструкцию следующего содержания: “Предлагаем оценить несколько утверждений. Ваши ответы не будут расцениваться как хорошие или плохие, поэтому просим проявить откровенность. Над утверждениями не следует долго раздумывать. Достоверные ответы те, которые первыми пришли в голову. Прочитав в опроснике утверждение, в соответствии с его номером отметьте в листе ответов Ваше мнение под одной из шести градаций: “не знаю”, “никогда или нет”, “иногда”, “часто”, “почти всегда”, “всегда или да”. Ни одно из утверждений пропускать нельзя.

 

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии “Жизнь замечательных людей”.

2. Взрослых детей раздражает забота старших.

3. Мне нравятся размышления о причинах успехов и неудач других людей.

4. Среди всех музыкальных передач предпочитаю “Современные ритмы”.

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8. Старые люди, как правило, беспричинно обидчивы.

9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое состояние.

11. Я равнодушен к критике в свой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда все родителям прощал, даже если они были не правы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением птиц и животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц незнакомых людей.

22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

26. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

27. Человеку станет легче, если внимательно послушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительных конфликтных ситуаций человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мой свои личные проблемы, я перевожу разговор на другую тему.

Обработка результатов начинается с определения достоверных данных. Для этого необходимо подсчитать, сколько ответов определенного типа дано на указанные номера утверждения опросника:

“не знаю”: 2, 4, 16, 18, 33;

“всегда или да”: 2, 7, 11, 13, 16, 18, 23.

Кроме того, следует выявить, сколько раз ответ типа “всегда или да” получен на оба утверждения в следующих парах:

7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36; сколько раз ответ типа “всегда или да” получен для одного из утверждений, а типа “никогда или нет”- для другого в следующих парах: 3 и 36, 1 и 3, 17 и 28.

Результаты отдельных подсчетов суммируются. Если общая сумма – 5 или более, то результат исследования недостоверен; при сумме равной 4- результат сомнителен; если же сумма не более 3- результат исследования может быть признан достоверным.

При недостоверных и сомнительных результатах целесообразно, если это возможно, выяснить причину –негативного отношения испытуемого к обследованию. Следует иметь в виду, что недостоверные результаты могут быть обусловлены, помимо нежелания обследоваться или стремления преднамеренно давать противоречивые, неискренние ответы, например, нарушением развития некоторых психических функций, а также социальным инфантилизмом.

При достоверных результатах исследования дальнейшая обработка данных направлена на получение количественных показателей эмпатии и её уровня.

Пользуясь ключом-дешифратором, исследователь получает общую характеристику эмпатии на основании данных, которые представляют все диагностические шкалы и дают характеристику отдельных составляющих эмпатии.

С помощью таблицы на основании полученных балльных оценок диагностируется уровень эмпатии по каждой из составляющих в целом.

 

Ключ-дешифратор

 

Номер Название Номер утверждения
  Эмпатия с родителями 10, 13, 16
  Эмпатия с животными 19, 22, 25
  Эмпатия со стариками 2, 5, 8
  Эмпатия с детьми 26, 29, 35
  Эмпатия с героями художественных произведений 9, 12,15
  Эмпатия с незнакомыми или малознакомыми людьми 21, 24, 27

 

Уровни эмпатии

 

Уровень Количество Баллов
  по шкалам В целом
Очень высокий   82-90
высокий 13-14 63-81
средний 5-12 37-62
низкий 2-4 12-36
Очень низкий 0-1 5-11

 

Полученные результаты можно представить наглядно, если начертить 6 линий длиной по 15 см., где каждая линия символизирует одну из шкал, отложить на каждой линии полученную величину эмпатии в см. и выделить этот участок другим цветом. Например:

1.0________________________7____________________15

2.0______2______________________________________15

3.0___________4_________________________________15

4.0_______________5_____________________________15

5.0__________3__________________________________15

6.0_________________________7____________________15

 

1.0- эмпатия с родителями, 2.0- эмпатия с животными, 3.0- эмпатия со старшими, 4.0- эмпатия с детьми, 5.0- эмпатия с героями художественных произведений, 6.0- эмпатия с незнакомыми и малознакомыми людьми.

Очевидно, чем короче выделенные участки, тем ниже уровни составляющих эмпатии. Неравномерность выделенных участков- свидетельство неравномерного развития отдельных составляющих эмпатии.

 

 

Литература:

 

Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 320 с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...