Известное (машхур) сообщение
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1. Определение а) По форме слово “машхур” является причастием страдательного залога от глагола “шахара” (делать известным; распространять). б) Как термин, слово “машхур” служит для обозначения сообщения, передающегося со слов троих и более передатчиков в каждом из разрядов иснада, если количество их не удовлетворяет условиям хадисов категории “мутаватир”. 2. Пример подобного сообщения Хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
]إِنَّ اللَّهَ لا يَقْبِضُ الْعِلْمَ انْتِزَاعًا يَنْتَزِعُهُ مِنْ الْعِبَادِ ، وَلَكِنْ يَقْبِضُ الْعِلْمَ بِقَبْضِ الْعُلَمَاءِ حَتَّى إِذَا لَمْ يُبْقِ عَالِمًا اتَّخَذَ النَّاسُ رُءُوسًا جُهَّالاً ، فَسُئِلُوا فَأَفْتَوْا بِغَيْرِ عِلْمٍ فَضَلُّوا وَأَضَلُّوا [ «Поистине, Аллах не станет забирать знание (, просто) лишая его (Своих) рабов, но он забирает знание, забирая (из мира) знающих, а когда Он не оставит (в живых) ни одного обладающего знанием, люди станут избирать (для себя) невежественных руководителей[16]. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить решения[17], не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других»[18].
3. المُسْتَفِيْض “Мустафид” а) По форме слово “мустафид” является причастием действительного залога от глагола “истафада” (распространяться). б) Относительно слова “мустафид” как термина высказывались три мнения: – Первое: это слово является синонимом слова “машхур”. – Второе: значение его является более узким, так как если речь идет о сообщении, относящемся к категории “мустафид”, обязательным условием является равенство двух сторон его иснада, тогда как для сообщений категории “машхур” это необязательно. – Третье: значение его является более широким, иначе говоря, это мнение является противоположным второму. 4. Употребление слова “известное” не в качестве термина Здесь имеется в виду то, что получило известность, но условия чего в расчет не принимаются. Речь идет о следующих случаях: а) Такое сообщение, у которого один иснад. б) Такое сообщение, у которого более одного иснада. в) Такое сообщение, у которого вообще нет иснада. 5. Виды “известного”, которое термином не является Таких видов насчитывается множество, а к наиболее известным из них относятся следующие: а) Получившее известность только среди мухаддисов, примером чего может служить передаваемый со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в течение месяца призывал проклятия на племена ри‘ль и закван после поясных поклонов во время молитв.[19] б) Получившее известность среди мухаддисов, улемов и обычных людей, примером чего может служить хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ] الْمُسْلِمُ مَنْ سَلِمَ الْمُسْلِمُونَ مِنْ لِسَانِهِ وَيَدِهِ[
«Мусульманином является тот, кто не причиняет вреда другим мусульманам своим языком и своими руками».[20] в) Получившее известность среди факихов, примером чего может служить хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: [ أَبْغَضُ الْحَلالِ إِلَى اللَّهِ الطَّلاقُ] «Самым ненавистным из дозволенного для Аллаха является развод».[21] г) Получившее известность среди знатоков основ фикха, примером чего может служить хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
] رُفِعَ عَنْ أُمَّتِي الْخَطَأَ وَالنِّسْيَانَ وَمَا اسْتُكْرِهُوا عَلَيْهِ[ «Не станут вменять в вину (членам) моей общины (совершенное ими по) ошибке, по забывчивости и по принуждению».[22] д) Получившее известность среди знатоков арабской грамматики, примером чего может служить хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Прекрасным рабом является Сухайб: если бы он не боялся Аллаха, то не допускал бы Его ослушания». У этого хадиса нет никакой основы[23]. е) Получившее известность среди обычных людей, примером чего может служить хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поспешность – от шайтана». [24] 6. Суждение об “известном” “Известное” (машхур) сообщение нельзя характеризовать только как достоверное (сахих) или недостоверное независимо от того, о термине идет речь или нет, поскольку среди таких сообщений есть не только достоверные, хорошие (хасан) и слабые (да‘иф), но и подложные (мауду‘). 7. Наиболее известные сочинения, посвященные “известным” сообщениям Имеются в виду сочинения, посвященные известным хадисам, где слово «известные» употребляется в обычном смысле слова и не является термином. К числу таких сочинений относятся:
а) “Аль-макасид аль-хасана фи-ма-штахара ‘аля-ль-альсина” ас-Сахави. б) “Кашф аль-хафа ва музиль аль-ильбас фи-ма-штахара мин аль-хадис ‘аля альсинати-н-нас” аль-‘Аджалюни. в) “Тамййиз ат-таййиб мин аль-хабис фи-ма йадуру ‘аля альсинати-н-нас мин аль-хадис” Ибн ад-Дайба‘а аш-Шайбани.
Редкое (‘азиз) сообщение 1. Определение а) По своей форме слово “‘азиз” является прилагательным, образованным от глагола “‘азза” в значении “быть редким” или в значении “быть сильным”. Эти сообщения получили такое название либо из-за своей малочисленности и редкости, либо потому, что второй путь их передачи придает им силу[25]. б) Как термин слово “‘азиз” служит для обозначения такого сообщения, в каждом разряде иснада которого есть не менее двух передатчиков. 2. Пример Примером подобного сообщения может служить хадис, передаваемый аль-Бухари и Муслимом со слов Анаса, да будет доволен им Аллах. Кроме того, аль-Бухари передает его со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
] لا يُؤْمِنُ أَحَدُكُمْ حَتَّى أَكُونَ أَحَبَّ إِلَيْهِ مِنْ وَالِدِهِ وَوَلَدِهِ وَالنَّاسِ أَجْمَعِينَ [ «Не уверует никто из вас (по-настоящему), пока не станет любить меня больше своего отца, своих детей и всех (остальных) людей». Со слов Анаса этот хадис передали Катада и Абд аль-‘Азиз бин Сухайб, со слов Катады его передали Шу‘ба и Са‘ид, со слов Абд аль-‘Азиза его передали Исма‘ил бин ‘Уляййа и Абд аль-Варис, а со слов каждого из них его передавал целый ряд мухаддисов. 3. Наиболее известные сочинения, посвященные “редким” сообщениям
Улемы не оставили специальных трудов, посвященных “редким” хадисам скорее всего по той причине, что их насчитывается немного.
Неизвестное (гариб) сообщение 1. Определение а) Слово “гариб” является прилагательным и переводится как “одинокий” или “далекий от своих родных”. б) Как термин, слово «гариб» служит для обозначения хадиса, передаваемого со слов одного-единственного передатчика. 2. Объяснение определения Это значит, что передатчиком данного хадиса является только один человек, и это касается либо всех, либо некоторых, либо только одного из разрядов иснада[26], даже если в остальных его разрядах передатчиков будет больше, поскольку в данном случае значение имеет наименьшее количество. 3. Группы таких сообщений В зависимости от степени своей одиночности неизвестные сообщения подразделяются на две группы – абсолютно неизвестные (гариб мутлак) и относительно неизвестные (гариб нисби). а) Абсолютно неизвестное сообщение 1. Определение: Абсолютно неизвестным называется такое сообщение, неизвестность (гараба) которого имеет отношение к основе его иснада. Другими словами, имеется в виду такое сообщение, первым передатчиком которого является только один человек. 2. Пример: хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: [ إِنَّمَا الأعْمَالُ بِالنِّيَّاتِ ] «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям…» [27] Данный хадис передается только со слов Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах. Таким образом, хадис может оставаться неизвестным до самого конца иснада, даже если со слов первого передатчика его передает целый ряд других передатчиков. б) Относительно неизвестное сообщение 1. Определение: Относительно неизвестным сообщение называется в том случае, когда неизвестностью характеризуется любое звено его иснада. Имеется в виду, что первым его передатчиком может быть не только один человек, тогда как более поздним передатчиком, относящимся к какому-нибудь другому его звену, является один человек, передававший этот хадис со слов передатчиков первого звена. 2. Примером может служить тот хадис, в котором со слов Малика передается сообщение аз-Зухри, передавшего слова Анаса, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вступал в Мекку,[28] на голове его был шлем.[29] Этот хадис со слов аз-Зухри передавал только Малик. 3 Причина такого наименования. Хадисы, относящиеся к данной группе, получили название “относительно неизвестных” по той причине, что единственность их имеет отношение к определенному лицу.
4. Виды относительно неизвестных хадисов Есть несколько видов «неизвестности», которую можно считать относительной по той причине, что абсолютной она не является, а касается только чего-то определенного. Речь идет о нижеследующих видах: а) Хадис, только один из передатчиков которого заслуживает доверия. В подобных случаях говорят: «Не передавал его из достойных доверия никто за исключением такого-то». б) Такой хадис, который только один определенный передатчик передает со слов какого-нибудь другого определенного передатчика. В подобных случаях говорят: «Только такой-то передавал его со слов такого-то», даже если данный хадис передается и другими путями со слов других передатчиков. в) Такой хадис, который передают только жители определенного города или определенной области, когда говорят: «Этот хадис передают только жители Мекки или жители Шама». г) Такой хадис, который передают только жители определенного города или определенной области в отличие от жителей другого города или другой области, когда говорят: «Этот хадис передают только жители Басры в отличие от жителей Медины», или же: «Этот хадис передают только жители Шама в отличие от жителей Хиджаза». 5. Другой вид классификации неизвестных хадисов По признаку неизвестности иснада или матна улемы подразделяют неизвестные хадисы следующим образом: а) Хадисы, у которых неизвестными являются как матн, так и иснад. Таковым является хадис, матн которого передается со слов только одного передатчика. б) Хадисы, у которых неизвестным являются иснад, но не матн. В пример можно привести такой хадис, матн которого передается со слов целого ряда сподвижников, но один из передатчиков передает его со слов какого-нибудь другого сподвижника, имя которого не упоминается в прочих версиях. О таких хадисах ат-Тирмизи говорит: «Он является неизвестным в этом отношении». 6. Много неизвестных хадисов приводится в следующих сборниках хадисов: а) “Муснад” аль-Баззара. б) “Аль-му‘джам аль-аусат” ат-Табарани. 7. Наиболее известные сочинения, посвященные неизвестным хадисам а) “Гара’иб Малик” ад-Даракутни. б) “Аль-Афрад” ад-Даракутни. в) “Ас-сунан алляти тафаррада би-кулли суннати мин-ха ахлю бальдатин” Абу Дауда ас-Сиджистани.
Классификация отдельных сообщений (хабар аль-āхāд) по признаку их силы и слабости Отдельные сообщения, в том числе известные, редкие и неизвестные, с точки зрения их силы и слабости подразделяются на две группы: а) Приемлемые: к числу их относятся такие хадисы, правдивость передатчиков которых является наиболее вероятной. Суждение о таких хадисах: их обязательно приводить в качестве доводов, как обязательно и действовать в соответствии с ними. б) Отвергаемые: к числу их относятся такие хадисы, правдивость передатчиков которых не является наиболее вероятной. Суждение о таких хадисах: такие хадисы не следует приводить в качестве доводов и действовать в соответствии с ними необязательно. Как приемлемые, так и отвергаемые хадисы подразделяются на определенные группы и отличаются своими особенностями, о чем я расскажу в двух отдельных главах, если захочет Аллах Всевышний.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ: Приемлемое الخَبَرُ المَقْبول (макбуль) сообщение
Тема первая: классификация приемлемых сообщений. Тема вторая: подразделение приемлемых хадисов на действующие и недействующие.[30] ТЕМА ПЕРВАЯ Классификация приемлемых сообщений
С точки зрения различий по своему положению приемлемые сообщения подразделяются на две основные группы: достоверные الصَّحِيح (сахих) и хорошие الحَسَن (хасан). Сообщения каждой из этих групп в свою очередь подразделяются на две группы: достоверные (хорошие), как таковые, и достоверные (хорошие), считающиеся таковыми в силу существования других хадисов. В целом все приемлемые сообщения подразделяются на нижеперечисленные четыре группы: 1. Достоверные сообщения как таковые. 2. Хорошие сообщения как таковые. 3. Достоверные сообщения, считающиеся таковыми в силу существования других хадисов. 4. Хорошие сообщения, считающиеся таковыми в силу существования других хадисов. Ниже вниманию читателя предлагается подробное исследование каждой из этих четырех групп.
Достоверное сообщение 1. Определение а) Слово “сахих” (истинный, подлинный, правильный; здоровый) является антонимом слова “саким” (неправильный; больной). По отношению к состоянию тела это слово употребляется в прямом смысле, а по отношению к хадисам и прочим вещам - в переносном. б) В качестве термина слово “сахих” служит для обозначения такого хадиса с непрерывным иснадом, каждый передатчик которого от первого до последнего отличался беспристрастностью и точностью, в силу чего в его иснаде нет никаких отклонений (шазз) или недостатков (‘илля). 2. Объяснение определения В приведенном нами определении упоминаются такие вещи, наличие которых необходимо для того, чтобы хадис считался достоверным. Имеются в виду нижеследующее. а) Непрерывность иснада: это значит, что каждый из передатчиков этого хадиса от первого до последнего воспринял его непосредственно от предыдущего передатчика. б) Добросовестность (‘адаля) передатчиков: это значит, что каждый из передатчиков этого хадиса являлся разумным совершеннолетним мусульманином и не был ни нечестивцем, ни непорядочным человеком. в) Точность передатчиков: это значит, что каждый из передатчиков этого хадиса абсолютно точно запоминал или записывал хадисы. г) Отсутствие отклонений, под которыми подразумеваются такие случаи, когда достойный доверия передатчик передает хадис, отличающийся по матну от хадиса, переданного еще более достойным доверия лицом. д) Отсутствие недостатков: это значит, что хадис не является дефективным; недостатком (‘илля) является такая скрытая и неясная причина, в силу которой появляются основания сомневаться в достоверности хадиса, тогда как внешне он представляется безупречным. 3. Условия, которым должен удовлетворять такой хадис Из объяснения определения видно, что для признания хадиса достоверным необходимо, чтобы он удовлетворял пяти условиям: характеризоваться непрерывностью иснада, беспристрастностью и точностью передатчиков, отсутствием недостатков и отсутствием отклонений. Если хадис не удовлетворяет хотя бы одному из этих пяти условий, он не может именоваться достоверным. 4. Пример Примером может служить хадис, приводимый аль-Бухари в его “Сахихе”, где говорится: – Абдуллах бин Йусуф сказал нам: Малик передал нам слова Ибн Шихаба, передавшего со слов Мухаммада бин Джубайра бин Мут‘има, что его отец сказал: «Я слышал, как во время закатной (магриб) молитвы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, читал суру “Гора”» [31] Этот хадис является достоверным в силу следующих причин: а) Его иснад является непрерывным, так как каждый из его передатчиков слышал его от своего шейха. б, в) Все его передатчики отличались беспристрастностью и точностью, и именно так характеризовали их знатоки науки отвода и подтверждения. 1. Абдуллах бин Йусуф был достойным доверия и отличался точностью. 2. Малик бин Анас являлся имамом и хафизом. 3. Ибн Шихаб аз-Зухри был факихом и хафизом, которому, по общему мнению, была присуща высочайшая точность. 4. Мухаммад бин Джубайр был человеком, достойным доверия. 5. Джубайр бин Мут‘им, да будет доволен им Аллах, являлся сподвижником. г) В этом хадисе нет никаких отклонений, поскольку ни одно более сильное сообщение ему не противоречит. д) В этом хадисе нет никаких недостатков. 5. Суждение о достоверном хадисе По общему мнению мухаддисов и уважаемых знатоков основ религии и факихов, обязательно применять его на практике. Он относится к числу доводов шариата, и мусульманин не может отказываться от его практического применения. 6. Есть ли уверенность в том, что какой-нибудь иснад является самым достоверным из всех иснадов? Наиболее распространенным является мнение о том, что ни один иснад нельзя с уверенностью назвать самым достоверным из всех, поскольку различия в степенях достоверности определяются тем, в какой мере иснад удовлетворяет условиям достоверности, однако редко встречаются такие иснады, которые в полной мере соответствуют всем этим условиям. Ввиду этого лучше всего воздержаться от заключений о том, что какой-нибудь иснад является самым достоверным из всех. Тем не менее известно, что отдельные имамы делали утверждения такого рода, хотя и очевидно, что каждый из них отдавал предпочтение тому, что он считал наиболее сильным. Ниже приводятся примеры иснадов, являющихся, по мнению некоторых мухаддисов, наиболее достоверными: а) То, что передал аз-Зухри со слов Салима, слышавшего это от своего отца.[32] Сообщается, что такое мнение высказывали Исхак бин Рахавийа и Ахмад. б) То, что передал Ибн Сирин со слов Убайды, слышавшего это от Али, да будет доволен им Аллах.[33] Сообщается, что такое мнение высказывали Ибн аль-Мадини и аль-Фалляс. в) То, что передал аль-А‘маш со слов Ибрахима, слышавшего это от ‘Алькамы, слышавшего это от Абдуллаха, да будет доволен им Аллах.[34] Сообщается, что такое мнение высказывал Ибн Ма‘ин. г) То, что передал аз-Зухри со слов Али бин аль-Хусайна, слышавшего это от своего отца, слышавшего это от Али, да будет доволен им Аллах. Сообщается, что такое мнение высказывал Абу Бакр бин Абу Шайба. д) То, что передал Малик, слышавший от Нафи‘а, слышавшего это от Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими. Сообщается, что такое мнение высказывал аль-Бухари. 7. В каком труде впервые были собраны только достоверные хадисы? Первым таким трудом стал “Сахих” аль-Бухари, а затем – “Сахих” Муслима. Эти своды являются наиболее достоверными книгами после Корана. Согласно единодушному мнению улемов, обе эти книги следует считать образцовыми. а) Какой из этих сборников является более достоверным? Более достоверным и полезным является “Сахих” аль-Бухари, так как иснады всех хадисов, собранных аль-Бухари, отвечают самым высоким требованиям, предъявляемым к иснаду, а их передатчики заслуживают доверия в большей степени. Кроме того, в “Сахихе” аль-Бухари есть такие извлечения[35] по фикху и такие мудрые мысли, которых нет в “Сахихе” Муслима. б) Все ли достоверные хадисы вошли в сборники аль-Бухари и Муслима и ставили ли они перед собой такую задачу? Аль-Бухари и Муслим включили в свои сборники не все достоверные хадисы и не ставили перед собой подобной задачи. Аль-Бухари сказал: «Я включил в свой сборник только достоверные хадисы, но многие достоверные хадисы не были включены, чтобы не делать его длинным».[36] Муслим же сказал: «Я включил сюда не все имеющиеся у меня достоверные хадисы, включив только те из них, относительно достоверности которых высказывалось единодушное мнение».[37] в) Много или мало достоверных хадисов осталось невключенными в сборники аль-Бухари и Муслима? 1. Хафиз Ибн аль-Ахрам сказал: «Они не включили лишь малую часть», - однако другие были с ним не согласны. 2. На самом деле они не включили в свои сборники очень многое. Передают, что аль-Бухари сказал: «…а еще больше достоверных хадисов я не включил». Сообщается также, что он сказал: «Я наизусть помню сто тысяч достоверных хадисов и двести тысяч недостоверных».[38] г) Сколько хадисов насчитывается в каждом из этих сборников? 1. Аль-Бухари: всего в его “Сахихе” приводится семь тысяч двести семьдесят пять хадисов с учетом повторяющихся, а без учета их – четыре тысячи. 2. Муслим: всего в его “Сахихе” приводится двенадцать тысяч хадисов с учетом повторяющихся, а без учета их – около четырех тысяч. д) Где можно обнаружить все остальные достоверные хадисы, которые не вошли в сборник аль-Бухари и Муслима? Они собраны в таких надежных и известных книгах, как “Сахих” Ибн Хузаймы, “Сахих” Ибн Хиббана, “Мустадрак” аль-Хакима, “Сунан” Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджи и ан-Наса’и, “Сунан” ад-Даракутни и аль-Байхаки и других сборниках. Однако одного только наличия хадиса в какой-нибудь из этих книг недостаточно; необходимо наличие указаний на их достоверность. Исключение составляют собой книги тех, кто ставил себе целью собрать только достоверные хадисы, примером чего может служить “Сахих” Ибн Хузаймы. 8. Несколько слов о “Мустадраке” аль-Хакима, “Сахихе” Ибн Хузаймы и “Сахихе” Ибн Хиббана а) “Мустадрак” аль-Хакима представляет собой огромный сборник, в котором его составитель приводит достоверные хадисы, удовлетворяющие условиям либо обоих шейхов,[39] либо одного из них, но не вошедшие в “Сахихи” аль-Бухари и Муслима. Кроме того, он включил в свой сборник ряд хадисов, называемых им достоверными, несмотря на то что они не удовлетворяют условиям ни одного из двух шейхов, и указал, что иснады их являются достоверными. Иногда же он приводит отдельные хадисы, которые достоверными не являются, но указывает на это обстоятельство. Подчас аль-Хаким подходит к критериям отбора хадисов не слишком строго, называя тот или иной хадис достоверным, если он удовлетворяет его условиям, вследствие чего отобранные им хадисы необходимо исследовать и выносить о них суждения, соответствующие их состоянию. Изучением содержания сборника аль-Хакима занимался аз-Захаби, правильно классифицировавший большинство хадисов, однако эта книга нуждается в дальнейшем изучении. б) “Сахих” Ибн Хиббана. Классификация хадисов в этой книге не соответствует общепринятым нормам, поскольку, с одной стороны, она не разбита на главы, с другой же – хадисы в ней не классифицированы по именам сподвижников, передавших эти хадисы, и поэтому Ибн Хиббан дал ей и другое название – “Ат-такасим ва-ль-анва‘” (Деление и виды). Найти нужный хадис в его книге очень затруднительно, и поэтому один из более поздних знатоков[40] разбил ее на главы. Подчас он проявляет излишнюю снисходительность, называя тот или иной хадис достоверным, однако в этом отношении он не является таким снисходительным, как аль-Хаким.[41] в) “Сахих” Ибн Хузаймы. Этот сборник занимает более высокую ступень по сравнению с “Сахихом” Ибн Хиббана, так как является серьезным исследованием, а его составитель может отказаться считать хадис достоверным из-за любого сомнительного слова в его иснаде.[42] 9. Извлечения (мустахраджат) из “Сахихов” аль-Бухари и Муслима а) Предмет извлечения. Здесь речь идет о том, что какой-нибудь мухаддис берет один из сборников хадисов и приводит его хадисы, снабжая их собственными иснадами и следуя при этом не тем путем, которым следовал его составитель, имевший с ним одного и того же шейха или шейха шейха. б) Наиболее известные извлечения из двух “Сахихов”. 1. “Извлечение” из “Сахиха” аль-Бухари Абу Бакра аль-Исма‘или. 2. “Извлечение” из “Сахиха” Муслима Абу ‘Аваны аль-Исфараййини. 3. “Извлечение” из обоих “Сахихов” Абу Ну‘айма аль-Исбахани. в) приводили ли составители “Извлечений” те же матны хадисов, что и составители обоих “Сахихов” во всех случаях? Их составители не всегда приводили абсолютно идентичные матны по той причине, что они неизменно использовали те же фразы, которые они слышали от своих шейхов, чем и объясняется наличие небольших отличий в отдельных случаях. То же самое можно сказать и о словах таких старых авторов, как аль-Байхаки, аль-Багави и им подобных, которые писали: «Этот хадис приводит аль-Бухари», – или: «Этот хадис приводит Муслим», – несмотря на наличие расхождений по смыслу и по форме с отдельными хадисами из “Сахихов” обоих шейхов. Смысл их слов: «Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим», состоит в том, что они приводили основу данного хадиса[43]. г) Можем ли мы передать какой-нибудь хадис из числа этих “Извлечений”, относя их к “Сахихам” аль-Бухари и Муслима? С учетом всего вышеизложенного никто не должен передавать ни один хадис из “Извлечений” или вышеупомянутых книг, указывая, что его приводит аль-Бухари или Муслим, ни при каких обстоятельствах за исключением двух случаев: 1. Когда он приводит данный хадис с целью сопоставления его с той его версией, которую приводит аль-Бухари или Муслим. 2. Когда составитель извлечения или другого сочинения говорит: «Оба они приводили его в таком виде». д) Польза “Извлечений” из обоих “Сахихов”. “Извлечения” из обоих “Сахихов” являются весьма полезными. Полезные аспекты трудов такого рода ас-Суйути перечисляет в своем сочинении “Ат-тадриб”.[44] 1. Высота иснада[45], так как если бы составитель “Извлечения” передал какой-нибудь хадис точно таким же путем, каким передавал его аль-Бухари, то количество имен передатчиков в иснаде такого хадиса было бы больше, чем в том же хадисе, который приводится им в “Извлечении” 2. Повышение степени достоверности, так как во фразах некоторых хадисов имеются дополнения и добавления 3. Приобретение хадисом силы благодаря множеству путей его передачи: польза этого состоит в том, что можно отдать предпочтение той или иной версии в случае возникновения противоречий. 11. Степени (маратиб) достоверных хадисов Мы уже отмечали, что некоторые улемы приводили иснады, которые они считали наиболее достоверными. На основании этого и при условии, что иснад удовлетворяет всем прочим условиям достоверности, можно сказать, что достоверные хадисы разделяются по степеням. а) Высшей степенью достоверности отличается такой хадис, который передается с наиболее достоверным иснадом, например хадис, переданный Маликом, слышавшим его от Нафи‘а, слышавшего его от Ибн Умара. б) Более низким по степени достоверности является хадис, передаваемый со слов людей, заслуживавших доверия в меньшей степени, чем вышеупомянутые передатчики, например хадис, переданный Хаммадом бин Саламой, который слышал его от Сабита, слышавшего его от Анаса. в) Еще более низким по степени достоверности является хадис, передаваемый со слов тех, кто заслуживает доверия в меньшей степени, чем предыдущие передатчики, например хадис, переданный Абу Салихом, который слышал его от своего отца, слышавшего его от Абу Хурайры. Есть и другая классификация хадисов, которые по степени достоверности делятся на семь классов: 1. Хадисы, которые считали достоверными и аль-Бухари, и Муслим (высшая степень достоверности). 2. Хадисы, которые считал достоверными только аль-Бухари. 3 Хадисы, которые считал достоверными только Муслим. 4. Хадисы, которые удовлетворяют условиям достоверности обоих шейхов, но не приводятся ни одним из них. 5. Хадисы, которые удовлетворяют условиям достоверности аль-Бухари, но не приводятся им. 6. Хадисы, которые удовлетворяют условиям достоверности Муслима, но не приводятся им. 7. Хадисы, которые считают достоверными другие имамы, например Ибн Хузайма и Ибн Хиббан, но не удовлетворяющие условиям обоих шейхов. 12. Условия аль-Бухари и Муслима Ни аль-Бухари, ни Муслим не формулировали никаких иных условий, кроме тех, которые являлись общепринятыми и касались критериев достоверности хадисов, несмотря на то что улемы, занимавшиеся глубоким изучением этого вопроса, считали, что вышеупомянутые условия были сформулированы именно обоими шейхами или одним из них. Суть лучшего из сказанного об этом сводится к тому, что условия обоих шейхов или одного из них формулируются следующим образом: хадис должен передаваться теми передатчиками, которые упоминаются в обоих “Сахихах” или же в одном из них именно так, как делают это оба шейха, передавая хадисы с их слов. 13. Значение выражения “муттафак ‘аляй-хи” (согласованный) Когда знатоки хадисов называют какой-нибудь хадис “согласованным”, это значит, что оба шейха считали данный хадис достоверным и мнение их разделяют все. 14. Обязательным ли условием является то, что достоверный хадис должен быть редким (‘азиз)? На самом деле это обязательным условием не является в том смысле, что у достоверного хадиса не обязательно должно быть два иснада, поскольку и в “Сахихах” аль-Бухари и Муслима, и в других сборниках приводятся достоверные хадисы, являющиеся неизвестными (гариб).
Хорошие (хасан) хадисы 1. Определение а) По форме это слово является прилагательным от слова “хусн” (красота). б) Терминологическое значение: улемы по-разному определяли значение термина “хороший” ввиду того, что он занимает среднее положение между достоверным и слабым, а также потому, что некоторые из них давали определение лишь одной из двух его частей. Ниже я привожу определение хафиза Ибн Хаджара аль-‘Аскалани которое представляется мне наиболее подходящим из всех: «Хорошим является хадис с непрерывным иснадом, все передатчики которого от первого до последнего отличались добросовестностью. Такой хадис является лишь немногим менее точным, чем подобные ему, а передатчики передали его безо всяких отклонений (шазз) или недостатков (‘илля)». 2. Суждение о хорошем хадисе Подобно достоверным хадисам, хорошие хадисы можно приводить в качестве доводов, несмотря на то что такой же силой эти доводы обладать не будут. Вот почему их приводили в качестве аргументов все факихи, применявшие их на практике, и за использование их в качестве аргументов выступало большинство мухаддисов и знатоков основ религии. 3. Пример хорошего хадиса В пример можно привести один из хадисов, приводимых ат-Тирмизи: – Передал нам Кутайба: Передал нам Джа‘фар бин Суляйман ад-Дуба‘и, слышавший от Абу Имрана аль-Джауни, слышавший, как Абу Бакр бин Абу Муса аль-Аш‘ари сказал: «Я слышал, как (однажды) перед лицом врага мой отец сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, врата рая находятся в тени мечей» ”».[46] «Этот хадис является хорошим по той причине, что из четырех передатчиков его иснада все являются достойными доверия (сикат), кроме Джа‘фара бин Суляймана ад-Дуба‘и,[47] который в этом отношении характеризуется как хороший пере-датчик, в силу чего и хадис в целом является не достоверным, а хорошим». 4. Степени хороших хадисов Подобно тому, как достоверные хадисы различаются по степеням достоверности, так и хорошие хадисы различаются по степеням. Аз-Захаби выделяет две таких степени: а) Высшая степень, примером чего являются такие хадисы, которые Бахз бин Хаким передавал со слов своего отца, слышавшего их от его деда, и такие хадисы, которые Амр Ибн Шу‘айб передавал со слов своего отца, слышавшего их от его деда, и такие хадисы, которые Ибн Исхак передавал со слов ат-Тайми, а также подобные им сообщения из числа именующихся достоверными и являющихся наиболее близкими к достоверным. б) За ними следуют такие хадисы, которые одни улемы считают хорошими, а другие – слабыми, примером чего может служить хадисы, передаваемые со слов аль-Хариса бин Абдуллаха, Асима бин Дамра, Хаджжаджа бин Артата и им подобных. 5. О месте таких слов мухаддисов, как «хадис с достоверным иснадом» или «хадис с хорошим иснадом» а) Слова мухаддисов: «Это хадис с достоверным иснадом» – являются указанием на то, что этот хадис занимает более низкую ступень, чем тот, о котором говорят: «Это – достоверный хадис». б) Точно так же хадис, о котором говорят: «Это хадис с хорошим иснадом», занимает более низкую ступень, чем тот, о котором говорят: «Это – хороший хадис». Объясняется это тем, что у хадисов с достоверным или хорошим иснадом, может быть матн, у которого есть какие-либо отклонения или недостатки. Таким образом, когда мухаддис говорит: «Это – достоверный хадис», он ручается нам за то, что данный хадис удовлетворяет всем пяти необходимым условиям достоверности. Если же он говорит: «Это хадис с достоверным иснадом», это значит, что он ручается нам за то, что данный хадис удовлетворяет только трем необходимым условиям достоверности. Иначе говоря, он ручается нам за непрерывность иснада этого хадиса, а также за добросовестность и точность его передатчиков, но не ручается за то, что в этом хадисе нет никаких отклонений и недостатков, поскольку сам мухаддис в этом не удостоверился. Однако, если надежный знаток хадисов ограничивается словами: «Это хадис с достоверным иснадом», не упоминая ни о каких недостатках этого хадиса, ясно, что матн его также является достоверным, поскольку основой является отсутствие недостатков и отклонений. 6. Смысл выражения «хороший достоверный хадис», употреблявшегося ат-Тирмизи и другими мухаддисами Внешне это выражение представляется неясным, поскольку хороший хадис занимает не столь высокое положение как достоверный, и поэтому возникает вопрос: как же можно объединять между собой хадисы, относящиеся к разным категориям? На этот вопрос, касающийся смысла выражения ат-Тирмизи «хороший достоверный хадис», улемы давали разные ответы, но лучшим из них является сказанное хафизом Ибн Хаджаром, с чем был согласен и ас-Суйути. Вкратце суть его слов сводится к следующему: а) Если у хадиса имеется не менее двух иснадов, то выражение «хороший достоверный хадис» означает, что данный хадис является хорошим, если принимать во внимание один иснад, и достоверным, если принимать во внимание другой. б) Если же у хадиса есть только один иснад, то выражение «хороший достоверный хадис» означает, что хорошим его считают одни люди, а достоверным – другие. Таким образом, ат-Тирмизи, использовавший подобное выражение, как бы указывает либо на то, что суждения улемов об этом хадисе отличались друг от друга, либо на то, что сам он не отдал предпочтения ни тому, ни другому суждению. 7. Классификация хадисов в сочинении аль-Багави “Аль-масабих”[48] В своей книге “Аль-масабих” имам аль-Багави использует свои особые термины. Так, например, он называет “достоверными” все те хадисы, которые входят в “Сахихи” аль-Бухари и Муслима или в один из них, а ”хорошими” – хадисы, входящие в “Сунан” Абу Дауда, ат-Тирмизи, Ибн Маджи и ан-Наса’и. Подобная терминология отличается от общепринятой среди мухаддисов, поскольку в четырех вышеупомянутых сборниках под названием “Сунан” есть и достоверные, и хорошие, и слабые, и отвергаемые хадисы. Вот почему Ибн ас-Салах и ан-Навави обращают внимание на это обстоятельство, а читателю книги “Аль-масабих” следует помнить, что имам аль-Багави вкладывает особый смысл в такие термины как “достоверный” или “хороший”. 8. Книги, в которых встречается много хороших хадисов Улемы не составили специальных сборников хороших хадисов, подобных сборникам хадисов достоверных, однако есть книги, в которых приводится много хороших хадисов. К числу наиболее известных таких книг относятся: а) “Джами‘” ат-Тирмизи, известный также как “Сунан” ат-Тирмизи и являющийся основой для изучения хороших хадисов. В этом сборнике приводится множество хороших хадисов, благодаря чему они и приобрели известность. б) “Сунан” Абу Дауда. В “Послании к жителям Мекки” Абу Дауд отмечает, что в своей книге он приводит как достоверные, так и подобные им и близкие к ним хадисы. Он разъясняет те места, которые являются очень слабыми, а то, о чем ничего не говорится, считается годным для использования в качестве аргумента. Таким образом, если мы обнаружим в его книге такой хадис, который Абу Дауд не называет слабым, а ни один из имамов не называет достоверным, это значит, что Абу Дауд считает его хорошим. в) “Сунан” ад-Даракутни. В этой книге ад-Даракутни приводит много хороших хадисов.
Достоверное сообщение, считающееся таковым в силу существования других хадисов 1. Определение Таковым является сообщение, которое само по себе относится к категории хороших, если оно передается еще и другим подобным или более сильным путем. Достоверными в силу существования других хадисов эти сообщения были названы ввиду того, что достоверным благодаря одному только своему иснаду такое сообщение не считается, а рассматривается в качестве такового только в силу существования одного или нескольких других сообщений. 2. Степень такого сообщения Степень такого хадиса выше степени хорошего хадиса как такового, но ниже достоверного как такового. 3. Пример Примером может служить следующий хадис: – Мухаммад бин Амр передал со слов Абу Саламы, что Абу Хурайра передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
]لَوْلا أَنْ أَشُقَّ عَلَى أُمَّتِي لأمَرْتُهُمْ بِالسِّوَاكِ عِنْدَ كُلِّ صَلاةٍ [ «Если бы не (считал) я, что для (членов) моей общины это будет тяжело, то обязательно велел бы им (чистить зубы зубочисткой) перед каждой молитвой».[49] Ибн ас-Салах сказал: «Мухаммад бин Амр бин Алькама относится к числу людей, известных своей правдивостью и нравственной чистотой, однако он не отличался точностью передачи, и некоторые даже считали его слабым передатчиком по причине плохого запоминания. Другие же считали его достойным доверия, так как он был правдивым и уважаемым человеком, и с учетом этого переданный им хадис является хорошим. Если учесть и то, что хадисы с его слов передаются и другими путями, то наши опасения, которые вызваны тем, что он плохо запоминал, развеиваются, небольшие недостатки благодаря этому устраняются, а иснад хадиса, как и сам хадис, возвышается до степени достоверного»[50].
Хорошее сообщение, считающееся таковым в силу существования других хадисов 1. Так именуется передающийся многими путями слабый хадис при том условии, что слабым его считают не по причине нечестия или лживости передатчика. Из этого определения следует, что слабый хадис может возвыситься до степени хорошего, который считается таковым в силу существования других хадисов, в двух нижеследующих случаях. а) Когда он передается не одним путем при том условии, что другие пути являются подобными ему по силе или более сильными. б) Когда причиной слабости является либо плохая память его передатчика, либо разрыв в его иснаде, либо отсутствие сведений о его передатчиках. 2. Степень такого сообщения Сообщение, считающееся хорошим в силу существования других хадисов, занимает более низкое положение, чем хорошее само по себе. Из этого следует, что если хорошее само по себе сообщение противоречит сообщению, считающемуся хорошим в силу существования других хадисов, то предпочтение отдается первому. 3. Суждение о таком хадисе Такие сообщения относятся к числу приемлемых, которые могут использоваться в качестве довода. 4. Пример В пример можно привести хадис, который приводит и считает хорошим ат-Тирмизи, передавший его со слов Шу‘бы, слышавшего от Асима бин Убайдуллаха, слышавшего от Абдуллаха бин Амира бин Раби‘а, слышавшего от своего отца, что, когда одна женщина из племени бану фазара вышла замуж, получив в дар сандалии, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил ее:
]أَرَضِيتِ مِنْ نَفْسِكِ وَمَالِكِ بِنَعْلَيْنِ [ «Довольна ли ты таким свадебным подарком, несмотря на свое положение и богатство?» Она сказала: «Да», и он дал разрешение на этот брак. Ат-Тирмизи сказал: «сообщения об этом передаются также со слов Умара, Абу Хурайры, Аиши и Абу Хадрада». Асим считается слабым передатчиком из-за его плохой памяти, однако ат-Тирмизи определяет этот хадис как хороший в силу того, что он передается и другими путями.
Отдельное приемлемое сообщение, подкрепленное косвенными доказательствами. 1. Введение Последним видом обзора приемлемых сообщений являются сообщения, подкрепленные косвенными доказательствами, то есть тем, что выступает в качестве дополнения к тем требованиям, которым должно удовлетворять приемлемое сообщение. Эти дополнительные указания, сочетающиеся с приемлемым сообщением, придают ему больше силы, выделяют его среди прочих приемлемых сообщений, не отвечающих подобным дополнительным указаниям, и делают его более предпочтительным по сравнению с ними. 2. Виды таких сообщений Существуют разные виды сообщений, подкрепленных косвенными доказательствами. Наиболее известными из них являются следующие: а) Те сообщения, которые приводят в своих “Сахихах” аль-Бухари и Муслим и которые нельзя отнести к категории “мутаватир”. Эти сообщения подкреплены различными косвенными доказательствами, к числу которых относятся: 1. Высокий авторитет аль-Бухари и Муслима как знатоков хадисов. 2. Их авторитетность в том, что касается выделения достоверных хадисов из числа прочих. 3. То обстоятельство, что улемы принимали их сборники, поскольку одно это больше способствует передаче знания, чем множество путей передачи таких сообщений, которые нельзя отнести к категории “мутаватир”. б) Известные сообщения, если они передаются различными путями, ни в одном из которых нет слабых передатчиков и недостатков. в) Сообщение, приводимое целым рядом крупнейших мухаддисов и не являющееся неизвестным (гариб). Примером может служить такой хадис, который приводит имам Ахмад, передавая его со слов имама аш-Шафи‘и, а имам аш-Шафи‘и передает его со слов имама Малика. Таким образом, имам Ахмад наряду с другими передает его со слов имама аш-Шафи‘и, а имам аш-Шафи‘и также наряду с другими передает его со слов имама Малика. 3. Суждение о таких сообщениях Сообщения такого рода являются более предпочтительными, чем любое приемлемое сообщение из числа отдельных сообщений. Если же сообщение, подкрепленное косвенными доказательствами, противоречит другим приемлемым сообщениям, то предпочтение отдается ему. ТЕМА ВТОРАЯ
Приемлемые сообщения подразделяются на две группы: действующие и недействующие. Подобное разделение является источником двух видов науки о хадисах, получивших название “точные и отличающиеся друг от друга хадисы”, а также “отменяющие и отмененные хадисы”.
Точные المُحْكَم (мухкам) и отличающиеся مُخْتَلِفُ (мухталиф) друг от друга хадисы 1. Определение точного а) Слово “мухкам” является причастием страдательного залога от глагола “ахкама” в значении “делать точно; хорошо”. б) Как термин слово “мухкам” служит для обозначения такого приемлемого хадиса, которому не противоречит подобный ему хадис. К этому виду относится большинство хадисов, что же касается противоречащих и отличающихся друг от друга хадисов, то по сравнению с общим их количеством таких хадисов известно немного. 2. Определение отличающихся (мухталиф) друг от друга хадисов а) Слово “мухталиф” является причастием действительного залога от слова “ихтиляф” (разногласие; расхождение). Под отличающимися друг от друга хадисами подразумеваются те из них, которые противоречат друг другу по смыслу. б) Как термин, фраза «отличающиеся друг от друга хадисы» служит для обозначения таких приемлемых хадисов, которым противоречат подобные им хадисы, когда имеется возможность объединения их между собой. Имеется в виду такой достоверный или хороший хадис, наряду с которым приводится другой хадис, подобный ему по степени и по силе, но внешне противоречащий ему по смыслу, однако при этом обладающие знанием и пониманием способны приемлемым образом объединить их. 3. Пример отличающихся друг от друга хадисов а) Хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
[ لا عَدْوَى وَلا طِيَرَةَ ] «Не (передается) зараза (иначе как по воле Аллаха) и не (является дурным предзнаменованием полет) птиц…» Этот хадис приводит Муслим. б) Хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
[ فِرَّ مِنْ الْمَجْذُومِ كَمَا تَفِرُّ مِنْ الأسَدِ] «Беги от прокаженного, как убежал бы ты ото льва». Этот хадис приводит аль-Бухари. Внешне два этих достоверных хадиса противоречат друг другу, поскольку первый отрицает возможность заражения иначе как по воле Аллаха, а во втором указывается на возможность заражения. Тем не менее улемы объединяют их между собой, приводя их к согласованию по смыслу во многих отношениях. Ниже упоминается о том из них, который избрал хафиз Ибн Хаджар. 4. Способ объединения Объединить между собой два этих хадиса можно, сказав, что возможность заражения без соизволения Аллаха отрицается и не является чем-то доказанным, так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
[ لا يُعْدِي شَيْءٌ شَيْئًا ] «Одно не заражает другое».[52] Сообщается также, что один человек возразил пророку, да благословит его Аллах и приветствует, сказав, что, когда паршивый верблюд оказывается среди здоровых, парша переходит и на них, и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил:
[ فَمَنْ أَعْدَى الأوَّلَ ] «А кто же заразил (самого) первого?»[53] Это значит, что Аллах Всевышний вызвал эту болезнь во втором, как вызвал он ее и в первом. Что же касается веления убегать от прокаженного, то оно было отдано для того, чтобы перекрыть пути. Это значит, что оно было отдано для того, чтобы не допустить контактов с прокаженными, в результате чего человек может подумать, что причиной заражения послужила не воля Аллаха, а общение с больным, однако подобные мысли являются греховными. Таким образом, прокаженного было велено сторониться для того, чтобы люди не верили в то, что может привести к греху. 5. Что следует сделать тому, кто встретит два внешне противоречащих друг другу приемлемых хадиса? В подобном случае необходимо сделать следующее: а) Когда существует возможность объединения двух хадисов, обязательно объединить их между собой, как обязательно и применять их на практике. б) Когда никакой возможности объединения двух хадисов не существует, необходимо поступить следующим образом: 1. Если известно, что один из двух этих хадисов является отменяющим, мы должны отдавать ему предпочтение, применять его на практике и оставить отмененный хадис. 2. Если таких сведений нет, нам необходимо отдать одному из этих хадисов предпочтение с помощью одного из путей, которых насчитывается более пятидесяти, а потом действовать в соответствии со смыслом наиболее предпочтительного. 3. Если же не удастся отдать предпочтение ни одному из них, что случается редко, нам следует воздержаться от их практического применения до тех пор, пока не обнаружится преимущество того или другого. 6. Наиболее известные сочинения на эту тему: а) “Ихтиляф аль-хадис” имама аш-Шафи‘и, который первым заговорил об этом и написал первое сочинение по этому вопросу. б) “Та’виль мухталиф аль-хадис” Абдуллаха бин Муслима Ибн Кутайбы. в) “Мушкиль аль-асар” Абу Джафара Ахмада бин Салямы ат-Тахави.
Отменяющие ناسِخُ (насих) и отмененные منسُوخِه (мансух) хадисы 1. Определение “отмены” (насх): а) Это слово имеет два значения – “устранение” и “переписывание”. б) Как термин, слово “насх” означает отмену Аллахом прежнего установления на основании более позднего указания. 2. Важность и трудность науки об отмене; наиболее выдающиеся знатоки Умение отличать отменяющие хадисы от отмененных является важным и трудным делом, а аз-Зухри сказал: «Умение отличать отменяющие хадисы от отмененных является для факихов самым трудным». Наиболее известным из знатоков отменяющего и отмененного являлся имам аш-Шафи‘и, который не только лучше всех разбирался в этом предмете, но и начал заниматься им первым. Передают, что имам Ахмад спросил Ибн Вара, который приехал из Египта: «Ты переписывал книги аш-Шафи‘и?» Он ответил: «Нет». Ахмад сказал: «Ты сделал упущение, ибо не могли мы отличить кратко изложенного от истолкованного, а отменяющего хадиса от отмененного, пока не встретились с аш-Шафи‘и». 3. Как отличить отменяющий от отмененного? Отменяющий хадис можно отличить от отмененного с помощью одного из нижеперечисленных признаков: а) С помощью прямого указания посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Примером может служить приводимый в “Сахихе” Муслима и передаваемый со слво Бурайды хадис, в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
] نَهَيْتُكُمْ عَنْ زِيَارَةِ الْقُبُورِ فَزُورُوهَا[ «Прежде я запрещал вам посещать могилы, но (теперь) посещайте их». б) С помощью высказывания кого-либо из сподвижников. Так, например, сообщается, что Джабир бин Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал: «В соответствии с последним из двух велений посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, можно было не совершать омовения после употребления в пищу того, чего касался огонь.» Этот хадис приводят Абу Дауд, Ибн Маджа, ан-Наса’и и ат-Тирмизи. в) С помощью знания истории. В данном случае имеется в виду, что хадис, который передается со слов Шаддада бин Ауса и в котором сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Прерывается пост и пускающего кровь, и того, кому ее пускают»,[54] был отменен хадисом, переданным Ибн Аббасом, да будет доволен им Аллах, который сообщил, что пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пускали кровь, когда он находился в состоянии ихрама и соблюдал пост.[55] В некоторых путях передачи хадиса Шаддада бин Ауса указывается, что это было во время завоевания мусульманами Мекки[56], тогда как Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сопровождал пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во время прощального паломничества[57]. г) То, на что указывает единодушное мнение улемов. Так, например, в одном хадисе сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
[ مَنْ شَرِبَ الْخَمْرَ فَاجْلِدُوهُ ، فَإِنْ عَادَ فِي الرَّابِعَةِ فَاقْتُلُوهُ ] «Подвергните бичеванию того, кто выпьет вина, если же человек вернется к этому в четвертый раз, казните его».[58] Имам ан-Навави сказал: «Единодушное мнение улемов указывает на то, что он был отменен». Единодушное мнение не отменяет и не может быть отменено, однако оно служит указанием на отменяющее. 4. Наиболее известные сочинения по данному вопросу а) “Аль-и‘тибар фи-н-насих ва-ль-мансух мин аль-асар” Абу Бакра Мухаммада Ибн Мусы аль-Хазими. б) “Ан-насих ва-ль-мансух” имама Ахмада. в) “Таджрид аль-ахадис аль-мансуха” Ибн аль-Джаузи. РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ: Отвергаемое сообщение
Тема первая: слабые хадисы. Тема вторая: хадисы, отвергаемые в силу пропусков в их иснадах. Тема третья: хадисы, которые отвергаются в силу выдвижения обвинений против передатчика.
Отвергаемое сообщение и причины, в силу которых оно считается неприемлемым 1. Определение Отвергаемым называется такое сообщение, правдивость передатчика которого нельзя считать наиболее вероятной. Причиной является несоответствие одному или более из числа условий приемлемости сообщения, о чем речь шла в разделе о достоверных хадисах. 2. Классификация отвергаемых сообщений и причины их неприемлемости Улемы подразделяли неприемлемые сообщения на множество групп,[59] давая многим из них особые названия. Вместе с тем среди этих сообщений были и такие, которым они не давали особых названий, обозначая их общим названием “слабые” (да‘иф). Если же говорить о причинах неприемлемости хадиса, то их также может быть много, однако в основном они сводятся к двум основным причинам: а) Пропуск в иснаде. б) Отвод передатчика. Обе этих основных причины в свою очередь подразделяются на множество видов, о которых я, если захочет Аллах Всевышний, более подробно поговорю отдельно. Начать же этот разговор следует со “слабых” сообщений, так как “слабое” считается общим названием отвергаемых сообщений. ТЕМА ПЕРВАЯ
1. Определение а) Слово “слабый” является антонимом слова “сильный” как в прямом, так и в переносном смысле. В данном случае подразумевается слабость во втором значении этого слова. б) В качестве термина слово “слабый” служит для обозначения такого сообщения, которое не может считаться хорошим, если оно не удовлетворяет хотя бы одному необходимому условию. 2. Различия по степени слабости Подобно достоверным хадисам слабые хадисы различаются по степени слабости передатчиков. Среди них есть просто слабые, очень слабые, неудовлетворительные (вахи) и порицаемые (мункар), наихудшим же из видов слабых сообщений являются подложные (мауду`). 3. Пример Примером слабого хадиса может служить хадис, передаваемый ат-Тирмизи со слов Хакима аль-Асрама, сообщавшего, что он слышал, как Абу Тамима аль-Худжайми передал со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
]مَنْ أَتَى حَائِضًا أَوْ امْرَأَةً فِي دُبُرِهَا أَوْ كَاهِنًا فَقَدْ كَفَرَ بِمَا أُنْزِلَ عَلَى مُحَمَّدٍ [ «Не верует в то, что было ниспослано Мухаммаду, совершивший половое сношение с женщиной, у которой начались месячные, или совершивший половое сношение с женщиной через задний проход, или посетивший прорицателя». Передав этот хадис, ат-Тирмизи пишет: «Нам неизвестно, чтобы этот хадис передавал кто-нибудь еще, кроме Хакима аль-Асрама, ссылавшегося на Абу Тамиму аль-Худжайми, который ссылался на Абу Хурайру». Далее он пишет: «Мухаммад[60] назвал этот хадис слабым с точки зрения его иснада».[61] К сказанному я добавлю, что причиной этого является наличие в его иснаде имени Хакима аль-Асрама, которого улемы называют слабым. Так, например, в “Такриб ат-тахзиб” хафиз Ибн Хаджар пишет: «Он отличается слабостью». 4. Суждение о передаче такого сообщения Мухаддисы и прочие знатоки религии считают допустимой передачу слабых хадисов и проявление снисходительности по отношению к их иснадам. а) Они не должны иметь отношения к догматам веры, например к атрибутам Аллаха Всевышнего. б) В них не должны содержаться разъяснения установлений шариата, имеющих отношение к дозволенному и запретному. Это значит, что их можно приводить в наставлениях с целью побуждения или устрашения, в рассказах и тому подобных случаях. К числу тех, кто считал допустимой передачу таких хадисов, относились Суфйан ас-Саури, Абд ар-Рахман бин Махди и Ахмад бин Ханбаль.[62] Необходимо помнить о том, что если ты приводишь подобные сообщения без иснадов, не следует говорить: «Так сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует», а говорить необходимо только так: «Сообщается о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то-то и то-то», или: «Дошло до нас о нем то-то и то-то», или что-то подобное, чтобы не получилось так, будто ты утверждаешь, что это исходит от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда тебе известно, что данный хадис является слабым. 5. Суждение о практическом применении подобных хадисов Мнения улемов относительно практического применения слабых хадисов расходятся. В основном они считают желательным практическое применение только таких сообщений, которые касаются совершаемых людьми добровольно достойных дел. При этом должны быть соблюдены три условия, о чем хафиз Ибн Хаджар[63] сказал так: а) Хадис должен быть не очень слабым. б) Хадис
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|