Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

в условиях экономического кризиса.

Основные тенденции в экономике Республики Корея

Синякова А.Ф.

Аспирантка МГИМО(У) МИД России

Преподаватель кафедры Японского, корейского,

индонезийского, монгольского языков МГИМО(У) МИД России.

 

В условиях замедления темпов экономического роста мировой экономики ожидается резкое замедление темпов экономического роста экономики Республики Корея. Ожидается, что рецессия затронет все сферы и всех участников рынка, включая правительство, бизнес и потребителей, которым в условиях кризиса необходимо будет приложить усилия для сохранения конкурентоспособности.

Можно выделить десять ключевых направлений в корейской экономике в 2009 году.[1] Прежде всего, на основании прогнозов, можно говорить об углублении рецессии в экономике. В 2009 году одновременно со снижением внутреннего спроса будет также наблюдаться уменьшение объемов экспорта, данные показатели уже начали сокращаться со второй половины 2008 года. Сокращение спроса повлечет за собой сокращение производства и рост безработицы, что может повлечь дальнейшее обострение кризиса. Прогнозы прироста ВВП страны на 2009 год ниже показателей прироста ВВП в 2001 году (3,8%), когда был так называемый «биржевой интернет пузырь», связанный со стремительным ростом цен на акции интернет-компаний и последующей волной банкротств и падением фондовых индексов. Пессимистичные прогнозы экспертов вызваны сокращением занятости в процессе реструктуризации предприятий и финансовых структур, падением цен на рынке недвижимости и банкротством строительных компаний, несостоятельностью финансовых структур. Некоторое улучшение ситуации в конце 2009 года может быть достигнуто лишь посредством активного государственного стимулирования, включая меры по уменьшению налоговой нагрузки, инвестированию в инфраструктурные проекты. Ситуация в корейской экономике будет непосредственно связана с мировой экономикой, процессы восстановления позволят вновь увеличить экспорт и стимулировать внутренний потребительский спрос.

Второй ключевой тенденцией станет растущая безработица. В 2009 году ожидается создание меньшего числа рабочих мест, чем в предыдущие годы, что в первую очередь вызвано реструктуризацией в судостроительной отрасли, строительстве и финансовом секторе, традиционно предоставляющих много рабочих мест. Социальные вопросы, в особенности безработица, станут первостепенной задачей Правительства страны, а также компаний в условиях требований к «растущей социальной ответственности бизнеса», однако некоторое улучшение ситуации может наступить только в конце 2009 года. Правительство будет принимать меры по уменьшению налогового бремени, а также по предоставлению помощи в трудоустройстве, чтобы сохранить социальную стабильность для представителей среднего класса. Люди, которые ищут работу, будут вынуждены снизить свои требованию к заработной плате и к самой работе.

Еще одной неизбежной экономической тенденцией в 2009 году станет корпоративный кредитный кризис и сокращение объемов фондового рынка. В условиях экономического спада и реструктуризации компаний в строительной и судостроительной отраслях неизбежной станет ситуация, когда компании не смогут своевременно и в полном объеме возвращать полученные кредиты, в первую очередь это коснется малого и среднего бизнеса. Во второй половине 2008 года более 80% кредитов, выданных компаниям, приходилось именно на предприятия малого и среднего бизнеса, и процент просроченной задолженности по их кредитам был также выше, чем у крупных компаний. Если процент просроченной задолженности по кредитам у банков продолжит расти, они не смогут удовлетворять требованию «коэффициентов достаточности капитала», устанавливаемому Банком Международных расчетов (Bank for International Settlements). В целях сохранения собственной финансовой устойчивости банки сокращают инвестирование и выдачу кредитов. Компании в условиях недостатка ликвидности, ухудшения экономической ситуации и падения котировок на фондовых рынках лишаются возможности привлекать средства через дополнительную эмиссию ценных бумаг. В 2008 году привлечение средств посредством дополнительного выпуска акций сократилось на 70,1% с 14,9 трлн. вон до 4,4 трлн. вон, выпуск корпоративных облигаций малых и средних компаний сократился за год на 64%.[2]

Следующей тенденцией в экономике, вероятно, станет снижение процентных ставок и уменьшение цен на активы. В условиях продолжающейся рецессии Банк Кореи может снизить процентные ставки с текущего уровня в 2,5%. Менее жесткая кредитно-денежная политика уже привела к тому, что доходность высоконадежных корпоративных облигаций впервые с начала 2008 года сократилась до 7,5% в январе 2009 года.[3] Результатом снижения доходности станет сокращение кредитного спреда, то есть разницы в доходности рисковых ценных бумаг (корпоративных облигаций) и безрисковых ценных бумаг (государственных казначейских облигаций). А аналогичный спред между облигациями крупнейших надежных компаний («голубых фишек») и облигациями прочих компаний, наоборот, возрастет. В условиях замедления темпов экономического роста снижение процентных ставок не сможет решить все проблемы ликвидности, но сможет несколько поддержать стоимость активов в ситуации предпочтения высоконадежных финансовых вложений. Если ставки по банковским депозитам продолжат снижаться, инвесторы в ожидании прибыли во второй половине года предпочтут, вероятно, национальный фондовый рынок.

Правительство, в свою очередь, будет осуществлять несколько крупных социально-значимых проектов с тем, чтобы стимулировать внутренний спрос. В число проектов вошли: строительство канала (Kyungin Canal), который соединит западную часть реки Ханган с морем в районе порта Инчхон, очистка нескольких рек, модернизация городских поселений, развитие индустриальных комплексов и морских портов. Объем специального фонда (Social Overhead Capital), предназначенного для финансирования общественных инфраструктурных проектов, увеличился за 2008 год на 26% и составил на начало 2009 года 24,7 трлн. вон, по сравнению с 18 трлн. вон в 2003 году. Осуществление данных проектов предполагает бюджет в размере 45 трлн. вон, из которых 14,8 трлн. вон будет выделено Правительством, а остальная часть – средства инвесторов, то есть Республика Корея продолжает развивать доказавшую свою эффективность практику государственно-частного партнерства. Для повышения эффективности такого сотрудничества необходимо принять дополнительные меры для координирования действий федеральных и региональных властей и представителей бизнеса. Реализованные проекты увеличат ВВП на 79,4 трлн. вон и создадут 652 тысячи новых рабочих мест.

Инфраструктурные проекты будут реализованы с учетом ужесточающихся экологических требований. Внедрение новых природоохранных технологий – это еще одна тенденция в экономике в 2009 году. Президент Ли Мен Бак в своем новогоднем обращении обозначил защиту окружающей среды как один из важнейших государственных приоритетов. Планируется формирование специальной комиссии при президенте по вопросам экономического развития, не разрушающего окружающую среду. Также на правительственном уровне будет стимулироваться внедрение экологичных технологий и использование возобновимых источников энергии (энергии солнца, ветра и т.п.). Конкуренция между крупными компаниями, производящими оборудование для выработки данных видов энергии, будет расти. К примеру, компания Hyundai Heavy Industries начала производство солнечных батарей и компонентов в 2005 году, а компания Woongjin Energy запустила массовое производство силиконовых слитков, применяемых в производстве солнечных батарей. Крупный производитель двигателей, компания STX Engine планирует расширить свой бизнес и помимо производства судовых двигателей также запустить производство ветровых генераторов. Также эксперты ожидают роста конкуренции среди компаний, внедряющих энергосберегающие технологии. В частности, согласно прогнозным оценкам, доля светодиодов на рынке осветительных устройств возрастет до 32% в 2016 году по сравнению с 3% в 2007 году.[4] В настоящее время помимо лидеров рынка компаний Samsung Electro-Mechanics и LG Innotek активно развивают энергосберегающие технологии мелкие и средние предприятия.

Экономический кризис обусловил необходимость стратегической реструктуризации компаний – еще одного направления в экономике Кореи в 2009 году. Оптимизация внутрикорпоративных процессов и оценка стабильности компаний начнется со строительной, судостроительной и автомобилестроительной отраслей, нефтехимических производств и предприятий сферы информационных технологий. Специально назначенные на государственном уровне банки произведут оценку с учетом финансовых показателей компаний, квалификации управленческого персонала и перспектив осуществления бизнеса. На основании данных проверок, компании будут подразделены на четыре группы:

· (А) устойчивые, надежные в финансовом аспекте компании;

· (В) компании, временно испытывающие недостаток средств;

· (С) потенциально неконкурентоспособные компании;

· (D) нерентабельные, неконкурентоспособные компании.

Финансовая поддержка со стороны Правительства будет предоставлена компаниям категории (В), компании категории (С) могут претендовать только на получение средств для финансовой реструктуризации, компании, попавшие в группу (D), должны будут начать процедуру банкротства. Целями подобной реструктуризации являются оздоровление отраслей и помощь конкурентоспособным производствам. Исполнительным органом назначена специально сформированная в конце 2008 года «Группа по финансовой поддержке реального сектора экономики» (“Real Sector Financial Support Group”), которая действует под эгидой и в тесном сотрудничестве с Министерством Инновационной экономики и Комиссией по финансовым операциям. Задачами Группы является оказание помощи и надзора в процессе реструктуризации крупных компаний. В отличие от финансового кризиса конца 1990-х годов, когда реструктуризация компаний проходила после их фактической неспособности исполнять свои финансовые обязательства, в современных условиях предполагается использование другого подхода. Правительство будет стремиться предпринять превентивные меры, чтобы не допустить фактического банкротства крупнейших компаний и не обострить тем самым ситуацию в экономике и социальные проблемы в связи с потерей рабочих мест. Финансовая помощь будет оказана только конкурентоспособным компаниям в индивидуальном порядке с учетом их масштаба и занимаемой долей рынка.

К числу важных тенденций 2009 года может быть отнесено изменение социальных настроений в обществе. Во-первых, кризис уже привел к росту числа преступлений, который, вероятно, будет продолжаться. Так, в октябре 2008 года, когда было отмечено резкое снижение экономических показателей, рост числа преступлений составил 29% по отношению к предыдущему месяцу, и сохранение повышательной тенденции представляется весьма вероятным.[5] Во-вторых, в условиях кризиса люди стремятся больше времени уделить своей семье, поскольку в благоприятных экономических условиях посвящали себя преимущественно работе, ожидается, что в обществе возрастет значение семейных ценностей.

В связи с кризисом и сокращением доходов граждан может несколько измениться структура потребления. В целях экономии люди будут отдавать предпочтение практичным и функциональным товарам, а также товарам, которые можно назвать «сделай сам», то есть более дешевые товары, но которые потребуется самостоятельно собрать и т.п. Кроме того, в периоды экономических спадов потребители предпочитают известные и надежные бренды, которые им хорошо знакомы и в качестве которых они могут быть уверены, что особенно актуально в связи с многочисленными скандалами в отношении контроля качества продукции. Согласно данным социологических опросов, 60% граждан предпочтут чуть более дорогой продукт известной торговой марки, нежели чем чуть более дешевый, но неизвестного производителя.[6] Такие потребительские предпочтения помогут, в свою очередь, лидерам рынка и поддержат конкурентоспособные компании.

Говоря о Корейском полуострове, не утрачивает своей актуальности фактор межкорейских отношений. Безопасность в регионе будет, в том числе, связана с процессом денуклеаризации полуострова. Кроме того, может измениться дипломатическая политика США в отношении Северной Кореи с приходом к власти нового президента. Вызывает опасение здоровье лидера КНДР Ким Чен Ира и возможность выбора им преемника.

Экономический рост, продолжавшийся до середины 2008 года, позволил Республике Корее продемонстрировать высокие показатели прироста ВВП, расширения внутреннего и иностранного инвестирования. Однако со второй половины 2008 года экономический кризис, распространившийся на все страны мира, изменил прогнозные показатели и заставил корректировать планы всех субъектов мирового экономического хозяйства. Замедление темпов экономического роста, ситуация в других странах, опыт предыдущих финансово-экономических кризисов позволяет сделать прогноз в отношении основных тенденций в экономике Республики Корея в 2009 году.

 


[1] Korea’s Ten Major Trends in 2009. JEON Young-Jae. SERI, 2009. www.SERIworld.org

[2] Там же.

[3] Korean Securities Dealers Association, Information Center on Bond Operations www.ksda.or.kr

[4] Phillip, W.ODIA Market Forecast for Solid State Lighting. WRT Associates. WRT (With Respect To) Technology – Thoughtful Analysis and Actionable Information www.wrtassoc.com

[5] Seoul Metropolitan Police Agency www.smpa.go.kr

[6] Cheil Worldwide www.cheil.com

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...