Монизм,дуализм, плюрализм в философии
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Предмет фил-ии. Изменение предмета фил-и в ходе истор-ого развития.
Предметом фил-ии называют круг вопросов, кот-е она изучает.
Фил-ия самая древняя область знания. Она возникла в 1 тыс. до н.э. одновременно в Китае, Индии и Греции. Возникновение фил-ии было подготовлено. Во-1 накоплением знаний. Во-2, неудовлетворенностью господствующим в обществе религ-ми и мифолог-ми представлениями о мире. Фил-ия (с греч. «фило»-люблю, «софия»- мудрость)- "любомудрием".Фил-ия- это форма общественного сознания, это учение об общих принципах бытия и сознания и об отношении чел-ка к миру. Как наука фил-ия собирает, обобщает и анализирует инф-ию с целью получения новой. Фил-ия вырабатывает обобщенную систему знаний на мир и место чел-ка в нем. Она исследует познавательные, целостные, соц-но – пол-ие, нравственные и эстетические отношения чел-ка к миру. . Основная специфика фил-го знания закл-я в его двойственности, так как оно: • имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат; • однако не является научным знанием в чистом виде.Главное отличие фил-ии от всех иных наук зак-я в том, что фил-ия явл. Теор-им мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных чел-твом знаний.Предмет фил-и шире предмета исследования любой отдельной науки, фил-ия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним. • имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.); • во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов; • имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);
• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами; • в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется; • опирается на категории — предельно общие понятия; • неисчерпаемо по своей сути; • ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир).
Основной вопрос филоссофии и способы его решения
Впервые осознанно и четко этот вопрос прозвучал у немецкого философа 19 века Фридриха Энгельса. «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии, - утверждал он, - есть вопрос об отношении мышления к бьггию». Суть вопроса, по Энгельсу, прежде всего в том, что является первичным: бытие или мышление, природа или дух. Французский философ 20 века Альбер Камю считал самым важным проблему смысла человеческой жизни. «Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она не стоит этого, - значит ответить на основной вопрос философии»,- заявлял он.
Материализм и идеализм как два направления в развитии философии Большинство философов убеждены, что мир имеет одно начало: либо материю, либо сознание, то есть придерживаются монистической (от греч. monos - один) позиции. Те, кто считает первичным природу, или материю, стали называться материалистами, а те, кто считает таковым сознание, или идеальное, духовное, - идеалистами. Ма- териалисты, таким образом, исходят кз реальности к б раскрытии такн бытия опираются не на веру в чудеса, а на достижения науки и общественной практики. Идеализм делится на два вида: объективный и субъективный. Объективные идеалисты считают субстанцией мира якобы существующее объективно, то есть независимо от человеческого сознания, духовное начало (выступающее в разных вариантах понимания: как мировой разум, мировая воля и т.д.). Это начало творит весь материальный мир, включая человека. По сути, его можно назвать философским вариантом Бога.Субъективные идеалисты, в отличие от объективных, считают единственной реальностью наше сознание. По мнению, например, английского философа 18 века Дж. Беркли, весь окружающий нас мир на самом деле есть не что иное как комплекс восприятий человека. Существовать - значит быть воспринимаемым, утверждал он. Вне нашего сознания ничего не существует.
Значение философии и ее роль в познании Предмет фил-ии – фил-ия – наука, кот. изучает наиболее общие законы развития природы, общ-ва и познания(правильное и бесполезное определение).
Назначение фил-ии – поиск удела чел-ка, обеспечение его бытия в причудливом мире, а в конечном счете в возвышении чел-ка, в обеспечении его совершенствования. Общую структуру фил-ого знания составляют четыре осн-ых раздела: онтология(учение о бытие), гносеология(учение о познании), человек, общество. Специфика фил-кой мудрости состоит в ее нацеленности на смыслы максимально всеохватной (общей, предельной, целостной) и вместе с тем фундаментальной значимости.Фун-ии фил-ии — осн-е направления применения фил-ии, через кот. реализуются ее цели, задачи, назначение.
Мировоззренческая фун-я способствует формир-ию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте чел-а в нем, принципов взаимодействия с окруж-м миром. Методологическая фун-ия зак-ся в том, что фил-ия вырабатывает основные методы познания окруж-ей действ-ти (см. вопрос 3 "Предмет и методы философии"). Мыслительно-теоретическая фун-я выражается в том, что фил-ия учит концептуально мыслить и теоретизировать Гносеологическая — одна из основополагающих фун-ий фил-ии — имеет целью правильное и достоверное познание окруж-й действительности (то есть механизм познания). Роль критической фун-и - подвергать сомнению окруж-й мир и существ-ее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Социальная фун-я. Монизм,дуализм, плюрализм в философии
Монизм - учение о всеединстве действительности, в основе которой - одно начало, одна субстанция (Божественная - пантеизм; сознание - психологизм, феноменализм; материя - материализм; наивный монизм: первовещество - вода (Фалес)). Монизм может быть материалистическим (единая основа, первопричина - материя), или идеалистическим (единая основа - дух, идея, чувства). Материалистический монизм: философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов XVIII в., Людвига Фейербаха, марксизм, позитивизм.Идеалистический монизм выражен в философии Платона, Д. Юма, Г. В. Ф. Гегеля (наиболее последовательный сторонник), Вл. Соловьева, современного неотомизма, теизма.
Дуализм - мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми создает все то, что есть в действительности. Это могут быть различные начала: Бог и Мир; Дух и Материя; Добро и Зло; Белое и Черное; Бог и Дьявол; Свет и Тьма; Инь и Ян; Мужское и Женское и т. д. Дуализм присущ многим философам и философским школам: Р. Декарту, Б. Спинозе, С. Кьеркегору
Плюрализм - философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «плюрализм» введен X. Вольфом. Философская точка зрения плюрализма лежала в основе методологии Г. Лейбница, Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время - как порядок сменяющих друг друга явлений или состояний.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|