Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические основы понятия «адаптация»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПОДГОТОВКИ И АТТЕСТАЦИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

 

 

РЕФЕРАТ

На тему:

«Адаптация студентов-первокурсников к образовательным условиям вуза»

 

Направление подготовки: 38.06.01 – Экономика

Кафедра: Экономики и управления предприятиями и производственными комплексами

Подготовил: аспирант 1 года обучения Тавдидишвили Александр Евгеньевич

Группа: Э-1871                                                                    Подпись ______________

Научный руководитель: к.э.н., доцент Тихонова Майя Владимировна

 

Проверила: Пашковская Ирина Николаевна

Должность: д.п.н., профессор

 

Оценка ______________                          Дата ______________

Подпись ______________

Санкт-Петербург

2019

Оглавление

 

Введение. 4

1. Теоретические основы понятия «адаптация». 5

2. Структура процесса адаптации. 11

3. Анализ современного состояния проблемы адаптации студентов. 14

Заключение. 18

Список использованной литературы.. 19

 


Введение

В современных условиях развития общества, трансформации социо-культурных процессов и экономической парадигмы важное место занимает вопрос модернизации существующей системы высшего образования и понимания места студента-первокурсника в нем. Разработанные методы и системы обучения, к сожалению не удовлетворяют в полной мере современные потребности. Существующим методикам необходим качественный скачек в вопросе организации учебного процесса, который позволит полностью раскрыть весь потенциал студента.

Принимая во внимание вышеизложенное встает вопрос о видоизменении системы первого года обучения. Она является определяющими периодом в процессе формирования окружения, развития личности и специализации студента. Ключевая проблема связана с тем, что в процессе перехода на новый жизненный этап происходит перестройка ценностно-познавательной ориентации студента. Справится с кардинальными изменениями удается далеко не всем. Главной особенностью этого жизненного этапа является процесс адаптации студента-первокурсника к образовательным условиям высшей школы. Время и степень адаптации во много определяет мотивацию, направленность и характер учебного процесса в дальнейшем.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс на 1 курсе высшего учебного заведения. Предметом исследования является процесс адаптации студента-первокурсника к образовательным условиями высшей школы. Цель работы заключается в определении педагогической основы адаптации студента-первокурсника к образовательным условиями высшей школы. В соответствии с поставленной целью перед работой ставятся следующие задачи:

· Проанализировать современное состояние проблемы в теории и практики педагогического образования.

· Определить сущность и содержание адаптации студента-первокурсника к обучению в высшем учебном заведении.

Теоретические основы понятия «адаптация»

Как показывает история, одной из главных особенностей развития (движущих сил) современного общества стала степень развитости образовательной системы и системы знаний. После 1917 году, в период, когда в нашей стране случилось две революции (Февральская и Октябрьская) и произошла полная смена власти, перед новым правительством встали новые задачи по развитию экономической и социальной деятельности, согласно новой концепции общественного развития (освобождение трудового народа; искоренение эксплуатации человека человеком; мировая социалистическая революция). Впоследствии стало очевидно, что для выполнения данных задач необходимо поставить общество «на прямые рельсы», то есть нужно, что бы все граждане страны сплотились и все вместе помогли правительству построить новое, социально-ориентированное общество.

Данный путь развития был сложным! Основные проблемы бросались в глаза уже «с первых секунд»: низкая степень образованности населения (многие люди были безграмотные); существовала огромная пропасть в технико-технологическом развитии между бывшей царской Россией и странами Европы; в стране еще оставалось множество людей, которые не поддерживали новый политический режим и всячески ему сопротивлялись. Впоследствии разработанная и затем принятая образовательная реформа принесла свои плоды: открылось множество школ (введение всеобщего обучения и движение за ликвидацию безграмотных); были созданы сети Коммунистических университетов и Институтов красной профессуры; создавались специализированные техникумы, выпускники которых уже обладали рабочими профессиями (могли работать в промышленном секторе, сельском хозяйстве и т.д., что в свою очередь позволяло произвести ускоренную индустриализацию, которая была так необходима в то время). Что касается последнего, то нужно вспомнить представителей классической политэкономии А. Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов» и Д. Рикардо, которые утверждали, что материального богатства общества можно добиться только за счет развития сельского хозяйства и промышленного сектора экономики [10]. Как показывает опыт, именно развитие c/х и промышленного сектора во все времена являлось движущей силой экономики. Не удивительно, что развитие данных направлений во времена СССР позволило совершить качественных скачек во всех областях экономики, и сформировать такую образовательную систему, которая по праву можно назвать одной из лучших XX века. Но как уже отмечалось раньше, добиться этого было бы не возможно, без модернизации образовательной системы, и подготовки новых рабочих кадров.

Как отмечает С.А. Тангян, именно развитие высшего образования стало одним из решающих факторов прогресса образования: «высшее образование воздействует на процесс глобализации и интеграции жизни общества, развитие информационных технологий и т.д.» [11]. То есть все, что нас окружает в той или иной степени будет проходить через систему высшего образования.

Однако в процессе глобализации общество постоянно развивается. Методы обучения, которые существовали, условно говоря, 100-200 лет назад в современном обществе не будут работать или будут работать, но не так эффективно как от них требуется. Поэтому в педагогике в последнее время остро стоит вопрос о создании новых методов и подходов в системе высшего и среднего образования.

Именно из-за этого сегодня необходимо переосмыслить структуру и содержание существующих учебных программ. Они должны становиться более гибкими, постоянно развиваться, реагировать на развитие общества и т.д.

Однако само создание новой учебной программы, это еще не залог ее 100% реализации. Важен поиск и создание оптимальных условий для быстрой и безболезненной адаптации студента (ученика) к новым условиям обучения в вузе. То есть, создание таких условий организации учебного процесса, которые бы максимально способствовали развитию их личности с учетом индивидуально-личностных особенностей.

Впервые термин «адаптация» (приспособление) был введен немецким физиологом Аубертом в 1865 году для характеристики явления приспособления чувствительных органов (слуха и зрения) к воздействию соответствующих раздражителей. В современной биологии под «адаптацией» понимается приспособление организма к условиям существования. Понятие «адаптация» может иметь различное значение в зависимости от того, биологический или социальный аспект рассматривается в конкретном случае.

Понятие «социальная адаптация» в нашей стране начало широко использоваться в середине 60-х годов прошлого века. Процесс простого приспособления заменяется в большинстве случаев активным регулированием процесса взаимодействия со средой. Как отмечает В.Е. Кадочкина, при рассмотрении адаптации обычно выделяется «страдательная» сторона: человеку тяжело, у него много что не получается, необходимо время чтобы привыкнуть к новым условиям [5]. Однако, отличительной особенностью «социальной адаптации» является тот факт, что человек не только приспосабливается к условиям нового, но и видоизменяет то, что на него воздействует, ведь в особенности он не является только объектов, который изменяется под воздействием внешних факторов, но и субъектом, который сознательно вступает в сложные взаимоотношения с членами нового коллектива, осваивает новые формы и виды работ и т.д. То есть процесс адаптации двухсторонний, с одной стороны объект изменяется для того, что бы удовлетворить окружающую среду, но и наоборот окружающая среда изменяется для удовлетворения требований человека.

А.Н. Леонтьев говорил, что «Человек не просто приспосабливается к окружающей его природе, но, в отличие от животных, своей деятельностью опосредует, регулирует и контролирует этот процесс» [6].

И.А. Милославова считала, что в зависимости от психотипа человека, жизненного опыта, своей собственной оценки существует два типа социальной адаптации [7]:

· Аутопластическая – приспосабливающийся.

· Аллопластический – приспосабливающий.

В.В. Селиванов выделял четыре формы социальной адаптации [9]:

· Пассивная.

· Активная.

· Осторожная.

· Простое приспособление.

Однако подход к типологии адаптации может быть и несколько другим, с точки зрения интенсивности и эмоциональности протекания данного процесса.

Адаптация к вузовскому обучению является проявлением адаптации как общего, универсального явления и как процесса, направленного на поддержание «диалога» между личностью и социальной средой.

По мнению А.Ц. Эрдынеева, успешность адаптации к учебному процессу в высшем учебном заведении стимулирует повышение познавательной активности, общего жизненного тонуса и работоспособности студентов, способствует более полному представлению о будущей профессии, определяет характер, мотивацию и направленность учебной деятельности [15].

Особенно важно понимать, что при изменении внешней среды необходима ориентировка в новых условиях (как жить, как действовать, как себя вести). На сегодняшний день существует множество подходов, которые определяют ту или иную степень адаптации студента к обучению в вузе. По мнению Л.К. Гришина и В.Д. Цуркана, в вузе процесс адаптации связан с включением студентов, вчерашних абитуриентов, в новые условиях жизни, выходящие за пределы их привычного образа жизни [3]. Также они отмечают, что под адаптацией студента необходимо считать процесс приведения основных параметров его социальных и личностных характеристик в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды. В действительности после окончания школы у первокурсника появляется состояние неопределенности. Только «вчера» он жил 11 лет по одному порядку и у него была определенная цель (как минимум получить среднее образование, как максимум получить определенный багаж знаний для поступления в тот или иной вуз), «сегодня» он попадает в новый для него мир, с новыми правилами и законами.

Как не странно говорить, но именно первой большой проблемой для студента-первокурсника в процессе адаптации является новизна. Раньше алгоритм процесса обучения в большинстве своем был более простым и имел линейный характер: домашнее задание – выучил (не выучил) – ответил (не ответил) – получил хорошую отметку (получил плохую отметку). В вузе же система обучения намного сложнее, и если ее сравнивать с современными системами управления и коммуникациями, то можно сказать, что она имеет матричный характер. Более сложная система взаимоотношений с данной структурой вызывает множество трудностей в процессе адаптации.

Помимо адаптации к новой системе обучения у студентов первокурсников возникает множество проблема в плане «бытовой жизни» (в большинстве это касается иногородних студентов). Согласно определению Н.Е. Шафражинской, в процессе адаптации происходит включение личности в новую социальную среду [12]. Когда молодой человек или девушка уезжают из своего привычного образа жизни (родного города) в новый город с новыми людьми, то очень часто для них это является настоящим вызовом: общежитие с незнакомыми людьми, приготовление пищи, уборка помещений, элементарная коммуникация с посторонними и т.д., все это становится настоящей проблемой для многих иногородних студентов, что тоже во многом влияет на процесс протекания адаптации. М.С. Яницкий выделяет три фазы протекания адаптации [17]:

1. Разрушение старой программы поддержания гомеостаза.

2. Начало строительства новой структуры гомеостатического регулирования.

3. Стабилизация показателей адаптации.

Подчиняясь общим правилам социальной адаптации, адаптация студентов-первокурсников к учебному процессу имеет свои особенности, в основе которых лежат профессиональная специфика вуза, содержание учебного процесса, нормы и требования вузовского коллектива.

Актуальность проблемы процесса адаптации студентов первокурсников, к обучению в вузах, вызвана существованием ряда противоречий между:

· Увеличением объема теоретических знаний, специализации и требований к повышению качества подготовки специалистов.

· Ускоренным увеличением объема актуальной научной информации и сокращение срока обучения (бакалавриат).

По мнению И.В. Ширяевой, младшие курсы в вузах являются крайне важными в жизни молодежи, так как именно на этом этапе их жизни происходит адаптация к новой необычной обстановке, к новым условиям учебы [13]. Адаптация же в их случае связана с преодолением определенных трудностей, усилением личности студента.

В заключение данного раздела необходимо сказать, что главным действующим лицом адаптационного процесса является студент, который включается в условиях новой для него деятельности. В процессе адаптации ему необходимо соотнести его особенности с характером, нормами и требованиями новой социальной среды и проанализировать возможность выполнения появившихся задач, которые ему следует решить в условиях «новой жизни».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...