ПРАВИЛО СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ 06.
Епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. Α иначе да будет извержен от священнаго чина.
СвАп10.
ПРАВИЛО СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ 10.
Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковый да будет отлучен.
СвАп14.
ПРАВИЛО СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ 14.
Не позволительно епископу оставляти свою епархию и во иную преходити, аще бы и от многих убеждаем был, разве когда будет некоторая вина благословная, сие творити его понуждающая, яко могущего большую пользу обитающим тамо принести словом благочестия. И сие не по своему произволу, но по суду многих епископов и по сильнейшему убеждению.
СвАп34.
ПРАВИЛО СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ 34.
Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо тако будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святый Дух.
СвАп37.
ПРАВИЛО СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ 37.
Дважды в году да бывает собор епископов, и да рассуждают они друг с другом о догматах благочестия, и да разрешают случающиеся церковные прекословия. В первый раз, в четвертую неделю пятидесятницы: а во вторый, октября во вторыйнадесять день.
СвАп38.
ПРАВИЛО СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ 38.
Епископ да имеет попечение о всех церковных вещах, и оными да распоряжает, яко Богу назирающу. Но не позволительно ему присвоивать что-либо из оных, или сродникам своим дарить принадлежащее Богу. Аще же суть неимущие, да подает им, яко неимущим: но под сим предлогом да не продает принадлежащего церкви.
СвАп40.
ПРАВИЛО СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ 40.
Ясно известно да будет собственное имение епископа, (если он имеет собственное), и ясно известно Господне: дабы епископ, умирая, имел власть оставить собственное, кому хощет, и как хощет, дабы под видом церковного не было растрачено имение епископа, имеющего иногда жену и детей, или сродников, или рабов. Ибо праведно сие пред Богом и человеки, дабы и церковь не претерпела некоего ущерба, по неизвестности имения епископского; и епископ, или его сродники, не подверглись отобранию имения за церковь, или же дабы близкие к нему не впали в тяжбы, и кончина его не была сопровождаема бесславием.
СвАп45.
ПРАВИЛО СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ 45.
Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителям церкви: да будет извержен.
СвАп46.
ПРАВИЛО СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ 46.
Епископа, или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. «Кое бо согласие Христови с велиаром, или кая часть верному с неверным?» (2 Кор. 6: 15).
СвАп47.
ПРАВИЛО СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ 47.
Епископ или пресвитер, аще по истине имеющего крещение вновь окрестит, или аще от нечестивых оскверненного не окрестит: да будет извержен, яко посмеивающийся кресту и смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников.
СвАп49.
ПРАВИЛО СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ 49.
Аще кто, епископ, или пресвитер, крестит не по Господню учреждению, во Отца и Сына и Святаго Духа, но в трех безначальных, или в трех сынов, или в трех утешителей: да будет извержен.
СвАп50.
ПРАВИЛО СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ 50.
Аще кто, епископ, или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но едино погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен. Ибо не рек Господь: в смерть мою крестите, но: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Мф. 28: 19).
СвАп62.
ПРАВИЛО СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ 62.
Аще кто из клира, устрашась человека иудея, или эллина, или еретика, отречется от имени Христова: да будет отвержен от церкви. Аще же отречется от имени служителя церкви: да будет извержен от клира. Аще же покается: да будет принят, яко мирянин.
СвАп65.
ПРАВИЛО СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ 65.
Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолитися: да будет и от чина священнаго извержен, и отлучен от общения церковнаго.
СвАп74.
ПРАВИЛО СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ 74.
Епископ, от людей вероятия достойных обвиняемый в чем либо, необходимо сам должен быть призван епископами; и аще предстанет и признается, или обличен будет: да определится епитимия. Аще же зван быв, не послушает: да позовется вторично чрез посылаемых к нему двух епископов. Аще же и тако не послушает: да позовется и в третий раз чрез двух посылаемых к нему епископов. Аще же и сего не уважая, не предстанет: собор, по благоусмотрению своему, да произнесет о нем решение, да не мнится выгоду имети, бегая от суда.
СвАп75.
ПРАВИЛО СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ 75.
Во свидетельство против епископа не приимати еретика: но и верного единаго не довольно. «На устах бо двоих, или триех свидетелей твердо станет всяк глагол» (Мф. 18: 16).
СвАп81.
ПРАВИЛО СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ 81.
Рекли мы, яко не подобает епископу, или пресвитеру вдаватися в народныя управления, но неупустительно быти при делах церковных. Или убо да будет убежден сего не творити, или да будет извержен. Ибо никтоже может двум господам работати, по Господней заповеди (Мф. 6: 24).
00.
ИнЗл01.
СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ:
«Тех, кто в наше время переиначивает и извращает истину, кто устраивает лишь суетное и ложное подобие Церкви, чуждое Христу и Истине, тех пусть никто и не именует христианами, и не поддерживает общения с ними; да это и невозможно».
00.
ИнЗл02.
СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ:
«Возлюбленные, много раз я говорил вам о безбожных еретиках и теперь умоляю не объединяться с ними ни в пище, ни в питье, ни в дружбе, ни в любви, ибо поступающий так отчуждает себя от Христовой Церкви. Если кто-либо и проводит житие ангельское, но соединяется с еретиками узами дружбы или любви – он чужой для Владыки Христа. Как не можем мы насытиться любовью ко Христу, так и ненавистью к врагу Его не можем насытиться. Ибо Сам Он говорит: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф.12: 30.).»
ИнЗл03.
СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ:
«Если услышишь, что кто-либо затевает убийство царя земного, и не донесешь о том, то будешь казнен вместе с заговорщиками; еретики же и отступники постоянно убивают, хулой и поношением, Царя Небесного, Владыку нашего Иисуса Христа, а ты знаешь, кто хулит и поносит, — и не проявляешь никакого старания и ревности, чтобы прекратить эти хулы. Не следует ли из этого, что и ты их одобряешь? Потому и будешь предан вечному огню вместе с теми, кто поступает так. Тот же, кто хочет избежать такой участи, ни в коем случае не должен утаивать или покрывать еретиков, но должен обличать их и свидетельствовать о них, — не только если сам услышит или увидит кого-либо, говорящего слова и творящего дела еретические, но и в том случае, если обнаружатся другие истинные свидетели против делающих и говорящих по-еретически.».
01.
ИлТр01.
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН ТРОИЦКИЙ:
«Я ИСПОВЕДУЮ, ЧТО ЦЕРКОВЬ ЕДИНА, И КАТОЛИКИ ДЛЯ МЕНЯ НЕ ЦЕРКОВЬ, А СЛЕДОВАТЕЛЬНО, И НЕ ХРИСТИАНЕ, ИБО ХРИСТИАНСТВА НЕТ БЕЗ ЦЕРКВИ.».
02.
ИлТр02.
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН ТРОИЦКИЙ:
«Потому люди и начинают рассуждать слишком самоуверенно о делах веры, что допускают возможность существования какого–то христианства, не только независимого от Церкви, но даже и враждебного Церкви. Наше время, – время всяких подделок и фальсификаций, Церковь подменена христианством, живая жизнь – отвлеченным учением. Стираются в сознании многих границы между Православием и ересью, между истиной и заблуждением. (...) Выплыло в современном религиозном сознании какое–то неведомое Церкви всехристианство. Православие и католичество поставлены на одну ступень. Появилось несколько Церквей – православная, католическая, даже протестантская, англиканская и т. д., хотя, казалось бы, должно быть ясно, что у одной Главы может быть лишь одно тело.».
03.
СрСб01.
СВЯТИТЕЛЬ СЕРАФИМ СОБОЛЕВ:
«Русскую Православную Церковь приглашают участвовать в экуменической конференции, как одну из множества церковных организаций, каждой из коих прилагается понятие Церкви. Но мы, православные христиане, исповедуем, что Церковью, как учрежденною Самим Богом для нашего спасения, можно называть в строгом смысле только одно общество истинно–верующих христиан. Называть же церковью каждое из еретических обществ — это значит не иметь правильного понятия о Церкви и попирать нашу веру в догмат о Церкви, изложенный в девятом члене Символа веры.».
04.
СрСб02.
СВЯТИТЕЛЬ СЕРАФИМ СОБОЛЕВ:
«Впрочем, суть дела заключается не в этом, а в том, что экуменисты, и притом, к сожалению, даже из православной среды, не имеют правильного понятия о Церкви. Они считают, что к Церкви принадлежат все, крещенные во Христа, ставят в один ряд как православных, так и еретиков, признавая тех и других телом Христовым.».
05.
СрСб03.
СВЯТИТЕЛЬ СЕРАФИМ СОБОЛЕВ:
«Православные экуменисты во главу угла ставят единство церкви, или единую церковь. Но в понятие “единая” они вкладывают свой неправильный, извращенный смысл, ибо под этой единой церковью они разумеют не только всех православных, но и всех инославных христиан, т. е. еретиков. Эта экуменическая точка зрения совершенно расходится с православным взглядом, который под единой церковью всегда разумеет одних только истинно–верующих православных людей. Наша Церковь никогда не считала еретиков входящими в ее состав, в состав самого Тела Христова. Да и как возможно данную экуменическую точку зрения считать православною, когда Вселенские Соборы всегда предавали еретиков анафеме, т. е. отлучению от Церкви? Очевидно, экуменисты в своем учении о Церкви не признают над собою авторитета Вселенских Соборов. Но это равносильно отрицанию авторитета всей Православной Церкви и признанию, в данном случае, единственным критерием истины своего собственного разума при отрицании православной веры в Церковь.».
06.
СрСб04.
СВЯТИТЕЛЬ СЕРАФИМ СОБОЛЕВ:
«Однако толкование православными экуменистами наименования Церкви святою, как и других ее наименований, не являются одним только простым заблуждением. Это заблуждение в своей сущности есть ниспровержение нашей православной веры в Церковь. Последняя требует от нас веры в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь с тем, чтобы мы все эти свойства прилагали только и исключительно к нашей Православной Церкви. А православные экуменисты не хотят ей оказывать послушания. В силу этого они до неузнаваемости искажают девятый член Символа веры. В итоге получается какое–то неестественное смешение истины с ложью, Православия с ересями, что приводит православных экуменистов к крайнему извращению истинного понятия о Церкви и настолько, что они, будучи членами Православной Церкви, в то же время являются членами экуменической церкви, точнее, какого–то вселенского еретического общества с его безчисленными ересями. Следовало бы им всегда помнить слова Христа; "Аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь" (Мф. 18:17).».
07.
СрСб05.
СВЯТИТЕЛЬ СЕРАФИМ СОБОЛЕВ:
«Православная же Церковь до мученической крови защищала от еретиков чистоту православной веры. Если бы не было этой борьбы, то православная истина через смешение с еретической ложью перестала бы существовать, а вместе с этим исчезла бы и Православная Церковь с лица земли. Не обвинять надо последнюю за то, что она не смешалась с еретиками и отделилась от них, а ублажать ее надо за мученические подвиги разделения, происходившего по причине восстания еретиков на Церковь, на ее богооткровенные и святоотеческие истины и даже на самого Бога.».
08.
СрСб06.
СВЯТИТЕЛЬ СЕРАФИМ СОБОЛЕВ:
«Нельзя, наконец, не обратить внимания на то обстоятельство, какое отрицательное значение имеет участие православных представителей на экуменических конференциях. Самый факт этого присутствия утверждает инославных христиан в их мысли, будто все христианские исповедания принадлежат к Единой Вселенской Православной Церкви. (...) Присутствие православных представителей на экуменических конференциях говорит лишь о том, что православные христиане стали отступать от своего Православия. Трудно сказать, где более православные экуменисты отступают от Православной Церкви – в своих ли писаниях, или же присутствуя на экуменических конференциях? Это присутствие является в своей сущности изменой нашему православному догматическому учению о Церкви, выраженному в девятом члене Символа веры. Присутствуя на еретическом собрании, которое экуменисты называют "Всецерковной конференцией", "собранием всех христианских церквей" и "единою святою Христовой церковью", православные представители тем самым фактически утверждают бытие этой "единой святой церкви Христовой" со всеми ее еретическими заблуждениями. Следовательно, без слов, без всякого писания православные представители–экуменисты одним своим присутствием на экуменической конференции будут содействовать ниспровержению нашей веры в догмат о Церкви. ("Блажен муж иже не идет на совет нечестивых и на пути грешных не ста". – Псал. 1:1) Кроме того, на всех экуменических конференциях происходит совместная молитва еретиков с православными. Но такая совместная молитва возбраняется святыми канонами нашей Церкви.».
09.
СрСб07.
СВЯТИТЕЛЬ СЕРАФИМ СОБОЛЕВ:
«Конечно, в экуменическом вопросе мы не должны упускать из вида, что в самом последнем истоке экуменического движения перед нами стоят не только исконные враги нашей Православной Церкви, но стоит отец всякой лжи и пагубы – диавол. В прежние века, возбуждая в Церкви всякие ереси, он хотел погубить Святую Церковь через смешение православных с еретиками. Это делает он и ныне через то же самое смешение посредством экуменизма с его неисчерпаемыми масонскими капиталами. Однако, раньше это дело смешения имело больше препятствий, чем ныне. Тогда у христиан была огненная ревность о православной вере, ибо последняя защищалась ими до мученической крови. Ныне православные объяты небывалым равнодушием к своей вере, что так ненавидит Господь, сказавший: "О, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (Апок. 3:15–16).».
10.
СрСб08.
СВЯТИТЕЛЬ СЕРАФИМ СОБОЛЕВ:
«Экуменизм пока еще не будет торжествовать своей победы, он не заключит все Православные церкви в свое экуменическое вселенское кольцо. Не дадим ему этой победы! Памятуя его сущность и его цели, всецело отвергнем экуменическое движение, ибо здесь — отступление от Православной веры, предательство и измена Христу, чего всячески мы должны избегать во исполнение слов преп. Серафима: «Горе тому, который хотя на одну йоту отступил от святых Вселенских соборов». Здесь мир, враждебный Христу и Его Святой Православной Церкви. Поэтому дружба с этим мiром есть, по словам Апостола, вражда против Бога (Иак. 4:4).».
11.
СрСб09.
СВЯТИТЕЛЬ СЕРАФИМ СОБОЛЕВ:
«Очевидно, экуменисты, указывая на огромную численность так называемых христианских церквей, входящих в состав экуменического движения, представители коих примут участие на Амстердамской конференции, придают этому количеству положительное значение. Но оттого, что ложь будет проявляться не в малом, а в большом количестве ее видов, она не станет истиной; напротив она еще более будет ее искажать и отрицать…».
12.
СрСб10.
СВЯТИТЕЛЬ СЕРАФИМ СОБОЛЕВ:
«Православные экуменисты не только не слушают Православную Церковь, но даже открыто обвиняют ее в грехе разделения. Правда, этот грех они приписывают не только Православной Церкви, но и всем инославным церквам.».
13.
СрСб11.
СВЯТИТЕЛЬ СЕРАФИМ СОБОЛЕВ:
«Но не Православная Церковь, а еретики создавали ереси. Православная же Церковь до мученической крови защищала от еретиков чистоту православной веры. Если бы не было этой борьбы, то православная истина через смешение с еретической ложью перестала бы существовать, а вместе с этим исчезла бы и Православная Церковь с лица земли. Не обвинять надо последнюю за то, что она не смешалась с еретиками и отделилась от них, а ублажать ее надо за мученические подвиги разделения, происходившего по причине восстания еретиков на Церковь, на ее богооткровенные и святоотеческие истины и даже на самого Бога.».
14.
СрСб12.
СВЯТИТЕЛЬ СЕРАФИМ СОБОЛЕВ:
«Однако это обвинение показывает, в какой великий грех дерзкого самомнения и гордости впали православные экуменисты, присвоив себе право быть судьями Православной Церкви. Кажется, настал момент, когда последней нельзя более молчать. Надо указать им на всю их неправоту в отношении одинаково, как к Православию, так и инославию, и предостеречь их, на какой опасный и гибельный путь они стали. Этот путь толкает их на непослушание и даже на публичное обвинение своей Матери-Церкви.».
15.
СрСб13.
СВЯТИТЕЛЬ СЕРАФИМ СОБОЛЕВ:
«Затем, нас обвиняют в отсутствии любви к инославным христианам в сущности за то, что мы не относимся к экуменическому движению так, как к нему относятся православные экуменисты. Последние в этом своем отношении к экуменическому движению нарушают святые каноны, попирая наше догматическое учение о Церкви, устраивают на экуменических конференциях дружбу с протестантами и масонами, а через эту дружбу потворствуют протестантской пропаганде в Православных странах, содействуют врагам Православной Церкви в деле ее разрушения. Таким образом, это отношение православных экуменистов к экуменизму является сплошным бесчинством. Но в бесчинстве, по учению апостола Павла, нет любви. Любовь, — говорит он, — не бесчинствует (1 Кор. 13:5).».
16.
СрСб14.
СВЯТИТЕЛЬ СЕРАФИМ СОБОЛЕВ:
«Ясно, что не у нас, а у православных экуменистов нет любви к инославным христианам, ибо у них не любовь, а бесчинство. Пусть они спросят у своей совести, и она скажет им, что лежит в основе их экуменической деятельности и в их отношении к инославным христианам, любовь ли к последним, или что-либо другое?!».
17.
СрСб15.
СВЯТИТЕЛЬ СЕРАФИМ СОБОЛЕВ:
«Да избавит нас Господь от такой любви, от такого отношения к экуменическому движению. Дай Бог, чтобы наша Русская церковь и впредь держалась той обособленности в отношении к экуменизму и его конференциям, в какой она пребывает доселе. Да, мы одиноки. Но в этом одиночестве, в этой нашей обособленности — залог спасения от гибельного натиска на Русскую церковь со стороны масонства, — залог спасения не только Русской, но, может быть, и всей Вселенской Православной Церкви.».
18.
СрСб16.
СВЯТИТЕЛЬ СЕРАФИМ СОБОЛЕВ:
«Поэтому не будем участвовать в экуменических конференциях. Надо нам как можно дальше быть от экуменического движения. Последнее, не надеясь, что Русская церковь сразу вступит в ряды его настоящих членов, высказывает пожелание, чтобы ее представители присутствовали на Амстердамской конференции не как ее члены, а в качестве наблюдателей от своей Церкви.».
19.
СрСб17.
СВЯТИТЕЛЬ СЕРАФИМ СОБОЛЕВ:
«Но не следует и таким присутствием накладывать даже малейшего пятна на великую нашу Русскую церковь, ибо присутствие ее представителей в еретическом и масонском обществе, хотя бы в качестве наблюдателей, будет в известной мере, иметь характер общения с таким обществом. Между тем и к нашей Русской церкви вполне применимы слова апостола Павла: Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее... чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5:25—27).».
20.
СрСб18.
СВЯТИТЕЛЬ СЕРАФИМ СОБОЛЕВ:
«Поэтому не будем иметь абсолютно никакого общения с экуменическим движением. Будем в данном случае руководствоваться словами Священного Писания: Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверными? (2 Кор. 6:14—15). Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс. 1:1).».
21.
СрСб19.
СВЯТИТЕЛЬ СЕРАФИМ СОБОЛЕВ:
«Что же касается множества русских людей, не отступивших от православной веры, но повинных в той или иной мере в предательстве Царя своим попустительством, то их покаяние должно состоять в открытом исповедании истины, что одною из основ возрождения России является самодержавная власть Помазанника Божия. Будем свидетельствовать, что никакая иная форма правления в России не приемлема, что наш государственный строй может быть только сообразным православной вере русского народа, так как лишь об этой власти говорят нам Богооткровенные писатели и Святые Отцы как о происшедшей от Бога, свидетельствуют о ее неприкосновенности, требуют почитания ее, которое должно выражаться в наших молитвах за Царя и Его власть.».
ФдСт01.
ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОР СТУДИТ:
«Если общение через одно поминовение производит нечистоту, то поминающий ересеначальника не может быть православным.».
ФдСт02.
ПРЕПОДОБНЫЙ ФЕОДОР СТУДИТ:
«Ибо если молчание есть отчасти согласие, то утверждение этого согласия подписью пред целою Церковью как позорно!».
ГрБг01.
СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ:
«Светильник телу есть око (Мф.6:22), а светильник Церкви есть епископ. Поэтому оку необходимо быть чистым, чтобы тело двигалось правильно. А когда оно нечисто, и тело движется неправильно. Так вместе с предстоятелем Церкви, каков он будет, и Церковь или подвергается опасности, или спасается.».
ГрБг02.
СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ:
«Но и настоящее это потрясение, как рассуждаю, ничем не меньше прежде бывших, потому что им отторгнуты от нас все любомудрые, боголюбивые и заранее сожительствующие с горними мужи, которые, хотя во всем другом мирны и умеренны, однако же не могут пренесть с кротостью, когда молчанием предается Бог, и даже делаются при этом весьма браннолюбивыми и неодолимыми (ибо таков жар ревности), и готовы скорее ниспровергнуть, чего не должно, нежели пренебречь должным. За ними устремляется немалое число и народа, подобно стае птиц, улетая за улетевшими вперед, и даже теперь Не перестают улетать.».
ГрБг03.
СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ:
«Да не подумают, будто бы я утверждаю, что всяким миром надобно дорожить. Ибо знаю, что есть прекрасное разногласие и самое пагубное единомыслие; но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом. Когда идет дело о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, не смотреть на требования времени и властителей и вообще на все, нежели приобщиться лукавого кваса и прилагаться к зараженным. Всего страшней – бояться чего-либо более, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателем учения веры и истины.».
АфВл01.
СВЯТИТЕЛЬ АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ:
«Если епископ или священник, будучи очами Церкви, имеют недоброе поведение и соблазняют народ, то следует их изгонять. Лучше без них собираться в доме молитвы, чем вместе с ними, как с Анной и Каиафой, быть вверженными в геенну огненную.».
ВсВл01.
СВЯТИТЕЛЬ ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ:
«Если кто притязает исповедовать вполне православную веру, но находится в общении с теми, кто ей противоречит, если по предупреждении не порвут этого общения с ними, то их не следует даже считать братьями.».
КнСб15.
ПРАВИЛО 15 ДВУКРАТНОГО КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО СОБОРА 861 ГОДА:
«Что определено о пресвитерах и епископах и митрополитах, то самое, и наипаче, приличествует патриархам. Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отсупити от общения со своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но прежде соборанго оглашения и совершеннаго осуждения его, учинит раскол: таковому святый собор определил быти совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии. Впрочем сие определено и утверждено о тех, кои, под прдлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви. Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборнаго разсмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранити церковь от расколов и разделений.».
НмМш01.
Местночтимый СВЯЩЕННОИСПОВЕДНИК Далматинской епархии НИКОДИМ МИЛАШ:
«…Если кто-либо из епископов, митрополитов или патриархов начнет проповедовать какое-либо еретическое учение, противное православию, тогда прочие священно- и церковно-служители вправе и даже обязаны тотчас отделиться от подлежащего епископа, митрополита и патриарха, причем за это не только не будут подвержены какому бы то ни было каноническому наказанию, наоборот, удостоены будут похвалы, ибо этим они не осудили и не восстали против настоящих, законных епископов, а против ЛЖЕЕПИСКОПОВ, лже-учителей, и не раскол образовали они этим в церкви, напротив, по мере сил освободили Церковь от раскола, предупредили разделение.».
ПсСв01.
ПРЕПОДОБНЫЙ ПАИСИЙ СВЯТОГОРЕЦ:
«К несчастью, ЗАПАДНЫЙ РАЦИОНАЛИЗМ оказал влияние и на ВОСТОЧНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ВЛАДЫК. И вот они находятся в Восточной Православной Христовой Церкви только телом, в то время как всем своим существом пребывают на Западе, который, как им кажется, царствует в мире. А если бы они смотрели на Запад духовно, с помощью СВЕТА ВОСТОКА, СВЕТА ХРИСТОВА, то они видели бы духовный закат Запада, который потихоньку теряет свет Умного Солнца — Христа и погружается в глубокую тьму. Но ВМЕСТО ЭТОГО ОНИ СОБИРАЮТСЯ НА КОНФЕРЕНЦИИ И БЕЗ КОНЦА ОБСУЖДАЮТ ТЕМЫ, КОТОРЫЕ И ОБСУЖДАТЬ-ТО НЕЧЕГО, КОТОРЫЕ ЗА СТОЛЬКО ЛЕТ НЕ ОБСУЖДАЛИ ДАЖЕ СВЯТЫЕ ОТЦЫ165. ВСЕ ЭТИ ДЕЙСТВИЯ — ОТ ЛУКАВОГО. ОНИ НАПРАВЛЕНЫ НА ТО, ЧТОБЫ ЗАМОРОЧИТЬ ГОЛОВЫ ВЕРУЮЩИМ ЛЮДЯМ И СОБЛАЗНИТЬ ИХ, ЧТОБЫ ОДНИХ ПОДТОЛКНУТЬ К ЕРЕСИ, А ДРУГИХ — К РАСКОЛУ. Таким образом завоевывает новые плацдармы диавол. Ох-ох-ох, эти люди мучают народ и морочат ему голову.».
СНОСКА №165. Старец Паисий имеет в виду те богословские конференции, на которых обсуждаются вопросы, по которым у Церкви есть определенное святоотеческое мнение, а также вопросы, не требующие обсуждения вообще.
СрСр01.
СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ:
«Потом настанет время, когда под предлогом церковного и христианского прогресса, в угоду требованиям мира сего, будут изменять и извращать догматы (учение) и уставы Святой Церкви, забывая, что они имеют начало от Самого Господа Иисуса Христа, научившего и давшего указания Своим ученикам, Св. Апостолам, о создании Церкви Христовой и ее правил, и заповедавшего им: «Шедше научите все народы тому, что Я заповедал вам» (Мф. 28: 19).
Отсюда доныне сохранились дошедшие до нас правила и предания Св. Апостолов, которые разъяснены и утверждены окончательно раз навсегда и Св. Преемниками — Св. Отцами, руководимыми духом Святым на семи Вселенских Соборах. Горе тому, кто одно слово убавит или прибавит наша Церковь не имеет никакого порока; горе тому, кто дерзнет внести какие-нибудь изменения в Богослужение и уставы той Церкви, которая есть «Столп и утверждение Истины» и о которой Сам Спаситель сказал, что даже врата ада не одолеют ее; т. е., что она пребудет неизменно до конца — до второго пришествия».
Всякое желание внести якобы усовершенствование, изменения в правила и учение Св. Церкви, есть ересь, желание создать свою особую Церковь по измышлению разума человеческого, отступление от постановления духа Святаго и есть хула на Духа Святаго, которая не простится во век. Так поступали и будут поступать все отпавшие от единения со Святой Апостольской Церковию, о чем Апостол Павел говорит: «Такие апостолы - лукавые делатели принимают вид апостолов Христовых и не удивительно, ибо и сам сатана принимает вид Ангела Света поэтому не великое дело, что и служители его принимают вид служителей правды, но конец их по делам их». (2 Кор. 11: 13-14). По этому пути пойдут архиереи Русской земли и духовенство последних времён и гнев Божий поразит их…
Но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца Земле Русской, потому что в ней одной преимущественно сохраняется еще Православие и остатки благочестия христианского... У нас вера Православная, Церковь, не имеющая никакого порока. Ради сих добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие - сих врата адовы не одолеют. Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе...
Мне, убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так как к тому времени архиереи русские так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что даже и важнейшему догмату Христовой Веры - Воскресению Христову и всеобщему воскресению веровать не будут, то посему Господу Богу угодно до времени меня, убогого Серафима, от сея преждевременный жизни взять и затем во утверждение догмата Воскресения воскресить, и воскрешение мое будет яко воскрешение седми отроков в пещере Охлонской во времена Феодосия Юнейшего. По воскрешении же моем я перейду из Сарова в Дивеево, где буду проповедовать всемирное покаяние.».
ФфПл01.
СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ПОЛТАВСКИЙ (†1940):
«…Народ обратится к покаянию, к вере. Произойдет то, чего никто не ожидает. Россия воскреснет из мертвых, и весь мир удивится. Православие в ней возродится и восторжествует. Но того Православия, что прежде было, уже не будет. Великие старцы говорили, что Россия возродится, сам народ восстановит Православную Монархию. Самим Богом будет поставлен сильный Царь на Престоле. Он будет большим реформатором и у него будет сильная Православная вера. ОН НИЗРИНЕТ НЕВЕРНЫХ ИЕРАРХОВ ЦЕРКВИ, он сам будет выдающейся личностью, с чистой, святой душой. У него будет сильная воля. Он придет из Династии Романовых по линии матери. Он будет Божиим избранником, послушным Ему во всем. Он преобразит Сибирь. Но эта Россия просуществует недолго. Вскоре будет то, о чем говорит Апостол Иоанн в Апокалипсисе.».
ФфПл02.
СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ПОЛТАВСКИЙ (†1940):
«Иметь отрицательное чувство к врагам Божиим и врагам русского народа естественно. И напротив, не иметь этого чувства неестественно. Но только это чувство должно быть правильным. А правильным оно будет тогда, когда оно имеет принципиальный характер, то есть когда мы будем "ненавидеть" врагов Божиих и врагов русского народа не за их личные обиды нам, а за их враждебное отношение к Богу и к Церкви, и за их бесчеловечное отношение к русским людям. Потому нужно и бороться с этими врагами. А если не будем бороться, тогда за свою теплохладность будем наказаны Господом. Он свое отмщение воздаст не только им, но и нам».
ИсВл01.
ПРЕПОДОБНЫЙ ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ:
«Если неверные еретики не прельщают никого из Православных, то не следует делать им зла; когда же увидим, что неверные и еретики хотят прельстить Православных, тогда подобает не только ненавидеть их или осуждать, но и проклинать, и наносить им раны, освящая тем свою руку.».
ИсВл02.
ПРЕПОДОБНЫЙ ИОСИФ ВОЛОЦКИЙ О ПАТРИАРХЕ ЗОСИМЕ:
«В великой церкви Пречистой Богородицы, сияющей как второе солнце посреди всей Русской Земли, на том святом престоле, где сидели святители и чудотворцы Петр и Алексий и другие многие великие Православные святители, ныне сидит скверный злобесный волк, одетый в одежду пастыря, саном святитель, а по воле своей Иуда предатель и причастник бесам... Осквернил он святительский престол, одних уча жидовству, других содомски скверня. Змий пагубный, мерзость запустения на месте святе, отступник Христов, он не только сам отступил от Христа и прилепился диаволу, но и других учит от Христа отвергаться... Свински живя, он поджидает антихриста... Никогда не бывало такого злодея между древними еретиками и отступниками...
Если не искоренится этот второй Иуда – мало-помалу отступничество овладеет и всеми людьми...». (Из письма преподобного Иосифа Волоцкого епископу Суздальскому Нифонту. См.: И.Хрущев Исследование о сочинениях Иосифа Санина преподобного игумена Волоцкого. 1868. СТРАНИЦЫ: 126, 127.).
НкРг01.
ПРОТОИЕРЕЙ НИКОЛАЙ РАГОЗИН (†1981):
«На народе лежит тяжкий грех цареубийства, за что ГОСПОДЬ не даст нам не то что хорошего правителя, но и хорошего начальника цеха.».
ПрНк01.
ПРИТЧА О НАКАЗАНИИ ЛЮДЕЙ ВЫБОРАМИ ПЛОХОГО АРХИЕРЕЯ.
Одного пустынника выбрали архиереем. Он долго отказывался, но братья настояли. Тогда он и подумал: «Я не знал, что я достоин, верно, есть у меня что-то хорошее». В это время явился ему Ангел и сказал:
— Нерадивый монах, что ты возносишься! Эти люди согрешили перед Богом, и им необходимо понести наказание, оттого-то и выбрали тебя, что хуже тебя никого не нашлось.
ПрСл01.
О ПОСЛУШАНИИ БОГУ.
КНИГА ПРИТЧЕЙ СОЛОМОНОВЫХ. Глава 1. Стихи: от 24 до 33.
«Понéже звáхъ, и не послýшасте, и простирáхъ словесá, и не внимáсте, но отметáсте моя́ сове́ты и мои́мъ обличéниемъ не внимáсте: ýбо и áзъ вáшей поги́бели посмею́ся, порáдуюся же, егдá прiи́детъ вáмъ пáгуба, и егдá прiи́детъ на вы́ внезáпу мятéжъ, низвращéнiе же подóбно бýри прiи́детъ, или́ егдá прiи́детъ вáмъ печáль и градоразорéнiе, или́ егдá нáйдетъ на вы́ пáгуба. Бýдетъ бо егдá призовéте мя́, áзъ же не послýшаю вáсъ: взы́щутъ менé злíи и не обря́щутъ. Возненави́деша бо премýдрость, словесé же Госпóдня не прiя́ша: нижé хоте́ша внимáти мои́мъ сове́томъ, ругáхуся же мои́мъ обличéниемъ. Те́мже снедя́тъ свои́хъ путíй плоды́ и своегó нечéстiя насы́тятся: и́бо, занé оби́деша младéнцевъ, убiéни бýдутъ, и истязáнiе нечести́выя погуби́тъ.
МЕНé ЖЕ СЛýШАЯЙ ВСЕЛи́ТСЯ НА УПОВáНiИ И ПОЧíЕТЪ БЕЗЪ СТРáХА ОТ ВСя́КАГО ЗЛá.»
НпСд01.
О НЕПРАВЕДНОМ СУДЕ ОСЛЕПШЕГО ЕПИСКОПА ИСИДОРА.
ПРОТОИЕРЕЙ КОНСТАНТИН БОРЩ. ИМЯСЛАВИЕ. Том 3.Часть III.
«Попытка Синода наказать о. Иоанна Кронштадтского за его требование была наказана слепотой Митрополита Исидора Санкт-Петербургского.
Болея о пастве, заражаемой толстовщиной, дорогой Батюшка заявил Синоду: «Если вы не