Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реформирование бухгалтерского учета в России




 

Система бухгалтерского учета до перехода к рыночной экономике была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой, что отвечало требованиям плановой экономики.

Основным потребителем информации, формируемой в бухгалтерском учете, выступало государство в лице отраслевых министерств, ведомств и планирующих, статистических и финансовых органов.

Изменение системы общественных отношений, гражданско-правовой среды, а также необходимость приведения отечественной системы бухгалтерского учета в соответствие международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) привели к необходимости трансформировать систему бухгалтерского учета в России.

Для этих целей уже более десяти лет назад была разработана Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утв. постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 (далее - Программа).

Международные стандарты финансовой отчетности - это пакет документов, определяющих общий подход к ее составлению и предлагающих варианты оценки и учета активов, обязательств и операций по их изменению. Разрабатываются они Советом по международным стандартам финансовой отчетности.

В соответствии с целью реформирования системы бухгалтерского учета были определены ее главные задачи:

сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

- обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствие требованиям рыночной экономики и МСФО работа по реформированию была организована по следующим основным направлениям:

совершенствование нормативного правового регулирования;

формирование нормативной базы (стандартов);

методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

кадровое обеспечение (обучение бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).

План конкретных мероприятий по указанным выше основным направлениям реформы бухгалтерского учета приведен в приложении к Программе.

Цель нормативного регулирования бухгалтерского учета состояла и состоит в обеспечении доступа всех заинтересованных пользователей к информации, представляющей объективную картину финансового положения и результатов деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому решались вопросы, связанные:

с переориентацией нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность;

регулированием финансового учета;

органичным сочетанием нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями;

взвешенным использованием международных стандартов в национальном регулировании.

Ключевая задача нормативного обеспечения заключалась в создании приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского учета присущих ей функций в конкретной экономической среде.

В ходе реализации Программы было обеспечено преодоление противоречий российской системы бухгалтерского учета и общепризнанных в мире подходов к его ведению. Проводились и работы по формированию модели сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета, вводились процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, пересматривались допустимые способы оценки имущества и обязательств, создавались механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.

В целях обеспечения поставленных задач необходимо:

внести изменения и дополнения в Закон N 129-ФЗ, в т.ч. по вопросу проведения аттестации бухгалтеров, и иные нормативные правовые акты;

в течение двух лет разработать и утвердить положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие основную массу требований международных стандартов;

пересмотреть первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной документации;

пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, учитывая появление и особенности деятельности финансовых институтов, особенности обращения ценных бумаг и иные новые явления;

ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами являлась разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику.

Кроме того, предполагалось создать ряд авторитетных и представительных профессиональных (саморегулирующихся) объединений, сформировать систему профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов, присоединиться к деятельности соответствующих международных профессиональных организаций (Международной федерации бухгалтеров и др.), разработать механизм признания норм профессиональной этики и общественного контроля над профессиональной деятельностью и т.д.

В ходе реализации Программы было предусмотрено широкое участие Института профессиональных бухгалтеров и иных профессиональных организаций в реформировании бухгалтерского учета. При этом для развития методического обеспечения организации бухгалтерского учета и становления бухгалтерской профессии (бухгалтеров, консультантов, финансовых менеджеров и др.) ставилась задача возрастания роли профессиональных организаций. Осуществлен перевод национальной системы бухгалтерского учета на международные стандарты, включая соответствующие изменения в работе по подготовке и повышению квалификации специалистов бухгалтерского учета. Внесены изменения в систему подготовки кадров в учреждениях начального профессионального, среднего специального и высшего образования, где реализуются долгосрочные программы, а также созданы системы профессионального ускоренного образования, обеспечивающего краткосрочные программы подготовки и переподготовки. Система профессиональной подготовки бухгалтерских кадров приведена в соответствие государственным образовательным стандартам и содержит необходимые квалификационные характеристики по уровням профессионального образования.

Как уже упоминалось, российские власти ориентируют отечественный учет на международные правила. Законодатели принимают переписанные положения по бухгалтерскому учету. Реформируется и налоговый учет. Принимаются поправки, касающиеся порядка амортизации, налоговых льгот, с целью предоставить налоговые послабления инновационным компаниям и предпринимателям.

Согласно ст. 27 законопроекта "О бухгалтерском учете" разработчиком национального стандарта (ПБУ) может быть любой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета (имеется в виду саморегулируемая организация (СРО) бухгалтеров или аудиторов). Однако, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательство разработать национальный стандарт, предусмотренный утвержденной программой их разработки, эту роль выполняет государство.

Процедура разработки и принятия ПБУ в случае принятия нового закона "О бухгалтерском учете" будет следующей.

Уведомление о разработке национального стандарта направляется разработчиком в уполномоченный федеральный орган (Минфин России), публикуется в печатном издании, определяемом этим органом, и размещается на его официальных сайтах и сайтах разработчика в интернете.

Не позднее 10 рабочих дней после дня опубликования уведомления о разработке национального стандарта в печатном издании разработчик публикует проект национального стандарта в печатном издании и размещает его на своем официальном сайте. Проект национального стандарта, размещенный на официальном сайте разработчика, должен быть доступен для ознакомления без взимания платы. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта на бумажном носителе. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии на бумажном носителе, не может превышать затраты на ее изготовление и пересылку. Плата за предоставление указанной копии органам государственного и субъектам негосударственного регулирования бухгалтерского учета не взимается.

Со дня опубликования проекта национального стандарта в печатном издании разработчик проводит его публичное обсуждение. Срок публичного обсуждения не может быть менее трех месяцев после дня опубликования проекта национального стандарта в печатном издании. Уведомление о завершении публичного обсуждения направляется разработчиком в уполномоченный федеральный орган, публикуется в печатном издании и размещается на официальных сайтах уполномоченного федерального органа и разработчика.

В период публичного обсуждения проекта национального стандарта разработчик:

в обязательном порядке принимает от заинтересованных лиц замечания в письменной форме;

проводит обсуждение проекта национального стандарта и полученных в письменной форме замечаний;

составляет перечень полученных в письменной форме замечаний с кратким изложением их содержания и результатов обсуждения;

дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний.

Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания до утверждения национального стандарта и представлять их в уполномоченный федеральный орган по его запросу.

Доработанный проект не позднее 10 рабочих дней после дня опубликования уведомления о завершении его публичного обсуждения в печатном издании публикуется разработчиком в этом же печатном издании. Одновременно разработчик размещает на своем официальном сайте доработанный проект национального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц. Указанные документы, размещенные на официальном сайте разработчика, должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

Доработанный проект вместе с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в уполномоченный федеральный орган, который организует его экспертизу.

Совет по стандартам бухгалтерского учета в срок не более двух месяцев со дня представления разработчиком проекта национального стандарта готовит мотивированное предложение о его принятии к утверждению или отклонении. Такое предложение вместе с указанными в ч. 9 ст. 27 законопроекта документами и результатами экспертизы направляется в уполномоченный федеральный орган.

Уполномоченный федеральный орган на основании документов, представленных советом по стандартам бухгалтерского учета, в срок не более месяца принимает проект национального стандарта к утверждению или отклоняет его. Проект, принятый к утверждению, в установленном порядке подготавливается и утверждается уполномоченным федеральным органом (Минфином России).

Проект национального стандарта может быть отклонен, если он не соответствует законодательству Российской Федерации (данная формулировка довольно пространна, возможно, в ходе рассмотрения законопроекта ее конкретизируют).

Если проект национального стандарта отклонен, мотивированное решение Минфина России в срок не более 10 рабочих дней после дня принятия такого решения направляется разработчику проекта ПБУ.

 

Практическая часть

1. На основе исходных данных составить начальный баланс на 01.04.12 г.


 

Таблица. Начальный баланс

Актив Сумма Пассив Сумма
01 «Основные средства» 39000 02 «Амортизация основных средств» 4540
10 «Материалы» 4410 60 «Расчеты с поставщиками» 18400
20 «Основное производство» 78880 67 «Расчеты по долг. кредитам» 21500
43 «Готовая продукция» 3900 68 «Налоги и сборы» 340
50 «Касса» 180 69 «Расчеты по ЕСН» 195
51 «Расчетный счет» 18175 70 «Расчеты по заработной плате» 2430
71 «Расчеты с подот. лицами» 180 76 «Прочие дебиторы и кредиторы» 2080
76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» 2300 80 «Уставный капитал» 78400
    83 «Добавочный капитал» 3950
    84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (4600)
    96 «Резервы предстоящих расходов» 190
    99 «Прибыли и убытки» 19600
Итого 147025 Итого 147025

 

. Произвести все необходимые расчеты в хозяйственных ситуациях, отразить их на счетах.

 

Таблица. Журнал хозяйственных операций за апрель 2012 года.

№ п/п Содержание хозяйственной операции Дт Кт Сумма
1 Согласно выписке банка, перечислено с расчетного счета сумма кредиторской задолженности 60 51 300
2 Оприходованы запчасти от поставщиков на сумму 10.5 60 4200
3 Оплачено с расчетного счета задолженность поставщиков 60 51 3680
4 Начислена заработная плата рабочим 20 70 1450
5 Поступила в кассу сумма с расчетного счета для зарплаты 50 51 2800
6 При проверке суммы с платежного требования для оплаты поступивших в прошлом месяце материалов (3) выявлена ошибка 60 51 3500
   

сторно

 
7 При инвентаризации выявлены излишки материалов на складе 10 91 95
8 Осуществлена дооценка основных средств 01 83 4800
9 Согласно расходным кассовым ордерам, выдана сумма в подотчет 71 50 240
10 Утверждены авансовые отчеты подотчетных лиц 20 71 240
11 Выдана зарплата из кассы рабочим и служащим 70 50 2700
12 Пост. в кассу, согласно прих. Касс. ордерам, используемые под. суммы 50 71 140

 

Главная книга по синтетическим счетам за апрель 2012 г.

 

Таблица. Обороты по счету 60 «Поставщики и подрядчики»

Период СНДт СНКт 51 Деб.Оборот 10.5 Кред.Оборот СКДт СККт
апрель   18400 480 480 4200 4200   22120
Итого   18400 480 480 4200 4200   22120

 

Таблица. Обороты по счету 51 «Расчетный счет»

Период СНДт СНКт Деб.Оборот 60 50 Кред.Оборот СКДт СККт
апрель 18175   - 480 2800 3280 14895  
Итого 18175   - 480 2800 3280 14895  

 

Таблица. Обороты по счету 50 «Касса»

Период СНДт СНКт 51 71 Деб. оборот 70 71 Кред. оборот СКДт СККт
апрель 180   2800 140 2940 2700 240 2940 180  
Итого 180   2800 140 2940 2700 240 2940 180  

 

Таблица. Обороты по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

Период СНДт СНКт 50 Деб.Оборот 20 Кред.Оборот СКДт СККт
апрель   2430 2700 2700 1450 1450   1180
Итого   2430 2700 2700 1450 1450   1180

 

Таблица. Обороты по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Период СНДт СНКт 50 Деб. Оборот 20 50 Кред. Оборот СКДт СККт
апрель 180   240 240 240 140 380 40  
Итого 180   240 240 240 140 380 40  

 

Таблица. Обороты по счету 10 «Материалы»

Период СНДт СНКт 60 91 Деб. Оборот Кред. Оборот СКДт СККт
апрель 4410   4200 95 4295 0 8705  
Итого 4410   4200 95 4295 0 8705  

 


 

Таблица. Обороты по счету 01 «Основные средства»

Период СНДт СНКт 83 Деб.Оборот Кред.Оборот СКДт СККт
апрель 39000   4800 4800 0 43800  
Итого 39000   4800 4800 0 43800  

 

Таблица. Обороты по счету 83 «Добавочный капитал»

Период СНДт СНКт Деб.Оборот 01 Кред.Оборот СКДт СККт
апрель   3950 0 4800 4800   8750
Итого   3950 0 4800 4800   8750

 

Таблица. Обороты по счету 20 «Основное производство»

Период СНДт СНКт 70 71 Деб.Оборот Кред.Оборот СНДт СНКт
апрель 78880   1450 240 1690 0 180570  
Итого 78880   1450 240 1690 0 180570  

 

Таблица. Обороты по счету 91 «Прочие доходы и расходы»

Период СНДт СНКт Деб.Оборот 10 Кред.Оборот СНДт СНКт
декабрь     0 95 95   95
Итого     0 95 95   95

 

Таблица. Оборотная ведомость по синтетическим счетам

Счет

Сальдо нач. на 01.04.2012 г.

Об. за месяц (апрель)

Сальдо кон. на 01.05.2012 г.

  Дт Кт Дт Кт Дт Кт
01 39000   4800   43800  
02   4540       4540
10 4410   4295   8705  
20 78880   1690   80570  
43 3900       3900  
50 180   2940 2940 180  
51 18175     3280 14895  
60   18400 480 4200   22120
67   21500       21500
68   340       340
69   195       195
70   2430 2700 1450   1180
71 180   240 380 40  
76 2300 2080     2300 2080
80   78400       78400
83   3950   4800   8750
84   (4600)       (4600)
91       95   95
96   190       190
99   19600       19600
Итого 147025 147025 17145 17145 154390 154390

 

Таблица. Конечный баланс

Актив Сумма Пассив Сумма
01 «Основные средства» 43800 02 «Амортизация основных средств» 4540
10 «Материалы» 8705 60 «Расчеты с поставщиками» 22120
20 «Основное производство» 80570 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам» 21500
43 «Готовая продукция» 3900 68 «Налоги и сборы» 340
50 «Касса» 180 69 «Расчеты по ЕСН» 195
51 «Расчетный счет» 14895 70 «Расчеты по заработной плате» 1180
71 «Расчеты с под. лицами» 40 76 «Расчеты с прочими кредиторами» 2080
76 «Расчеты с прочими деб.» 2300 80 «Уставный капитал» 78400
    83 «Добавочный капитал» 8750
    84 «Нер. прибыль (непокрытый убыток)» (4600)*
    94 «Нед. и потери от порчи ценностей» 95
    96 «Резервы предстоящих расходов» 190
    99 «Прибыли и убытки» 19600
Итого 154390 Итого 154390

 

* Остаток по счету 84 «Прибыли и убытки» отражается в круглых скобках, что указывает на убыток, полученный в прошлом отчетном периоде.

Сумма страховых взносов определяется следующим образом:

Согласно ст.58.2 федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

с 2012 года общая ставка страховых взносов уменьшилась и составляет 30 процентов, которые по фондам распределяются так:

22 процента - взносы в ПФР;

2,9 процента - взносы в ФСС России;

5,1 процента - взносы в ФФОМС.

Таким образом, согласно данных журнала хозяйственных операций, за апрель месяц начислена зарплата рабочим в сумме 1450 рублей.

Страховые взносы (30%) 1520*30% = 435 рублей

Федеральный бюджет Пенсионного фонда РФ = 1450*22% = 319 руб.

Фонд социального страхования РФ =1450* 2,9%=42,05 руб.

Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования = 1450* 5,1%=73,95

Проверка: Страховые взносы= 319+42,05+73,95 = 435 рублей.

Счет 44 «Расходы на продажу» в оборотной ведомости не встречается

Общехозяйственные расходы отражаются по счету 26 «Общехозяйственные расходы», в оборотной ведомости и в журнале хозяйственных операций не встречается.

 


 

Список использованной литературы

 

.Федеральный закон от 21.11.1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденный Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (в редакции от 18.09.2006 г.);

.Бухгалтерский учет: учеб. / Ю.А.Бабаев [и др.]; под ред. Ю.А.Бабаева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009 - 392 с.

.Бухгалтерский учет в организациях / Е.П. Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н. Галанина. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика, 2008. -752с:

.Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и пер. - М.: ИКФ Омега-Л; Высш. шк., 2008. - 528 с.

.Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета: Учебник. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Финансы и статистика, 2008. 640 с.

.Мизиковский Е.А., Дружиловская Т.Ю. "Международные стандарты финансовой отчетности и бухгалтерский учет в России" (Издательство "Бухгалтерский учет", 2006) Источник публикации "Бухгалтерский учет", 2009

.Мощенко Н.П.Международные стандарты учета и финансовой отчетности: Учеб. Пособие. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 272 с: ил..

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...